Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страницы истории

Вторник, 9 июля 2013 г.

Путешествие во времени из Кузяново в Азнаево

Продолжая тему о детях войны, начатую в одном из предыдущих номеров газеты, не могу не вспомнить события далёкого 1947 года. Из-за голода меня, семилетнюю девочку, решили отправить к сестре Нажие в деревню Азнаево, расположенную в 20 километрах от нашей деревни. С 14-летней сестрой Ханой нас повела дочь муллы Хадия, которой было лет 18-20. Мне дали в дорогу молока и проводили словами: «Там за горой деревня Кызыл Октябрь, где бабушка с дедушкой живут. Они вас накормят, и вы остальную дорогу легко преодолеете». Эти слова меня немного вдохновили, хотя и оставался страх, что не дойдем до деревни.

Когда поднимались на гору, я отставала, и сестра меня успокаивала, что бабушка увидит, как мы с горы спускаемся, и сразу стол накроет, она наc ждет. Однако когда дошли до дома, мне показалась, что он пуст, нас не ждут. Дедушку нашли за сараем — он возился с дровами. Сестра попросила: «Дедушка, накорми, пожалуйста, Зайтуну!». А он ответил: «Бабушки нет дома, я ничего не знаю!».

Когда мы через какое-то время зашли в дом, чтобы узнать, не пришла ли бабушка, увидела в коридоре полкорзины творога, который клевали куры. Я тогда совершила «преступление» — маленький кусочек творога спрятала в ладони, подумав, что раз это для кур, наверное, и мне можно взять. Этот кусочек я взяла в рот, когда вышли из деpeвни. Старшим не сказала, боялась, что они меня отругают за воровство.

Когда шли по полю, называемому «Роман», я собирала и ела съедобные травы, встречавшийся в тех местах щавель ягелевый. Видимо, чтобы поддержать мои силы, а я постоянно отставала, Хадия-апай мне дала маленькую лепешку из картофельной кожуры. Она сказала, что ее отец Шайхрази мулла, предугадывая предстоящий голод, готовился к трудным временам. Ничего не пропадало у рачительного хозяина. Например, картофельную кожуру сушил и делал из нее муку. Кстати сказать, доброту, проявленную по отношению ко мне в тот момент, я никогда не забывала. Спустя полвека я нашла Хадию-апу, чтобы поблагодарить её за ту спасительную лепёшку.

На нашем пути были ещё две деревни — Арларово и Сайраново, они почти соединены, и улицы казались очень длинными. Хадия-апай останавливалась, чтобы поговорить со знакомыми. Я спрашивала у нее, почему мы все время ходим кругами. Она улыбалась: «До дома сестры еще пять километров. Вот на тот холм поднимемся, а там уже видно Азнаево».

За Сайраново река довольно широкая. Умылись, попили воды, а как дальше пошли, и не помню. С холма действительно была видна деревня, и мы добрались до нее. Нажия-апай печку затопила, лепешки испекла, самовар поставила. На столе молоко, даже сахар. Я говорю: «Полежу, болею». Мне не разрешили прилечь, видно, боялись, что умру. Чай попили. Свой кусок лепешки я, недоев, спрятала.

Сколько дней я жила в гостях, не помню. Но когда за мной пришел брат, я отказалась идти домой, ответив: «Там голод». Не могла поверить, что голод кончился.

В Азнаево тоже голодали. Люди ели хлеб из березовых опилок. Мне дали на пробу, я не смогла проглотить. В этой маленькой деревне сестра учительствовала, зять Ялеев Гизетдин работал председателем колхоза. Поэтому у них дома с питанием было лучше, чем у других. Зять был участником войны. Он ходил в шинели, папахе и с наганом и грозно гнал односельчан на работу. Был он высокий, красивый, грудь вся в орденах и медалях. Красиво пел башкирские и украинские песни. Все женщины влюблялись в него. Он ловил рыбу, приносил полные ведра. Я помню, как чистила рыбу на речке, которая текла прямо посреди улицы (зять человек мастеровитый: провел здесь воду).

Почему я вспомнила всё это? Не от обиды! Просто тогда, в далёком детстве, впервые убедилась, что равнодушие взрослых ранит детей на всю жизнь, и Всевышний никогда не прощает грехов. На обратном пути я попала на похороны дедушки. Мне было искренне жаль этого человека, хотя он, сытый, и не разумел голодного. И видя сегодня, как некоторые родители безразлично относятся к своим детям, я вспоминаю детство, то, что пережила сама, и молюсь, чтобы обиженные кем-то девчонки и мальчишки не затаили зла, выросли добрыми и справедливыми.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Немного о компании | Одиннадцать 1 страница




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.