Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скиннер беррес фредерик






(1904 – 1990) – американский психолог,



автор концепции «оперантного бихевиоризма». Основополагающая работа – «Поведение организмов» (1938). Одним из центральных понятий концепции является «оперангное обусловливание», которое обозначает особый путь образования условных рефлексов, заключающийся в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула (в отличие от «классического» павловского пути). С. отрицал провозглашенную необихевиори-стами необходимость введения «промежуточных переменных» между стимулом и реакцией и считал возможным в психологии лишь описание связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Это сближало бихевиоризм С. с классическим бихевиоризмом Дж. Уотсона, которому свойственна та же механистичность понимания поведения и отрицание качественных различий в поведении животных и человека. Значительным вкладом в науку считается разработка С. оригинальных экспериментальных методик, в частности знаменитых «скиннеровских камер». Теоретические постулаты оперантного бихевиоризма С. нашли свое практическое применение в некоторых вариантах программированного обучения (в становлении которого С. сыграл существенную роль) и бихевиоральной терапии. При этом общие установки С. на то, что проблемы общества можно разрешить путем манипулирования поведением людей на основе идей «оперантного бихевиоризма», неоднократно вызывали жесткую критику со стороны психологов как США, так и других стран.

СКЛОННОСТЬ – любое положительное, внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Психологическую основу С. составляет устойчивая потребность личности в определенной деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности. Развитая С. характеризуется также длительным, ненасыщаемым стремлением к деятельности и творческим отношением к ее изменению, развитию, к постоянному накоплению знаний и совершенствованию умений и навыков, соответствующих данной деятельности. Такую С., которой присущи все эти характеристики, называют призванием. С. развиваются, как правило, в единстве с


соответствующими способностями и выступают как фактор, компонент одаренности.

СЛЕДЯЩИЕ ДВИЖЕНИЯ – медленные и плавные версионные движения глаз. С. д. возникают только в ответ на реальное или кажущееся движение объектов в поле зрения. Иногда к числу С. д. также относят компенсаторные движения глаз вестибулярного происхождения. С. д. возникают со средним латентным периодом около 130 мс. С их помощью можно безошибочно отслеживать объекты, движущиеся со скоростью до 30 – 40 угловых градусов/с. При дальнейшем увеличении скорости движения объектов глаза начинают отставать. Возникающее «смазывание» видимых объектов приводит к нарушению различения тонких деталей. В связи с этим американским психологом Э. Людвигом было введено понятие «динамическая острота зрения».

Существует предположение, что С. д. имеют систему регуляции, автономную от системы регуляции саккадических движений глаз (см.). Это предположение подтверждается данными о различном действии психофармакологических веществ, в частности барбитуратов, на саккадические и С. д.

СЛЕЖЕНИЕ – один из видов операторской деятельности, в которой главную роль играет двигательный навык ручного управления. Различают два вида С. – компенсирующее и преследующее. В первом оператор воспринимает только сигнал ошибки регулирования, отображаемой на индикаторе в виде расстояния между фиксированной и подвижной метками; во втором он видит два независимых сигнала: один соответствует заданию (цель), другой – текущему состоянию параметра регулируемого объекта (курсор). При компенсирующем С. задача оператора – минимизировать ошибку, уменьшая до нуля расстояние между двумя метками. При преследующем С. он должен как можно точнее совмещать курсор с движущейся целью. Оба вида С. широко применяются в экспериментальных исследованиях двигательных навыков. -

СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА – отсутствие зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота. С. может насту-



пать не только при полном, но и при частичном поражении слуха и зрения. Практически С. возникает тогда, когда снижение слуха в раннем детском возрасте делает невозможным усвоение речи на слух, а потеря зрения исключает использование зрительных восприятий. Слепоглухонемой лишается возможности речевого общения с людьми; характерной для него становится задержка в умственном развитии. Без специального обучения он не усваивает ни одного слова и даже навыков человеческого поведения. Однако слепоглухонемой обладает возможностью полноценного умственного развития, как это показали А. Г. Соколянский, А. И. Мещеряков и др.

