Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подетальный анализ – в






когнитивной психологии – концепция распознавания стимула, осуществляемого путем выделения в нем простейших признаков (детектирование линий, углов, кривизны и т. п.). П. а. предшествует собственно восприятию стимула, -рассматриваемому как более «высокоуровневый» процесс.

ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ – субъективно не осознаваемые, но влияющие на поведение человека процессы восприятия, протекающие как бы «под порогом» сознания. Эти процессы особый интерес вызвали в связи с изучением вопроса о возможности использовать под-пороговые раздражители для управления поведением и деятельностью человека.

В работах отечественных физиологов (В. Г. Гершуни и сотрудники) экспериментально доказаны существование у человека двух уровней чувствительности – субсенсорной и сенсорной – и возможность выработки условных рефлексов на неосознаваемые раздражители (кожно-гальвани-ческие, электрические ответы коры мозга, возникающие на звуковые, тактильные, запаховые раздражители, лежащие ниже порога ощущений, и т. п.).

Проблема воздействия на человека неосознаваемых подпороговых раздражителей представляет не только теоретический интерес, она важна для решения многих практических вопросов (педагогических, лечебных и т. д.).

ПОДРАЖАНИЕ – воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. субъекта. В развитии ребенка П. – один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. Ребенок раннего и дошкольного возраста усваивает по П. предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.

Усвоение по П. предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае П. превращается во внешнее, «тупиковое» повторение движений. Такой характер П. встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.



Нарушения в развитии П. ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом.

П. может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное П. используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего и дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом, в процессе обучения детей.

П. играет существенную роль в жизни и деятельности человека, в частности в овладении им нормами поведения, трудовыми навыками и др.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ –

период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст (см.), П. в. отводится период от 10– 11 до 15лет или от 11 – 12 до 16 –17 лет. Относится к числу кризисных возрастов (см. Кризисы позрастные), критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным.

П. в. характеризуется резкими, качест-непными изменениями, затрагивающими псе стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периодам, т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариантность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. С" фактом полового созревания связано то, что в П. в. начинается ряд психических заболеваний.

Центральным фактором психологического развития П. в., его важнейшим но-иообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л. И. Божович, И. С. Кон,). Эриксон и др.), определяющиеся стрем-


лением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым (см. Идентичность, Я-концегщия). С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки (см.). Указанное новообразование определяет ведущие потребности П. в. – в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в П. в. (Д. Б. Эльконин). Согласно другой точке зрения ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества» (Д. И. Фельдштейн).

Развитие познавательных процессов в П. в. характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению, развитием ги-потетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций, по теории Пиаже). Динамический характер этого развития, несформированность основных структур обсуловливает ряд специфически подростковых трудностей, отражающихся на учебной деятельности и др. сторонах его жизни. В нравственном развитии с этим связаны, в частности, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, перенос оценки отдельного поступка на личность в целом.

П. в. считается либо временем перехода к взрослости, (с этим связано, напр., представление Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуно-вой о «чувстве взрослости» как основном новообразовании данного периода), либо самостоятельной относительно независимой фазой. Последняя точка зрения в настоящее время преобладает. П. в. (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа со своими установками, специфическими нормами поведения и т. п., которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной ее группе, час-



то отличающейся не только интересами и формами поведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подростка – в самостоятельности, личностной автономии. Вместе с тем в П. в. важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с точки зрения прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает П. в. особо опасным из-за возможности возникновения различных форм девиантного (см.) и делинквентного, противоправного поведения.

ПОЗИЦИОННАЯ КРИВАЯ –

^/-образная зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента последовательности, предъявленной для запоминания. Начальный участок нисходящей ветви кривой называется эффектом первичности: хорошо запоминаются первые элементы последовательности. Конечный участок восходящей ветви называется эффектом недавности: лучше всего запоминаются последние элементы. Средний участок кривой, соответствующий наихудшему запоминанию, обусловлен действием ретро- и проактив-ного торможения. Конкретная конфигурация кривой (степень симметричности нисходящей и восходящей ветвей, уровень среднего участка, наличие или отсутствие восходящей ветви) зависит от условий эксперимента. (Эффекты недавности и первичности ранее назывались эффектом края.)

ПОЛ – комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину, мальчика или девочку. П. детерминирован иерархической системой механизмов: от генетических влияний до психологического выбора сексуального партнера. Многообразие этих механизмов вызывает необходимость различения гене-


тического П., гонадного (истинного) П., гормонального П., морфологического (соматического) П., гражданского П., П. воспитания и психологического П.

П. психологический – характеристика личности и поведения человека с точки зрения маскулинности – фемининности. Маскулинность – совокупность признаков, отличающих мужчину от женщины. Фемининность – совокупность признаков, отличающих женщину от мужчины. Маскулинность и фемининность – филогенетически заданные свойства психики, формирующиеся под влиянием социальных факторов. Различают половую идентичность и половую роль. Половая идентичность – определение индивидом своей половой принадлежности, переживание и осознание им своей маскулинности – фемининности. Половая роль – модель социального поведения, комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресуемых обществом людям мужского и женского П. Человек осваивает систему культурных норм поведения–в т. ч. и сексуального – и взаимоотношений между мужчинами и женщинами в процессе половой социализации. Дифференциация половых ролей и форм социализации исторически изменчива. Для оценки характера половой роли индивида разработан ряд опросников, среди которых весьма популярен BSRI (Bern Sex Role Inventory), считающийся валидным и надежным. По мере демократизации отношений П. свойства мужчин и женщин все менее поляризованы, все более взаимопересекаются, образуя многомерный континуум. Теории «психологической андрогинии» утверждают, что наиболее адаптивны и продуктивны те индивиды, которые, обладая высокими потенциалами и маскулинности и фемининности, сохраняют отчетливую половую идентичность.

ПОЛЕ ЗРЕНИЯ – пространство, видимое глазом при фиксированном взоре и неподвижной голове наблюдателя. Его размеры определяются методом периметрии.

Величина П. з. зависит от особенностей функционирования светоощущающего аппарата и определяется размерами, яркостью и цветностью объектов. Она зависит также от анатомических особенностей лица человека (глубины орбиты, разреза



глаз, формы носа). В норме средняя величина П. з. для ахроматического стимула составляет: вверх от точки фиксации взора – 55°, вниз – 60°, в височном направлении – 90°, в направлении к носу – 60°. Для хроматических стимулов П. з. меньше. Наименьший размер П. з.– для зеленого цвета, наибольший – для синего.

