Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Убийца у ваших дверей






 

Работая над темой отношения ко лжи, с точки зрения христианских теологов, мне пришлось изучить множество литературы. Прежде всего хочу обратить внимание читателя на эссе «New Art of Lying» («Новое искусство лжи») Йохана Сомервилля из книги «Conscience and Casuistry in Early Modern Europe» («Сознание и казуистика в Новое время») Лейтса. Не менее интересной представляется книга Переза Загорина «Ways of Lying» («Способы лгать»). Биография Роберта Саутвелла, написанная Кристофером Делвином, рассказывает об опасном путешествии миссионера в Англию, а анализ «порохового заговора» Антонины Фрейзер дает подробное описание суда над Генри Гарнеттом. Тем, кому интересно почитать о жизни Бенжамена Констана, я советую найти книгу «The Cambridge Companion to Con-stant» («Исследование Кембриджа о Констане»). В нее вошло небезынтересное эссе Стефана Холмса. Кстати, с самим Стефаном я встречался лично, чтобы поговорить о разногласиях Канта и Констана. Наши беседы были интересны и познавательны; можно даже сказать, что именно Холмс помог мне расставить все точки над «i» в описании сложных дебатов двух знаменитых философов. Пример с жителями острова Манам я вычитал в исследованиях Фредерика Бейли и Джанет Зюскинд, о которых Дж. А. Бернс написал в своей книге «A Pack of Lies» («Социология лжи»).

 

Послесловие. Как оставаться честным?

 

Несмотря на то что история Кезалида впервые была опубликована Францем Боасом, она стала известна широкой публике только после того, как Клод Леви-Стросс пересказал ее в своем эссе «Колдун и его магия». Размышления Эвинга Гоффмана о театральности нашего самосознания и самоощущения можно найти в его, пожалуй, лучшей работе «The Presentation of Self in Everyday Life» («Самоощущение в повседневной жизни»). Уоллеса Стивенса я решил процитировать, читая его заметки о природе искусства, которые вышли под названием «Adagia». Полная цитата оттуда звучит так: «Самая сильная уверенность — это уверенность в выдумке, о которой вы знаете, что она — выдумка, и ничего более. Самая точная правда — это правда, о которой вы тоже знаете, что она — выдумка, но, тем не менее, охотно ей верите».

 

Список использованной литературы

 

United States Department of Defense. Annual Polygraph Report to Congress, 2001.

National Academy of Sciences. The Polygraph and Lie Detection. — National Academies Press, 2003.

Center for Operational Analysis at United States Department of Defense. Iraq Perspectives Project. — Joint March, 2006.

Comprehensive Report of the Special Advisor to the Director of Central Intelligence on Iraq’s WMD («Duelfer Report»). — September 30, 2004.

Addley E. I Could Not Stop Crying (on the Orkney Child Abuse case). // The Guardian, October 21, 2006.

Albergotti R. The NFL’s Most Exciting Receiver. // Wall Street Journal, January 16, 2009.

Alder K. The Lie Detectors: The History of an American Obsession. — Free Press, 2007.

Amanzio M. A systematic review of adverse events in placebo groups of antimigraine clinical trials. // Pain, Vol. 146, Issue 3, December, 2009.

Anderson C., Brion S. Overconfidence and the Attainment Status in Groups, Working Paper Series. — UC Berkeley: Institute for Research on Labor and Employment, 2010.

Arendt H. Lying In Politics: Reflections on the Pentagon Papers. — New York: The New York Review of Books, 1971.

Ariely D. Predictably Irrational. — Harper, 2008.

Balcetis E., Dunning D. Wishful Seeing: More Desired Objects Are Seen As Closer. //Psychological Science, Vol. 21, N. 1, 2009. — Р. 147–152.

Barnes J. A Pack Of Lies. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994.

Baron-Cohen S. I Cannot Tell a Lie — What People With Autism Can Tell Us About Honesty. // In Character, 2007.

Baron-Cohen S. Mindblindness: An Essay on Autism and Theory of Mind. — Cambridge: MIT Press, 1995.

Bateson P. P. G., Hinde R. A. (eds.). Growing Points in Ethology. — Cambridge: Cambridge University Press, 1976.

Beber B., Scacco A. The Devil Is In The Digits. // Washington Post, June 20, 2009.

Beecher H.K. The Powerful Placebo. // Journal of the American Medical Association, December 24, N 159 (17), 1955. — Р. 1602–1606.

Beecher H.K. Pain In Men Wounded In Battle. // Annals of Surgery. 123 (1), January, 1946. — Р. 96—205.

Bell D. On Confucius. — Five Books: Retrieved from https://fivebooks.com/ interviews/daniel-bell-on-confucius.

Bennett B. The Disturbing Case of the Norfolk Four. // The Time, November 11, 2008.

Benson H., McCallie D.P. Angina pectoris and the placebo effect. // New England Journal of Medicine, 300, 1979.

Boas F. The Religion of the Kwakiutl Indians. — Columbia University Press, 1930.

Bogen J. E. The Neurosurgeon’s Interest in the Corpus Callosum, in A History of Neurosurgery. — American Association of Neurological Surgeons, 1997.

Bollingmo G. C., et al. Credibility of the emotional witness: a study of ratings by police investigators. // Psychology, Crime and Law, Vol. 14, Issue 1, January, 2008.

Bond C. F., DePaulo B. M. Accuracy of deception judgments. // Personality and Social Psychology Review, 10, 2006. — Р. 214–234.

Broks P. Into the Silent Land. — Atlantic Books, 2003.

Brooks M. Thirteen Things That Don’t Make Sense. — Profile, 2009.

Buunk B.P. Perceived superiority of one’s own relationship and perceived prevalence of happy and unhappy relationships. // British Journal of Social Psychology, December, 40 (Pt. 4), 2001. — Р. 565–574.

Bruner J. S., Goodman C. C. Value and Need as Organizing Factors in Perception. // Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol. 42, 1947. — Р. 33–44.

Byrne R and Corp N. Neocortex Size Predicts Deception Rate In Primates. — London: Proc. Roy. Soc. B. 271, 2004. — Р. 1693–1699.

Byrne R., Whiten A. (eds.). Machiavellian Intelligence. — Clarendon Press, 1988.

Byrne R., Whiten A. (eds.). Machiavellian Intelligence II: Extensions and Evaluations. — Cambridge: Cambridge University Press, 1997.

Campbell С. The Romantic Ethic and the Spirit of Modern Consumerism. — Blackwell, 1987.

Campbell Moriarty J. Visions of Deception: Neuroimages and the Search For Truth. // Akron Law Review, Vol. 42, N. 3.