В процессе специального обучения создаются и развиваются все усложняющиеся формы общения слепоглухонемого: от простейших до самых сложных – речевых. Основной задачей обучения является формирование и накопление образов предметов и навыков самообслуживания и бытового труда. Первоначально средствами общения со слепоглухонемым являются жесты, обозначающие предметы и действия. Затем отдельные жесты заменяются словами, сообщенными слепоглухонемому в дактильной форме. Постепенно роль словесной речи увеличивается, и в конце концов она полностью заменяет жестовую форму общения. В словесной речи ведущей является ее дактильная форма, а в письменной речи – рельефный шрифт Брайля. Однако в процессе обучения слепоглухонемой овладевает также и устной (звуковой) формой речи, и умением воспринимать на своей ладони начертание обычных букв. Обучение слепоглухонемых речи, усвоение ими словаря, грамматического строя языка осуществляется в тесной связи с постепенным расширением и усложнением их непосредственного жизненного опыта. Овладение словесным языком открывает для слепоглухонемого возможности усвоения знаний, умений и навыков в объеме школьной программы, широкого круга сведений об окружающем мире.

СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ – совокупность слов, которыми пользуется человек при построении высказываний. С. а. уже т. н. пассивного словаря (см.).


СЛОВАРЬ ПАССИВНЫЙ – совокупность слов, которые человек более или менее точно понимает, но не использует сам в речи. С. п. шире активного словаря (см.).

СЛУХ –способность человека (живого организма) воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. В основе этой способности лежит деятельность слухового анализатора, который связан с другими анализаторами и эфферентными системами.

Первоначальными, жизненно важными стимулами, формировавшими С., были звуки и шумы неживой и живой природы. Для человека особым, чрезвычайно важным фактором формирования слуховой функции является членораздельная речь, акустические характеристики которой находят определенное отражение в соответствующих характеристиках С. Помимо речевых имеется рад других культурных форм звуков, таких, как музыкальные звуки, звуки трудовых процессов и т. п., которые, однако, не привели к формированию особых параметров С. в филогенетическом смысле, а только определили его частные навыки и способности (напр., С. музыканта, врача, регулировщика машины и т. п.). Возможности С. ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые жизненно необходимы субъекту как биологической и социальной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (напр., инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого С.

Как и для любой другой сенсорной системы, основной особенностью действия С. является отражение внешнего мира в форме адекватного образа, т. е. в данном случае – звукового. Статический звуковой образ содержит три параметра, определенно связанные с объективными характеристиками звуков: громкость (соответствует интенсивности), высота (соответствует частоте) и, для звуков сложного состава, тембр, или «окраска» (соответствует структуре звукового спектра). Однако для звуков сложного состава их спектр является носителем информации не только о тембре, но и о высоте и громкости.

Реальные звуки практически никогда не имеют статической структуры, поэто-



му дня звукового образа весьма характер-наего динамическая структура, определяемая изменением и взаимосвязью громкост-ных, высотных и тембровых признаков во времени.

На средних уровнях интенсивности стимулов для С., как и для других сенсорных систем, характерна логарифмическая зависимость уровня ощущения от силы воздействия стимулов (масштаб равных относительных приращений) (см. также Слуховой анализатор, Спектр звуковой, Восприятие сложных звуков, Тембр).

СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР –

совокупность соматических, рецепторных и нервных структур, деятельность которых обеспечивает восприятие человеком и животными звуковых колебаний. С. а. состоит из наружного, среднего (см.) и внутреннего уха (см.), слухового нерва, подкорковых релейных центров и корковых отделов.

Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний. Через барабанную перепонку, представляющую собой эластичную мембрану, и систему передаточных косточек – молоточек, наковальню и стремечко – звуковая волна доходит до внутреннего уха, вызывает колебательные движения в заполняющей его жидкости.

Внутреннее ухо, или улитка, представляет собой спиралеобразный ход, состоящий из двух с половиной витков. Заполняющая улитку жидкость – пери- и эндо-лимфа – практически несжимаема; поэтому при смещении стремечка вправо мембрана круглого окна прогибается влево, а возникающие колебания эндолимфы передаются волокнам расположенной вдоль улитки базилярной, или основной, мембраны и возбуждают специализированные механорецепторы – волосковые клетки.