ПОЛЕ ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ -

вся совокупность переживаемого субъектом в данный момент. Термин «П. ф.» получил распространение в гештальтпсихо-логии (см.) и других опирающихся на феноменологию направлениях психологии.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – междисциплинарная область на стыке политологии, психологии и социологии. Предметом П. п. являются «психологические компоненты политического поведения человека, исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики» (Political Psychology/Ed.by I. Knutson. San-Francisco-L., 1973, p. 438). В последнее время многие авторы склонны считать предметом П. п. двусторонний процесс влияния психологических факторов на политическое поведение и политических действий – на психологические состояния (М. Дойч). Высказывалось мнение о включении П. п. в состав социальной (или мак-росоциальной) психологии, изучающей отношения между индивидом и обществом, большими социальными группами.

П. п. получила развитие г. о. в США и Канаде, в меньшей мере – в западноевропейских странах. С начала 90-х гг. появляются политико-психологические исследо-иания российских авторов (Е. Шестопал, I". Дилигенский, А. Юрьев, Л. Гозман, И. Гантман-Егорова и др.).

П. п. исследует широкий круг проблем как внешней политики (психология войны м мира, терроризм, принятие политиче-1 ких решений, этнические и межгосударст-пснные конфликты, взаимное восприятие партнеров по переговорам), так и внутриполитической жизни (мотивация политического участия в традиционных институтах и новых движениях, дискриминация меньшинств, психология формирования политических ориентации и т. д.).

Проблематика П. п. включает:!) макрополитические процессы глобального, регионального и национального уровней.


В последнее время кроме международных проблем особый интерес исследователей вызывают переходные процессы (демократизация, изменение политических институтов, смена идентичности, динамика общественного мнения); 2) процессы, идущие в групповом и массовом политическом сознании и поведении, – принятие решений, формирование групповых политических установок, политический конформизм, лидерство, конфликты, сотрудничество, массовые политические установки и пр.; 3) политическое поведение индивида. Западная П. п. традиционно уделяет большое внимание политической социализации индивида (см. Политическая социализация), формированию стиля лидерства, чувствам, установкам, восприятию избирателями политических деятелей, их политической лексике, идеологии, мышлению, технологиям принятия решений.

Методология и методы П. п., как правило, определяются ориентацией исследователей на теории среднего уровня и данные эмпирических исследований. П. п. заимствует конкретные объяснительные модели поведения и сознания индивида и группы в социологии и психрлогии, а политического процесса и институтов – в политологии.

Ведущей теоретической парадигмой в западной П. п. служит политический бихевиоризм, главной задачей которого является изучение разнообразных форм политического поведения, а не мыслей и чувств индивида по поводу политики и политиков. Его сторонники (Дж. Деннис, Д. Исток, Р. Найеми, К. Дженнингс и др.) внесли существенный вклад в исследование различных форм политического участия, межэтнических и межгосударственных конфликтов, политической социализации и пр. Исследования политических психологов, когнитивистскои или гуманистической ориентации (Ж Пиаже, Л. Кольберг, Дж. Адельсон, С. Реншона, Р. Инглхарт и др.) посвящены тому, каким образом человек думает о политике, воспринимает лидеров и партии, какие потребности реализует, какие мотивы и ценности включает, взаимодействуя с политикой, а также воздействию средств массовой информации на политический менталитет человека.

•Еще одно крупное направление представлено политическим психоанализом,



основным предметом которого является бессознательная мотивация политического поведения. Начиная с 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, В. Райха в психоанализе ведется систематическая разработка проблемы бессознательного в политике. Э. Фромм и Т. Адорно исследовали психологические основы кризисных процессов современной цивилизации, феноменов политического авторитаризма и тоталитаризма. Особое влияние оказали идеи Э. Эриксона и Г. Лассуэлла. Исследователи этого направления создали психологические портреты крупных политических деятелей современности. Ими организован банк данных на более чем полторы сотни современных политиков, от Мао Цзэдуна до Жириновского.

Методы, используемые в П. п., ориентированы на получение эмпирических данных разного уровня, но преимущественно на изучение индивидуального поведения и сознания. Широко применяются контент-анализ, интервью и фокус-группы, тесты, в т. ч. проективные, экспертные оценки и пр. При консультативной работе с клиентами-политиками используются некоторые коррекционные и психотерапевтические методы., <

ПОЛИЭФФЕКТОРНЫЙ МЕТОД – одновременная регистрация нескольких реакций организма, возникающих в ответ на действие раздражителя. В исследованиях по психофизиологии и общей физиологии наиболее часто используются: кожно-гальванические и сердечнососудистые реакции; изменение биопотенциалов мозга (электроэнцефалограмма, электрокардиограмма, клеточная активность, вызванные потенциалы, Е-волна); реакции в двигательной сфере (тремор, электромиографические реакции); изменение дыхания; изменения артериального и венозного давления крови; сдвиги чувствительности в анализаторах. П. м. применяется для более полного и объективного изучения механизмов работы нервной системы. В последние годы используется для регистрации эндокринных и биохимических реакций.

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ -

переживание и осознание человеком своей половой принадлежности (маскулинности или фемининности), физиологических, психологических и социальных особен-


ностей своего пола. П. и. определяет сексуальную идентичность человека, его сексуальное поведение. П. и. является одним из аспектов личностной идентичности.

На нормальное формирование П. и. ребенка влияет дифференцированность по половому признаку позиции и поведения родителей (или людей, их заменяющих), когда мать ведет себя как женщина, а отец как мужчина.

ПОЛОВЫЕ ИЗВРАЩЕНИЯ (синонимы: парафилии, аберрации половые, сексуальные перверсии) – болезненные нарушения направленности полового влечения или способов его удовлетворения. Прежде к П. и. относили любые сексуальные потребности и действия, отличающиеся от общепринятой в данном обществе модели полового поведения, причем они не только считались болезненными расстройствами, но и осуждались моралью (что не очень логично). Сейчас многие сексологи лишь часть половых девиаций рассматривают как явную патологию.

Под П. и. подразумевают качественное изменение либидо (см.). Фригидность, сатириазис, нимфоманию, эротоманию, айдойоманию, представляющие собой количественные изменения, к ним не относят. Нет однозначного мнения об онанизме (см.): он настолько распространен, что многие авторы отказываются квалифицировать его как П. и. Существует огромное множество как П. и., так и способов их классификации. Трудности последней вытекают из текучести форм П. и., многообразия и синонимичности терминов, принципиальных расхождений в интерпретации.

