Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Блок V. Коррекция тревожности






Задачи:

♦ Воспитание уверенности в себе.

♦ Снижение эмоционального напряжения.

♦ Помощь в снятии страхов.

♦ Уменьшение тревожности.

♦ Помощь в преодолении негативных переживаний.

, 1. Рисование спиралеобразными линиями. Цель: учить наращивать скорость движения.

2. Соединение единой линией двух предметов. Цель: формирование умелости и уверенности руки.


Программа психологической коррекции

3. Игра по интенсивному обучению. «Клавиатура».

Цель: упражнять в рисовании различных геометрических фигур и предметов по строкам.

4. Серия занятий по коррекции страхов.

Цель: формирование активной позиции смелого.

5. Пластилиновая живопись.

Цель: совершенствование движения руки, развитие уверенности

в себе.

6. Изображение своего настроения.

Цель: упражнять в умении передавать свое настроение.


Терминологический словарь 355


Терминологический словарь

Авторитарность — свойство личности, заключающееся в стремлении подчинить своему влиянию участников образования или членов своей семьи.

Агрессия — целенаправленное воздействие с целью нанести обиду или ущерб другому человеку, в связи с чем он меняет свое поведе­ние (переживает, не может качественно выполнять свою деятель­ность из-за тревожности, сильного эмоционального переживания).

Адаптационный период школьника — время, необходимое первокласс­нику или ученику, перешедшему в другую школу, для освоения правил распорядка и поведения, понимания и обретения своего статуса и роли в среде сверстников. Первокласснику необходимо войти в новую социальную ситуацию развития, где ведущей ста­новится обязательная учебная деятельность, готовящая к буду­щей трудовой.

Акмеология (акмеологический подход к профессиональному станов­лению) — область знаний комплексного характера, относящаяся к процессу появления новых («вершинных») качеств профессио­нальной деятельности, присущих взрослому человеку.

Акцентуации характера — чрезмерно выраженные свойства харак­тера, зависящие от основных нервных процессов (возбуждения и торможения). Проявляются как типичное поведение. Термин введен К. Леонгардом. В нашей стране применительно к подрост­кам разрабатывалась методика акцентуации характера А. Е. Личко в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. Извест­ны такие акцентуации: гипертимическая, дистимическая, циклоти-мическая, возбудимая, застревающая, эмотивная, экзальтированная, демонстративная, педантичная, тревожная и др. Личко дал им не­сколько измененные названия, показав их связь с психопатиями и психотравмирующими воздействиями.

Альтруизм (противоположен эгоизму) — свойство личности, сущ­ность которого в направленности на другого человека, стремле­нии ему помочь.

Апатия в учебной деятельности — безразличие и равнодушие к уче­нию; может быть причиной неуспеваемости. Основной мотив при


апатии можно выразить так: «Мне все равно, лишь бы меня не за­девали».

Артефакты — возникающие в результате экспериментов некоторые искажения, не укладывающиеся в логику исследования и проти­воречащие замыслу. Например, в опытах Ж. Пиаже были получены артефакты, противоречащие положениям о спонтанном, незави­симом от условий и воздействий взрослых, развитии интеллекта детей. Оказалось, что дети, находящиеся на дооперационной ста­дии развития мышления, могли выполнять задания, которые бы­ли под силу более старшим испытуемым.

Ассоциативная психология — психологическое направление, разра­батываемое в XVIII-XIX вв. сначала философами (Дж. Беркли, Д. Юм), предполагавшими, что человек запечатлевает внешние яв­ления в виде следов, которые взаимосвязаны между собой. В 1880-1890-е гг. Г. Эббингауз, Г. Мюллер установили, что основой пси­хики являются ощущения, связанные между собой по смежности, контрасту и сходству. Особенно сильное влияние А. п. оказала на изучение памяти.

