Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПСИХОСТИМУЛЯТОРЫ – см.






Психотропные средства.

ПСИХОТЕРАПИЯ – (от греч. psyche – душа и therapeia – забота, уход, лечение). В узком смысле П. – лечение человека (пациента) с помощью психологических средств воздействия. В широком смысле П. включает и оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни. Подобная помощь оказывается в двух основных формах – индивидуальной и групповой. В первом случае она основана на индивидуальном консультировании, хотя иногда возникает необходимость в консультировании группы (напр., семьи). Основой групповой П. являются игры и дискуссии в различных видах и сочетаниях. В настоящее время в


этой области существует многообразие (или множество) теоретико-методических подходов, связанных прежде всего со своеобразием понимания природы человека, человеческих отношений, групповых процессов. Наиболее известные подходы – психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, ней-ролингвистическое программирование и т. д. Применение каждого из них обычно адекватно определенному кругу психотерапевтических задач.

ПСИХОТЕРАПИЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ (от англ, interactive – взаимодействующие друг с другом) – один из методов глубинной психотерапии в измененных состояниях сознания (другие методы – нейролингвистическое программирование, недирективный гипноз М. Эрик-сона, ребёфинг, холотропическая терапия и т. д.). П. и. представляет собой психотерапевтический процесс, состоящий из предварительного обучения, формирования устойчивых навыков и приемов интерактивной рефлексивной работы с внутренней реальностью как в обычных, так и в измененных состояниях сознания (ИСС); цикла погружений в ИСС с активной рефлексивной работой по специальным методикам, подробным анализом и коррекцией использованных интерактивных стратегий после каждого погружения; последующего индивидуального использования навыков интерактивной рефлексивной работы в обычном состоянии сознания в повседневной жизни (А. В. Россохин). П. и. применяется при ИСС: а) индуцированных с помощью психотехнических приемов, напр, интенсивного дыхания; медиативной практики; гипнотического воздействия и т. п., б) непроизвольно возникающих при постепенном засыпании или сразу после выхода из сна для интерактивной работы со сновидениями. Теоретической базой П. и. служит разработанный в ее рамках интерактивный динамический подход к взаимоотношениям сознания и ранее не осознававшихся образований психики, который основывается на допущении, что целостное, сознательное Я и психическая структура бессознательного, вступающие во взаимодействие друг с другом в ИСС, являются одновременно относительно самостоятельными и взаимозависимыми системами, способными влиять



друг на друга и изменяться под этим влиянием. Обе взаимодействующие системы потенциально являются подсистемами нового, более целостного образа Я, который может возникнуть при их интеграции в качественно более сложную систему, несводимую к их простой сумме. Для достижения интеграции, сопровождающейся улучшением психического состояния и личностным ростом, в П. и. используются определенные интерактивные стратегии рефлексивной работы в ИСС, различающиеся дня случаев взаимодействия с негативно и с позитивно заряженными внутренними переживаниями. В первом случае П. и. в измененных состояниях сознания заключаются в поэтапной рефлексивной работе с самими процессами рефлексии, их перестройке в оптимальные, с точки зрения эффективности психотерапии, интерактивные формы рефлексии. Первый этап («встреча») характеризуется рефлексивной работой, направленной на осознанное разрешение воспринять вытесненный ранее негативный опыт и помочь ему проявиться в сознании. Второй этап («принятие») заключается в работе рефлексии по полному и безоговорочному принятию негативного комплекса со всеми его символическими презентациями и в повторном спокойном символическом переживании прошлой психотравмирующей ситуации. Третий этап («раскаяние») состоит в интерактивном переосмыслении негативных состояний как проявлений отвергнутой части собственной психики, пробуждении чувства глубокого раскаяния перед ней и в формировании направленности личности на активное взаимодействие с ней. Четвертый этап («любовь»), в ходе которого происходит интеграция не осознававшегося ранее негативного образования психики с сознанием и порождение более целостного образа Я, заключается в активной внутренней работе по изменению своего отношения к проявившейся в сознании структуре психики и нейтрализации ее отрицательного заряда положительно-эмоциональным воздействием (отношением любви). На пятом этапе («отрешенность») новое целостное состояние сознания сохраняется и закрепляется за счет спокойной, отрешенной рефлексии любых проявлений завершения процесса интеграции, какими 5ы эмоциональными и высокозначимыми они ни были. Для разрешения стоящих пе-


ред личностью проблем и интеграции с сознанием любых образований в психике активной рефлексивной проработке следует подвергать и внутренний опыт, несущий положительный заряд, В этом случае необходимая рефлексивная работа на первом этапе должна заключаться в уменьшении эмоциональной вовлеченности в процесс, в переходе от активной заинтересованности происходящим к спокойному наблюдению за своими ощущениями и образами, мыслями как бы со стороны. На втором этапе необходимо постепенно нарабатывать устойчивое, непривязанное восприятие любых проявлений положительной структуры и соответственно спокойное отношение к ним и к той части психики, которую они представляют. На третьем этапе требуется осознать, что проявляющаяся положительная структура психики является такой же частью сознания, как и любая другая, и полностью равноценна ей. Здесь требуется понимание необходимости постепенного ослабления значимости для личности соответствующей позитивной структуры и формирование потребности отказаться от ожиданий положительных последствий существования этой структуры для достижения ее интеграции с сознанием. На четвертом этапе необходимо компенсировать первичный положительный заряд структуры отрицательным эмоциональным отношением к ней. Пятый этап аналогичен соответствующей рефлексивной работе с негативными образованиями. Для устойчивого эффекта от П. и. необходима не просто интерактивная рефлексивная работа по всем пяти этапам, а формирование и закрепление на основе этой работы нового интерактивного мышления и восприятия внутренней реальности.

ПСИХОТЕХНИКА – направление в психологии, разрабатывавшее вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, г. о. в плане изучения проблем научной организации труда. Основными задачами П. являлись: профессиональный отбор и профессиональная консультация; рационализация трудовых приемов, техники и условий труда; пути снижения аварийности и травматизма; совершенствование методов производственного обучения.


Термин «П.» впервые встречается в работах немецких психологов В. Штерна (1903)иГ. Мюнстерберга(1910).

В СССР П. начала развиваться с основанием лаборатории промышленной психотехники Центрального института труда (ЦИТ), которую возглавил И. Н. Шпильрейн (1920). К концу 20-х гг. П. получила широкое распространение: Начиная с 30-х гг. исследования в области П. велись по рационализации трудовых приемов (в металлургической, машиностроительной, химической, обувной промышленности), организации производственного обучения, совершенствованию орудий труда, органов управления и др.