Carter N.L., Weber J. M. Not Pollyannas: Higher Generalized Trust Predicts Lie Detection Ability. // Social Psychological and Personality Science, 1 (3), 2010. — Р. 274–279.

Changizi M. Wide Receivers Who Catch With Their Eyes Closed Explained. // https://www.scientificblogging.com.

Cleckley H. The Mask of Sanity. — Plume, 1982.

Cohen E. The Placebo Disavowed. // Yale Journal for Humanities in Medicine, 2002.

Cross K. P. Not can, but will college teaching be improved? // New Directions for Higher Education, Vol. 1977, Issue 17, 2006. — Р. 1—15.

Damasio A., et al. Amnesia following basal forebrain lesions. // Archives of Neurology, 42. — Р. 263–271.

Damasio A. Descartes’ Error: Emotion, Reason and the Human Brain. — Quill, 1995.

Darnton R. Mesmerism and the End of the Enlightenment in France. — Harvard: Harvard University Press, 1968.

Darwin C. A Biographical Sketch of an Infant. — Mind, 1877. — 2: 285–294.

Darwin C. The Expression of the Emotions In Man and Animals. — Penguin Classics, 2009.

De Araujo I. E., Rolls E. T., Velazco I. M., Margot C., and Cayeux I. Cognitive Modulation of Olfactory Processing. // Neuron, 46 (4), May 19, 2005. — Р. 671.

Defoe D. Robinson Crusoe. — Penguin Classics, 2007.

Dennett D. Brainstorms. — MIT, 1978.

DePaulo, B. M., Kashy, D. A., Kirkendol, S. E., Wyer, M. M., & amp; Epstein, J. A. Lying in everyday life. // Journal of Personality and Social Psychology, 70, 1996. — Р. 979–995.

Deutscher G. Through The Language Glass: How Words Colour Your World. — William Heinemann, 2010.

Devlin C. The Life of Robert Southwell, Poet and Martyr. — Farrar, Straus and Cudahy, 1956.

De Waal F. Chimpanzee Politics. — Johns Hopkins University Press, 2000.

De Waal F. Our Inner Ape. — Riverhead Books, 2005.

Diamond J. Guns, Germs and Steel: A Short History of Everybody For The Last 13, 000 Years. — Vintage, 1998.

Dickie J. Cosa Nostra: A History of the Italian Mafia. — Hodder & amp; Stoughton, 2004.

Dror I., Charlton D. Why Experts Make Errors. // Journal of Forensic Identification, 56(4). — Р. 600–616.

Dunbar R. Grooming, Gossip, and the Evolution of Language. — Harward: Harvard University Press, 2004.

Ekman P. Darwin and Facial Expression: A Century of Research in Review. — Malor Books, 2006.

Ekman P., Friesen W.V. Nonverbal leakage and clues to deception. // Psychiatry, 32, 1969. — Р. 88—106.

Ekman P. Telling Lies: Clues to Deceit in the Marketplace, Politics, and Marriages. — New York: W.W. Norton & amp; Co, 1985.

Ekman P. Why Kids Lie. — Penguin, 1989.

Ernst E. Towards a Scientific Understanding of Placebo Effects, in Peters D. Understanding The Placebo Effect In Contemporary Medicine. — Churchill Livingstone, 2001.

Evans D. Placebo: The Belief Effect. — Harper Collins, 2003.

Feinberg T. Altered Egos. — Oxford: Oxford University Press, 2001.

Feldman R. Liar: The Truth About Lying. — Virgin, 2010.

Fenton-O’Creevy M., Nicholson N., Soane E., Willman P. Trading on illusions: Unrealistic perceptions of control and trading performance. // Journal of Occupational and Organisational Psychology, 76, 2003. — Р. 53–68.

Festinger L., Riecken H. and Schacter S. When Prophecy Fails. — Harper Torch-books, 1964.

Fraser A. The Gunpowder Plot: Terror and Faith in 1605. — Phoenix, 2002.

Freud S. Creative Writers and Day-Dreaming (1908). — Person, 1995.

Frith C. Making Up The Mind: How the Brain Creates our Mental World. — Blackwell, 2007.

Fotopoulou A. False selves in neuropsychological rehabilitation: The challenge of confabulation. // Neuropsychological Rehabilitation, May 2008.

Fotopoulou A., Solms M., Turnbull O. Wishful reality distortions in confabulation: a case report. // Neuropsychologia, 47, 2004. — Р. 727–744.

Fotopoulou A., et al. Self-enhancing confabulation, Revisiting the motivational hypothesis. // Neurocase, 13, 2007. — Р. 6—15.

Gallo D.A., Finger S. The Power of a Musical Instrument: Franklin, the Mozarts, Mesmer and the Glass Armonica. // History of Psychology, Vol. 3 (4), 2000. — Р. 326–343.

Gazzaniga M. The Social Brain. — Basic Books, Inc., 1985.

Gilovich T., et al. The Illusion of Transparency: Biased Assessments of Others Ability to Read One’s Emotional States. // Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 75, N. 2, 1998.

Gladwell M. The Naked Face. // The New Yorker, August 5, 2002.

Goffman E. The Presentation of Self In Everyday Life. — Penguin, 1990.

Goldish M. The Sabbatean Prophets. — Harward: Harvard University Press, 2004.

Gopnik A. Unpublished essay cited in Baron-Cohen. — 1995.

Gray J. Straw Dogs. — Granta, 2002.

Haggard P., Libet B. W. Conscious Intention and Brain Activity. // Journal of Consciousness Studies, 8 (11). — Р. 47–63.

Haigh C. English Reformations: Politics, Religion and Society Under The Tudors. — Clarendon Press, 1993.

Haney, D. Q. Not Everyone Agrees Laser Holes Ease Chest Pain. // Los Angeles Times, March 19, 2001.

Hansen M. True Lies. // ABA Journal, October, 2009.

Harding L., Leigh D., Pallister D. The Liar: Fall of Jonathan Aitken. — Penguin Books, 1997.

Harrington A. The Cure Within: A History of Mind — Body Medicine. — New York, London: W.W. Norton & amp; Company, 2008.

Harrington A. The Placebo Effect: An Interdisciplinary Exploration. — Harvard: Harvard University Press, 1997.

Hasel L., Kassin S. On the presumption of evidentiary independence: Can confessions corrupt eyewitness identifications? // Psychological Science, Vol. 3, N 2, 2009.

Helm A. Truth-Telling, Placebos and Deception. // Aviation, Space and Environmental Medicine, January, 1985.

Herbert I. The Psychology and Power of False Confessions. // Association For Psychological Science, December, 2009.

Hirstein W. Brain Fiction: Self-Deception and the Riddle of Confabulation. — MIT Press, 2005.

Holmes S. The Liberty To Denounce: Ancient and Modern. — Rosenblatt, 2009.