Аффект неадекватности — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспешной учебной деятельностью школь­ника. Это явление возникает взамен несостоятельности. Поэтому он обижается на справедливые замечания или плохую оценку, которая, с его точки зрения, несправедлива, занижена.

Аффект — очень сильное и кратковременное переживание, возника­ет в опасных и критических ситуациях, когда личность не может быстро найти выход, когда нарушаются ее социальные связи и психологические отношения.

Аффилиативные потребности — испытываемые человеком потреб­ности в общении, дружбе, эмоциональной привязанности. Может быть мотивирована стремлением к принятию и страхом отверже­ния. Если первое не удовлетворяется, возникает отчужденность, оди­ночество, отверженность. Ученик становится «козлом отпущения».

Барьер психологический прошлого опыта — характеристика неаде­кватного использования прошлого опыта, мешающего решению новых творческих задач. Смысловой барьер — возникновение не­понимания между учеником и учителем, между другими взрос­лыми и детьми, в результате которого одно и то же явление имеет


356 Терминологический словарь


Терминологическии словарь 357


 


совершенно противоположное значение для каждой из сторон. «Нельзя драться», — говорят взрослые. Мальчик понимает и со­глашается с этим, но не драться не может, поскольку не хочет про­слыть трусливым и показать свой страх.

Бихевиоризм — одно из главных психологических направлений XX в., рассматривающее в качестве основного предмета психологии по­ведение в отрыве от сознания. Бихевиоризм изучал реакции орга­низма на воздействия внешней среды. Основателем бихевиоризма считается Дж. Уотсон, главная работа которого — «Психология с точки зрения бихевиориста». К этому теоретическому направле­нию принадлежали Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.

Ведущий тип деятельности — деятельность, способствующая психи­ческому и умственному развитию, наиболее соответствующая дан­ному периоду онтогенеза. Ведущий тип деятельности, например учебная и в целом обучение, по Л. С. Выготскому, ведет за собой развитие.

Вербальное научение — приобретение опыта (знаний, умений и на­выков) посредством словесных разъяснений или зафиксирован­ных в слове примеров, например образцов сочинений по литера­туре.

Викарное научение — приобретение опыта (знаний, умений и навы­ков) в результате наблюдения и подражания образцам. Напри­мер, выполнение физических упражнений после показа их инст­руктором или тренером.

Внушаемость — неспособность личности быть критичной по отно­шению к воздействиям других людей или рекламы. Внушаемый человек воспринимает мнение другого человека как свое собст­венное, подражая ему во всем. Внушаемость — качество, проти­воположное критичности. Возникает в результате неразвитости волевой сферы, повышенной эмоциональности. Влияют на вну­шаемость утомляемость, низкая самооценка, тревожность.

Воздействие — действие человека или внешнего фактора на личность с целью влияния и изменения ее поведения.

Высшие психические функции — понятие, введенное Л. С. Выгот­ским для обозначения психических функций, социальных по сво­ему происхождению. В противоположность «натуральным», воз-


никающим под воздействием генетических, врожденных явле­ний/В, п. ф. формируются под влиянием обучения и зависят от знаковых систем (например, речи).

Гештальт-психология — направление в психологии, зародившееся в 30-е гг. XX в. Основатель его, М. Вертгаймер, написал в 1910 г. работу «Психология движений», в которой обосновывал, что вос­приятие — не сумма ощущений, оно имеет структуру, форму, из­бирательность и пр. Впоследствии основные положения распро­странились и на мышление (см. работы Л. Секея, К. Дункера, Н. Майера, Дж. Гилфорда и др.)

Гиперактивные дети — дети, имеющие не свойственные возрасту невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, неуместную избыточную активность, нарушения поведения. Это чаще всего встречается у мальчиков. Основными причинами считаются: ма­лая мозговая дисфункция, нарушения во внутриутробном развитии ребенка, черепно-мозговые травмы. Однако не всякая излишняя активность ребенка может быть показателем физического или психического нездоровья. Возможно, это реакция на психотрав-мирующую ситуацию.