После принятия ЦК ВКЩб) постановления «О педологических извращениях в системе наркомпросов», в котором была подвергнута критике практика использования якобы ненаучных тестологических испытаний, широко распространенная и в П., психотехнические учреждения в СССР были ликвидированы.

ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТ-

ВА – различные по химическому строению лекарственные препараты, воздействующие на психическую, эмоциональную и поведенческую сферы животных и человека. К П. с. относят: нейролептики, которые, угнетая ретикулярную формацию мозга и воздействуя на возникновение и скорость проведения возбуждения в различных отделах нервной системы, обладают выраженным успокаивающим эффектом, подавляют бред, галлюцинации, чувство страха, психомоторное возбуждение, агрессивность, что обусловливает их широкое применение в психиатрии; транквилизаторы, под влиянием которых снижается возбудимость подкорковых отделов мозга, ответственных за эмоциональное состояние, т. е. уменьшается эмоциональная напряженность, чувство тревоги и т. д., что позволяет с успехом использовать их при лечении различных неврозов и неврозоподобных синдромов; седативные средства – препараты валерианы, бромиды и др. – влияют на Ц. н. с., снижая процессы возбуждения, усиливают действие снотворных, анальгезирующих препаратов, используются для терапии различных невротических расстройств; антидепрессанты (трициклические и ингибиторы фермента моноаминоксадазы и др.), которые


тонизируют Ц. н. с., стимулируют ад-ренэргические процессы в мозге за счет различного по механизму блокирования инактивации норадреналина, влияют на обмен серотонина, применяются для лечения депрессивных состояний, улучшения общего психического статуса; психостимуляторы – производные пурина, сиднони-мина и др. – усиливают процессы возбуждения в коре головного мозга, воздействуют на обмен норадреналина и тем самым на скорость синаптической передачи ис-пульсов (применение психостимуляторов ведет к повышению умственной и физической работоспособности, уменьшению утомляемости и сонливости, улучшению настроения); психотомиметики – меска-лин, псилоцибин и др. – вызывают разнообразные галлюцинации, бредовые расстройства, но механизм их действия изучен недостаточно и применение ограничено экспериментальными целями.

ПСИХОФАРМАКОЛОГИЯ (от

греч. psyche – дыхание, душа, phar-makon – лекарство, logos – слово, наука) – раздел фармакологии, изучающий как влияние психотропных средств на Ц. н. с., психические состояния и деятельность, так и их применение для лечения нервно-психических заболеваний.

П. изучает влияние препаратов на эмоциональную, интеллектуальную сферу и поведенческие реакции с помощью специальных психологических тестов и психофизиологических методик (ЭЭГ, вызванные потенциалы, миограмма, кожно-галь-ваническая реакция и др.). Основная задача клинической П. – повышение эффективности и безопасности применения психотропных средств, индивидуализация фармакотерапии психических заболеваний. Экспериментальная П. изучает влияние химических веществ на Ц. н. с. животных с целью поиска новых психотропных средств, а также исследует механизмы действия известных средств иа молекулярном и клеточном уровнях. Один из разделов П. изучает фармакокинетшсу психотропных средств, их судьбу в организме: всасывание из места введения, динамику распределения по органам и тканям, биотрансформацию и др.

ПСИХОФИЗИКА – одна из психологических дисциплин, обычно определяемая как наука об измерении ощущений



человека. П. изучает отношения между величинами физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений, отвлекаясь при этом от рассмотрения промежуточных физиологических процессов организма (см. Психофизиология).

П. основана Г. Фехнером, который рассматривал ее как науку о функциональных соотношениях между сознанием и телесным миром. Пытаясь решить эту общую проблему, Фехнер в своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» (1860) уделил преимущественное внимание измерению ощущений как области, где соотношения между объективным и субъективным наиболее доступны для экспериментального исследования. Им были введены основные понятия П., разработаны некоторые психофизические методы, ставшие классическими, сформулирован основной психофизический закон о соотношениях между рядами физических и психических величин. Создание Фехнером П. положило начало экспериментальной психологии.

В настоящее время П. состоит из двух больших разделов: учения об измерении сенсорной чувствительности и учения о психофизических функциях, причем предмет П. часто понимается шире, чем он был определен ранее. Во-первых, для оценки эффективности воздействующих раздражителей используются не только осознанные ощущения, но и др. ответные реакции организма – моторные реакции, кожно-гальваническая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др. (объективная сенсометрия). Во-вторых, раздражителями считаются не только поддающиеся количественному измерению физические стимулы, но и любые другие стимулы, которые наблюдатель может упорядочить по какому-то их общему признаку, напр. почерки по степени разборчивости, цвета по степени привлекательности и т. п. В таком широком смысле П. можно определить как науку об ответах организма на служащие стимулами формообразования внешней среды (С. Стивене).

Принято различать классическую и т. н. современную П. В области учения о порогах различие между ними состоит в том, что современная П. допускает существование в сенсорной системе собственных сенсорных шумов и рассматривает обнаружение раздражителей малой интенсив-


ности как выделение слабого сигнала на фоне флуктуации этих шумов (см. Теория обнаружения сигнала), в то время как классическая П. утверждает, что единственным источником возбуждения сенсорной системы является действие раздражителя. Соответственно этому современная П. рассматривает реакцию ложной тревоги в качестве сенсорно обусловленного ответа наблюдателя; классическая П. – как чисто поведенческую реакцию, вызванную исключительно внесенсорными факторами.

В области измерения вышепороговых ощущений классическая П. исходит из предположения о невозможности непосредственной количественной оценки субъектом интенсивности собственных ощущений и признает единственно возможными косвенные методы измерения ощущений, которые приводят к созданию шкалы накопления едва заметных различий. Отношение между субъективным и объективным рядами, получаемое с помощью этих методов, выражается логарифмическим законом, предложенным Фехнером (см. Закон Фехнера). Напротив, современная П. допускает возможность непосредственного количественного измерения величины ощущений. Реализация этого допущения привела к разработке прямых методов измерения ощущений, на основе которых строятся субъективные сенсорные шкалы. Отношение субъективного и объективного рядов, получаемое с помощью прямых методов, выражается сформулированным Стивенсом степенным законом (см. Закон Спшвенса).

Термины «классическая П.» и «современная П.» следует считать достаточно условными: оба научных направления имеют своих сторонников среди современных ученых.

