Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мексика






Не все латиноамериканские страны прошедшие два десятилетия характеризовались заметным прогрессом. Несмотря на общность исторических судеб, схожесть социально-экономических условий развития стран региона, между ними существуют значительные различия. За исключением Кубы, строящей социализм, и Никарагуа, осуществляющей глубокие прогрессивные преобразования, все латиноамериканские страны развиваются по капиталистическому пути. Из них три страны - Бразилия, Мексика и Аргентина - значительно превзошли другие страны по уровню развития промышленности, по зрелости капиталистических отношений. Прогрессивные изменения в отраслевой структуре экономики этих стран способствовали еще большему упрочению их позиций в региональном промышленном производстве.

Мексиканские Соединенные Штаты - одни из крупнейших государств Латинской Америки. Их территория равна 1958, 2 тысяч квадратных километров. По территории среди стран западного полушария Мексика занимает пятое место. На севере она граничит с Соединенными Штатами Америки, на юге - с Гватемалой и Белизом. Мексика - страна гористая, более 50% ее территории подвержено выше 1000 метров над уровнем моря. Единственная равнина - полуостров Юкатан, узкие низменности тянутся также вдоль океанского побережья. Водные ресурсы распределены крайне неравномерно, что совместно с другими факторами создает трудности для ведения сельского. Многие районы Мексики нуждаются орошения.

Страна богата полезными ископаемыми: нефть, газ, ртуть, серебро, цинк, свинец, уран и другие. Разведанные запасы нефти составляют около 9, 8 миллиарда тонн, природного газа - 1826 миллиардов кубических метров. Мексика, крупнейший в мире производитель серебра, занимает седьмое место в мире по добыче цинка, серы и солей, четвертое - свинца и ртути. По населению Мексика - третья страна западного полушария. В 1983 г. население страны насчитывало более 70 миллионов человек. Государственный язык - испанский, однако во многих отдаленных районах широкое распространение имеют индейские языки. В столице страны - городе Мехико, проживает 12700000 человек. Вместе с соседними городами Мехико образует одну из крупнейших городских конгломераций мира, в которой проживает 20% населения страны. Это - крупнейший индустриальный центр Латинской Америки, на него и другие города долины Мехико около 60% промышленного потенциала страны. Мексика - федеративная республика, состоящая из 31 штата и Федерального округа. Верховная власть осуществляется президентом, являющимся главой правительства. Законодательная власть принадлежит Национальному конгрессу, состоящему из палаты депутатов, избираемый сроком на три года, и сената, в которых избираются по два сенатора от каждого штата сроком на шесть лет. [9, c.3]

Мексика - наиболее развитая страна Латинской Америки. По производству ВВПА и промышленной продукции она занимает второе место в регионе, уступая по этим показателям лишь Бразилии. Так среднегодовой прирост ВВП с 1965 по 1970 г. был равен 6, 9%; в 1970 - 1974 гг - 6, 3%. В период мирового экономического кризиса 1974 - 1975 годах этот показатель снизился, а затем в 1978 - 1980 рр. поднялся до 8 - 9%. [9, c.4]

И хотя ВВП Мексики вырос в последние десять лет более чем в 1, 5 раза, она все еще заметно отстает по доходам на душу населения от развитых капиталистических стран, а среди стран Латинской Америки занимает третье место после Аргентины и Венесуэлы.

Вступая в новую фазу своего промышленного развития, Мексика использовала финансовую и материальную поддержку со стороны развитых государств, прежде всего США. При этом осуществлялась специализация и кооперирование на базе постепенной интеграции экономических структур Мексики с экономикой развитых капиталистических стран. Эти факторы наложили глубокий отпечаток на экономическое развитие Мексики, придав ему противоречивый характер.

За послевоенные годы существенные изменения претерпела структура ВВПА. Доля сельского хозяйства в нем постоянно падает. Так, в 1950 г. она составляла 23.8%, в 1970 г. - 11.9, а в 1978 г. - уже 9.0%. Постепенно увеличивается доля обрабатывающей промышленности (см. таблицу N 1). Однако по уровню обрабатывающей промышленности Мексика все еще сильно отстает от развитых капиталистических стран. По общим показателям экономического развития Мексика приближается к такой стране, как Испания, уступая ей лишь по размерам продукции на душу населения (см. таблицу N 2).

Характеризуя промышленность в целом, нужно отметить, что 80.7% всех предприятий обрабатывающей промышленности составляют мелкие производства, принадлежащие национальному или частному капиталу и использующие национальную технологию. Они в основном и обеспечивают занятость населения. В 1960 г. на долю мелких и средних предприятий в обрабатывающей промышленности приходилось 71.5% всех производимых продукции и 79.5% всех занятых в отрасли. [9, c.10]

Государство проводит политику стимулирования средней и мелкой промышленности, для чего создан Гарантийный фонд стимулирования средней и мелкой промышленности. В отношении этих предприятий осуществляется преференциальная налоговая политика. В планах промышленного развития страны уделяется большое внимание мелкой и средней индустрии. По данным на 1970 крупных предприятий насчитывалось 1007 с числом занятых 477 тысяч человек, средних - 2122 с числом занятых 365 тысяч человек и мелких - 68036 с числом занятых 628 тысяч человек.