Гуманистическая психология — направление в психологии, главная мысль которого: предназначение человека — в самоактуализации. Для этого он должен быть психически здоровым, т. е. иметь жела­ние и возможности для самореализации. Считается, что человек будет психически здоровым, если емупредоставлены все условия для личностного роста.

Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от общеприня­тых норм или правил поведения в школе.

Действие — целенаправленный акт активности. Может быть внеш­ним и внутренним, идеальным. Внешние действия направлены на материальное преобразование окружающего (изготовление макета, пришивание пуговиц); к внутренним относятся: умственные (пла­нирование, представление будущего результата, контроль за испол­нением), словесные (рассказать, описать, поставить вопрос), мнеми-ческие (направленные на запоминание и воспроизведение) и др.

Делинквентное поведение — правонарушения, за которые личность несет уголовную ответственность перед законом.


358 Терминологический словарь


Терминологический словарь 359


 


Дети с отклонениями в психическом развитии — дети, не отвечаю­щие своими проявлениями в различных видах деятельности уста­новленным нормам, принятым мировым сообществом врачей, пси­хологов и физиологов. Отклонения вызываются нарушениями в развитии органов чувств (глухота, тугоухость, слепота, слабови-дение), поражениями центральной нервной системы, нарушения­ми речи, опорно-двигательного аппарата.

Диагностика психологическая — система действий психолога, на­правленная на выяснение причин какого-либо явления для разра­ботки мер ликвидации или коррекции неблагополучия. Включает три этапа: 1) сбор психологической или иной информации; 2) фор­мулировку диагноза; 3) выработку рекомендаций для коррекции.

Дидактогения — негативное отношение учащегося к школе, вызван­ное нарушением отношений с учителем. Может привести к нев­розам, сопровождается страхом, отвращением к учебной деятель­ности.

Дискомфорт — ощущение подавленности или, наоборот, раздражен­ности, при котором школьник чувствует недомогание или беспри­чинную напряженность, из-за чего не может сосредоточиться на главном. В последнее время к причинам дискомфорта относят хро­ническую усталость, хотя парадокс заключается в том, что много работающий человек и получающий от этого удовлетворение ее не ощущает и не испытывает дискомфорта.

Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы. К ним относятся и психофизические особенности: тип конститу­ции, работоспособность, темп деятельности и другие врожденные свойства. Задатки многозначны — на основе одной особенности могут развиваться разные способности.

Задержка психического развития — одна из аномалий психическо­го развития, заключающаяся в несвоевременном проявлении не­обходимых для деятельности психических функций, — отсутствие работоспособности, нужного темпа выполнения заданий, слабая концентрация внимания и малый его объем, рассеянность, недо­статочная переключаемость и пр. В проявлении высших психиче­ских функций также видны отставания — медленное запоминание и воспроизведение, понимание и запоминание только конкретно­го, образного материала, неумение самостоятельно планировать


и осуществлять самоконтроль и т. п. Ребенок с таким недугом по своему психическому развитию соответствует более раннему воз­расту, сохраняя старые виды деятельности (хочет играть, но не читать). Причины: дефекты конституционального развития (ин­фантильность), соматические заболевания (физически ослаблен­ные дети), органические поражения головного мозга (малая моз­говая дисфункция).

Защита психологическая — система действий личности, которая по­зволяет устранить негативное травмирующее или разрушающее воздействие какого-либо агента из внешней или внутренней сре­ды (неприятности извне, угроза жизни, исходящая от понимания болезни, внутриличностные или межличностные конфликты и пр.). Термин введен дочерью 3. Фрейда Анной Фрейд. Она установила механизмы психологических защит — вытеснение, осознание, от­рицание, подавление, замещение и др.

Интериоризация — понятие введено А. Валлоном и Ж. Пиаже для обозначения внутренних процессов, появляющихся при усвоении знаний об окружающем мире, понятий, воздействий других лю­дей при выработке каких-либо навыков.

