Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иордания






Экономика Иордании также сейчас переживает один из самых тяжелых периодов своего развития. Восьмидесятые годы двадцатого столетия этой страны характеризуются местными экономистами как период депрессии. В то же время растущие негативные тенденции в мировой экономике сказались и на экономике Иордании. Например, после изменений экономической политики в соседних нефтедобывающих странах почти в 10 раз меньше объемы внешней экономической помощи. Одновременно снизились цены на товары традиционного иорданского экспорта - фосфат, поташ и другие, а также упал спрос на Иорданскую рабочую силу за рубежом. В результате ежегодные доходы снизились в среднем на 8%. В последнее десятилетие в экономике Иордании также обострились кризисные явления, которые были обусловлены причинами исторического, политического и экономического характера.

Само исследование малого предпринимательства позволяет на основе анализа исторической ретроспективы исследования эволюции места и роли малого предпринимательства в разных странах определить в теории и предложить на практике наиболее оптимальные пути становления рыночной экономики; расширить теоретические представления об особенностях экономики переходного периода и наиболее эффективные способы ее трансформации в социально ориентированной рыночной экономике, с учетом цивилизационного экономических закономерностей, а также специфики развития Украины и Иордании сформировать концепцию становления предпринимательства. [1, c.256]

Согласно современным научным представлениями, предпринимательство относится к особой новаторской экономической деятельности - комбинированию производственных факторов, то есть речь идет о создании, изменения и развитие организационных форм и структур с целью открытия или роста производства тех или иных товаров и услуг. Подобные изменения могут иметь множество форм - создание нового предприятия или реорганизация существующего, установления новых модификация или ликвидация существующих связей и т.д. Главное заключается в создании условий как для количественного роста субъектов предпринимательской деятельности, так и для обеспечения эффективного взаимодействия между ними с помощью конкуренции.

До сих пор отсутствуют единые, общепринятые международные критерии выделения малого и среднего предпринимательства. Так, определение, основанное только на количестве занятых, не позволяет различить обычную автомастерскую от филиала транснациональной корпорации. Определение, основанное на валовом доходе или обращения средств компании, можно считать более приемлемым, но при этом национальные статистические службы сталкиваются с проблемой и трудностями сбора объективных данных. Большие возможности здесь имеют только налоговые службы. Поэтому малое предпринимательство определяют во многих странах, в том числе в Иордании и Украины, исходя только из численности работающих. Хотя в последнее время в Украине сделана попытка установить для некоторых видов предприятий критерии валового дохода.

Подавляющее большинство научных определений малого предпринимательства рассматривает как главный критерий получения прибыли. Однако, и на это нам дает основание проведен анализ зарубежного опыта, он является приоритетным и может без ограничений применяться только для крупного бизнеса. Малый бизнес, особенно в условиях экономических трансформаций и переходных периодов, имеет несколько иную цель и специфику деятельности. Здесь на первый план выходит критерий обеспечения самозанятости владельца этого бизнеса, занятости членов его семьи и знакомых-партнеров. Даже в такой развитой стране как США, например, при регистрации своего бизнеса нужно сначала определиться, будет ли он регистрироваться как прибыльный, или как некоммерческий. [1, c.258]

Поэтому предлагается в соответствии с условиями переходной экономики определить малое предпринимательство (или малый бизнес) как совокупность малых предприятий независимо от форм собственности и в соответствии с критериями, которые определены законодательством тех стран, на территории которых эти предприятия осуществляют свою хозяйственную деятельность, а также граждан-предпринимателей, которые ведут самостоятельную хозяйственную деятельность для обеспечения самозанятости и занятости членов семьи и других граждан на собственный риск, как правило, имея целью получение прибыли.

Жизнь и практика развития мировой экономики доказали справедливость тезиса о том, что малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной системах развитых стран лишь в условиях всемерной поддержки со стороны государства и общества. Исследованию этого, а именно рассмотрения зарубежного опыта стимулирования и поддержки малого бизнеса, посвященный последний пункт первого раздела работы. Большинство развитых капиталистических стран имеют разработанные специальные программы развития и поддержки малого бизнеса как на государственном, так и на региональном уровнях. Причем имеют место как государственные, так и негосударственные формы поддержки малого предпринимательства. К сожалению, как в Украине, так и в Иордании сегодня еще отсутствуют реальные формы оказания помощи развития малого бизнеса на всех уровнях.