Волосковые клетки улитки являются основными аппаратами слуховой рецепции. Реагируя на колебания эндолимфы, они превращают улавливаемые звуковые колебания в нервные импульсы, передающие акустическую информацию по волокнам слухового нерва.

Возбуждение, возникающее в волокнах слухового нерва, направляется к центральным отделам нервной системы. Первым центром обработки акустической информации являются расположенные на уровне


варолиева моста ядра слухового нерва, после чего она поступает к т. н. верхним оливам. Здесь происходит объединение сигналов, поступающих от левой и правой улитки. Затем афферентные пути слухового нерва направляются к нижним буграм четверохолмия, которые представляют собой элементарный рефлекторный центр слуховой системы. Именно здесь осуществляется передача слуховых импульсов на двигательные пути, в результате чего возникают такие, напр., реакции, как двигательное настораживание или сокращение зрачка в ответ на внезапно возникающий звук.

Далее мощный пучок нервных волокон идет к внутренним коленчатым телам, от которых начинается последняя часть слухового нерва. Его волокна направляются к поперечной извилине височной области коры, или извилине Гешля, представляющей собой корковый конец С. а.

По своему строению извилина Гешля (поля 41-е и 42-е, по Бродману) очень близка к проекционной зрительной коре. Основное место в ней занимает 4-й афферентный слой, в котором и заканчиваются волокна слухового нерва. Как в зрительной проекционной области, так и в извилине Гешля были обнаружены признаки сома-тотопического строения. При этом волокна, передающие информацию о высоких тонах, заканчиваются в медиальных, а волокна, несущие информацию о низких тонах, – в латеральных участках этой извилины. Существенным отличием корковых отделов слухового анализатора от зрительного является то, что здесь нет изолированного представительства каждого уха или его части в противоположном полушарии коры головного мозга. Моно-уральные волокна направляются к обоим полушариям, и поэтому повреждение одной (напр., правой) извилины Гешля приводит лишь к незначительному снижению слуха, в несколько большей степени проявляющемуся в противоположном (левом) ухе.

Над первичными отделами слуховой коры, расположенными в извилине Гешля, надстроены вторичные отделы слуховой коры. Они находятся на наружной поверхности височной области, в пределах верхней височной извилины (поле 22-е, по Бродману). В их составе преобладают клетки верхних, ассоциативных слоев коры.



В отличие от первичной слуховой коры ее вторичные отделы не имеют соматото-пического строения и представляют собой сложный интегрирующий аппарат, который обеспечивает сложные формы анализа и синтеза звуковой информации, делая возможным восприятие сложномузыкаль-ных и речевых звуков, поэтому поражение вторичных отделов слуховой коры не приводит к снижению остроты слуха и выпадению восприятия простых звуков, вызывает нарушение различения мелодий в одних случаях или сложно построенных звуков речи в других.

СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ – получение нового цвета из двух или более цветов, которые качественно отличаются как друг от друга, так и от полученного цвета. Исследование этого явления привело к выводу, что, смешивая цвета по определенным правилам, можно получить все цвета с помощью минимального числа исходных. Правила или законы С. ц. впервые были выделены Н. Грассманом (1853) из цветочного круга И. Ньютона и экспериментально доказаны Дж. Максвеллом (1860), Г. Гельмгольцем(1864)и др. ч ^

С. ц., при котором новый цвет является результатом оптического вычитания исходных из белого, называется субстракт-ным. Напр., «вычтя» из белого цвета красный (с помощью светофильтра), получим сине-зеленый цвет. Если же новый цвет получен в результате оптического сложения исходных цветов с черным, то говорят об оптическом или аддитивном С. ц. Этот эффект получается при одновременном освещении темного поля лучами разного цвета. С. ц. можно получить не только при одновременном, но и при быстром последовательном предъявлении цветов. Такое С. ц. называется временным. Если на сетчатку одного глаза попадает один цвет, а на сетчатку второго глаза – другой, то можно получить бинокулярное С. ц.

СМЕЩЕННОЕ ЗРЕНИЕ – зрение в условиях смещения ретинального изображения с помощью офтальмологических клиновидных призм.