Интроверсия (интроверт) — введенное К. Юнгом понятие обознача­ет обращенность личности внутрь себя, на свой внутренний мир. Экстраверсия — направленность личности вовне.

Инфантильный (инфантилизм) — детское восприятие окружающего мира, сохранение в поведении детских привычек, капризов, эго­центризма, когда собственный мир становится точкой отсчета.

Катарсис — один из механизмов формирования взаимоотношений. Проявляется как удовлетворение от очищения «перед другим че­ловеком или после влияния искусства, при этом личность как бы заново рождается и пересматривает все».

Когнитивная деятельность — введенное Дж. Брунером, Ж. Пиаже и др. понятие для обозначения процессов переработки поступаю­щей через органы чувств информации. В настоящее время часто употребляется для обозначения всей познавательной деятельно­сти (памяти, мышления, воображения и др.)

Конформность — податливость человека давлению группы, мнению других людей. Употребляется как синоним внушаемости.


360 Терминологический словарь


Терминологический словарь 361


 


Личностно-ориентированное образование — организация обучения и воспитания ребенка в соответствии с его личным опытом, воз­можностями, желаниями и потребностями. Цель такого образова­ния — выработать у школьника ценностное отношение к получае­мым знаниям и миру в целом.

Неврозы — нервное расстройство, вызванное непродуктивным взаи­модействием, неумением разрешить или предупредить конфлик­ты с людьми, рассогласование ожиданий и реальных событий. Ча­ще всего возникают из-за слабо развитой эмоционально-волевой сферы и истощаемости нервной системы.

Нейропсихология — отрасль психологии, относящаяся к медицин­ской психологии, неврологии и нейрохирургии. Изучает особен­ности функционирования нервной ткани и его влияния на психи­ческую деятельность человека. Основатель — А. Р. Лурия, который изучал системную динамическую локализацию высших психиче­ских функций, их нарушения при поражении структур мозга. Од­но из направлений нейропсихологии — изучение асимметрии мозга (право- и левополушарные субъекты и их психические особенно­сти). Нейропсихология изучает также нейродинамику (способность нервной клетки проводить и концентрировать возбуждение).

Одаренные школьники — учащиеся, обладающие своеобразным со­четанием общих и специальных способностей, которые направле­ны на учебную деятельность и позволяют выполнять ее в ином темпе, своеобразно. В отличие от других ровесников имеют высо­кие показатели работоспособности, следствие которой — высокие результаты и достижения в одном или нескольких видах деятель­ности; склонны к уединению; показывают низкие результаты в дея­тельности, которую выполняют неохотно.

Ошибочное действие (ошибка) — понятие, включающее действия, выполненные ненормативно. Это неадекватно использованное дей­ствие, не приводящее к успеху. Понятие об ошибках занимает осо­бое место в психоанализе, где оговорки, описки, ошибки памяти и т. п. объяснялись как вытесненные из сознания намерения субъ­екта.

Психологическая атмосфера общения — характеристика эмоциональ­ного настроя членов группы, позволяющая качественно выпол-


 


нять поставленные задачи. Включает эмоциональный, волевой, цен­ностный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Психологическая компетентность учителя — осведомленность пе­дагога в вопросах психологии обучения, воспитания, личности, приводящая к продуцированию новых знаний о школьнике и по­зволяющая предвидеть последствия своих действий.

Психологическая поддержка — своевременное позитивное воздей­ствие педагогов и родителей на детей с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу, рэкету и ока­зание помощи в решении этих проблем.

Психологический анализ урока — это анализ психологических ос­нов урока: процессов учения и преподавания, взаимообусловлен­ных проявлений качеств личности учителя и учащихся во взаи­модействии на уроке. Психологические основы урока определяют дидактические и методические стороны. П. а. у. необходим для определения целесообразности применяемых методических средств и дидактической сущности организации урока.