Homer. The Odyssey. (tr. Robert Fagles). — Penguin 1997.

Hrobjartsson A. The Use of Placebo Interventions in Medical Practice — A National Questionnaire Survey of Danish Clinicians. // Evaluation & lt; md The Health Professions, 26, 2003. — Р. 153.

Humphrey N.K. The Social Function of Intellect. — Bateson, 1976.

Hunter R. A Question of Guilt. // Legal Week, December 10, 2009.

Hyman I. E., Billings J. F. Individual Differences and the Creation of False Childhood Memories. // Memory 6 (1), 1998. — Р. 1—20.

Ibsen H. The Wild Duck. — Nick Hern Books, 2006.

Jackman T. Kumar A. 3 of «Norfolk 4» Conditionally Pardoned in Rape, Killing. // Washington Post, August 7, 2009.

Jervis R. Perception and Misperception in International Politics. — Princeton: UP, 1976.

Johnson D. Overconfidence and War. — Harvard: Harvard University Press, 2004.

Johnson P. A History of the Jews. — Phoenix, 1987.

Kaftan J. The Oddfather. // Rolling Stone, Iss. 894, April 25, 2002.

Kittsteiner H.D. Kant and Casuistry. — Leites, 1988.

Kant I. Groundwork of the Metaphysics of Morals (ed. Mary Gregor, tr. Christine M. Korsgaard). — Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

Kant I. The Metaphysics of Morals (ed. Mary Gregor., tr. Christine M. Korsgaard). — Cambridge: Cambridge University Press, 1996.

Kaptchuk T. J., Kerr C. E., Zanger A. Placebo controls, exorcisms, and the devil. // The Lancet, Vol. 374, Issue 9697.

Kaptchuk T. J., et al. Components of placebo effect: randomised controlled trial in patients with irritable bowel syndrome. // British Medical Journal, 336 (7651), May 3, 2008. — Р. 999—1003.

Kermode F. Shakespeare’s Language. — Penguin, 2000.

Kirsch I., Montgomery G. Mechanisms of Placebo Pain Reduction: An Empirical Investigation. // Psychological Science, Vol. 7, N. 3, May, 1996.

Koch C. The Quest For Consciousness; A Neurobiological Approach. — Roberts & amp; Company, 2004.

Kuran T. Private Truths, Public Lies: The Social Consequences of Preference Falsification. — Harvard: Harvard University Press, 1997.

Kroeber A.L. The Nature of Culture. — University of Chicago Press, 1952.

Krulwich R. The Secret Advantage of Being Short. // Vermont Public Radio, May 18, 2009.

Kuhn G., Land M. F. There’s more to magic than meets the eye. // Current Biology, 16 (22), 2006. — Р. 950–951.

Landy D. Culture, Disease and Healing. — Collier Macmillan, 1977.

Larkin P. Collected Poems. — Faber and Faber, 2003.

Lee K., Talwar V. Little Liars: Origins of Verbal Deception in Children. // Origins of the Social Mind, Springer, 2006.

Lee K., Talwar V. Punitive Environment Produces Better Young Liars: A Natural Experiment. — Unpublished, 2010.

Lehrer J. Creation on Command. // Seed, May, 2009.

Lehrer J. The Decisive Moment: How The Brain Makes Up Its Mind. — Canon-gate, 2009.

Leites E. Conscience and Casuistry in Early Modern Europe. — Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

Leslie I. Arrested Development. // The Times (Eureka), February 4, 2010.

Leslie I. The Honest Truth About Man’s Ability to Lie. // The Times (Eureka), 5 November 5, 2009.

Levi-Strauss C. The Sorcerer and His Magic, in Structural Anthropology. — Penguin Books, 1977.

Lewis M., Saarni C. Lying and Deception in Everyday Life. — The Guilford Press, 1993.

Leys S. The Analects of Confucius. — W.W Norton & amp; Co., 1998.

Libet B., Gleason C. A., Wright E. W. and Pearl D. K. Time of conscious intention to act in relation to onset of cerebral activity (readiness potential): The unconscious initiation of a freely voluntary act. // Brain, 102, 1983. — P. 623–642.

Lichtenberg P. and Nitzan U. Questionnaire survey on use of placebo. // British Medical Journal, 329: 944, 2004.

Lifton R. J. The Nazi Doctors: Medical Killing and the Psychology of Genocide. — Basic Books, 2000.

Loftus E. F. and Pickrell, J. E. The Formation of False Memories. // Psychiatric Annals 25, December 2005.

Loftus E., et al. Pluto Behaving Badly: False Beliefs and Their Consequences. // American Journal of Psychology, Vol. 121, N. 4, 2008. — P. 643–660.

Loftus E. F., Palmer J. C. Reconstruction of Automobile Destruction: An Example of the Interaction Between Language and Memory. // Journal of Verbal Learning and Verbal Behaviour, Vol. 13, 1974. — Р. 585–589.

Lopez C.-A. Franklin and Mesmer: An Encounter. // Yale Journal of Biology and Medicine. Vol. 66, 1993. — Р. 325–331.

Machiavelli N. The Prince. — Penguin Classics, 2003.

McCullough M. E., et al. Religious involvement and mortality: a meta-analytic review. // Health Psychology, Vol. 19 (3), May, 2000.

McGarry P. Church «lied without lying». // Irish Times, November, 26.

Mitchell R. W. and Thompson N. S (ed.). Deception: Perspectives on Human and Non-human Deceit. — State University of New York Press, 1986.

Montaigne M. The Essays (A Selection) (tr. and ed. M. A Screech). — Penguin Classics, 2004.

Morgan E. S. Benjamin Franklin. — Yale: Yale University Press, 2002.

Mezulis A. H., Abramson L. Y., Hyde J. S. Hankin B. L. Is there a universal positivity bias in attributions? // Psychology Bulletin, 130 (5), September, 2004. — P. 711–747.

Moerman D. Meaning, Medicine, and the Placebo Effect. — Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

Morris D. B. The Culture of Pain. — University of California Press, 1993.

Morris D. B. Placebo, Pain and Belief: A Biocultural Model. — Harrington, 1997.

Morris E. Seven Lies About Lying. Parts 1 & amp; 2. // The New York Times, August 5/6, 2009.

Muller S., et al. How do world-class cricket batsmen anticipate a bowler’s intention? // Quarterly Journal of Experimental Psychology, 59 (12), December, 2006. — P. 2162–2186.

Norton M. I. & amp; Ariely D. Self-deception: How we come to believe we are better than we truly are. — Cited in Chance & amp; Norton, 2009.

Nye J. V. C. Lucky Fools and Cautious Businessmen: on Entrepreneurship and the Measurement of Entrepreneurial Failure. // In Joel M. ed. The Vital One: Essays In Honour of Jonathan R. T. Hughes. // Research in Economic History, Vol. 6, 1991. — P. 131–152.