Изучение С. з ведется в контексте проблемы перцептивной адаптации зрительной системы. При С. з. вначале нарушаются зрительно-моторные координации. Так, при инструкции попасть рукой в цель совершается систематическая ошибка, рав-


ная по величине смещению а. После некоторого непродолжительного периода адаптации (3 – 10 мин) ошибка исчезает. Удаление смещающих призм приводит к возникновению последействия: появляется систематическая ошибка противоположного знака. По абсолютной величине эффект последействия равен или близок эффекту смещения.

Исследовались факторы, влияющие на адаптацию. Установлено, что активные движения значительно улучшают адаптацию. Ход адаптации во многом зависит также и от того, видит ли испытуемый свои конечности во время тестирования зрительно-моторных координации или нет.

Наиболее распространенная точка зрения на природу адаптации к С. з. отражена в гипотезе проприорецептивных изменений американского психолога Г. Харриса, который считает, что рассогласование между зрительной и тактильно-проприорецеп-тивной информацией, возникающее из-за смещения сетчаточного изображения, снимается вследствие изменения «чувства положения». Иными словами, адаптация состоит не в том, что мы начинаем видеть, напр., собственную руку (в тесте попадания в цель) в ее истинном местоположении, а в том, что мы чувствуем положение руки в соответствии с тем, где мы ее видим. Гипотеза Г. Харриса была, однако, подвергнута критике как в теоретическом, так и в экспериментальном плане.

СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕК-. САНДРОВИЧ (1894 – 1980) – российский психолог, автор трудов по многим проблемам общей, возрастной и педагогической психологии, а также истории психологии. Наибольшую известность принес С. цикл исследований по психологии памяти. В них: 1) экспериментально доказана связь непроизвольного запоминания со структурой деятельности субъекта (запоминается прежде всего то, что является целью или имеет прямое отношение к ней);

2) показано, что эффективность запомина
ния увеличивается в случае, когда данная
деятельность требует большей интеллекту
альной активности (чем, напр., при реше
нии задачи только на «запоминание»);

3) обнаружены возрастные различия в не
произвольном запоминании. В теоретиче
ском плане эти исследования внесли свой



вклад в разработку принципа единства сознания и деятельности в отечественной психологии.

СМЫСЛ (личностный) выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности.

Понятие «С.» разрабатывалось такими авторами, как А- Бине, Ван дер Вельдт, Э. Титченер, Ф. Бартлет. В концепциях этих психологов была предпринята попытка понять смысл как явление сознания, не выходя за пределы самого сознания.

Принципиально новый подход в понимании С. был осуществлен Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым. Характерным для этого подхода является то, что проблема С. как конкретно-психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром.

Исследуя структуру человеческой деятельности, устанавливая объективные отношения между ее компонентами, А. Н. Леонтьев показал, что С. создается в результате отражения субъектом отношении, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат (цель). Именно отношение мотива к цели, по А. Н. Леонтьеву, порождает личностный С., причем смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, С. становятся единицами человеческого сознания, его «образующими». В рамках сознания С. вступает в отношения с другими его образующими, в частности со значениями (см.), выражаясь через последние.

СМЫСЛОВОЙ БАРЬЕР – возникающее между людьми взаимонепонимание, основанное на том, что одно и то же событие при одинаковом значении имеет для них разный смысл. С. б. часто наблюдается тогда, когда люди не понимают мотивов поведения друг друга и либо действуют без учета этих мотивов, либо приписывают партнеру по взаимодействию ложные мотивы. Для человека, у которого возник С. б., характерна повышенная эффективность. Нередко это отношение распространяется на всю ситуацию общения.

Особенно часто С. б. возникает между детьми и взрослыми, т. к., предъявляя тре-


бования к детям, взрослые нередко игнорируют смысл, который это событие имеет для детей. Напр., учитель ставит плохую оценку, не учитывая меру усилий, потраченных учеником на выполнение работы. Этим он хочет побудить ученика лучше учиться. Ученик же воспринимает оценку как несправедливую, т. к. для него главный смысл заключается в том, что он старался. В этом случае оценка теряет свою побудительную силу. В результате возникновения С. б. затрудняется процесс воспитания.