Психолого-медико-педагогическое консультирование (ПМПК)

комплексная деятельность служб специалистов в решении вопро­сов комплексной диагностики и выработки мер коррекции здоро­вья и психического развития.

Профессиональное психологическое поле — понятие, обозначающее область распространения и применения специальных профессио­нальных знаний для преобразования окружающего. Понятие «пси­хологическое поле» появилось в контексте гештальт-психологии у Курта Левина для обозначения значимых воздействий окружа­ющего на личность и динамической системы поведения как рав­новесия между личностью и средой. Сами объекты среды, созда­вая профессионально-жизненное пространство, или поле, имеют мотивирующую силу. («Что ведет к чему?») Педагог испытывает желание работать, заходя в класс, видя детей, идущих в школу; инженер-программист «видит» преобразование технологий, рас­считывая возможности их улучшения. Иными словами, специа­листы «видят» возможности применения своей профессии, что можно отнести к психологическому полю.


362 Терминологический словарь


Терминологическии словарь 363


 


Профессиональные деформации — преобразование внутреннего ми­ра специалиста, которое приводит к неконструктивной деятельно-' сти, провоцирует ошибки, что отрицательно влияет на взаимодей­ствие с другими людьми, ухудшает результаты труда.

Психотерапия — буквально: лечение психики. Система средств, пред­назначенных для анализа отрицательно действующих на человека переживаний, неуверенности, низкой самооценки, неудовлетворен­ности жизнью и оказания психологической помощи.

Рефлексия — процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. Рефлексия становится способом самоаттеста­ции и самоотчета. В ней субъект может представить себя в про­шлом, в будущем, каков он есть на самом деле и каким его видят другие. Поэтому рефлексия становится психологическим зерка­лом самого себя.

Симультанный процесс — одновременное протекание психических процессов ввиду их свернутости и автоматизированности. Вос­приятие речи является симультанным процессом (мгновенным). К примеру, речевой слух позволяет одновременно делать звуко­вой анализ и синтез речи.

Сотрудничество '— один из видов взаимодействия людей, при кото­ром возникает добровольная взаимозависимость, приводящая к удовлетворенности деятельностью. В основе его — потребность принять человека таким, каков он есть, понять и поддержать парт­нера.

Служба психологическая — организованная система оказания пси­хологической помощи школьнику и учителю, населению в реше­нии различных сложных вопросов при психоконсультировании, психологической экспертизе, психологической диагностике.

Социализация — усвоение и использование усвоенного социального опыта, процесс формирования ролей и социального научения, включение в социально-психологические процессы.

Сукцессивный процесс — это процесс последовательного протека­ния восприятия, речи, мышления и др. При этом одно действие должно предшествовать другому или следовать за ним.

Фасилитация — улучшение скорости и качества выполнения дея­тельности под влиянием других людей. Противоположное каче-


ство — ингибиция, при которой результат деятельности ухудша­ется в присутствии других людей.

Фрустрация — психическое состояние, вызванное неуспехом в удов­летворении потребности и сопровождающееся отрицительными переживаниями: разочарованием, тревогой и др.; состояние по­давленности.

Ценность — какой-либо предмет, имеющий особую значимость для личности как средство удовлетворения потребностей.

Черты личности (свойства личности) — наиболее устойчивые, по­стоянно проявляющиеся качества характера или особенности по­ведения. На черты личности влияют особенности темперамента, характера, направленность и потребности. К примеру, любимого учителя чаще всего характеризуют так: симпатия (внутреннее рас­положение), благодарность (чувство признательности), уважение (почтительное отношение, основанное на признании каких-либо достоинств), теплота (сердечное, доброе отношение), любование (рассматривание с удовольствием) и др.

Эмпатия — способность сопереживать другому человеку, принимать на себя его чувства в результате сопоставления и проникновения в его внутренний мир.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.