Инвестиции в экономику обеспечиваются главным образом за счет увеличения государственных вложений. Государственные инвестиции в экономику и социальную инфраструктуру росли довольно высокими темпами в течение 1950 - 1970гг.

Важным фактором экономического развития Мексики был рост производительности труда. В то время, как занятость населения с 1960 по 1977 г. возросла в 2.1 раза, величина ВВП за тот же период увеличилась в 4.7 раза.

В 1972 г. активы иностранных филиалов составляли 52% активов 300 крупнейших предприятий в обрабатывающей промышленности. Однако принятие в 1973 г. закона о стимулировании национальных и регулировании иностранных капиталовложений предотвратило дальнейшей капитализации мексиканской экономики. Политика государства в регулировании деятельности иностранного капитала позволяет местным компаниям вступать в конкуренцию не со всей ТНК, а лишь с ее филиалами в стране. Хотя иностранные филиалы и отдали контрольный пакет акций, однако их влияние чувствуется повсеместно, так как 90% крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности используют иностранную технологию, строят свое производство на базе иностранного оборудования, марок и патентов. Но вопреки " замене импорта" и " мексиканизации" продолжают быстро увеличиваться иностранные капиталовложения и ввоз товаров. Несмотря на все усилия, правительству не удалось приостановить рост инфляции. В 1976 г. цены на потребительские товары возросли по сравнению с 1973 г. более чем в 1.5 раза. Все это в сочетании с мировым экономическим кризисом вынудило правительство отказаться от стабильности мексиканского песо.

1976 - 1977 годы были трудными для мексиканской экономики. Оживление началось со второй половины 1978 г., увеличились капиталовложения частного сектора, снизились темпы инфляции. В 1979 г. прирост ВВП составил 8%, увеличилась занятость населения на 7.6%. Но в тяжелом положении оказалось сельское хозяйство, продукция которого снизилась на 3.5%. [10, c.35]

Промышленность Мексики в 1980 - 1981 рр. развивалась высокими темпам. Быстро росли добыча нефти, производство в отраслях нефтехимического комплекса, цементной промышленности и машиностроения.

Мексика первой в капиталистическом мире национализировала нефтяную промышленность, экспроприировав в 1938 г. имущество 17 иностранных компаний. Оно было передано в руки государственной организации " Петролес мексиканос", " Пемекс" является стержнем государственного сектора экономики, а нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность превратилась в важнейшую отрасль экономики, доходы от которой идут на развитие других отраслей, инфраструктуры и сельского хозяйства.

На данный момент большое внимание уделяется развитию частного сектора в экономики Мексики. Согласно декрету от 15 августа 1983 о развитии и деятельности сектора " макиладорас", предприятия этого типа могут создаваться повсеместно. Декрет предусматривает возможность создания таких предприятий в " свободной экспортной зоне" на правах стопроцентной иностранной собственности, что ставит их в особые условия по сравнению с большинством действующих в Мексике иностранных фирм, собственность которых в акционерном капитале ограничена на 49%. Если в 1966 г. в Мексике действовали 12 предприятий этого типа, на которых было занято около 3 тысяч человек, то к концу 1987 г. - уже 1100 с числом занятых более 300 тысяч человек. [11 c.13]

Крупнейшей частной корпорацией является " Альфа индустриас". Ее пассивы составляют почти 69 миллиардов песо, активы - 111.5 миллиардов. В группу входят металлургические, бумажно-производственные предприятия, заводы по производству синтетического волокна, машиностроительные и нефтехимические.

Внешней торговле в Мексике всегда придавалось большое значение. Она является одним из главных источников получения иностранной валюты, на которую приобретается оборудование, необходимое для развития промышленности, и сырье.

Характерной особенностью внешнеторгового оборота на протяжении длительного времени являлось хроническое превышения импорта над экспортом. Структура импорта свидетельствует о том, что страна покупает в основном машины, сырье для промышленности, в отдельные годы продовольствие и потребительские товары. Кроме США крупными импортерами мексиканской продукции являются Испания, Япония, ФРГ, Бразилия и другие.