В некоторых зарубежных работах-мож-но встретить подразделение П. (по методологическому принципу) на объективную и субъективную (А. Пьерон). Классическая П. отождествляется в этом случае с объективной П., а к субъективной П. относят, во-первых, субъективные сенсорные шкалы, а во-вторых, в соответствии с широким толкованием предмет» П., субъективные шкалы суждений (вкусов, эстетических и политических мнений и т. п.). Последние находят широкое применение в дифференциальной и социальной психологии.



ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ – пограничная область психологии, изучающая роль всей совокупности биологических свойств, и прежде всего свойств нервной системы, в детерминации психической деятельности и устойчивых индивидуально-психологических различий.

П. включает несколько областей исследования.

П. ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, начиная с рецепторов и кончая корковыми отделами. Установлены специфические аппараты цветового зрения, специфические рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности, открыты нейроны, реагирующие на отдельные свойства зрительных и слуховых стимулов (см. Нейроны-детекторы).

П. речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Принципиально важным стало установление тесной связи мыслительных процессов с деятельностью речедвигатель-ного анализатора, а также выявление специфических паттернов нейронной активности некоторых подкорковых областей мозга при смысловом анализе вербальных раздражителей.

П. эмоций исследует нейрогумораль-ные механизмы возникновения эмоциональных состояний. Открыты нервные «центры» удовольствия и неудовольствия, расположенные в подкорковых областях мозга. Установлено, что важная роль в эмоциональном поведении принадлежит гормонам, выделяемым железами внутренней секреции (гипофизом, корой и мозговым слоем надпочечников и др.), а также различными биологически активными веществами.

П. внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение характера ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванических и др. реакций). П. внимания тесно связана с проблемами изучения ориентировочного рефлекса (см.) и второй сигнальной системы (см.).

П. произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.

Дифференциальная П. изучает зависимость индивидуальных особенностей пси-


хики и поведения от индивидуальных различий в деятельности мозга. В развитии дифференциальной П. В. М. Русалов выделяет 4 этапа: допавловский, павловский (с 1927 г.), тепловско-небылицынский (с 1956 г.) и современный (с 1972 г.). Последний связан прежде всего с развитием системных представлений в П. (см. также Методы электрофизиологические).

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА – направление в психофизиологии, возникшее на стыке психофизиологии и нейропсихологии; изучает физиологические механизмы нарушений высших психических функций у больных с локальными поражениями мозга.

Нарушения высших психических функций: речи (см. Афазия), различных видов восприятия (см. Агнозия), памяти (см. Памяти расстройства), произвольных движений и действий (см. Апраксин) и др. – обусловлены расстройствами физиологических процессов в пораженных участках мозга и всего полушария или обоих полушарий в целом. Изучение этих физиологических процессов и составляет основную задачу П. л. п. г. м.

П. л. п. г. м. изучает физиологические механизмы нейропсихологического синдрома в целом (см. Синдромы нейропсихоло-гические), обусловленного нарушением общего звена нескольких функциональных систем (см. Локализация высших психических функций), а также физиологические механизмы нарушения отдельных психических функций (речевых и неречевых).

П. л. п. г. м. использует современные электрофизиологические методы исследования: анализ спектра ЭЭГ, пространственной синхронизации биопотенциалов, сверхмедленной биоэлектрической активности, вызванных потенциалов и др. Основным методическим приемом является сравнительное изучение биоэлектрических процессов, характеризующих состояние покоя и определенной психической деятельности (типа решения гностических, мнестических, интеллектуальных задач и т. п.), что позволяет выделить характерные изменения физиологических процессов, достоверно коррелирующие с нарушениями высших психических функций.

Исследования в области П. л. п. г. м. показали, что расстройства психических



процессов (внимания, памяти, восприятия, произвольных движений, эмоциональных реакций и др.) достоверно коррелируют с различными нарушениями физиологических процессов, и прежде всего с расстройствами в протекании процессов неспецифической активации – генерализованных и локальных.

Генерализованные процессы неспецифической активации, сопровождающие протекание любой психической функции и связанные с активным включением в деятельность, нарушаются при поражении нижних отделов ствола мозга, среднего мозга, диэнцефальной области, что приводит к изменениям динамики протекания всех психических функций и обусловливает характерные для этих поражений мо-дально-неспецифические расстройства памяти и внимания. Локальные избирательные изменения биоэлектрической активности мозга, характерные для протекания психических функций в норме, проявляющиеся только в определенных областях коры больших полушарий и связанные со спецификой выполняемой психической деятельности, нарушаются при поражении корковых отделов неспецифических срединных структур (медио-базальных отделов лобных и височных долей мозга). Поражение этих отделов мозга ведет к расстройству селективности, избирательности протекания психических процессов, к нарушениям произвольной организации психической деятельности, ее речевой регуляции.

Изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций подтверждает современные представления о системной организации физиологических процессов, лежащих в основе психических функций, и вносит тем самым вклад в разработку психофизиологической проблемы.

Практическое значение П. л. п. г. м. состоит в разработке методов диагностики поражений мозга и оценки динамики до-операционного и послеоперационного состояний больного.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕОРИИ ОБНАРУЖЕНИЯ СИГНАЛА – недискретная модель работы сенсорной системы, построенная на основе принципов, заимствованных из


теории обнаружения сигнала (ТОС). Применительно к описанию работы сенсорной системы эта модель строится так, что показываемый испытуемым результат определяется двумя факторами: 1) взаимоположением двух распределений – шумового (спонтанного возбуждения в сенсорной системе) и сигнального (возбуждения, вызванного раздражителем и наложенного на спонтанное возбуждение); 2) местом локализации критерия принятия решения, выбранного испытуемым на оси сенсорных состояний.

Поскольку как сигнальное, так и шумовое распределение считается непрерывным, а у испытуемого предполагается способность широко перемещать точку локализации критерия принятия решения вдоль оси сенсорных состояний, постольку понятие сенсорного порога как нижней границы чувствительности является для рассматриваемой модели излишним. Т. о., модель работы сенсорной системы строится на основе приложения ТОС к психофизическим проблемам и является примером реализации принципа непрерывности в построении субъективного ряда (см. Порог сенсорный).

Из положений П. м. т. о. с. вытекают определенные предсказания относительно формы кривой РХП (рабочей характеристики приемника).