СОЗНАНИЕ – свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание – это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей. Как философская категория С. обозначает субъективную форму (целесообразность) человеческой жизнедеятельности, в отличие от ее объективного содержания (ее материальных условий, предметов и средств). С. – высшая форма психики (см.).

Человеческое бытие и есть не что иное, как способ целесообразного, деятельного отношения к объективному миру, т. е. оно есть осознанное бытие. Реальный процесс человеческой жизни – это совместно осуществляемый труд. Онтогенетически этот процесс складывается по крайней мере из двух этапов: совместной деятельности взрослых, обеспечивающей первоначальное включение нового человека в общение, развивающее его фундаментальные человеческие способности и готовящее его к самостоятельному целенаправленному участию в общем труде, затем – его собственного труда, т. е. его целесообразной деятельности по воспроизводству и совершенствованию форм, способов и средств общественного труда, одновременно обеспечивающей собственно человеческое развитие новых его участников.

Жизнедеятельность человека всегда есть совместная, т. е. разделенная с другими, деятельность. Включение во все фундаментальные действия каждого из нас образа деятельности другого как условия и прообраза (образца, эталона) отстранняет от нас (и – одновременно – остраняет: делает «странными», проблемными) наши же собственные способности и усилия. Человек начинает относиться к себе, отличая себя от своей собственной жизнедеятель-



ности, от ее способов, средств, предметов я от самого процесса ее осуществления (см. Самосознание). Он отличает себя как потенциально способного овладеть любыми способами, средствами, предметами и процессами совместной деятельности. Тем самым человек предстает перед самим собой в качестве силы, находящейся вовне или даже предшествующей любому способу совместной деятельности. Отличение себя от своей собственной жизнедеятельности есть непременное условие формирования всех собственно человеческих потребностей и способностей, в т. ч. и способности к целесообразному (осознанному) поведению.

Характерный только для человека, опосредствованный отношением к своей собственной жизнедеятельности способ его отношения к миру не определяется ви-доспецифическими особенностями морфо-физиологической организации человека, осваивается на ее основе каждым из нас онтогенетически в общении с другими людьми. А формы деятельностного общения, его способы и средства общи всем вступающим в него индивидам, и их общая значимость для каждого становится тем «масштабом» или той «мерой», которой индивид измеряет и оценивает собственное жизне-действие. В совместно разделенной деятельности оно значит что-то для другого и только поэтому – и для него самого. Значимый для всех образ действия (со-дейст-вия) – это и субъективный образ предмета, на который данное действие направлено; это и чувственно-предметное отражение его объективной роли в общественной жизнедеятельности человека. И именно на основе всеобщего значения предметных образов действительности человек способен корректировать сам свою жизнедеятельность, предваряя ее осуществление общественно значимым образом того ее результата, который разрешил бы противоречия реальных условий его, человека, жизни.

Следовательно, деятельность человека постольку целесообразна и целенаправленна, поскольку ее средства и способы мотивируются заранее поставленной целью. Цель – это идеально (см. Идеальное) представляемый результат деятельности, требующий для своего осуществления изменения объективных обстоятельств, разрешения противоречий в самих матери-


альных условиях бытия, в процессе достижения которых удовлетворяются и образуются новые потребности человека. Иными словами, идеальное представление о будущем, предшествующее каждому отдельному виду деятельности и мотивирующее ее, формируется на основе общих всем значений предметов, средств и способов деятельности, в которых отражено и выражено знание закономерностей объективного мира. Именно знание опосредствует отношение человека к действительности. Деятельность со знаемыми предметами (см. Мышление) объединяет и преобразует всю сферу живого, чувственно-эмоционального отношения субъекта к объективным условиям его бытия, проявляя и осуществляя себя в таких своих формах, как воображение, целенаправленное внимание, воля, эстетические эмоции и др. Единство и целостность всех психических функций, возникающих на основе целеобразующей деятельности мышления, определяет способ целесообразного отношения человека к действительности. С. – это отношение к миру со знанием его собственных объективных свойств и возможностей.