Ofshe R., Watters E. Making Monsters: False Memories, Psychotherapy, and Sexual Hysteria. — University of California Press, 1994.

Olsson J. Wordcrime: Solving Crime Through Forensic Linguistics. — Continuum IPG, 2009.

Onishi K.H., et al. Do 15-Month-Old Infants Understand False Beliefs? // Science Vol. 308, 255, 2005.

Perner J. Understanding the Representational Mind. — MIT Press, 1991.

Person E., et al. On Freud’s «Creative Writers and Day-dreaming». — IPA Publications, 1995.

Pessoa F. The Book of Disquiet (tr. Margaret Jull Costa). — Serpent’s Tail, 2010.

Phillips D. P., Ruth T. E., Wagner L. M. Psychology and Survival. // Lancet, N 6; 342 (8880), 1993. —P. 1142–1145.

Plaskett J. The Millionaire Three. — Retrieved from https://www.themillion-airethree.com.

Plassman H., O’Doherty J., Baba S., Rangel A. Marketing actions can modulate neural representations of experienced pleasantness. // Proceedings of the National Academy of Sciences, 105, 2007. — P. 1050–1054.

Porter S., et al. Negotiating False Memories: Interviewer and Rememberer Characteristics Relate to Memory Distortion. // Psychological Science, Vol. 11, N 6, November, 2000. — P. 507–510.

Postrel V. In Praise of Irrational Exuberance. // Big Questions Online, October 28, 2010.

Proffitt D. R., Creem S. H., Zosh W. D. Seeing Mountains in Molehills: Geographical Slant Perception. // Psychological Science, Vol. 12, N 5, September, 2001. — P. 418–423.

Pronin E. How We See Ourselves and How We See Others. // Science, Vol. 320, May 30, 2008.

Pronin E., Daniel Y., Lin L. R. The Bias Blind Spot: Perceptions of Bias in Self Versus Others. // Personality and Social Psychology Bulletin, Vol. 28, N 3, March, 2002. — P. 369–381.

Raine A. Y., Yang Y., et al. Localisation of increased prefrontal white matter in pathological liars. // Br J Psychiatry, 190, 2007. — P. 174–175.

Raine A., Yang Y., et al. Prefrontal white matter in pathological liars. // Br J Psychiatry, 187, 2005. — P. 320–325.

Railton P. Moral Camouflage or Moral Monkeys? // The New York Times, July 18, 2010.

Reddy V. How Infants Know Minds. — Harvard, 2008.

Ronson J. Are The Millionaire Three Innocent? // The Guardian, July 17, 2006.

Rosenblatt H. The Cambridge Companion to Constant. — Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

Roth P. American Pastoral. — Vintage, 2005.

Saletan W. The Memory Doctor. // Slate, June 4, 2010.

Salmon F. Helen Thomas, Christopher Hitchens, and Being Wrong. // Reuters, June 7, 2007.

Sartre J. P. The Wall. —W. W. Norton & amp; Co, 1969.

Schopenhauer A. The World As Will and Representation. — Cited in Gray, 2002.

Schauer F. Can Bad Science Be Good Evidence: Lie Detection, Neuroscience, and the Mistaken Conflation of Legal and Scientific Norms. //Cornell Law Review, August, 2010.

Scholem G. Sabbatai Sevi: The Mystical Messiah. — Routledge & amp; Kegan Paul, 1973.

Shiv B., Carmon Z., Ariely D. Placebo Effects of Marketing Actions: Consumers May Get What They Pay For. // Journal of Marketing Research, 2005.

Silberman S. Placebos Are Getting More Effective. // Wired, August 24t, 2009.

Simons D. J., Levin D. T. Failure to detect changes to people in a real-world interaction. // Psychonomic Bulletin and Review, 5(4), 1998. — P. 644–649.

Slater L. Opening Skinner’s Box. — Bloomsbury, 2005.

Smith A. The Theory of Moral Sentiments. — Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

Somerville J. The New Art of Lying. — Leites, 1988.

Snyder M. L., Kleck R. E., Strenta A., Mentzer S. J. Avoidance of the handicapped: An attributional ambiguity analysis. // Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 37, 1979. — P. 2297–2306.

Starek J. and Keating C. Self-Deception and Its Relationship to Success in Competition. // Basic and Applied Social Psychology, 12 (2), 1991. — P. 145–155.

Sternberg R. J., O’Hara L. Creativity and Intelligence. — Sternberg, 1999.

Sternberg R. J. (ed.). Handbook of Creativity. — Cambridge: Cambridge University Press, 1999.

Stevens W. Opus Posthumous: Poems, Plays, Prose. — Vintage, 2002.

Stouthamer-Loeber. «Adults» perception of verbal misrepresentation of reality in four-year-olds. — Unpublished, University of Pittsburgh (cited in Perner, 1991).

Sutherland R. Life Lessons From an Adman. // TED Talks, July, 2009. (https:// www.ted.com/talks/rory_sutherland_life_lessons_from_an_ad_man.html)

Svenson O. Are we all less risky and more skillful than our fellow drivers? // Acta Psychologica, Vol. 47, Issue 2, February, 1981. — P. 143–148.

Tait M. J., et al. Improved outcome after lumbar microdiscectomy in patients shown their excised disc fragments. // Journal of Neurology, Neurosurgery, and Psychiatry, 80 (9), September, 2009.

Taylor S. E. Positive Illusions; Creative Self-Deception and the Healthy Mind. — Basic Books, 1991.

Twain M. On the Decay of the Art Of Lying. — FQ Books, 2010.

Vasek M.E. Lying As a Skill: The Development of Deception in Children. — Mitchell, 1986.

Vrij A. Detecting Lies and deceit: the psychology of lying and the implications for professional practice. — Chichester, England: John Wiley & amp; Sons, Ltd., 2000.

Vrij A., Leal S., Mann S., Warmelink L., Granhag P. & amp; Fisher R. Drawings as an innovative and successful lie detection tool. // Applied Cognitive Psychology, 24, 2010. — P. 587–594.

Vrij A. and Semin G. R. Lie experts’ beliefs about nonverbal indicators of deception. // Journal of Nonverbal Behavior 20, 1996. — P. 65–80.

Watters E. The Devil In Mr. Ingram. // Mother Jones, July — August, 1991.

Weiner T., David J., Neil L. Betrayal, The Story of Aldrich Ames, an American Spy. — Richard Cohen Books, 1996.

Wenger A. and Flowers B. Positive Illusions in Parenting: Every Child is Above Average. // Journal of Applied Social Psychology, Vol. 38, Issue 3, 2008. — P. 611–634.

