Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема:№ 3. Диалектика как теория развития






В «Письмах Махатм», в которых выраженадоктрина Востока, о материисказано: «Материя вечна, не имеет начала, ибо материя есть сама Природа, и то, что не может уничтожить себя и неуничтожимо, существует непреложно и потому не может иметь ни начала, ни перестать существовать. Материя или Природа действует присущей ей особой энергией, и не один из атомов её никогда не находится в состоянии абсолютного покоя, и потому она должна всегда была существовать, её материал – вечное изменение форм, комбинаций и свойств но её принципы или элементы абсолютно неразрушимы» (Чаша Востока. с 29-30). «Изучение и постижение окружающего человека мира может всё время углубляться, но никогда не может быть исчерпано до конца, ибо за ним стоит Беспредельность. Так, одни и те же явления можно изучать бесконечно, постоянно углубляя знание, но постичь их во всей всеобъемлемости их сокровенной сущности невозможно. Человек, эволюционируя, всё время открывает всё новые и новые аспекты Мироздания, обогащая и расширяя сознание. Конца же познавания мира нет. Ступени познания Космоса ведут в Беспредельность и теряются в ней.

Бездонная сущность любого явления жизни приводит пытливый ум к вратам Беспредельности. И тут начинается истинное познавание, ибо только признание Беспредельности приводит к правильному пониманию сущего. Материя вечна и вечна жизнь, и правильно утверждается формула научного знания, что «ничто в природе не исчезает и не рождается вновь», сменяя лишь только внешние формы своего выражения. (Учение Живой Этики).

4. Пространство и время как формы существования материи.

 

В нашей повседневной практике пространство и время – это нечто простое и очевидное. На самом деле это совсем не так.

Осваивая мир, человек первоначально воспринимает его на чувственно-созерцательном уровне. На этом уровне материя, движение, пространство и время неотделимы друг от друга. Никто и никогда не воспринимал ни чистого пространства, ни чистого времени, материальные тела вне пространства и времени не представимы. С этими выводами согласится каждый, однако не каждый сможет ответить на вопрос, что же такое пространство и время? Этот вопрос действительно труден, ибо сама философия на протяжении более чем двухтысячелетнего периода своего развития искала на него ответ.

В истории философии существовали две конкурирующие между собой концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Родоначальник субстанциональной концепции – Демокрит (по проблеме пространства) и Платон (во взглядах на время) – трактовали пространство и время как самостоятельные (субстанциональные) сущности, не зависимые ни от ни от материи, ни друг от друга. Демокрит ввёл представление о реальном существовании пустоты как вместилища атомов. Согласно учению Демокрита и его последователей Эпикура и Лукреция Кара, пространство – объективно, однородно, бесконечно. Оно пустое вместилище совокупностей атомов. Время отождествимо с вечностью – это чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему. Время есть вместилище событий.

Противоположное Демокриту понимание пространства было сформу-лировнао Аристотелем. Его взгляды составили суть реляционной (от лат. relatio – отношение) концепции. Аристотель отрицал существование пустоты как таковой. Пространство – это система естественных мест, занимаемых материальными телами.

Эти две тенденции в истолковании пространства и времени получили своё развитие в дальнейшем. Более ХХ веков просуществовала субстанциональная концепция, подвергаясь лишь некоторым модернизациям и изменениям. Ньютоново пространство как неподвижное, непрерывное, однородное и трёхмерное вместилище материи в сущности Демокритово. Время по Ньютону –однородная, равномерная, вечная и неизменная «чистая» длительность. В классической механике пространство и время – объективные данности, которые всё в себя вмещают и ни от чего не зависят. Ньютон говорил об абсолютном времени, которое «само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью».

Представления, аналогичные взглядам Аристотеля, о пространстве и времени развивались в Новое время Лейбницем и Декартом. Ни однородной пустоты, ни чистой длительности как самостоятельных и независимых начал бытия не существует. Пространство – порядок расположения тел, время – порядок последовательности сменяющих друг друга событий. Протяженность объектов и длительность процессов не первичные свойства, они обусловлены силами притяжения и отталкивания, внутренними и внешними взаимодействиями.