Чаще всего П. и. подразделяют на две группы. Первую составляют П. и., связанные с направленностью, объектом полового влечения. Традиционно в нее включали гомосексуализм (см.), однако сейчас правомерность этого подвергается сомнению. Безусловно к этой группе П. и. относятся:

а) влечение к детям – педофилия (синонимы: инфантосексуализм, падерозия);

б) к старикам – геронтофилия; в) к статуям – пигмалионофилия (см.); г) к трупам – некрофилия (см. Садизм); д) к животным, чаще всего козам, овцам, свиньям, собакам, гусям – зоофилия (синонимы: скотоложество, зооэрастия, содомия, бестиализм); е) нарциссизм (см.); ж) фетишизм (см.); з) к кровным родственникам –


 


инцестофилия и др. Вторая группа охватывает П. и., проявляющиеся в характере действий, приносящих удовлетворение и приводящих к оргазму. Она включает: садизм (см.); мазохизм (см.); эксгибиционизм (см); трансвестизм (см.); триолизм; плюрализм сексуальный (см.); достижение полового возбуждения или оргазма путем наблюдения за сексуальной активностью других людей или путем созерцания чужих гениталий – вуайеризм (синоним: визионизм); при подслушивании звуков, свидетельствующих об интимных отношениях, – эксаудиризм; при трении о лиц противоположного пола в давке (толпе, транспорте) – фроттаж; при обнюхивании, обмазывании, проглатывании человеческих выделений: пота, мочи, кала, спермы, менструальных выделений, слюны – экскрементофилия (копролагния, копрофагия, пикацизм, урофагия) и т. д.

В основе другой классификации лежит идея о невозможности четкого разграничения нормального и патологического либидо и существовании континуума промежуточных форм. В этом случае говорят о: 1) истинных перверсиях – реализуемых искаженных половых влечениях, частично или полностью заменяющих нормальное половое поведение; 2) перверсных тенденциях – отраженных в мечтах и фантазиях, но по каким-то причинам не реализуемых деформированных сексуальных установках, 3) перверсных элементах – незначительных отклонениях от нормальной сексуальности, выполняющих роль дополнительных стимулов, которые усиливают сексуальное возбуждение при половых контактах либо являются единственно возможной формой получения сексуального наслаждения.

Истинные перверсии: а) носят навязчивый, принудительный характер; б) имеют тенденцию к прогрессированию – пер-версные действия учащаются, а потребность в них постепенно превращается в доминирующую; при этом нередко острота сексуальных переживаний понижается, усиливается раздражительность, чувство пустоты, неудовлетворенности; в) крайне (атрудняют длительные партнерские свя-ш: партнер воспринимается обезличенно, только как необходимый сексуальный раздражитель, причем его чувства и желания могут совершенно игнорироваться (напр., при садизме, некрофилии, эксгибициониз-


ме, вуайеризме); г) имеют периодичность нарастания сексуального беспокойства, причем возможно чередование периодов нормальной и перверсной сексуальности; д) приводят к нарастанию социальной изоляции.

Причины П. и. не изучены в полной мере. Факторами риска могут быть неблагоприятная наследственность, гормональные нарушения, поражения головного мозга различной природы (родовые травмы, интоксикации, нейроинфекции), нарушение психосексуального развития (как результат неправильного полового воспитания, изоляции от сверстников, в т. ч. противоположного пола), асоциальная среда, ряд психических заболеваний – шизофрения, эпилепсия, психопатии. Напр., у истерических психопатов возможны эксгибиционизм и нарциссизм; у тормозимых – вуайеризм, педофилия, фетишизм, зоофилия; у возбудимых–эксгибиционизм и педофилия в сочетании с садизмом. Среди педофилов немало, конечно, психически больных или гиперсексуальных людей, однако в основном к педофилии прибегают пожилые люди, у которых наблюдается возрастное снижение потенции, а также подростки и люди с задержкой психосексуального развития и фиксацией полового общения на подростковой стадии.

Был выдвинут ряд концепций (генетическая, эндокринная, неврогенная, услов-норефлекторная), отличающихся определенной односторонностью. Исключение представляют психоаналитическая и ди-зонтологическая концепции. Согласно последней, П. и. являются результатом нарушения психосексуального развития и закрепления модифицированных, гипертрофированных, незрелых форм проявления сексуальности, свойственных детскому и подростковому возрастам. В рамках концепции выделяются три группы П. и.: 1) транзиторные (заместительные) – формируются на фоне правильного развития сексуальности при невозможности нормальной реализации либидо (в период юношеской гиперсексуальности, в условиях изоляции, однополых коллективов); исчезают при нормализации условий для половой жизни; 2) формирующиеся на фоне задержки психосоциального развития (нарушение коммуникации с лицами противоположного пола, задержка формирования либидо на платонической и эротиче-



ской стадиях); могут длиться годами, но не реализуются (перверсные тенденции) и не приводят к личностным изменениям; 3) формирующиеся на фоне преждевременного психосексуального развития – бывают результатом психических расстройств или растления со стороны других лиц; развиваются при пониженных порогах возбудимости нервных структур, обеспечивающих эякуляцию и оргазм; наслоение этапа психосексуальной ориентации на этап становления половой роли ведет к быстрой и прочной фиксации неадекватных способов реализации либидо; такие П. и. определяют поведение, с трудом корректируются.

Лечение П. и. должно быть комплексным и длительным. Применяются психотерапия, гипноз, медикаменты для подавления либидо (антиандрогены). Зарубежные попытки хирургически воздействовать на мозговые центры были признаны опасными для здоровья и жизни пациента. Профилактика П. и. заключается в предупреждении ускорения психосексуального развития и искажения либидо, при этом необходимо создание действенных барьеров на пути растления, совращения детей и подростков, ознакомления их с порнографией (непристойным, вульгарно-натуралистическим изображением или описанием полового акта, нацеленным на сексуальное возбуждение; термин появился в XVIII в. после публикации книги Ретифа де ла Бре-тонна «Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственной проституции»). Большое значение имеет нормализация общения, а также ранняя диагностика и лечение психических заболеваний.