Однако экспериментальная проверка этой модели дала в ряде случаев отступления формы кривой РХП от теоретически предсказанной. Для объяснения этих экспериментальных результатов некоторые психофизики, использующие ТОС (Дж. Свете и др.), были вынуждены допустить существование сенсорного порога, локализованного, однако, много ниже, чем это предполагалось классической психофизикой, а именно в области математического ожидания шумового распределения. Этот порог был назван низким порогом, в отличие от высокого порога, получившего обоснование в теориях Г. Фехнера и Г. рлэквелла (см. Пороговая теория Фехнера, Высокопороговая теория).

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (сенсометрические методы) – собирательное понятие, служащее для обозначения совокупности методов, применяемых при построении субъективных шкал


и измерении чувствительности сенсорных систем. Наиболее распространенные среди последних: метод вынужденного выбора (см.), метод минимальных изменений (см.), метод постоянных раздражителей (см.), Метод оценки (см.).

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ т- дуалистическая трактовка психофизической проблемы, исходящая из того, что психические и физиологические процессы протекают рядополож-но или как бы параллельно друг другу, но не взаимодействуют между собой.

ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ: 1) организованная в систему совокупность средств (органов) управления; 2) совокупность средств отображения (индикации) и органов управления, объединенная в систему в соответствии со структурой управляемого объекта, задачами оператора и с учетом психофизиологических характеристик человека (в этом значении используется и понятие «щит управления»). П. у. является основным орудием выполнения оператором функций управления системой «человек – машина».

Создание П. у. (в первом значении) связано с решением след, вопросов: 1) общая структура П. у.; согласование структуры П. у. со структурой панели информации; 2) пространственная организация (размещение) органов управления и их групп; при этом следует исходить из таких принципов: а) органы управления находятся в пределах досягаемости оператора; б) в оптимальной рабочей зоне располагаются аварийные, наиболее важные и часто используемые органы управления; в) порядок расположения органов управления соответствует порядку выполнения действий; 3) оптимальное разнообразие органов управления; при этом необходимо учитывать ряд требований: а) общее количество типов органов управления, используемых на П. у., должно быть ограниченным; б) органы управления одного типа (напр., одной формы) должны использоваться для выполнения одинаковых функций; в) при значительном числе расположенных рядом однотипных органов управления желательно ввести для их лучшего различения дополнительные признаки (цветовые, пространственные и т. п.).


Оптимальное конструирование П. у. (во втором значении) предполагает:

1) установление структурного соответствия функционально связанных индикаторов и органов управления путем создания одинакового «рисунка» расположения средств индикации и управления, органов управления рядом с соответствующими им индикаторами; совмещения органа управления и индикатора в одном устройстве (напр., при аварийной сигнализации);

2) соблюдение единого принципа при компоновке средств индикации и органов управления (напр., особое выделение органов управления, соответствующих «значимым» индикаторам).

Конструкция П. у. в обоих случаях должна обеспечить условия достижения оператором требуемых скорости и точности управляющих действий, а также ограничить число факторов, способствующих утомлению оператора.

ПУЛЬФРИХА СТЕРЕОЭФ-

ФЕКТ – зрительная иллюзия глубины, -возникающая в условиях неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. Если перед одним глазом поместить нейтральный светофильтр или красное стекло, а перед другим – зеленое и рассматривать двумя глазами маятник, качающийся в одной плоскости, то его траектория будет казаться эллиптической. Предполагается, что П. с. вызван различием латентных периодов ощущений, возникающих при воздействии световых потоков разной длины волны и интенсивности.

ПУРКИНЬЕ ОБРАЗЫ (по имени чешского ученого Я. Пуркинье) – отражения объектов, помещенных в поле зрения человека, от поверхности его роговицы, передней и задней поверхности хрусталика. П. о. легко видимы, если объект светится в темноте (пламя свечи), а наблюдатель смотрит в глаз испытуемого под тем же углом, под каким светящийся объект с др. стороны расположен относительно зрительной оси. Наблюдатель видит в зрачке испытуемого три отражения объекта различной яркости; одно из них перевернутое (от задней поверхности хрусталика), остальные–подобны объекту.

ПУРКИНЬЕ ЭФФЕКТ (Пуркинье Явление) – сдвиг максимума спектральной



светочувствительности наблюдателя при адаптации к слабому (сумеречному) освещению в сторону голубовато-зеленых то-гов (500 нм) от точки максимума дневного зрения, лежащей на длинах волн желто-зеленых тонов (555 нм). В сумеречном освещении цвета предметов «холодеют»: крас-i-ые и желтые оттенки становятся тусклыми, голубые и зеленые – относительно бо-хёе яркими.

ПУСТАЯ ПРОБА – в психофизическом эксперименте – интервал наблюдения, в котором после предупредительного сигнала о начале пробы раздражитель не годается. П. п. применяется для определения вероятности ложных тревог, тогда как сигнальные пробы (см.) направлены на установление вероятности обнаружения сиг нага (раздражителя).

Р

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – характеристика наличных ыш потенциальных возможностей инди-шда выполнять целесообразную деятель-кость на заданном уровне эффективности е течение определенного времени. Р. зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную Р. Оценка степени Р. проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических оункций с фоновыми показателями, полученными, напр., в состоянии оперативного покоя.

В процессе деятельности происходит изменение уровня Р., описываемое с помощью кривой Р. Впервые проанализировав т. н. кривую работы, Э. Крепелин (1898) выделил следующие основные стадии Р. по показателям результативности деятельности: врабатывание, оптимальная Р., утомление (см.), конечный порыв. При шализе изменений в функционировании обеспечивающих деятельность систем прослеживается более тонкая динамика ста-


дий Р.: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики Р. может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них. Характер распределения стадий на кривой Р. – один из показателей оптимальности организации трудовой и учеб-, ной деятельности.

РАБОЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНИКА (РХП) – понятие, заимствованное психофизикой из теории обнаружения сигнала; означает зависимость вероятности правильного положительного ответа от вероятности ложной тревоги. В то время как классическая психофизика исходила из предположения, что эти две величины независимы, современная психофизика считает, что увеличение числа ложных тревог приводит к возрастанию числа обнаруженных сигналов, а уменьшение числа ложных тревог–к уменьшению количества обнаруженных сигналов.

Каждой точке локализации критерия (см. Критерий принятия решения) на оси сенсорных состояний соответствует своя вероятность правильного положительного ответа и ложной тревоги (см.). Перемещая критерий из одной точки в другую, можно получить достаточно полную форму кривой РХП.

РАБОЧЕЕ МЕСТО ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА – место в системе «человек – машина», оснащенное средствами отображения информации, органами управления и вспомогательным оборудованием, где осуществляется трудовая деятельность человека-оператора. См. также Пульт управления.

РАДИКАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВ – концепция, согласно которой любое абстрактное знание так или иначе связано с нервной активностью, возникающей во время его приобретения и порождающей сенсорный и перцептивный опыт субъекта. Этот опыт как-то перекликается с опытом других людей, возникшим



' в сходных обстоятельствах, но он всегда индивидуален. Т. о., в сфере психического не существует чистых абстракций, оторванных от образной репрезентации (В. R. Bugelski).

РАЗДРАЖИМОСТЬ – способность живых организмов реагировать на внешние воздействия определенным комплексом функциональных и структурных изменений. Проявляется по-разному в зависимости от уровня эволюционного развития, охватывая широкий круг явлений – от диффузных реакций протоплазмы у простейших до сложных, высокоспециализированных реакций человека.

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ. В течение жизни человека восприятие проходит сложный путь развития. Особенно интенсивно Р. в. происходит в первые годы жизни ребенка. При этом в онтогенезе человеческого восприятия решающую роль играют не столько созревание и приспособление врожденных анатомо-физиоло-гических механизмов, сколько усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Возникновение более высоких уровней детского восприятия связано с изменениями в характере детской деятельности, предъявляющей к восприятию все более высокие требования (А. В. Запорожец, Д. Б. Элысонин и др.).

Ребенок рождается с относительно высокоразвитой анализаторной системой, с рядом безусловных ориентировочных рефлексов, которые заключаются в установке рецепторных аппаратов, обеспечивающей оптимальное восприятие раздражителей. Уже на протяжении первого полугодия жизни ребенка (1 – 6 месяцев) в условиях правильно поставленного взаимодействия со взрослыми, которое вызывает и организует у ребенка ориентировку на внешние воздействия, в восприятии происходят значительные изменения. Возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой (3 – 5 месяцев). На этой основе возникают интерсенсорные связи между ориентировочными реакциями в различных рецепторных системах (зрительной, слуховой, осязательной). Ведущее место в этих связях принадлежит оральному обследованию объектов, конт-


ролирующему их зрительное восприятие. Ребенок начинает воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В 5 месяцев ребенок узнает мать. Восприятие становится предметным. Возраст б – 12 месяцев характеризуется быстрым развитием двигательной системы (локомоций и манипулирования). У детей появляется первая форма ведущей деятельности – предметные действия и манипуляции. Предметная деятельность требует константности восприятия, которая постепенно и складывается. В свою очередь, основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения органов, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. Изменение восприятия у детей раннего (1 – 3 года) и дошкольного (3 – 7 лет) возраста происходит в связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). На ранних этапах этого периода (1 – 4 года) восприятие непосредственно связано с практической деятельностью детей. Далее восприятие, продолжая обслуживать практическую деятельность, приобретает относительно самостоятельное значение и все свойства высшей психической функции (см.).

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА. В отличие от детенышей многих животных, ребенок к моменту рождения не обеспечен готовыми наследственно фиксированными механизмами регуляции движений. Однако еще в период эмбрионального развития мышечная система плода начинает осуществлять адаптивные функции в виде поддержания позы наименьшего объема, экстраполяционной подготовки дыхательных движений, глотания и активизации венозного кровообращения и лимфотока.

После рождения обнаруживаются следующие виды двигательной активности: рудиментарные двигательные рефлексы типа Робинзона, Моро, ползания по Бауэру и др., позно-тонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безуслов-норефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз и, наконец, хаотические движения, часто внешне недетерминированные и являющиеся в этом



случае отражением физиологической ак-тивности. Указанные виды движений относятся к категории врожденных предпосылок развития в постнатальном онтогенезе координированных двигательных актов. Особое значение имеют хаотические движения, из которых по стохастическому принципу вычленяются повторяющиеся движения. По мере развития органов чувств формируются их корригирующая, а позднее пространственная и временная экстраполяционные функции движений. Основным механизмом указанных процессов является обратная связь (обратная аф-ферентация). К врожденным предпосылкам развития движений относится также способность сохранения и воспроизведения проприоцептивной информации, проявляющаяся уже с первых дней жизни.

Однако основной предпосылкой развития сложной системы движения человека является отсутствие готовых, морфологически и функционально закрепленных механизмов регуляции. Этим обеспечивается исключительно широкая свобода формирования механизмов двигательной координации на основе приспособления к условиям существования; внешняя среда, воспитательные воздействия взрослых приобретают доминирующее значение. Под влиянием воспитания и на основе межанализаторных условнорефлекторных связей, подражания, и ориентировочно-исследовательской деятельности к полутора годам жизни в общих чертах завершается формирование всех основных движений ребенка.

В этот период особое значение приобретает предметная деятельность ребенка: движения рук приурочиваются к предметным условиям действия, к орудийным особенностям предмета, к наличным условиям достижения цели. По мере развития речи формируется произвольный характер движений. Вместе с тем совершенствование двигательной координации происходит в течение многих лет жизни и особенно интенсивно в период до 11 – 14 лет. Столь продолжительный период Р. д. р. обусловлен также особенностями морфологического созревания двигательных структур мозга человека. Хотя уже с первых недель жизни начинают функционировать все уровни двигательных мозговых структур, включая корковый, их рост и развитие да-


леко не завершены. Так, поле 4 коры мозга приобретает структуру, сходную со структурой взрослого, между 2 и 4 годами, а поле 6 – к 7 годам. В целом корковые и подкорковые образования растут и развиваются вплоть до достижения взрослости. Темпы этого процесса в различные периоды онтогенеза неодинаковы.

РАЗВИТИЕ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА как филогенетически нового образования происходит в течение длительного периода онтогенеза. В различных областях и полях коры изменения ее ширины, размеров и уровней дифференци-ровки нейронов всех типов происходят в разные сроки и с различной интенсивностью. Наиболее поздно достигают полной дифференцировки ассоциативные области. Вместе с тем, несмотря на гетерохронию морфогенеза, в определенные возрастные периоды Р. к. г. м. дифференци-ровка нервных элементов в различных областях происходит синхронно.