Не все психические образования (напр., потребности, способности, эмоции и даже сами знания) в каждый данный момент непосредственно участвуют в осознании предмета, на который направлено внимание человека. Но и они могут оказывать при этом иногда весьма сильное влияние на мотивацию и направление осознанной деятельности. «Сознательное отражение, в отличие от психического отражения, свойственного животным, – это отражение предметной действительности в ее от-' деленное™ от наличных отношений к субъекта, т. е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства» [Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М, 1981, с. 272].

С., впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. С. формируется в деятельности, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преобразуют природу, общество, а тем самым и самих себя.



СОЗНАНИЯ ПАТОЛОГИЯ –

расстройство сознания, приводящее к нарушению адекватного отражения объективной реальности. Различают елея виды расстройства сознания: 1) оглушение – повышение порога чувствительности для всех внешних раздражений; восприятие и переработка информации затруднены, больные равнодушны к окружающему, обычно неподвижны; 2) аменция – полное прекращение ориентировки в окружающем, утрата осознания своей личности, отсутствие запоминания; 3) онейроид (сно-видное расстройство сознания) – яркие фантастические переживания, переплетающиеся с частичным восприятием объективной реальности; 4) сумеречное помрачение сознания – сочетание глубокой дезориентировки в окружающем с сохранением взаимосвязанных действий и поступков; сопровождается яркими галлюцинациями и сильным аффектом страха, злобы и тоски; появляется стремление к агрессивным действиям; 5) кома – самая глубокая степень расстройства сознания; больные не реагируют на окружающее, даже на болевые раздражители, зрачки расширены, реакция на свет отсутствует, нередко появляются патологические рефлексы. Расстройства сознания возникают при психических заболеваниях и органических поражениях головного мозга, связанных с травмой, опухолью и т. д. К тонким симптомам расстройства сознания относятся контаминации (см.).

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ УЧЕ-

НИЯ – осознанное отношение к учению, реализуемое через осмысление собственных действий и их результатов в соответствии с цепями и мотивами учения. С. у. характеризуется осознанием ответственности за учебные достижения, активностью и самостоятельностью при усвоении и применении знаний, овладением приемами умственной деятельности, что обеспечивает саморегуляцию учебной деятельности. Различают полностью осознаваемые учебные действия (актуально сознаваемые) и действия, которые являются не самоцелью, а лишь средством выполнения основной задачи и потому протекают как бы сами собой, но под контролем сознания (т. е. становятся автоматизированными).

С. у., в основе которой лежит овладение учебной деятельностью, способствует


формированию самосознания (см.), самооценки уч-ся, воспитанию волевых качеств, навыков самоконтроля, организации умственной работы, развитию познавательных интересов и т. д.

СОХРАНЕНИЕ. 1. Один из процессов памяти (см.). 2. Одно из ключевых понятий в системе генетической психологии Ж. Пиаже. Овладение принципом С. (инвариантности, постоянства) представляет собой важный этап интеллектуального развития ребенка. Понятие «С.» означает, что предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому физическому параметру, несмотря на изменения их формы или внешнего расположения. На доопера-торной стадии развития интеллекта ребенок опирается исключительно на перцептивную наглядность, поэтому любое перемещение элементов внутри множества означает для него и изменение самого множества в целом. Согласно Ж. Пиаже, овладение принципом С. является психологическим критерием появления основной логической характеристики мысли – обратимости – и свидетельствует о переходе ребенка на стадию конкретных операций. В работах Пиаже описаны феномены, показывающие отсутствие принципа С. у ребенка (напр., для ребенка два равных по весу шарика из пластилина перестают быть равными, как только один из них принимает другую форму, и т. д.), а также опыты, когда ребенок уже руководствуется этим принципом.

На уровне конкретных операций понимание принципа С. по отношению к разным физическим характеристикам объектов и явлений (масса, вес, длина и пр.) возникает у ребенка не одновременно. Так, напр., понимая принцип сохранения массы, он может не понимать принципа сохранения веса и объема. Эти запаздывания, сдвиги во времени возникновения понятий в пределах одной стадии (так называемые горизонтальные декаляжи) обусловлены привязанностью ребенка к конкретной действительности и его зависимостью от содержания структурированного материала.