Уголовный кодекс РФ расценивает развратные действия в отношении несовершеннолетнего как половые преступления и предусматривает уголовную ответственность за совершение с ним или при нем полового акта, занятия онанизмом или эксгибиционизмом; возбуждение или удовлетворение половой потребности несовершеннолетнего путем прикосновения к его половым органам, ознакомления с порнографией.

ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ ОПЕРАТОРА – свойство человека эффективно выполнять заданную производственную программу при наличии по-


мех, близких по своему характеру к параметрам полезных сигналов.

Понятие П. о. введено в психологию на основании анализа тех видов трудовой деятельности, в которых поступающая информация может искажаться за счет неточной работы приборов (напр., «запаздывания» приборов), где канал связи, по которому проходит речевое общение оператора и абонента, заполнен посторонними сообщениями – помехами, оказывающими сбивающее действие (напр., при радиотелефонной связи летчиков с оператором пункта управления).

В исследованиях по П. о. изучается эффект подсказок как помех: опоры на письменный текст при устном выступлении, подачи радиокоманд и др. сигнализации корригирующего и запрашивающего характера; при этом создается как бы «двойник» деятельности – два текста, одинаковых (близких) по форме и содержанию, но смещенных во времени. Восприятие полезных сигналов на фоне помех требует большого нервного напряжения (описаны случаи потери сознания и явлений физиологического дискомфорта вазомоторного характера). Пробы на П. о., основанные на принципе воспроизведения, используются в профессиональном отборе.

ПОНИМАНИЕ – мысленное воспроизведение объективного процесса возникновения и формирования предмета целенаправленной деятельности и мышления. П. представляет собой необходимое условие и вместе с тем продукт общения и совместной деятельности людей. П. осуществляется в актах внутренней речи субъекта и раскрывает ему мотивы, цели и содержание обращенного к нему действия др. человека (поступка, речи, демонстрации или репрезентации предмета и т. п.).

Заметную роль в психологическом объяснении П. сыграли работы Л. С. Выготского. С его точки зрения, уже в исходном процессе превращения органической нужды новорожденного в человеческую потребность основную роль играет его общение со взрослыми. Только в содеятельно-сти с иными овладевает ребенок первыми предметными средствами общения (криком, улыбкой, жестами и т. п.) как средствами обнаружения для другого своей нужды. Культурно-исторические средства общения (речевые – прежде всего) оказыва-



ются в этом процессе и коммуникативными средствами, «расщепляющими» поведенческий акт на: 1) естественноприрод-ный, идущий навстречу органической нужде и 2) общезначимый, идущий навстречу оценочной, эмоционально-смысловой реакции др. человека. В органической целостности такого акта человеческая потребность и ее предмет приобретают всеобщее значение: 'они что-то значат для взрослого поэтому и для ребенка они оказываются значимыми сами по себе.

Таким путем вступающий в жизнь человек приобретает рефлексивную способность отличать себя от своих же потребностей и их предметов, или, что то же самое, отличать свои потребности и их предметы от самого себя как способного относиться к ним «со стороны», применяя к ним общую меру совместного со взрослыми действия. Лежащее в основе П. целесообразное преобразование предмета потребности, а затем и любого предмета произвольного внимания возможно лишь в том случае, когда субъект способен отнестись к собственным действиям как к делу, на которое способны и др. люди, как к делу принципиально общему, совместному (хотя в данном случае он может совершить его и самостоятельно).

Всякое, в т. ч. и мысленное, преобразование предмета соотносится с общезначимым смыслом цели преобразования. Это выражается прежде всего в необходимости для субъекта репрезентировать для других (тем самым и для себя) операции и результат процесса преобразования. Объективное содержание и сущность предмета мысли раскрываются для других и понимаются самим субъектом только посредством такого его мысленного преобразования, в котором воспроизводится реальный процесс возникновения и формирования самого этого предмета.

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в немецкой психологии конца XIX – начала XX в., считавшее главной задачей психологического исследования не причинное объяснение душевной жизни человека, а понимание ее интуитивно переживаемой целостности и соотнесение с миром культурно-исторических ценностей.

Идею разработки этого направления выдвинул немецкий философ В. Дипыпей в


своей «описательной» психологии, утверждавший, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем». В основе идеи лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе, отрицание самой возможности экспериментальными методами изучать человеческое сознание. Выступление В. Дильтея против экспериментальной психологии как науки встретило решительные возражения со стороны ее передовых представителей, в частности Г. Эббингауза, указавшего, что программа П. п. сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человека.

Идеи П. п. получили наиболее полную реализацию в работах Э. Шпрангера, который ввел термин «П. п.». Он выделил шесть типов личности, или «духовной индивидуальности», в дальнейшем подвергнутых экспериментальной проверке в работах Г. Олпорта и др.

Предложенный Дильтеем в противовес причинно-аналитическому феноменологическому описательный подход оказал влияние на многих психологов (А. Пфендер, Ф. Крюгер и др.), а также на некоторых философов-экзистенциалистов (К. Ясперс, М. Хайдеггер).

ПОНЯТИЕ – форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. П. одновременно выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т. е. как особое мыслительное действие. Первый момент представляет собой пассивную, созерцательную, зависимую от объективного содержания предпосылку деятельности. Вместе с тем существует внутренняя связь подлинного содержания П. со способом его конструирования, идеализации (абстракции и обобщения). Через П. происходит реализация содержательного обобщения, совершается переход от сущности к явлению. Оно фиксирует в себе условия и средства такого перехода и выведения частного из всеобщего. За каждым П. скрыто особое предметное действие (или их система), воспроизводящее предмет познания. Исторически сложившиеся в обществе П. объективно существуют в формах деятельности человека и в ее результатах – целесооб-



разно созданных предметах. Индивид усваивает их раньше, чем научается действовать с частными проявлениями. Усвоенное общее – прообраз, мера, масштаб для оценки эмпирически встречающихся вещей. П. в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое П. фиксирует нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического П. выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного); оно отображает переход, отождествление различного в едином, происходящее в самой действительности, воспроизводит развитие, становление системы целостности конкретного и лишь внутри этого раскрывает особенности и взаимосвязь единичных предметов.

ПОПРАВКА НА СЛУЧАЙНЫЙ УСПЕХ – предложенный Г. Блэквеллом способ обработки данных психофизического эксперимента, позволяющий учесть долю случаев, когда испытуемый дает положительный ответ на предъявленный раздражитель не на основе возникшего у него ощущения, а в результате действия несенсорных факторов.