Несмотря на разницу в количестве населения, сегодняшние проблемы экономического характера в Украине и Иордании очень похожи. Выполнен, в первом подразделе, анализ общемировых трансформационных процессов позволил сделать вывод, что важнейшим рычагом перехода Украины и Иордании в пути экономического роста является развитие малого предпринимательства. Это использовали и используют в своем социально-экономическом развитии ведущие индустриально развитые страны и развивающиеся страны. Углубление конкуренции как ведущего источника развития рыночной экономики, развитие и поддержка малого предпринимательства должны как можно быстрее решить главные финансовые проблемы стран, а через их решения выйти на направление экономического роста. Причем действие этих инструментов рассматривается с учетом опыта стран дальнего и ближнего зарубежья, в первую очередь, по отношению к Украине как одной из великих держав Восточной Европы. Этот опыт может произойти в случае и для социально-экономического развития такой страны Ближнего Востока как Иордания. Он должен стать не только предметом теоретических исследований, но и главным практическим средством выхода из экономического кризиса как Украина, так и Иордании. [2, c.99]

В наследство от четырехсотлетнего иностранного колониального господства независимая Иордания получила слаборазвитой экономике, которая оказалась неспособной обеспечить достойный уровень жизни быстрорастущему населению страны. Его Величество Король Иордании Хусейн Бен Талал и правительство страны много сделали для поддержания мира на Ближнем Востоке, однако военные и политические конфликты в соседних странах снизили и без того небольшой приток ресурсов в страну. Определился своеобразный порочный круг нищеты. Страна на протяжении почти пятидесяти лет оставалась бедной, поскольку с самого начала не имела достаточно материальных ресурсов для своего развития. Из экономических ресурсов Иордания имеет в достаточном количестве только человеческие ресурсы, потенциал которых может быть задействован и реализован в сфере развития малого бизнеса, потому возможности повышения уровня хозяйствования за счет внешней помощи и иностранных инвестиций слишком проблематичными. В этой связи особую актуальность имеют вопросы отбора и реализации внутренних источников экономического роста, прежде всего за счет развития малой экономики как ведущего конкурентного сектора переходной и рыночной экономики.

Как показало проведенное исследование, в Иордании в 1988-1996 годах шел преимущественный рост количества малых предприятий в общем количестве предприятий, увеличилась их удельный вес в создании валового внутреннего продукта (ВВП). В то же время, в 1996 г. в Иордании было всего 5 крупных предприятий, а остальные - малые.

Если сравнивать эти две страны по показателю количества предприятий на 100000 населения, то вывод будет не в пользу Украины, где он равен 165 против 483 в Иордании. К этому надо добавить и такое негативное явление, когда около трети малых предприятий Украины не работают по несколько лет после регистрации, или прекращают свое функционирование через невозможные условия для деятельности (налоги, рэкет, отсутствие правовой базы и т.д.). Разве можно сравнивать народнохозяйственный эффект от 100 тысяч работающих предприятий в Украине и, например, 2 миллионов единиц польского сектора малого бизнеса. В то же время, особенностью Иордании имеется большое количество мелких предприятий, на которых работают 1-3 рабочих. [2, c.99]

Надо также учитывать, что фактически сегодня в Украине и Иордании малый бизнес является специфическим сектором экономики и имеет множество существенных отличий от других субъектов предпринимательской деятельности. Во-первых, целью создания малого предприятия является обеспечение его учредителей и наемных работников достаточными для существования денежными средствами, а не долгосрочная экспансия на рынок или получения сверхприбылей. Во-вторых, это динамика развития предприятия, которое начинает свою деятельность, рассчитывая только на свои силы и использования всех возможных ресурсов, но в дальнейшем может довольно быстро вырасти и перейти в другую категорию субъектов рыночной экономики. Этот процесс в малых предприятиях гораздо быстрее, чем в крупных.

В-третьих, это большой риск при ведении дела владельцами малых предприятий, который обусловлен как их небольшими размерами, так и отсутствием необходимых финансовых ресурсов. Под влиянием этого фактора малые предприятия имеют большую мобильность.

Развитие малого предпринимательства в условиях переходной экономики зависит от многих факторов, среди которых необходимо выделить региональные организационно-экономические условия, к которым следует отнести: экономический потенциал региона, наличие ресурсов, хозяйственную структуру, уровень и состояние подготовки кадров, отношение местных органов исполнительной власти и населения к предпринимательству, состояние развития рыночной инфраструктуры, информационное обеспечение, традиции и психологию населения региона и т.д.