Попытки сформировать у детей дошкольного возраста логические понятия, в частности понятие о С. величин, были предприняты в Международном центре генетической эпистемологии в Женеве уче-



ными различных направлений (Б. Инель-дер, Дж. Смедслунд, А. Морф, А. Пьере-Клермон и др.). В этих исследованиях обучение логическим структурам было основано на приведении в действие других логических структур, которые были приобретены спонтанно, что делает формирование логических структур принципиально ограниченным. В отечественной психологии были успешно проведены циклы исследований, направленных на формирование логических понятий у детей (Я. Я. Гальперин и сотрудники, Д. Б. Эль-конин и сотрудники). Так, в работах Л. Ф. Обуховой, выполненных под руководством Гальперина, показано, что можно сформировать полноценное понятие о С. количества у детей, если научить их применять к анализу вещей общественно-выработанные орудия познания – критерии, эталоны, меры. В исследованиях, проведенных под руководством Эльконина, овладение детьми логическими операциями и понимание ими принципа С. явилось результатом направленного формирования децентрации.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. so-lialis – общественный) – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под С. следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

С. относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. С. предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. С. включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Понятие «С.» касается качеств, которые индивид приобретает в процессе С., и психологических механизмов, посредством которых достигаются желаемые изменения. Определяющее значение для процессов С. имеет общественное воспитание.


Процессы С. исследованы г. о. детской и социальной психологией. В качестве источников С. индивида выступают: а) передача культуры через семейный и другие социальные институты, и прежде всего через систему образования, обучения и воспитания; б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. На данном этапе С. индивид активно усваивает социальные нормы. Система саморегуляции формируется и развивается и процессе интериоризации социальных установок и ценностей.

Процесс С. можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов С. рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие коллективы. Особая роль в С. индивида отводится развитию и умножению его контактов с другими людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Через посредство этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе С. человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивациониой сферы других людей, оказывать влияние на С. других людей.

Термин «С», соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае С. – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социаль-



ности характерен прежде всего для психоанализа. В действительности в психоанализе противопоставляются «принцип удовольствия», в соответствии с которым человек стремится жить, и «принцип реальности», сообразно которому человек должен (вынужден) жить, если хочет быть нормальным, успешным и приемлемым для окружающих членом общества. Психические расстройства, в первую очередь неврозы, возникают там, где «принцип удовольствия» не «отступает» перед «принципом реальности», а продолжает господствовать в душевной жизни. Важнейший фактор развития от «принципа удовольствия» к «принципу реальности» – идентификация в комплексе Эдипа (см.). Тем не менее собственно идея С. в психоанализе не рассматривается. Она развита в американской социальной психологии – в теориях социальных ролей и социального научения.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как С. имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна, в процессе воспитания в обществе, не без сопротивления, преодолеваться. В иных случаях термин С. применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «С.» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

СОЦИОБИОЛОГИЯ – область на стыке современной биологии, психологии и социогуманитарного знания, изучающая эволюционно-генетические основы социального поведения животных и человека. Определяя понятие «адаптивность», современная эволюционная биология в самом общем виде формулирует его как успех в воспроизводстве генов, т. е. в способности оставлять сильных в репродуктивном отношении потомков. Поэтому, полагают социобиологи, любое живое существо, в т. ч. и человек, не может оказаться вне действия «репродуктивного императива» как своеобразного регулятора (в случае человека – морального), свойственного его биологическому статусу и иерархизи-


рующего мотивационно-потребносгную (в случае человека – еще и ценностную) сферу.