П. н. с. у. выведена для случая признания порогового принципа работы сенсорной системы (см. Высокопороговая теория); поэтому в исследованиях, основанных на признании принципа непрерывности (см. Психофизическая модель теории обнаружения сигнала), она неприменима.

ПОРОГ ПОЯВЛЕНИЯ (в психофизике) – при измерении абсолютного порога – точка в континууме стимулов определенной модальности, выше которой раздражитель начинает вызывать у испытуемого ощущение; при измерении дифференциального порога – точка появления ощущения разницы между сравниваемыми стимулами. П. п. определяется с помощью метода минимальных изменений как среднее между величиной последнего раздражителя, вызвавшего отрицательный ответ испытуемого, и величиной первого раздражителя, вызвавшего изменение категории ответа.


ПОРОГ СЕНСОРНЫЙ – величина раздражителя, разделяющая весь континуум раздражителей на два класса: вызывающие ответную реакцию организма и не вызывающие ее (см. Психофизика). П. с. играет, т. о., роль своего рода барьера, который должен быть превышен для того, чтобы возникла реакция.

В психологических исследованиях в качестве такой реакции чаще всего принимается появление осознанного ощущения, но в принципе это могут быть и др. соматические, вегетативные и электроэнцефалографические реакции человека, далеко не всегда сопровождающиеся осознаваемыми ощущениями (кожно-гальваническая реакция, сосудистая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др.).

Использование неподвластных произвольному контролю человека реакций, получившее название объективной сенсо-метрии, расширило возможности изучения работы сенсорных систем (у маленьких детей, не овладевших речью, у животных, у человека в случае его нежелания сообщать о своих ощущениях и т. д.). Вместе с тем появилась необходимость различать понятия П. с. как нижнего предела чувствительности сенсорной системы и порога реакции как порога реагирования эффектора, используемого в качестве индикатора чувствительности. Точное определение предельных возможностей сенсорной системы требует сопоставления порогов ряда реакций, в т. ч. произвольных, и учета условий, в которых проводится измерение чувствительности (сигнальности или не-сигнальности раздражителя, степени угасания реакции в процессе измерения).

В психофизике содержание понятия П. с. неоднократно подвергалось пересмотру. Не является оно совершенно бесспорным и в настоящее время.

Одна линия исследований признает дискретный принцип построения субъективного ряда ощущений, предполагающий существование нижнего предела чувствительности сенсорных систем (каковым и считается порог). Чем ниже этот предел, тем выше чувствительность сенсорной системы, и наоборот. Чувствительность в этом случае определяется как величина, обратная порогу.



Другая линия исследований принимает за основу принцип непрерывного построения субъективного ряда и отрицает наличие у сенсорных систем нижнего предела чувствительности. Понятие порога является здесь излишним (см. Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Психофизическая модель теории обнаружения сигнала, Критерий принятия решения). В таких теориях предлагаются др. меры, позволяющие характеризовать чувствительность сенсорной системы. Пороговые меры чувствительности, в т. ч. абсолютный порог (см.) и дифференциальный порог (см.), с точки зрения этих теорий являются не более чем операционными показателями, т. е. эмпирическими величинами, получаемыми в результате проведенного по определенным правилам эксперимента; такие показатели при известных условиях могут быть полезными для характеристики функциональных возможностей сенсорной системы, но отнюдь не отражают принцип ее работы.

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ – основные характеристики любого анализатора. Различают: абсолютный, дифференциальный и оперативный П. о. Абсолютный нижний П. о. – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о. – максимально допустимая величина внешнего • раздражителя. Дифференциальный П. о. – минимальное различие между дву-мя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный П. о. – наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.

ПОРОГОВЫЕ ТЕОРИИ – распространенное, хотя и не вполне точное, название для теорий, описывающих принципы работы сенсорных систем.

Основой для этих теорий является проблема существования сенсорных порогов (см. Порог сенсорный). Согласно одним теориям пороговый принцип считается ос-нэвным в работе сенсорных систем, тогда как др. теории предполагают, что сенсорные системы работают по непрерывному, а не по пороговому принципу. Т. о., к числу П. т. относятся как теории, принимающие пороговый принцип, так и теории,


отвергающие его. В этом и заключается несомненная неточность названия «П. т.». В данном термине выражена, следовательно, только сама проблема, но не способ ее решения.

К числу основных П. т. относятся: классическая П. т. Фехнера, классические теории непрерывности сенсорного ряда, нейроквантовая теория, высокопороговая теория, психофизическая модель, предлагаемая теорией обнаружения сигнала, теория двух состояний.

ПОРОГОВАЯ ТЕОРИЯ ФЕХНЕРА – составная часть психофизики, созданной Г. Фехнером.

Весь процесс отражения Г. Фехнер делил на четыре этапа: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический), ощущение (психический), суждение (логический). Порог рассматривался как пункт перехода от второго к третьему этапу – от возбуждения к ощущению. Однако, не имея возможности количественно определять процесс возбуждения, Фехнер, не отрицая принципиальной возможности физиологического этапа, исключил его из рассмотрения и попытался установить прямую зависимость между раздражением и ощущением. Порог он определил как критическую величину раздражения, выше которой действие последнего вызывает у человека ощущение, а ниже которой этого ощущения не возникает (см. Абсолютный порог). Применительно к ситуации различения порог – это та минимальная разница в величине раздражителей, выше которой человек замечает различие между этими раздражителями и ниже которой они кажутся ему одинаковыми (см. Дифференциальный порог).

Т. о., порог выступает как та начальная точка, которую, очевидно, следует принимать за нуль отсчета при изменении ощущений. Этим путем и шел Фехнер при выводе основного психофизического закона (см. Закон Фехнера). Действительно, из основной формулы этого закона следует, что Y=k(log р- logo), где у – величина ощущения, р – величина действующего раздражителя, Ь –величина порога, k – константа. Из формулы видно, что при величине раздражителя, равной пороговой, правая половина равенства обращается в нуль: ощущение не имеет места. Вместе с тем Фехнер признавал, что порог не явля-



ется инвариантным во времени и в различные временные выборки значения порога будут различными (см. Моментальный порог). Т. о., если порог, являющийся нижним пределом чувствительности сенсорной системы, представляет собой флуктуирующую величину, то он может быть охарактеризован лишь статистически. В связи с этим Фехнер был вынужден заняться разработкой соответствующих способов измерения и вычисления порога, получивших название психофизических методов.