Wegner D. M. & amp; Wheatley T. P. Apparent mental causation: Sources of the experience of will. // American Psychologist, 54, 1999. — P. 480–492.

Weiss B., & amp; Feldman R. S. Looking good and lying to do it: Deception as an impression management strategy in job interviews. // Journal of Applied Social Psychology, 36, 2006. — P. 1070–1086.

Wilde O. The Decay of Lying. — Penguin, 1995.

Wilson T. Strangers to Ourselves. — The Belknap Press of Harvard University Press, 2002.

Woods K. M., Stout M. E. Saddam’s Perceptions and Misperceptions: The Case of Desert Storm. // The Journal of Strategic Studies, Vol. 33, № 1, February, 2010. — P. 5—41.

Wrangham R. Is Military Incompetence Adaptive? // Evolution and Human Behavior, 20, 1999. — P. 3—17.

Wright L. Remembering Satan: Recovered Memory and the Shattering of a Family. — Serpent’s Tail, 1994.

Wright R. The Moral Animal. — Abacus, 1996.

Yamagishi T., et al. Trust, gullibility and social intelligence. // Asian Journal of Social Psychology, 2, 1999. — P. 145–161.

Zagorin P. Ways of Lying: Dissimulation, Persecution and Conformity in Early Modern Europe. — Harvard: Harvard University Press, 1990.

Zannino G. D., et al. Do Confabulators really try to remember when they confabulate? A case report. // Cognitive Neuropsychology, 25: 6. — P. 831–852.

Zborowski M. Cultural Components in Responses to Pain. — Health and The Human Condition (ed. Logan and Hunt), Wadsworth Publishing Co., 1978.

Zipperstein S. J. Underground Man: The Curious Case of Mark Zborowski and the Writing of a Modern Jewish Classic. // Jewish Review of Books, N 2, Summer, 2010.

 

BORN LIARS by Ian Leslie © 2010

© Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2012

 

 


[1]Американский ученый, профессор Массачусетского университета. — Примеч. пер.

 

[2]Психолог-аналитик, профессор Лондонской школы экономики. — Примеч. пер.

 

[3]Образ действия, метод (лат.).

 

[4]Валери Джейн Моррис Гудолл — посол мира ООН, приматолог, этолог и антрополог из Великобритании; дама-командор ордена Британской империи. — Примеч. пер.

 

[5]Само по себе это утверждение в отношении языка довольно справедливо. Тем не менее существуют менее приспособленные для лжи языки. Например, язык индейцев матсес, живущих в амазонских лесах Бразилии, построен так, что говорящий обязательно должен уточнить, каким образом он узнал о том, что говорит, или подтвердить свои слова. Вместо того чтобы сказать «Здесь прошло животное», индеец должен уточнить, видел ли он само животное или его следы, или, может быть, догадался об этом каким-то образом, или же ему сказал кто-то другой. Но если он осмелится что-либо утверждать без объяснений, то речь априори будут считать ложью. По словам лингвиста Гая Дойчера, если вы спросите у индейца, сколько у него жен, а их в это время не будет рядом, то он ответит вам в прошедшем времени что-то вроде «Было две, когда я проверял в последний раз». В конце концов, мы не можем быть абсолютно уверены в том, что одна из них не умерла или не сбежала с другим мужчиной, с тех пор как муж видел ее, даже если это было пять минут назад. Таким образом, категорически заявлять о наличии двух жен довольно опасно, так как это может оказаться неправдой.

 

[6]Талвар обычно добавляет, что изобретательность ответа может быть весьма впечатляющей: от «Здорово, моему папе как раз нужно мыло» до «Спасибо, я это коллекционирую».

 

[7]Данное определение соответствует термину конфабуляция. Тем не менее автор говорит о хроническом конфабулезе. В медицинском словаре это понятие определяется следующим образом: «Психопатологический синдром в виде наплыва конфабуляций, образующих один последовательно развивающийся рассказ или несколько отдельных рассказов с законченным содержанием». Интересно то, что с английского языка слово confabulating переводится как «фантазирование», что, в общем-то, почти полностью соответствует смыслу, вкладываемому в это понятие. — Примеч. пер.

 

[8]В российском прокате — «Подозрительные личности». — Примеч. пер.

 

[9]Обсуждение творчества Дилана зачастую связано в темой лжи и обмана, особенно когда речь заходит о каких-либо биографических аспектах. В самом начале карьеры Дилан сообщил корреспондентам в Нью-Йорке и о том, что вырос в Галлопе, Нью-Мексико, жил в Айове, Южной Дакоте, Северной Дакоте и Канзасе, и о том, что освоить гитару ему помогли легендарные Арвелла Грей и Мэнс Липскомб. На самом деле к тому времени он успел пожить только в Миннесоте и Нью-Йорке и никогда не встречался ни с Греем, ни с Липскомбом. Это именно такая история, которую мог бы рассказать человек с хроническим конфабулезом. История, в которой смешиваются правда, вымысел и исполнение несбыточных желаний. Разница только в том, что Дилан конечно же знал, что это не более чем выдумка.

 

[10]«Прошлое однородно по своей сути — и притворное, и по-настоящему пережитое, — выраженное во всех трех измерениях или просто созданное маленьким театром, находящимся в неведомых глубинах нашего мозга, представления которого мы видим по ночам, когда сумерки сгущаются и сон незыблемо правит нами» (Роберт Льюис Стивенсон, эссе «Глава о мечтаниях»).

 

[11]Американский психолог и философ, один из основателей функционализма и прагматизма. — Примеч. пер.

 

[12]Город в США, штат Невада. — Примеч. пер.

 

[13]На российском телевидении — «Чертова служба в госпитале МЭШ», или просто «МЭШ». — Примеч. пер.

 

[14]AU — сокращение от Action unit, то есть «единица движения». Представляется целесообразным оставить в тексте оригинальное авторское обозначение. — Примеч. пер.

 

[15]Аманда Кнокс, зарезавшая свою соседку по общежитию за отказ участвовать в оргии, была приговорена к 26 годам лишения свободы. — Примеч. пер.

 

[16]Эта ужасная история закончилась еще одним убийством. Через некоторое время после ареста Уэддел был освобожден под залог. Он практически сразу отправился домой к своей теще и пристрелил ее, после чего застрелился сам.

 

[17]На выборах 2000 г. основная борьба развернулась между Джорджем Бушем-младшим, представителем республиканцев, и Альбертом Гором, демократом. После подсчета голосов разница оказалась настолько маленькой, что началась эпопея пересчета бюллетеней, закончившаяся победой Буша. При этом Буш набрал меньшее число голосов, чем Гор, но все равно стал президентом. — Примеч. пер.