Эти и другие факторы должны быть учтены при разработке и внедрении системы регионального управления, формировании эффективной территориальной политики развития малого предпринимательства, которые будут способствовать созданию предпринимательских структур и преодолению экономического кризиса.

В связи с этим особую актуальность приобретают организационно-экономические условия как самостоятельный фактор развития малого бизнеса, которые рассмотрены в третьем разделе. Это обусловлено спецификой текущего момента как переходного периода при изменении социально-экономических укладов. При этом понятие организационно-экономических условий и сам процесс их формирования имеет место главным образом именно в переходной экономике, закладывает основы для дальнейшего развития. Таким образом, как показало исследование, конкуренция в условиях саморегулирующегося рынка без создания внешне (т.е. со стороны государства или местных органов власти - в зависимости от объемов рынка) необходимых условий для ее поддержания беспрекословно превращается в монополию, которая не способствует развитию сектора малого предпринимательства. [3, c.58]

Необходимо совершенствование организационно-экономических условий развития малого предпринимательства путем разработки концепции соответствующей региональной политики содействия развитию малого бизнеса, которая должна быть направлена на: создание новых рабочих мест и уменьшение безработицы, увеличение объемов производства и реализации продукции и услуг за счет деятельности субъектов малого бизнеса и привлечения их к решению социально-экономических проблем региона, создание конкурентной среды на соответствующих рынках и повышение технологического уровня малых предприятий; совершенствование отраслевой структуры и поиск оптимальных форм взаимодействия и сотрудничества крупных и малых предприятий в регионе, стимулирование развития малых предприятий в приоритетных отраслях и содействие формированию " среднего класса" владельцев и предпринимателей.

Важнейшим условием формирования сферы малого предпринимательства должно стать создание развитой инфраструктуры. Поэтому формирование инфраструктуры - приоритетное направление обеспечения его устойчивости, воспроизведения, развития и поддержки. Именно инфраструктурное обеспечение позволяет малым предприятиям получить доступ к факторам производства, что необходимо для удовлетворительного решения главных задач любого производственного характера.

Концепция развития бизнес - инкубаторов, тесно связана с политикой создания благоприятных организационно-экономических условий для развития малого бизнеса в конкретном регионе и преследует следующие цели: содействие таким изменениям в регионе, направленные на обеспечение проектных рабочих мест и формирование нового имиджа региона (что характерно для регионов, где преобладают традиционные отрасли промышленности), создание развитой инфраструктуры, в первую очередь для фирм, базирующихся в бизнес-инкубаторах или научно-промышленных комплексах и способны работать на партнерских началах с крупными компаниями региона, обеспечение высокими технологиями и инновациями развития местной промышленности и расширения экспортно-импортной деятельности, содействие укреплению связей между местными университетами, вузами и исследовательскими центрами и промышленностью; поощрения и создания новых предприятий, которые продуцируют новые технологии и научные знания, создание среды, способствующей взаимообмена идеями, ресурсами, оборудованием между наукой и промышленностью региона.

В современных условиях наиболее эффективной формой интеграции инноваций в производство является создание организационно-экономических условий и возможностей в " научных и технологических парках" для одновременного формирования, с целью коммерциализации результатов научных разработок, на базе университетов многочисленных малых фирм. Главным вопросом формирования и функционирования этих структур является поиск источников их финансирования. Предлагается использовать следующие источники: средства Государственного инновационного фонда, ежегодные взносы и отчисления от прибыли крупных фирм, которые используют полученные в технопарках разработки, средства университетов и научно-исследовательских институтов, за счет которых могут финансироваться отдельные проекты, средства региональных и местных бюджетов и фондов, которые будут финансировать выполнение целевых региональных программ, кредиты банков, которые будут равномерно привлекаться к инвестированию инновационной деятельности (в условиях освобождения от налогообложения или внедрения льгот по прибыли, полученной в результате инновационного кредитования), использование финансового лизинга; эмиссия ценных бумаг; создание инвестиционных фондов, которые будут привлекать средства физических и юридических лиц с целью вложения их в акции високоприбыльных высокотехнологичных фирм (при условии освобождения от налогообложения дивидендов, которые будут реинвестироваться). [4, c.223]

Наряду с упомянутыми источниками финансирования инновационного процесса в технопарках, способствовать привлечению средств поможет стимулирующая система налогообложения, которая включает: льготы на налог на прибыль в размере финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, возможность создавать с счет части прибыли необлагаемые фонды специального назначения; льготное налогообложение прибыли, направляемую на приобретение или разработку нового оборудования и на строительство; ускоренная амортизация оборудования.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.