Главным недостатком П. т. Ф. с точки зрения современной психофизики является то, что в ней не нашлось места феномену ложной тревоги (см.), которому современные пороговые теории уделяют большое внимание (см. Высокопороговая теория, Теория двух состояний). Однако в ряде случаев, особенно в прикладных исследованиях, модель, предлагаемая П. т. Ф., используется до настоящего времени, напр, при измерении ощущений с помощью определения числа различительных ступеней.

Понятие порога, несмотря на ряд уточнений (см. Порог сенсорный), по существу, сохранилось до настоящего времени в том виде, в каком его ввел в психофизику Г. Фехнер. Достаточно сказать, что С. Стивене, выступивший с острой критикой сформулированного Фехнером психофизического закона и предложивший иное математическое выражение зависимости ощущения от величины раздражителя (см. Закон Стивенса), ввел, подобно Фехнеру, в формулу этой зависимости величину порога.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ (в когнитивных моделях) – поочередное прохождение информации от входа до выхода через ряд преобразований (этапов), так что в каждый отрезок времени (специфический для данного блока) преобразование осуществляется лишь в одном блоке, а информация к нему поступает только от предыдущего. Эти ограничения снимаются при параллельной обработке, предполагающей возможность одновременной работы нескольких блоков и поступление информации из разных источников.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ – способ проверки статистических гипотез в условиях, когда число наблюдений в исследовании не устанавливается за-


ранее, а является случайной величиной. Первые представления о П. а. относятся к 30-м гг. XX в.; в современном виде П. а. разрабатывался А. Вальдом, затем Дж. Вольфовитцем, Г. Робинсом и др.

Особенность П. а. состоит в том, что после осуществления каждого наблюдения принимается одно из след, решений: принять проверяемую гипотезу, отвергнуть ее, продолжить испытания. Прикладные задачи исследования, в котором применяется П. а., могут быть теми же, что и в случае проверки гипотез по выборкам заданной длины (напр., выяснить, каким из двух приборов с известными различными смещениями шкалы производятся текущие измерения, проверить предположение о доле ошибок в выполнении теста и т. п.), но при этом возможна существенная экономия в длительности эксперимента.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ – зрительное ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный П. о.). Если затем перевести взор на белую стену, то П. о. этого источника света будет виден уже темнее, чем остальная стена (отрицательный П. о.). При более точном самонаблюдении выясняется, что процесс затухания П. о. сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. На раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, переходящая затем в более медленную при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка минут. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов.

ПОСТОЯННЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ (эталон, нормальный раздражитель, стандарт) – один из двух раздражителей, предъявляемых испытуемому при определении дифференциальных порогов, остающийся на протяжении всех опытов постоянным по величине и выполняющий роль образца, с которым испытуемый должен сравнивать второй раздражитель, меняющийся по величине и потому называемый переменным.



ПОСТРОЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ-

фундаментальное понятие в теории строения и функционирования моторики человека, разработанной Н. А. Бернштейном. П. д. – это состав всех афферентационных ансамблей (сенсорных синтезов), которые участвуют в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и адекватных перешифровок для эффекторных импульсов, а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними. П. д. – не только теоретическая конструкция; это реальный процесс, протекающий при овладении тем или иным движением (см. Двигательный навык). П. д. реализуется несколькими уровнями, каждый из которых определяется смысловой структурой действия, двигательным составом, комплексом афферен-таций, образующих сенсорный синтез, и морфологическим субстратом. Каждый уровень детерминирует не новые качества движения, а целый спектр полноценных движений (принцип уровневой контин-гентности движений). Различают два вида уровней: ведущий (он всегда один и определяется смыслом данной двигательной задачи, подчиняя себе остальные уровни) и фоновый (как правило, их несколько). Последние обслуживают фоновые (технические) компоненты движения: тонус, иннервацию и денервацию, реципрокное торможение, сложные синергии и т. п. Работа фоновых уровней обычно не осознается.

ПОСТУПОК – личностная форма поведения, возникающая благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте (./7. С. Выготский). П. не являются автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия – импульсивные, привычные, гетерономичные (выполняемые по приказу, служебной инструкции, внешним требованиям). П. включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. П. – личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта. П. в целом, согласно М. М. Бахтину, обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичностью (нетехнич-ностью), ответственностью, единственностью, событийностью.


В отечественной психолого-педагогической традиции имеется синкретическое слияние в трактовке П. и действия. Получается, что П. – это тоже некое действие, при этом действие, обязательно имеющее внешний план. С этой позиции совершить П. в уме, про себя, так, чтобы об этом никто не знал, – это абсурд. Отождествление П. и действия оставляет вне рассмотрения значительную подготовительную работу, предшествующую П., а также феномены внутреннего выбора, не имеющие отчетливых хронологических границ во внешних проявлениях.

Успешный П. и успешное действие – это разные вещи. И критерии для их оценки в качестве успешных разные. Для оценки успешности действия используются процессуально-целевые критерии. Действие считается успешным, если оно либо выполнено в соответствии с алгоритмом, либо достигло цели, либо и то и другое. П. может не достигнуть цели и при этом считаться успешным, если он был произведен в виде очевидной попытки. Уже это может стать основанием для его положительной оценки: базой для его оценки служит в основном не технологическая, а морально-этическая сфера. Об этом, собственно, и говорил М. М. Бахтин, выделяя в качестве одного из свойств П. его нетехничность.

После своего свершения П. застывает в тексте, называемом личностью, которая как бы лепится из опыта П. Как совершаемые предметные действия ведут к фиксации перцептивных или моторных установок, так совершаемые П. ведут к фиксации социальных, точнее личностных, установок. Об этом писали А. В. Запорожец и А. Г. Асмолов. И эти установки, согласно Д. Н. Узнадзе, представляют собой целостную модификацию личности, что не противоречит тезису М. М. Бахтина о единственности П. В человеческой жизни всё как в первый раз.

Позитивно оцениваемые обществом П. взрослых, а тем более значительные для общества П., получают особые имена. Их называют подвигами и деяниями. Лица, их совершившие, возвеличиваются и почитаются обществом, включаются в качестве иллюстраций для принимаемой обществом морально-этической сферы и начинают «работать» на ту же педагогику для коррекции и формирования нормативно-релевантных действий детей.