 

[18]Что же касается мисс Тэйлор, на следующий день Ларсон еще раз пригласил ее пройти испытание. Он объяснил это тем, что ему якобы хочется посмотреть, может ли полицейский повлиять на состояние допрашиваемого. Мол, таким образом он надеялся проверить надежность теста. Ларсон попросил девушку соврать ему о чем-нибудь и только после этого приступил к опросу. Через год они поженились.

 

[19]Более того, полиграф используют в различных организациях, и порой с весьма неординарными целями, например для выявления предрасположенности к гомосексуализму. Двигаясь в этом направлении, канадская Королевская конная полиция экспериментировала не только с полиграфом, но и с устройством, замеряющим диаметр зрачка во время того, как испытуемому показывают картинки с обнаженными мужчинами. Решив, что результаты такого исследования все же неубедительны, полицейские предприняли более радикальный шаг — занялись разработкой специальной трубки, крепящейся к пенису мужчины; устройство способно уловить малейшее движение. Испытуемым показывали откровенные фотографии привлекательных молодых мужчин, женщин и даже детей. Этот метод называется методом пенильной плетизмографии, и он до сих пор применяется для определения сексуальной ориентации человека.

 

[20]Сериал телекомпании НВО, транслировавшийся в Америке с 2002 по 2008 год. — Примеч. пер.

 

[21]В 1949 г. Элджер Хисс был обвинен в лжесвидетельстве в связи с тем, что он отрицал факт передачи секретных документов «агенту Москвы» Уиттекеру Чамберсу. Хисса приговорили к пяти годам тюрьмы. — Примеч. пер.

 

[22]Персонажи одноименного фильма 1935 года, имевшего большую популярность в Америке того времени. — Примеч. пер.

 

[23]В английском языке функциональная магнитно-резонансная томография обозначается как fMRI (от «functional magnetic resonance imaging»). — Примеч. пер.

 

[24]Стоит отметить, что допрос Омара Балларда значительно отличался от допроса четверки. Во-первых, его общение со следователями было значительно короче и без излишних формальностей. Во-вторых, на него никто не оказывал давления. И в-третьих, Баллард, подтверждая, что это он убил несчастную девушку, подробно, в деталях, описал дом, в котором было найдено ее тело, и даже сообщил кое-что такое, что полиция считала тайной следствия.

 

[25]Родители Мишель не переставали верить в то, что именно эти четверо виновны в смерти их дочери, а потому для них было шоком узнать, что губернатор штата публично извинился перед преступниками.

 

[26]К феномену ложных воспоминаний многие относятся со скепсисом. Кое-кто даже клеймит Лофтус позором, с негодованиям отзываясь о ее «бездарно проведенных исследованиях, результат которых — полнейшая чушь». Она не раз слышала угрозы в свой адрес, что в итоге закончилось тем, что к ней приставили телохранителей, обязанных сопровождать ее во время общественных выступлений.

 

[27]Чтобы проверить показания Эрики, было потрачено три четверти миллиона долларов. В надежде заметить пламя ритуальных костров полиция организовала ночные полеты на патрульных вертолетах. Но в результате удалось обнаружить только группу перепуганных студентов, отправившихся на ночной пикник с бочонком пива. Дочерей Ингрэма обследовали многие доктора, однако ни один из них не смог подтвердить, что над девушками совершалось физическое или сексуальное надругательство (отсутствие девственности в таком возрасте вряд ли можно счесть за доказательство). К участию в расследованиях был приглашен археолог, доктор Марк Папворс, который организовал поиск останков убиенных младенцев. Однако единственным обнаруженным артефактом оказалась старая лосиная кость. «Нет доказательств. Вообще никаких нет. Ноль», — разводил руками Папворс. Но один из следователей, к изумлению ученого, парировал: «Ну и что. А если бы вы, доктор, были дьяволом, вы бы оставили следы?»

 

[28]Марк Чангизи, эксперт в области психологии познания, дал одно из наиболее точных объяснений, почему Фицжеральду проще поймать мяч с закрытыми глазами, чем с открытыми. Для того чтобы информация, полученная с помощью глаза, достигла мозга, требуется около десятой доли секунды. Ничтожно мало, скажете вы. Однако все дело в том, что мяч и игроки на поле движутся с огромной скоростью, и если бы Ларри воспринимал всю информацию, то мяч гораздо чаще пролетал бы мимо него. А потому он просто закрывает глаза и пытается угадать, где будет находиться мяч через десятую долю секунды.

 

[29]Тем не менее, лишившись этого «шестого чувства», вы тут же почувствуете его необходимость. Клинический невролог Джонатан Коул в одной из своих работ писал о пациенте, у которого наблюдалось серьезное расстройство нервной системы, вызванное вирусным заболеванием. Молодой человек (пациенту на момент публикации было девятнадцать) в результате заболевания утратил способность к проприоцепции. В результате ему пришлось концентрироваться на сознательных ощущениях движения мышц. То есть для того, чтобы избежать судорожных подергиваний в ноге, он должен был приложить немало усилий, чтобы контролировать свои движения (заставить ногу не дергаться); мозг и поврежденная нервная система отказывались выполнять за него эту работу. Ценой титанических усилий юноша все-таки привык постоянно держать свои мышцы под контролем. Он научился заново ходить и даже мог прямо стоять. Казалось бы, он вернулся к нормальной, привычной жизни. Он самостоятельно одевался, выходил на прогулки и даже мог водить машину — но для того, чтобы делать все это, ему приходилось, еще раз повторю, постоянно контролировать весь свой организм. Стоило ему хоть на мгновение расслабиться, как он тут же падал на пол.

 

[30]В «Этике», опубликованной в 1677 году, нидерландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза писал, что «люди верят в свою свободу хотя бы потому, что свободны в своих движениях, но они даже не подозревают, при помощи чего эти действия образуются».

 

[31]На самом деле у исследователя не две, а четыре фотографии. От выбора участницы практически ничего не зависит, так как за каждой из предложенных ей фотографий находится альтернативный вариант. У тех фотографий, которые с самого начала предлагаются девушке, «рубашка» черного цвета, в то время как у тех, что спрятаны за ними, — цветная. Если девушка выберет, скажем, левую фотографию, исследователь, положив «обе» карточки на стол, подвинет к ней левую верхнюю, то есть ту, которую она на самом деле не выбирала. Секрет фокуса прост — участница не замечает, что выбранная ей фотография осталась на столе, так как темная «рубашка» сливается с темным покрытием столешницы.

 

[32]В частности, о нервных связях между полушариями писал и Роджер Сперри. — Примеч. пер.

 

[33]Конечно же такое толкование несколько упрощено. У некоторых людей именно правое полушарие ответственно за речь. Но, в сущности, где располагаются зоны, отвечающие за подобные когнитивные возможности, не так важно. Гораздо важнее то, что разные области мозга выполняют совершенно разные функции.