Согласно С. (Э. Уилсон, Р. Докинс, Р. Триверс и др.), роль генотипа по отношению к развитию индивида выступает в двух взаимосвязанных планах: 1) как программа, на основе которой при взаимодействии со средой складывается фенотип – непосредственная обусловленность; 2) как конечная цель фенотипического существования – первопричинная обусловленность. Принцип «репродуктивного императива» утверждает, что «стремление» генов к самовоспроизведению является де-терминантой взаимоотношений между индивидами, деятельность которых должна обеспечить генам безопасность. При этом термины, данные в кавычках, не относясь непосредственно «внутренней мотивации живого существа, используются в С. для того, чтобы избежать громозких выражений типа: индивиды ведут себя так, как будто хотят максимизировать свою генетическую приспособленность. Согласно введенным Э. Уилсоном и Ч. Ламсденом представлениям о генокультурной коэволюции, культура формируется биологическими императивами, а биологические свойства несут отпечаток истории культуры: маловероятны как чисто генетическая, так и чисто средовая модели передачи культуры, наиболее вероятна модель генокультурной коэволюции: культура обеспечивает биологическую адаптацию человека и не является антагонистом эволюцион-но-генетического процесса. Гены предопределяют некие структуры в психике человека (эпигенетические правила), генетическая изменчивость которых определяет по крайней мере часть внутрипопуляционной изменчивости психических особенностей. Индивиды, чьи выборы благоприятны для выживания и воспроизводства их генетического материала внутри современной им культуры, передают больше генов будущим поколениям, что, в свою очередь, отражается на структуре эпигенетических правил.

Социальность рассматривается в С. как продукт эволюционно-генетического процесса. При этом «первичным социумом», имеющим биологическую природу, объявляется связь «родитель – ребенок», выступающая «как устройство, увековечивающее гены». Воспитание детей



носит генетически-адаптивный характер, служит собственному «генетическому интересу» родителей. Репродуктивный императив настойчиво требует: воспроизводи свои гены каким угодно способом – то ли оставляя много потомков, то ли обеспечивая лучшие возможности для последующего воспроизводства небольшому количеству потомков. Родительская привязанность обратно пропорциональна уровню рождаемости. Каждое поколение людей является потомками индивидов, рассматривающих воспроизводство генов как положительную ценность. Отсюда выводится устойчивость в нормах родительского поведения, направленная в конечном счете на воспитание адекватной репродуктивной установки у детей. На всех уровнях филогенеза отдельный организм представляет собой колонию генов, объединившихся и кооперирующихся для более успешного'выживания с генами организмов – биологических родственников (часть генов родственников является общей). С этим связывается происхождение альтруистического поведения по отношению к биологическим родственникам, а также к собратьям по виду.

К С. проявили интерес представители различных отраслей современного психологического знания: когнитивной психологии, зоопсихологии, психогенетики, психологии личности, психологии семьи, семейной терапии, этнопсихологии, психологии религии. Вместе с тем, по мнению многих зарубежных и отечественных теоретиков психологии, ряд положений С. требует критической оценки как недоучитывающих качественную специфику человека, а также поверхностно интерпретирующих включенность человека в эволюци-Онно-генетические и культурно-исторические системы взаимодействия.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ – прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации.

Этот прием используется при изучении динамики внутренних отношений в раз-


ных возрастных группах (в дошкольных, школьных классах, отрядах пионерских и трудовых лагерей, студенческих группах и пр.) для установления позиции индивидов, наличия замкнутых группировок, положительных, конфликтных или напряженных участков, степени групповой сплоченности, мотивационной структуры отношений. При этом учитывается не только количественная, но и качественная сторона выраженных в тесте предпочтений.

В зависимости от возрастного состава группы и специфики исследовательских задач применяются индивидуальные и групповые формы эксперимента, а также разнообразные варианты самих процедур исследования в виде экспериментальной игры, вербального, письменного, изобразительного теста, с использованием элементов прожективной техники (выбор в действии, выбор товарища по парте, экспериментальная игра «секрет», экспериментальное сочинение и др.).

СОЦИОРЕАДАПТАЦИЯ – конечный результат процесса социальной реабилитации, определяющей качество жизни больного после тяжелой болезни. С. не ограничивается только трудовой реадаптацией, а охватывает все системы и уровни взаимодействия больного с окружающей действительностью. Качество жизни больного определяется в первую очередь субъективной удовлетворенностью больного психическими и физическими характеристиками своей жизнедеятельности.

Механизмы С. имеют как психофизиологическую (растормаживание, регенерация, функциональные перестройки (см.), так и психологическую (мотивация, целепола-' гание, самосознание, направленность личности и др.) природу. С. достигается комплексной системной деятельностью больного и реабилитационного персонала (психологов, врачей и др.) по активизации этих механизмов и восстановлению личного и социального статуса больного, обеспечению ему оптимального качества жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.