Сейчас " Мексиканская модель" переживает кризис, поскольку экономические успехи страны оказались чрезвычайно противоречивым. В частности, экономический рост в Мексике сопровождался усиленным проникновением иностранного капитала. Доминирующие позиции (около 60%) принадлежат иностранному капиталу США, хотя в последние годы значительно увеличился приток капиталовложений из Западной Европы и Японии. Наряду с этим Мексика все в большей степени прибегает к внешним займам и кредитам, хотя доходы от экспорта не покрывают финансовых обязательств. [11 c.20]

За счет того, что в Мексику хлынули нефтедоллары, правительство надеется осуществить быстрый скачок в экономическом развитии, а также справиться с безработицей. Внешний долг Мексики составляет 80 миллиардов долларов. Только одни платежи по государственной задолженности поглощают 70% от продажи нефти. Это привело к многократным девальваций песо.

В 1980 г. экспорт увеличился до 15.3 миллиардов долларов и из них 10 миллиардов приходится на нефть.(таблица N 1)

 

США

Малое предпринимательство играет важную роль в экономической и социальной жизни США.

Так, в 1986-1990 гг небольшие фирмы США делали более 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.

В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. Так, на их долю оптовой торговли приходится - 86% валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81%, в строительстве - 80%, в финансовой сфере - 60%, в розничной торговле - 55%, в обрабатывающей промышленности - 21%. [13, с.10]

На малые фирмы в указанный период приходилось почти половина всех занятых в частном секторе: - 12 млн. чел. в сфере обслуживания; - 10, 1 в розничной торговле; -4, 4 в оптовой; в обрабатывающей промышленности заняты - 8; в строительстве -4, 3, на транспорте - 2; в добывающей промышленности - 0, 5; в сельском хозяйстве - 0, 8; 3, 2 млн. чел. было занято финансовой деятельностью. [13 c.12]

Особенно важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 80-е годы 80% всех новых рабочих мест были созданы мелкими предприятиями. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предпринимательству. Государство же получает миллиардные суммы доходов в виде налогов с прибыли мелких предприятий.

Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

Приведем классификацию отраслей в США, используя следующие показатели: плотность занятых в отдельных отраслях, а также общее количество частных предприятий и их распределение по отраслям..(таблица N 2)

И. Мелкие предприятия промышленности США //Проблемы теории и практика управления. - Москва. 1990 г. - с.10.

В политике правительства США как и во многих других развитых капиталистических странах помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается прежде в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.
В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании
находят " отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности.

Это заставляет их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики. И объясняется это прежде всего той ролью и функциями, которые малый бизнес выполняет.
Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.
В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Распределение малых предприятий по отраслям
промышленности и количеству работающих в США в %. |

Из приведенной таблицы совершенно ясно, что малый бизнес во всех частных секторах экономики США доминирует по количеству созданных им рабочих мест. Относительная же значимость мелких фирм, значительно различается между профилями этих предприятий.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с направлениями исследований, устоявшиеся.

К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируется разработками, проводятся фирмами малого и среднего предпринимательства.
Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и другие ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвитию в условиях рынка. В США идет мощная волна поддержки развития МП.

Деятельность малых предприятий в США входит в компетенцию специальной государственной организации - Администрации малого бизнеса, созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность делать мелким предпринимателям финансовую консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключению контрактов с крупными предприятиями. [14 c.10]

Президент США ежегодно делает доклад Конгрессу о положении малого бизнеса. Конгресс США утверждает разнообразные программы помощи развитию мелкого бизнеса. Такие программы имеют также различные правительственные ведомства (Министерство торговли, сельского хозяйства и т.д.). Бизнесменам помогают информацией, обучением, консультированием.

Следующие федеральные организации участвуют в программах по развитию экспорта малых предприятий и являются участниками Координационного комитета по развитию торговли: Торговая палата США, Департамент сельского хозяйства, транспорта, энергетики, образования, труда, финансов, обороны. Торговое представительство США, Экспортно-импортный банк США, Агентство развития торговли. Частная корпорация по зарубежным инвестициям. Агентство международного развития. Агентство по защите окружающей среды, Информационное агентство. Отдел по управлению и упорядочению бюджета, Национальный совет безопасности, Комиссия по международной торговле. Советов экономических советников.

Большое внимание уделяется малому бизнесу на региональном уровне.

Так, например, в 1983 г. при Уэйнском университете штат Мичиган создан Центр развития малого бизнеса для реализации программ по консультации, обучению, исследованию и правовой защите малого бизнеса. [14 c.10]

Цель этой федеральной /местной программы, имеет законодательную основу и, руководство которой осуществляется вместе с Администрацией малого бизнеса США, определена следующим образом:

- обеспечить последовательное консультирование малых фирм в штате Мичиган через 13 региональных отделений

- разработать и реализовать практические учебные программы по проблемам малого бизнеса

- изучить специфические проблемы малого бизнеса в штате Мичиган

- представлять интересы малого бизнеса по вопросам правовой защиты вместе с другими общественными и частными организациями.

В соответствии с законодательством кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Такой же порядок предусмотрен при страховании субъектов малого предпринимательства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.