 

[34]«Интересно, каково это — быть немым полушарием? — вопрошает невролог Кристоф Кох. — Всю жизнь приходится находиться бок о бок со своим братом-близнецом, который, в отличие от тебя, может говорить за вас обоих».

 

[35]Основной посыл этой школы таков: мир появился в результате катастрофы, вызванной попыткой творения. — Примеч. пер.

 

[36]Муж Марион относился к «вере» жены как к хобби или развлечению с ее стороны, порожденному скукой. В тот памятный день он решил не пренебрегать своим распорядком дня, а потому, когда по его дому носились возбужденные оккультисты, в ужасе срывающие с себя все металлическое, преспокойно спал в своей комнате.

 

[37]Для публикации Фестингер несколько видоизменил историю. Он назвал совсем другое место действия и использовал вымышленные имена. Именно они использованы в этой книге.

 

[38] Бенеффектанс (англ. beneffectance) составное слово, происходящее от beneficial — благотворный и effective — эффективный. — Примеч. пер.

 

[39]Существует множество подтверждений тому, что мужчины более склонны к позитивным иллюзиям. Женщины гораздо чаще недооценивают себя, полагая, что они недостаточно опытны или компетентны в каком-то вопросе. Сложно сказать, с чем это связано, — с особенностями пола или властными отношениями в группе. Дело в том, что женщины, занимающие доминирующее положение, приобретают склонность к позитивному самообману, в то время как мужчины, находящиеся на низкой должности (или являющиеся подчиненными женщины), склонны к самоуничижению и заниженной самооценке.

 

[40]«Черный», абсурдистский роман американского писателя Джозефа Хеллера (1923–1999) о Второй мировой войне. — Примеч. пер.

 

[41]AOL (America Online) — крупнейший в мире интернет-провайдер, Time Warner — медиа-компания новостного и развлекательного профиля; после слияния — компания AOL Time Warner.Примеч. пер.

 

[42]Вудс был командиром экипажа вертолета «Apache» во время войны в Персидском заливе. В ходе своей исследовательской деятельности в 2003 году он совершенно случайно встретился с человеком, который некогда был командиром танковой бригады, которую вертолетчики должны были уничтожить с воздуха в пустыне на севере Кувейта. После нескольких бесед с этим человеком Вудс не выдержал и рассказал ему об этом. Мужчина спокойно отреагировал на это известие и невозмутимо рассказал о всем том ужасе, который пришлось испытать ему и его солдатам, находясь под массированным обстрелом американцев.

 

[43]По данным Группы исследования Ирака (независимой аналитической комиссии, созданной после войны разведкой США), Саддам знал о склонности своих подданных вводить его в заблуждение. Поначалу он пытался пресечь это стремление и даже организовал индивидуальные инспекционные группы, задачей которых была проверка вооруженных сил Ирака, но их деятельность практически прекратилась с тех пор, как Хусейн все более и более замыкался в себе. Так, в 1998 году он был шокирован внезапностью бомбардировки со стороны США и Великобритании (операция «Лиса в пустыне»), в ходе которой один из его дворцов был превращен в руины. После этого он еще глубже погрузился в свой маленький мирок.

 

[44]Почему-то мало кто обращает внимание на то, что некоторые сторонники Саддама совершили гораздо больше преступлений, чем их лидер. Саддам всегда хвастался своей способностью читать скрытые мысли окружающих. На одной из аудиозаписей, попавших к Вудсу, он говорит своим министрам и генералам: «Я узнаю о вашем предательстве еще до того, как вы сами о нем подумаете».

 

[45]В английском переводе Святого Писания — в Библии Короля Джеймса (Якова I), — в псалме 116 говорящий восхваляет и благодарит Господа за то, что Тот спас его от страха физического и душевного отчаяния. Стих 11 гласит: «Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Я сказал в опрометчивости своей: всякий человек ложь». (В русском переводе Пс. 115. 1–2.— Примеч. пер.)

 

[46]Имеется в виду изобретение Франклином громоотвода. — Примеч. пер.

 

[47]В 1761 году Франклин, будучи в Лондоне, посетил необычный концерт. Музыка рождалась, когда исполнитель мягко поглаживал края стеклянных стаканов, наполненных жидкостью. Очарованный исполнением, Франклин загорелся желанием усовершенствовать этот музыкальный инструмент. Предложенная им версия представляла собой соединение нескольких стеклянных полусфер разного размера, нанизанных на металлический стержень, который крепился в ящике-резонаторе, наполненном водой и уксусом. Музыкант приводил стержень в движение при помощи ножной педали, одновременно он прикасался кончиками пальцев к краям полусфер. Получалась мистическая, чарующая музыка — казалось, что она рождается в самом воздухе.

В 1762 году гармоники (от итальянского слова «гармония») стали производиться в массовом порядке. Вскоре инструментом заинтересовались музыканты и композиторы (в их числе оказались Бетховен и Гёте, любивший музицировать). Франклин и сам иногда играл на своем инструменте и никогда не был против мнения о том, что производимая им музыка имеет целебные свойства.

Известна одна интересная история о излечении, произведенном с помощью гармоники. Польская принцесса Изабелла писала в своем дневнике, что страдает от глубочайшей меланхолии. По ее словам, состояние, в котором она пребывала, было ужасающим: молодая женщина уже готовилась составить завещание и писала прощальные письма. В то печальное время ее и посетил именитый американец. Франклин — обаятельный мужчина, непревзойденный франт — взял принцессу за руки, посмотрел ей в глаза и тихо прошептал по-французски: «Pauvre jenune femme…» («Бедная девушка…»). Затем он начал играть на гармонике. Доиграв до конца, Франклин торжественно объявил, что Изабелла излечилась. Естественно, очарованная принцесса и думать забыла про меланхолию.

 

[48]В 1911 году Джордж Бернард Шоу написал пьесу «Дилемма доктора», в которой рассказывается о жизни одного некомпетентного, но успешного врача. Он описывается как «человек, способный лечить все болезни и расстройства уже одним своим приветствием. Казалось, стоит ему заговорить, и даже сломанные кости начинали срастаться». Согласитесь, этого врача можно признать не только талантливым, но и гениальным.

 

[49]Дэвид Моррис отмечает, что в некоторых случаях культурные представления играют немалую роль не только в лечении болезни, но и в ее возникновении. Среди индейцев апачи с древних времен были распространены болезни, нигде больше не встречавшиеся, известные только им. Например, достаточно было переступить через след змеи, чтобы заразиться «ужасной» болезнью, которую изгнать из тела больного могли только шаманы. Малейший контакт с медведем — даже простое прикосновение к шкуре — могло вызвать болезнь, сопровождавшуюся ощутимым физическим страданием. К слову, в такого рода болезнях некоторые этнологи усматривают не обычные суеверия, а многовековую народную мудрость. Создавая культурный стереотип отношения к подобным вещам, апачи ограждали себя и своих соплеменников от контакта с опасными животными.