К моменту рождения ребенка кора головного мозга имеет то же многослойное строение, что и у взрослых. Однако ширина корковых слоев и подслоев значительно увеличивается с возрастом. Наиболее существенные изменения претерпевает цито-и фиброархитектоникакоры. В период новорожденное™ нейроны отличаются небольшими размерами, слабым развитием дендритов и аксонов. Модульная организация нейронов представлена вертикальными колонками. В течение первых лет жизни происходит интенсивная дифференциация клеточных элементов, типизация нейронов, увеличиваются их размеры, развиваются дендритные и аксонные ветвления, расширяется система вертикальных связей в ансамблях нейронов. К 5 – 6 годам усложняется система дендритных связей по горизонтали, возрастает полиморфизм нейронов, отражающий их специализацию. К 9 – 10 годам пирамидные нейроны достигают наибольших размеров, увеличивается ширина клеточных группировок. К 12 –14 годам все типы интернейронов достигают высокого уровня дифференцировки, усложняются внутри- и межансамблевые связи по горизонтали. В филогенетически наиболее новых областях коры (лобных) усложнение ансамблевой организации нейронного аппарата и


 


11 Психологический слова^ ь



межансамблевых связей прослеживается до 18 – 20-летнего возраста. Развитие нейронного аппарата, его ансамблевой организации и межансамблевых связей обеспечивает формирование с возрастом системной организации высших нервных функций, психики и поведенческих реакций.

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ – последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики участвуют в этом процессе взаимодействия в качестве одного из важных его факторов. Научное изучение возникновения и развития психики – путь познания ее природы и сущности.

В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение. Р. п. сопровождалось биологической эволюцией животных в связи с образованием и развитием их нервной системы. Р. п. характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным (у высших животных) способам регуляции поведения; изменениями соотношения инстинктивных и услов-норефлекторных его механизмов в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде. Биологическая эволюция психики явилась «предысторией человеческого духа» (Ф. Энгельс), становление которого совершалось под определяющим влиянием совместной трудовой деятельности людей, в процессе возникновения и развития человеческого общества. Особенности психики человека, его сознание – продукт общественно-исторического развития. В нем на первый план выступила преемственная социальная связь человеческих поколений, передача старшим поколением младшему


результатов практической и возникшей на ее основе познавательной теоретической и всякой др. деятельности, овладение младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения и др.), его роль в дальнейшем созидании материальных и духовных ценностей.

Историческое Р. п. человека совершается в ходе ее онтогенеза. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития (см. Филогенез), которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом (см. Онтогенез). Психика, сознание развиваются в процессе взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную деятельность. Постепенно человек становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием.

В целом Р. п. совершается постепенно, но в нем наблюдаются в некоторые периоды скачки развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции. Дифференциация функций приводит к возникновению новых действий (перцептивных, мнемических, мыслительных и др.), интеграция – к их объединению, соподчинению, к образованию новых структур психической деятельности. Новые структуры возникают из старых путем их реорганизации. Старое (выработанные ранее действия, операции, образы, понятия и т. д.) входит в новообразуемые структуры, претерпевая при этом те или иные изменения. Новая, более сложная



структура подготавливается старой, более элементарной, не обладающей признаками целой новой структуры, а только ее элементами, которые синтезируются в новой структуре. Вместе с тем усложнение форм психической деятельности включает и процессы свертывания, стереотипизации отдельных компонентов, являющихся необходимым условием экономного и эффективного их функционирования.

Р. п. человеческого индивида – обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это – внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда и общения с другими людьми. В своем стремлении к самовоспитанию он выступает как субъект собственного развития. Активно изменяя обстоятельства своей жизни, человек формирует себя как личность, как субъекта деятельности.

Движущими силами Р. п. человека как субъекта деятельности, как личности являются внутренние противоречия. Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т. д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям.

Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты) необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать индивидуальные различия в Р. п. Процесс Р. п. продолжается и в зрелом возрасте. Его основными факторами являются: самообразование, профессиональный труд, обще-


ственная работа, спортивная и др. виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ – возникновение понимания речи и ее воспроизведение в раннем возрасте при общении со взрослыми, последующее обогащение словаря, грамматических и стилистических структур речи в дошкольном и школьном возрасте в процессе общения и под влиянием обучения. На первом году жизни ребенка происходит процесс его подготовки к овладению родным языком. Упражнение речевого аппарата ребенка начинается уже с первых дней жизни: крик, плач, гуление, далее постепенно переходящее в лепет. Во втором полугодии жизни появляется понимание речи. Ребенок начинает связывать отдельные звукосочетания с предметами. С 10 – 11 месяцев появляются первые реакции на сами слова вне зависимости от того, в какой более комплексный раздражитель они включены.

Первое понимание слов еще неоднозначно, одно и то же слово дети связывают с разными предметами. Фраза воспринимается как малорасчлененный комплекс и понимается лишь в определенной ситуации. В то же время у детей появляются первые произносимые ими слова или звукосочетания, имеющие предметную отнесенность. В процессе формирования новых потребностей и в общении с окружающими людьми ребенок постепенно овладевает все более правильным произношением слов. Сначала он произносит один-два слога из слова, при этом часто переставляет слоги, заменяет отдельные звуки другими. Процесс овладения правильным произнесением речевых звуков обычно завершается к 4, иногда к 5 годам (см. Артикуляция). Накопление словаря у ребенка происходит на 2-м и 3-м годах жизни, причем значения слов становятся все более определенными. К полутора годам ребенок владеет обычно 30 – 40 словами, к концу 2-Го года – 300 словами, а к 3-м годам – примерно 1000 словами. К началу 3-го года жизни начинает формироваться грамматический строй речи. Примитивные предложения, в которых слова стоят рядом без согласования («мама пить моко, мика»), постепенно заменяются грамматически более правильными. Приблизительно к 2 годам дети практически уже владеют единствен-



ным и множественным числом существительных и некоторыми падежными окончаниями, а также отдельными временами и лицами глаголов.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) продолжается расширение словарного запаса. К 7 годам дети используют активно в речи до 3000 – 4000 слов. В этом возрасте дети склонны к словесным новообразованиям, которые создаются по аналогии с др. известными им словами (напр., дождь «налужил»). К концу дошкольного возраста дети владеют практически уже почти всеми законами словообразования и словоизменения. Овладение грамматическим строем речи происходит в единстве с развитием мышления. Дети переходят ко все более сложным формам высказывания, выражая причинно-следственные и целевые отношения между предметами и действующими лицами. Появляются зачатки связной, контекстной речи, однако речь дошкольника, как правило, ситуативна, изобилует указательными местоимениями, в речи много нарушений связности.

В школьном возрасте ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усвоение письменной речи основывается на расчленении ребенком речевых высказываний на ее единицы: слова, слоги, отдельные речевые звуки–и на установлении связей между звуками и буквами, что предполагает достаточное развитие речевого слуха (см. Фонематический слух).