ПОТОК СОЗНАНИЯ – исходящее из свидетельств интроспекции определение процессов сознания как изменчивых, непрерывных, целостных, данное американским психологом У.Джемсом. Джемс подверг критике В. Вундта и Э. Титченера за трактовку сознания как конгломерата отдельных элементов – ощущений и их совокупностей.

Популярность концепции П. с. была обусловлена ее направленностью против атомизма в психологии. Однако, оставаясь на уровне феноменологического описания сознания, эта концепция не смогла объяснить его действительную природу и детерминацию.

ПОТРЕБНОСТИ – форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности. П. как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности (деятельности), необходимых для сохранения и развития индивида и рода.

В своих первичных биологических формах П. выступают как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности. Биологическим П. присущ го-меостатический характер: побуждаемая ими деятельность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов, возобновляется при отклонении от этого уровня и прекращается при его достижении. П. животных сводятся к сохранению индивида и продолжению рода, обмену веществ с окружающей средой, развитию и совершенствованию жизненно важных ориентировочных и исполнительных навыков. Большинство П. животных имеет форму инстинктов, в которых от рождения «записаны» не только свойства релевантных П. предметов, но и основная последовательность поведенческих актов, необходимых для овладения ими.

П. человека и животных не одинаковы. Даже П. физического существования человека, обусловленные особенностями его организма, отличны от аналогичных П. животных, поскольку у человека они не определяют формы его жизнедеятельности, а, напротив, способны трансформироваться в зависимости от высших, специфически человеческих форм жизнедеятельности, в подчинение которым они вступают.


Специфика П. человека обусловлена тем, что он противостоит миру не как изолированный индивид, а как элемент различных социальных систем и человечества в целом. Высшие П. человека отражают поэтому в первую очередь его связи с социальными общностями разных уровней, а также условия существования и развития самих социальных систем, ^го относится как к П. социальных групп и общества в целом, так и к П. каждой отдельной личности, в которых выражается ее социальная сущность.

Вопрос о природе человеческих П. остается открытым. Некоторые иследовате-ли считают их врожденными (см., напр., Маслоу). Другие полагают, что социальность всех без исключения человеческих П. проявляется в их содержании, происхождении и в способах реализации (удовлетворения). П. человека не являются врожденными, они формируются в процессе освоения им социальной действительности, становления его личности. Развитие человеческих П. происходит через расширение и изменение круга их предметов. Общественное производство материальных благ и духовных ценностей обусловливает развитие общественных П., которые присваиваются индивидами в процессе социализации, вхождения в мир общественных отношений, овладения материальной и духовной культурой человечества.

Главным основанием для выделения видов П. является характер деятельности, к осуществлению которой П. побуждают субъекта. По этому основанию выделяют оборонительные, пищевые, половые, познавательные, коммуникативные, игровые, творческие и др. П. Среди них различают субстанциональные П., жизненная значимость которых определяется необходимостью той или иной формы взаимодействия с предметом П. (напр., пищевая, познавательная), и функциональные П., побуждающие к деятельности, главным моментом которой является сам процесс (рекреационная, игровая П.). Существует несколько десятков других оснований классификации человеческих П. Наиболее существенные и распространенные из этих классификаций: по происхождению (биогенные, психогенные и социогенные П.), по субъекту (индивидуальные, групповые, общественные, общечеловеческие), по объекту (материальные и духовные), по



функции (П. физического и социального существования; П. сохранения и П. развития) и т. д. Многие П. трудно однозначно классифицировать по этим основаниям; так, есть П., сочетающие в себе черты материальных и духовных или эстетических и познавательных П.

П. человека формируются в онтогенезе на основе врожденных предпосылок, создающих возможности тех или иных взаимодействий с миром, и необходимости в тех или иных формах активности, определяемой биологической и социальной программами жизнедеятельности. Обязательным условием формирования П. в той или иной деятельности является опыт этой деятельности, которая на ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослым и/или может выступать как средство реализации другого П. Так, напр., П. в алкоголе развивается в процессе его потребления, первоначально выступая средством реализации П. в общении, самоутверждении, принадлежности к группе или являясь следствием примера и прямого убеждения старших.

П. проявляются в поведении человека, влияя на выбор мотивов (см. Мотив), которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. П. человека представляют собой динамическую иерархию, ведущее положение в которой занимает то одна, то другая П., в зависимости от реализации одних и актуализации других П. При этом выбор мотива определяется не только доминирующей в данной ситуации П., но и другими, сравнительно менее насущными. Субъективно П. переживаются в форме эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а успешность их реализации – в форме оценочных эмоций; сами П. при этом могут не осознаваться. Актуальные П. организуют также течение познавательных процессов, повышая готовность субъекта к восприятию релевантной им информации.

ПРАКСИС (от греч. prdxis – действие) – организованное, координированное сознательное действие. П. может нарушаться при различных поражениях головного мозга (см. Апраксин).

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ – специалист в области детской практической


психологии, который работает в конкретном образовательном учреждении (Детском саду, школе, детском доме, интернате, ПТУ и др.), является полноправным членом его педагогического коллектива, имеет двойное подчинение: по административной линии – руководителю учреждения, по профессиональной – научно-методическому центру (психологическому).

Ориентация на развитие ребенка определяет основное содержание деятельности П. п. с. о.: 1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития, характерных для каждого возраста (сензитив-ность того или иного возрастного периода, «зона ближайшего развития» и пр.); 2) развитие индивидуальных особенностей детей (интересов, способностей, склонностей, жизненных планов и пр.); 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения учащихся со взрослыми и сверстниками.

Иными словами, П. п. с. о. оказывает администрации, учителям, ученикам, родителям квалифицированную помощь в создании условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей и требует в дальнейшем проведения коррек-ционной или специальной развивающей работы.

Эффективность деятельности П. п. с. о. определяется уровнем его профессиональной подготовки (хорошее знание общей, возрастной, социальной психологии; высокий уровень владения методами психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, специальной работы по развитию). Кроме того, П. п. с. о. должен быть знаком с психологическим консультированием и готов заниматься психологическим просвещением учителей и родителей. Немаловажное значение для успеха деятельности П. п. с. о. имеют такие его личностные качества, как креативность, гибкость (недогматичность), коммуникабельность, физическая и психическая выносливость, чуткость и т. д.

ПРАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕ-

НИЕ – термин, введенный французским антропологом Л. Леви-Брюлем, отстаивав-



шим мысль о существовании у представителей доцивилизованных обществ дологического мышления, отличного от мышления (логического) современных людей. П. м. характеризует не все стороны мышления, а только ту его часть, которая связана с областью коллективных представлений (религиозных обрядов и пр.). В практической же жизни люди доцивилизованных обществ поступали вполне логично. Отсутствие логики, связанное с соблюдением разного рода обрядов, Л. Леви-Брюль пытался обосновать, опираясь на введенное им понятие партиципации. Согласно последней, один и тот же предмет может выступать в совершенно разных формах связей. Напр., индейцы племени бороро считали себя не только людьми, но и одновременно попугаями, принадлежащими к семейству красных попугаев. Та-> кие взаимоисключающие суждения, как считают, невозможны у людей с понятийным мышлением. Очевидно, что такие доводы не могут свидетельствовать в пользу существования П. м.: во-первых, доказано, что феномен партиципации не является только привилегией представителей доцивилизованных обществ; во-вторых, о возможности существования большого количества связей свидетельствуют также данные символической логики. Изучение способности представителей архаичной культуры к объединению единичных предметов в класс показало, что в далеком прошлом среди некоторых этнических общностей господствовали особые разновидности связей, построенных на значимых (праксеологических) признаках, отличных от связей по существенным признакам. Значимые связи в прошлом играли большую роль и составляли основу человеческой логики и мысленного упорядочивания объектов внешнего мира. Данный факт свидетельствует о том, что логика возникает в деятельности людей задолго до появления способности к упорядочиванию объектов по их существенным признакам и до возникновения понятийного мышления.

Концепция П. м. основывается на допущении о том, что представители до-цивилизованных обществ были невосприимчивы к противоречиям, т. е. они не могли замечать различия между вымыслом и реальностью. По словам Л. Леви-Брюля, аборигены даже не имели понятия о том,


что чье-либо высказывание может быть ошибочным. Говоря об отсутствии способности замечать противоречия в явлениях, этот автор полагал, что у представителей доцивилизованного общества мышление было индетерминично, т. е. они смешивали предшествующие события с последующими, причину со следствием и пр. В этой связи следует отметить, что невосприимчивость к противоречиям часто встречается и у людей современного общества. Доказательства существования П. м. представляются неубедительными, потому что они относятся лишь к деятельности людей, связанной с соблюдением религиозных норм. Религиозные нормы (обряды) усваивались людьми того времени часто бессознательно (путем имитации), и в силу этого действия аборигенов, основанные на религиозных представлениях, не относились ими к действиям «актуально сознаваемым» (термин, введенный А. Н. Леонтьевым) Эти действия не относились к сфере мышления, а были связаны с областью веры. Кроме того, религиозные нормы выступали в роли постулатов; представители доцивилизованных обществ ссылались на них в качестве исходных посылок и делали из них выводы. Такой способ умозаключения вполне соответствует требованиям логики как науки, изучающей законы получения правильного вывода. Поэтому в данном случае один вопрос подменяется другим: несоответствие содержания посылок и действительности в умозаключениях людей прошлого выдавалось за показатель алогичности их мышления. Между тем эта область не связана с логикой, а относится к компетенции др. наук (гносеологии). Поэтому приведенные доводы Л. Леви-Брюля не могут служить основанием в пользу существования у представителей доцивилизованных обществ П. м.

ПРЕГНАНТНОСТЬ (от лат. рга-egnans – содержательный, обремененный, богатый) – одно из основных понятий гештальтпсихологш, означающее насыщенность, содержательность, завершенность гештальтов, пришедших в уравновешенное, стабильное состояние. Прегнантные гештальты, или «хорошие формы», характеризуются простыми, замкнутыми, отчетливо выраженными границами, симметричностью, четкой внутренней структурой, в которой выявляются существенные черты, свойства фигуры. Законом П.,



т. е. стремлением гештальтов к уравновешенности и упорядоченности, В. Кёлер объясняет направление перцептуальной и интеллектуальной деятельности, а также нахождение способов решения задач. П. – чисто описательное понятие, которое линь характеризует конечные результаты перцептивной деятельности человека в некоторых условиях, но не объясняет эту деятельность. Закон П. вступает в противоречие с требованиями практической дея-тельчости человека, условием успешности которой является адекватность образов восприятия воспринимаемым объектам, какой бы неправильной формой или структурой они ни обладали. Но поскольку большинство окружающих человека объектов обладает симметричным строением, четкостью границ, отчетливой структурой, понятие «П.» содержит правильное описание многих образов восприятия человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ – отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем пире к самим предметам, а, напр., не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации. Результаты современных экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что младенцы самого раннего возраста воспринимают предметы не как постоянно меняющиеся состояния своих органов чувств, а как нечто независимо от них существующее и противостоящее им во внешнем окружении. Формирование пред-метгости восприятия в онтогенезе связано с первыми практическими действиями ребенка, которые имеют предметный характер, направлены на внешние объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем, когда восприятие выделяется в относительно самостоятельную систему перцептивных действий, практическая деятельность продолжает ставить перед ним те или иные перцептивные задачи и неизбежно требует адекватного, следовательно, предметного отражения действительности.

ПРЕДОЩУЩЕНИЯ – в психофизиологии экспериментально доказано существование у человека субсенсорных реакций анализаторов, возникающих в результате воздействия раздражителей, ле-


жащих ниже порога ощущений. Подпоро-говые звуковые, тактильные, запаховые, световые и др. раздражители, не отражаясь в ощущениях, могут тем не менее вызывать условные кожно-гальванические рефлексы, электрические ответы коры мозга и т. п. (см. подробнее Подпороговое восприятие).

ПРЕДПОНЯТИЕ – не достигший высшей ступени своего развития концепт, находящийся в простом и непосредственном отношении к объекту и не включенный в систему вышестоящего понятия (Л. С. Выготский).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (в психологии)– наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают П. памяти (см. Представления памяти) и П. воображения (см. Воображение).

Поскольку П. возникают в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем восприятия, но в то же время более схематизированы и обобщены: в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Однако степень обобщенности в П. может быть разной; в связи с этим различают единичные и общие П.: единичные П. более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, чем общие, но в единичных П. содержится известное обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. В этом заключается важная познавательная роль П. как переходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. В то же время П. отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые от непосредственного восприятия закономерные связи и отношения, как это имеет место в абстрактных понятиях. Произвольное оперирование П. в процессах пам






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.