 

[50]Болезнь Крона — хроническое гранулематозное воспалительное заболевание желудочно-кишечного тракта, часто поражающее все его отделы; названа в честь американского гастроэнтеролога Баррила Б. Крона, который с соавторстве с Леоном Гинзбургом и Гордоном Д. Оппенгеймером в 1932 году впервые описал симптомы этого заболевания. — Примеч. пер.

 

[51]Продавец описал квадратик как «находящийся в не самом лучшем состоянии: один краешек раскрошился».

 

[52]Надо отметить, что Зборовский был не тем, за кого его принимала Маргарет. Основным родом его занятий было вовсе не изучение антропологии, а сотрудничество с внешней разведкой СССР. Работая на Седова, он активно сливал в ГПУ информацию о деятельности троцкистов (говорят, в его докладах был лично заинтересован Сталин). Неудивительно, что несколько «товарищей» Зборовского из организации Седова в один день бесследно исчезли; остается только догадываться, какая участь их постигла. Среди них оказался и сам Седов, после исчезновения которого Зборовский возглавил организацию — тем самым ее судьба была предрешена. Руководство ГПУ неоднократно призывало его отправиться в убежище Троцкого, которое находилось в Мексике, но Зборовский упорно отказывался браться за новое задание. Ему не хотелось покидать Париж, где он занимался изучением антропологии в Сорбонне. После переезда в США он продолжил сотрудничество с советской разведкой.

Его деятельность была раскрыта в 1955 году, и тогда же он предстал перед комиссией Сената, которая была уполномочена заняться его делом. Зборовский сознался в шпионаже, но заявил, что прекратил свою деятельность еще в 1937 году. Тем не менее членам комиссии были представлены неопровержимые доказательства того, что слова Зборовского не соответствуют действительности. В 1963 году он был приговорен к пяти годам тюремного заключения, но за решеткой провел всего два года. Своей коллеге и верному другу Маргарет Мид, осуждавшей его за шпионаж, Зборовскому пришлось соврать, что ГПУ заставило его сотрудничать под угрозой расправы над близкими родственниками. Она приняла такое объяснение, и препятствий для развития его научной карьеры никогда не было. Он занял престижную должность в госпитале, на которой и оставался до самой старости. Марк Зборовский умер в 1990 году в Сан-Франциско, в возрасте 82 лет.

 

[53]К счастью, через шесть дней после ареста ее освободили бойцы Сопротивления.

 

[54]Эквивокация — логическая ошибка, заключающаяся в использовании одного и того же слова, но в разных значениях в рамках одного рассуждения. В переводе на русский equivocation означает «двусмысленность» и «увиливание от прямого вопроса».Примеч. пер.

 

[55]Те, кто помнит о попытке импичмента Билла Клинтона, могут найти этот стиль аргументации знакомым.

 

[56]Один полезный, но, вероятно, непреднамеренный сторонний эффект этой доктрины состоит в том, чтобы сделать ложь более убедительной. Кстати, актеров иногда учат входить в образ именно так.

 

[57]После суда над Гарнеттом Шекспир, работавший в то время над пьесой «Макбет», значительно дополнил линию Портера, привратника Макбета. В его образе многие исследователи творчества поэта и драматурга усматривают черты Гарнетта, Саутвелла и многих других казуистов-иезуитов. «Стук, стук, стук! Кто там, во имя другого дьявола? Честное слово, это словоблудник, который мог давать показания против той и другой стороны, что совершил довольно предательств во славу Божью, однако не мог обмануть небеса. О, добро пожаловать, словоблудник!» (перевод С. М. Соловьева. — Примеч. пер.). Действительно, по словам критика Франка Кермода, вербальная эквивокация (словоблудство) — одна из основных тем всего произведения. Возьмем, например, эпизод с ведьмами, когда они предрекают Макбету, что ни одна живущая на земле женщина не в силах родить мужа, способного причинить ему вред. Но Макбет слишком поздно начинает сомневаться в их предсказании и погибает в бою против Макдаффа (который действительно не был рожден, но был «из чрева матери ножом исторгнут», то есть появился на свет с помощью кесаревого сечения).

 

[58]Этот вопрос не меньше интересовал и протестантов. Многие из них в итоге стали считать иезуитскую доктрину не такой уж и безнравственной. Уильям Тиндейл, английский ученый и протестантский реформатор, открыто заявлял, что «ложь, как и любое притворство, далеко не всегда греховна».

 

[59]Ли был шокирован тем, что в ходе исследований данной темы в Италии ученым удалось выяснить, что дети считают любую ложь чем-то неправильным, кроме лжи, которую одобряет священник.

 

[60]Книга Бартона стала реакцией на появление на прилавках множества книг, призывающих читателей доверять своим инстинктам и интуиции. Мода на такие книги началась с публикации «Озарения» Малкольма Гладуэлла, предположившего, что «спонтанные решения и внезапные открытия» всегда лучше и эффективнее многолетних изучений одной темы и поиска доказательств, подтверждающих сложившуюся теорию. Так вот, по мнению Бартона, мы вовсе не должны перестать доверять своей интуиции, особенно если она подсказывает нам решение в сложной ситуации. Интуиция, пусть ее голос и звучит из глубин бессознательного, может дать начало серьезному поиску информации и даже в итоге стать великой теорией. Но чем больше уверенности мы ощущаем, тем чаще мы должны останавливать себя и думать: «Уж не слишком ли я уверен в том, для чего толком нет никаких доказательств?» Всегда полезно поразмышлять над этим, а еще лучше попросить совета у своих друзей и знакомых, ведь на любое озарение нужен взгляд со стороны.

 

[61]Кезалид объяснил Боасу, что прикусить щеку более предпочтительно, нежели прикусить язык. Повреждение языка вызывало серьезное кровотечение — даже после того, как шаман заканчивал обряд, кровь продолжала течь, а это могло показаться подозрительным. К тому же прикусить язык гораздо больнее.

 

[62]Еще одна интерпретация шекспировского «Весь мир театр, а люди в нем актеры». — Примеч. пер.

 

[63]В русском языке слово «личность» происходит от слова «личина», что также означает «маска». — Примеч. пер.

 

[64]«И пусть ей только кажется, что она играет, // Она на самом деле роль свою исполняет». К сожалению, это только приблизительный перевод текста, но, тем не менее, именно он подходит к контексту обсуждаемой темы. — Примеч. пер.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.