Овладение чтением и письмом открывает большие возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон как устной, так и письменной речи.

РАЗУМ – форма мышления, которая позволяет человеку переработать в научном понятии данные созерцания и представления, т. е. всесторонне воспроизвести систему внутренних связей, порождающих данную конкретность, раскрыть ее сущность. Р. характеризует мышление с точки зрения тождественности его законов реальным категориальным формам предметного мира, который осваивается человеком в чувственно-предметной деятельности, воспроизводящей и преобразующей окружающий мир. Р. выражается в рефлексии как способности человека рассматривать природу своей деятельности.


Р. является достоянием общественного человека как субъекта всей культуры. На основе Р. возникает теоретическое знание, полученное путем анализа роли и функций некоторого исходного диалектического противоречия в отношениях вещей внутри расчлененной системы. Реальное и особенное отношение вещей с помощью Р. выступает как всеобщая форма или сущность мысленно воспроизводимого целого. В плане понятий Р. выполняет такие преобразования, которые нельзя осуществить в непосредственном восприятии и представлении. Если такие трансформации открывают новые качества предмета, то последние в буквальном смысле слова являются специфическим результатом теоретического мышления и его собственным содержанием. Возникнув как определенный способ построения всеобщего отношения, Р. в понятиях подчиняет требованиям конкретизации также фактические чувственные данные. Он даже формирует дополнительные образы восприятия и представления, если это диктуется логикой процесса развертывания генетически исходного отношения понятия в его теоретическую форму.

РАННИЙ ВОЗРАСТ – стадия психического развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации возраст от 1 года до 3 лет включительно. В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. На втором году ребенок ежемесячно прибавляет в весе на 200 – 250 г, в росте – на 1 см; в течение третьего года жизни вес ребенка увеличивается на 2 – 2, 8 кг, рост – на 7 – 8 см. Совершенствуется деятельность органов чувств и систем: костной, мышечной, Ц. н. с. Происходят качественные изменения в развитии функций коры больших полушарий. Увеличивается предел работоспособности нервной системы. Формируются способность подражания, ходьба, развиваются различные движения рук, усваиваются правила общения.

Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира.



Ведущей деятельностью в Р. в. является предметно-манипулятивная, в процессе которой происходит овладение детьми культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их свойства, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при копировании детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками (см. Игра).

Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое общение.

Микропериодизация Р. в.: I) этап доре-чевого развития (от 1 до 1, 5 года); 2) этап речевого развития (от 1, 5 до 3 лет).

Р. в. – период бурного развития речи ребенка. Прежде всего интенсивно развивается понимание речи: на втором году ребенок начинает понимать названия предметов, непосредственно его окружающих, содержание речи, направленной на выполнение им практических действий. Вначале понимание речи осуществляется в пределах знакомой, часто непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации общения со взрослым. На третьем году понимание ребенком речи взрослого распространяется на предметы, недоступные его непосредственному опыту. На фоне развивающегося понимания речи происходит овладение словарем: в 1 год дети знают 10 – 12 слов, в 1, 5 года – 30 – 40 (цо 100), в 2 года – 200 – 300, в 3 гбда – 1200 – 1500 слов. Начиная с конца второго и на протяжении третьего года усваивается грамматический строй речи. На третьем году резко возрастает речевая активность ребенка во время игр и самостоятельной деятельности, а также в процессе общения со взрослыми.

Под влиянием развития предметной, игровой деятельности и речи происходят качественные изменения в формировании восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения.

Главные направления психического развития детей в Р. в.: 1) развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающе-


го мира; 2) развитие ситуативно-делового общения со взрослыми; 3) развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличение объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов, таких, как геометрические формы, цвета, величины, звуки; совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры; 4) овладение пассивной и активной речью; 5) развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности и стремления достичь в ней результата; 6) становление общения со сверстниками; 7) формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентификации.

Роль опыта, приобретаемого детьми в Р. в., для дальнейшего психического развития: овладение предметной деятельностью и речью, общение со взрослыми и сверстниками закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, творческого воображения и фантазии, овладения социальными навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствуют формированию более глубоких знаний о себе.

РАНШБУРГА ЭФФЕКТ (Ранш-бурга торможение) – затруднения, возникающие при увеличении сходства заучиваемого материала. Эффект назван по имени венгерского психолога П. Раншбурга. Р. э. – частный случай эффектов интерференции в памяти, возникающий между сходными элементами запоминаемого массива информации (см. также Проак-тивное торможение, Ретроактивное торможение).

РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – выделенные в нейропсихологии (см.) нарушения памяти, возникающие как проявление распада всей структуры активной психической деятельности человека. Возникают при массивном поражении лобных отделов мозга.



Р. п. к. м. д. представляют собой нарушение активной избирательной мнестиче-ской деятельности, приводящее к невозможности формирования задачи запомнить и воспроизвести нужный материал, к замене активного запоминания и воспроизведения пассивным удержанием следов, к бесконтрольному всплыванию побочных следов или к инертным стереотипам. Р. п. к. м. д. являются вторичными по отношению к более общему нарушению программирования различных форм психической деятельности, характерному для всех случаев, когда у человека нарушены лобные доли мозга.

РЕАВТОМАТИЗАЦИЯ НАВЫКА – восстановление уже имевшей место, но временно утраченной или ослабевшей автоматизации движения.

РЕАКТОЛОГИЯ – направление в отечественной психологии 20-х гг., характерное для начального этапа поисков марксистской методологии психологической науки. Родоначальником Р. был К. Н. Корнилов. Центральное понятие Р. – реакция. В основе поведения человека лежит, по мнению реактологов, не физиологический рефлекс и не психическое переживание каждое порознь, а то и другое вместе, неразрывно слитые в акте реакции как ответе живого организма на раздражения окружающей среды. Понятие «реакция» имело след, отличия от понятия «рефлекс»: а) универсальность (все ответные движения организмов, включая одноклеточных); б) целостный ответ организма, а не одного органа; в) наличие «психической стороны» (во всяком случае у высших представителей животного мира).