В отдельных философских направлениях, а также в классической физике пространство и время отделялись от материи, рассматривались как самостоятельные сущности или внешние условия существования и движения вещей. Наиболее ярко такой взгляд отстаивал И.Ньютон. Время он называл абсолютным и рассматривал его как обычную продолжительность, на которую проецируются изменения вещей. Представления об абсолютных пространствах и времени были неразрывно связаны с пониманием движения. Само движение признавалось вторичным в отношении покоя.

Для классической механики такой взгляд не имел значения, однако он содействовал формированию религиозных и идеалистических взглядов на пространство и времяj, поскольку они трактовались как внешние условия бытия вещей.

Марксистская философия (диалектический материализм) исходит из того, что пространство и время являются атрибутами материи, формами её бытия, характеризуют материю в единстве.

Пространство – это такая форма бытия материи, которая выражает её протяжённость, структурность, взаимное расположение материальных объектов и их элементов (частей), а также их взаимодействие.

Время – философская категория, которая выражает продолжительность сосуществования (бытия) вещей и процессов, последовательность смены их качественного состояния. Существование пространства и времени обусловлено существованием движущей материи. Поскольку все существующие в мире тела пространственно ограниченны именно тремя направлениями, и самая плоская из всех фигур всё же имеет длину, ширину и высоту, то трёхмерность нашего пространства является повсеместно эмпирически обнаруживающим себя фактом. Течение времени от прошлого к будущему выступает четвёртым измерением пространственно-временного континуума. Из этого следует, что для определения того или иного мирового события нужны четыре числа. Время образует не только временной порядок, но и обусловливает каузальный (причинный) строй Вселенной. В качестве основных свойств пространства и времени выделяют бесконечность и неисчерпаемость пространства и времени, трёхмерность пространства и, однонаправленность и необратимость времени.

Абсолютность пространства и времени заключается в том, что они являются всеобщими и необходимыми формами существования материи. Науке неизвестно бытие материальных систем вне пространства и времени. Но пространству и времени присуща и противоположная характеристика – относи-тельность; она указывает на связь пространственных структур и ритмов времени с состоянием движущейся материи, характером взаимодействия материальных объектов (систем) и т.д.

Относительность пространства и времени наиболее полно проявляется в специальной и общей теории относительности А. Эйнштейна. Так, специальная теория относительности исходит из того, что при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются (сжатие стержня), а ритм времени замедляется. ОТО подтвердила философское положение о зависимости пространства и времени от движения материи, выявила, что они характеризуют бытие материи как пространственно-временное отношение, т.е. здесь прослеживается не просто единство пространства и движущейся материи, а зависимость пространства и времени от движущейся материи и друг от друга.

 

5. Философское понимание проблемы единства мира.

 

Знакомясь с предыдущим материалом, мы приходим к пониманию того, что мир бесконечно многообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Из бесчисленного множества различных состояний и структурных уровней реальности (бытия) мы рассмотрели лишь только малую часть, наиболее видимую и доступную сегодня нашему познанию.

Но каждый из этих уровней, каждое состояние, в свою очередь, характеризуется специфическими пространственно-временными свойствами, формами движения и т.п. Мир непреходящ как бесконечное целое и в то же время в отдельных своих частях и проявлениях изменчив и преходящ. Он движется и развивается, причем не только по пути становления и усложнения своей структуры, но и, наоборот – по пути разрушения и деградации, что постоянно изменяет его количественные и качественные характеристики. Мир эволюционирует (совершенствуется в своём развитии) и инволюцио-нирует (деградирует и разрушается). Итак, с одной стороны, мир в своём многообразии неоднороден, а с другой – являет собою некую универсальную целостность, образуя неразрывное единство всех своих составных частей.

В истории философии мы наблюдаем множество дискуссий и разногласий по поводу того, един ли мир, и если да, то в чём состоит это единство. Решение этой проблемы непосредственно зависит от исходной мировоззренческой позиции, на которой стоит тот или иной философ. Те, которые считают, что дух (Бог, вечные идеи, сознание и т.п.) является сверхприродным началом, отделённым от вещественной и протяжённой природы, на проблему единства мира смотрят, разумеется, совершенно иначе, чем те, которые признают в качестве основы всего сущего вечную, несотворённую и обладающую различными атрибутами материю.