Как подчеркивалось реактологами, субъективная психология игнорирует ответные движения, занимаясь лишь психическими состояниями, а объективная изучает исключительно ответные движения, игнорируя субъективную сторону. Переработка же понятия «рефлекс» и расширение его содержания до категории «реакция» будто бы способны дать «синтез» этих противоборствующих направлений. Р. не смогла осуществить декларированный ею «диалектический синтез». Она подменила его сочетанием марксистских принципов с некоторыми механистически-


ми подходами к реакции как некоему «атому» психической жизни и поведения. Этот тезис обнаруживал родство Р. с др. направлением в психологии – рефлексологией. Сведение в Р. и рефлексологии психической деятельности к реакциям или рефлексам означало игнорирование специфического в механизмах поведения человека, стирание качественных различий между сложнейшими процессами сознания и простейшими ответами на раздражения окружающей среды. Р. подверглась острой критике в методологических дискуссиях начала 30-х гг., что привело к отказу от реактологических схем и устранению Р. из психологии.

РЕАКЦИЯ (от лат. re – против, actio – действие) – действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие, раздражитель, впечатление. В широком биологическом смысле Р. означает закономерный ответ организма на внешнее воздействие. В психологии Р. – акт поведения, эмоциональное состояние, субъективное переживание, возникающие в ответ на определенное воздействие; произвольное движение, опосредствованное задачей и являющееся реакцией на предъявление сигнала. Любая Р. характеризуется скоростью, интенсивностью, формой протекания. Измерение этих характеристик Р. создало психометрию как отрасль психологии. В зависимости от признаков, положенных в основу классификаций, в психологии и др. пограничных науках выделяют разные виды Р., напр, поведенческие, физиологические, эмоциональные и др.; произвольные и непроизвольные.

РЕАКЦИЯ ВЫБОРА – см. Реакция.

РЕАФФЕРЕНТАЦИИ ПРИНЦИП (от лат. re – против и afferens – приносящий) – сформулированный немецкими физиологами Э. Ф. Хольстом и X. Миттельштедтом в 1950 г. принцип управления сенсорной активностью (см. Сен-сомоторика); позволяет объяснить некоторые особенности восприятия. Согласно Р. п., всякая эфферентная команда сопровождается прогнозом относительно последующих за ее выполнением изменений аф-ферентации. Сравнение фактических изме-



нений афферентации с прогнозом позволяет, с одной стороны, оценить полноту выполнения команды, а с другой – отличать изменения афферентации, вызванные собственной активностью субъекта (или реаф-ферентации), от изменений, обусловленных теми или иными процессами, происходящими в окружающей среде (или экс-афферентации). Р. п. применяется для объяснения особенностей протекания компенсаторных реакций организма (типа следящих движений глаз), механизмов константности восприятия видимого направления на объекты (стабильность видимого мира), а также, с незначительными модификациями, введенными американским психологом Р. Хелдом, процессов сенсомоторной адаптации к смещенному и инвертированному зрению (см. также Функциональная система).

РЕБЁФИНГ (от англ, rebirthmg – второе рождение) – дыхательная методика психологической коррекции, самоисследования и духовной трансформации, разработанная Л. Орром и С. Рэй (1977). Психотехнология Р. заключается в применении интенсивного дыхания для индуцирования измененных состояний сознания и внутренней работы с аффирмациями (утверждениями). Основной элемент Р. – связное дыхание представляет собой глубокое, частое дыхание без пауз между вдохом и выдохом. При этом вдох – активный, с мышечным усилием, а выдох – пассивный, расслабленный. Второй важный элемент Р. – работа с аффирмациями, представляющая собой процесс обнаружения проблемной ситуации, ее1 рационального рассмотрения, всестороннего анализа и перевода проблемы из негативного контекста в позитивный путем многочисленных повторений аффирмации в различной форме. Первоначально Р. применялся для устранения негативных последствий родовой травмы. В измененном состоянии сознания, индуцированном интенсивным дыханием, пациенты повторно проживали в памяти различные травмирующие моменты своего биологического рождения, испытывали сильные телесные и душевные страдания, переживали ощущения умирания, смерти и в результате достигали состояния, субъективно интерпретируемого как второе рождение и характеризующееся


полным расслаблением, умиротворением, ощущениями освобождения, очищения, любви и единения с миром. Позднее сфера применения Р. расширилась, и он стал применяться для активизации различных травматических областей индивидуального бессознательного, повторного переживания эмоционально интенсивных событий биографического характера, являющихся причиной стрессовых состояний, актуальных психологических проблем и разнообразных психосоматических заболеваний. При этом основная задача Р. осталась прежней. Возникли многочисленные модификации Р., среди которых основными являются: вайвэйшн и свободное дыхание (С. Всехсвятский, 1991; В. Козлов, 1992; М. Молоканов, 1994). В 1979 г. Д. Ленард и Ф. Лаут вводят в дыхательную технику понятие интеграции и разрабатывают интерактивный Р., который впоследствии получает название вайвэйшн (от лат. vivation, vivo – жить, vividus – полный жизни), где большое внимание уделяется внутренней работе с переживаниями, возникающими в измененных состояниях сознания. Для усиления психотерапевтического эффекта в методике вайвэйшн предлагается осуществлять в измененных состояниях сознания направленную деятельность в соответствии с пятью базисными элементами. Первый элемент (связное дыхание) представляет собой более детальную, по сравнению с Р., разработку оптимальной динамики дыхательного процесса, необходимой для достижения максимальной терапевтической эф- -фективности. В вайвэйшн выделено четыре типа дыхания, различающихся соотношением глубины и частоты дыхания и предназначенных для применения на той или иной стадии терапии. Так, медленное и глубокое дыхание применяется, как правило, в начале процесса вайвэйшн и приводит к измененному состоянию сознания. Быстрое и глубокое дыхание применяется в середине терапии и служит для повышения интенсивности происходящего процесса, увеличения степени эмоционального вовлечения, усиления физических ощущений. Быстрое поверхностное дыхание используется на пике переживаний при переполнении чувствами или при чрезмерных физических напряжениях и помогает быстро выйти из проблемной ситуации.


Медленное поверхностное дыхание применяется на завершающей фазе терапии, после наступления интеграции проявившегося негативного опыта с сознанием. В соответствии со вторым элементом (полное расслабление) для лучшей активизации проблемного неосознаваемого материала требуется максимально расслабить свое тело. Третий элемент (тотальное внимание, или детальное осознание) подчеркивает важность полной и глубокой рефлексии любых проявлений внутреннего состояния: физических ощущений, эмоциональных переживаний, мысленных звуковых образов и т. п. Четвертый элемент (гибкость контекста, или интеграция в экстазе) заключается в поиске и выборе такого контекста восприятия негативных переживаний,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.