В первом случае речь идёт о так называемых идеалистах. Им мир представляется как бы в двух ипостасях: один – идеальный (истинный), а другой – вещественный, материальный (неистинный, так как сотворён Богом или является только видимостью, кажимостью для познающего субъекта). Здесь возможны различные позиции, как утверждающие единство мира, например, на основе его бытия или вселенской духовности, так и отрицающие такое единство.

В противоположность этой позиции сторонники материалистического монизма признают в качестве единственной субстанции материю, стремятся объяснить единство мира, исходя из него самого. Они рассматривают его как самодовлеющий, ни в ком и не в чём не нуждающийся для поддержания своего бытия. Он сам из самого себя порождает всё многообразие сущего.

Следует подчеркнуть, что из многих моделей единства мира наиболее обоснован материалистический монизм: его основное положение мир един по своей материальности. Данное положение конкретизируется в нескольких других. Первое: мир един, поскольку он субстанциален. Всё, что существует, есть субстанция или её свойства. Субстанция атрибутивна. Одним из атрибутов материи является отражение. Отражение существует на любом структурном уровне организации материи. Отражению присуще усложнение форм. Наивысшей из известных на сегодня науке форм оказывается индивидуальное сознание. Духовность, базирующаяся на сознании человека, есть не противоположность субстанции, а одно из её важнейших свойств.

Второе – мир един по своей физической структуре. Наука установила, что на Солнце и на других звёздах Вселенной существуют в основном те же самые химические элементы, физические вещества и поля, что и на Земле. Постепенно, но неуклонно продвижение науки в глубины микро- и мегамира подтверждает, что везде имеются одни и те же физические виды реальности – вещество и поле; наука уже изучает новый вид – антивещество и подошла к описанию антиполей. Интересными в перспективе для деятельности и жизни человека являются работы современных биофизиков, биохимиков и психологов над пси-полями. Эти исследования возможно позволят прийти к к установлению более тесных связей индивидуального сознания с миром в целом. В представление о вещественно-субстратном единстве мира входит также рассмотрение всего этого мира как целостности. Вселенная – это система бесконечного множества иерархически соподчинённых систем, а она сама – тоже система, но особого рода: она в отличие от конкретных систем, бесконечна в пространстве и времени, она не закрытая, а открытая система.. Системность материи означает взаимосвязь конкретных систем: не связь любой из них с любой другой системой, а в конечном счёте всеобщую взаимосвязь. Третье: мир един по внутренним отношениям между явлениями и процессами, происходящими в нём. В основе любых связей – функциональных, самоорганизующихся, целевых и прочих – всегда находится причинность. Отношение причинности (детерминации) – это такая связь между явлениями, при котором одно явление вызывает к жизни другое явление (следствие). Признаки причинной связи: временная последовательность, необратимость, однозначность, поро-ждаемость. В процессах детерминации (причинения) происходит перенос вещества, энергии, информации от причины к следствию. Комплексы причинно-следственных связей создают цепи детерми-нации (причинения) (в том числе вероятностные, двулинейные с обратной связью). Беспричинных явлений в природе не существует. Четвёртое: мир един по своим законам. Он не есть хаотическое нагромождение предметов и явлений. В одних своих аспектах он един по своим физическим законам, а других единство обеспечивается химическими, биологическими законами, а в целом его единство, к тому же в связи с мышлением, сознанием, обеспечивается действием всеобщих законов диалектики. Единство мира по его законам раскрывает нам номологическое («nomos» - закон) единство мира. Пятое: мир един по своему происхождению. Свою «начальную точку» имеют галактики, наша Солнечная система, человек и другие материальные и духовные явления. Всё многообразие человеческих этносов, рас, индивидов имеет единый «корень» - становление Солнечной системы. В этом смысле (если брать за основу космогоническую гипотезу, о её происхождении из раскалённой газовой туманности) огонь, действительно, предшественник и основа всех людей, всей эволюции Универсума. Итак, мир не плюралистичен в философском смысле слова; он монистичен, и этот монизм есть единство субстанциальное, вещественно-субстратное, каузальное, номологическое и генетическое.

Тема: № 3. ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика

2. Исторические формы диалектики. Диалектика как учение о развитии. Диалектика как метод

3. Понятие «закон» в философии. Основные законы диалектики.

4. Закон единства и борьбы противоположностей, его сущность и значение.

5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Мировоззренческое и методологическое его значение.

6. Закон отрицания отрицания. Синтез в развитии.

7. Основные категории диалектики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.