Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кондильяк этьен бонно






ДЕ (1715 – 1780) – французский философ-просветитель. К. сыграл определенную роль в становлении эмпирической психологии сознания, теоретически обосновав положение о том, что не только содержания сознания (как утверждал Дж. Локк) приобретаются человеком в индивидуальном опыте, но и сами психические функции (память, мышление, воображение и т. п.) формируются в процессе жизни человека из одной только «способности ощущения».

КОНКРЕТИЗАЦИЯ – процесс восстановления в мышлении объективной целостности, существующей через связи единичных вещей (см. Мышление).

КОНКРЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ –

понятие операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже, система логических операций, выполняемых с опорой на внешние, наглядные данные; характеризуют подпериод интеллектуального' развития, длящийся от 7 – 8 до 11 – 12 лет.

Различные типы мыслительной деятельности, возникшие в предшествующий период, достигают на уровне К. о. состояния «подвижного» равновесия – они становятся обратимыми, т. е. оказывается возможным одновременное, осуществляемое в мысли возвращение к начальному положению или к исходной точке. Т. о., логические операции вырастают как продукт координации действий соединения, упорядочивания и установления соответствии, обретших форму обратимых систем. На этой


стадии понятийная организация ребенком окружающей среды стабилизируется и закрепляется с помощью создания ряда познавательных структур, называемых группировками (см.). Группировка – центральное понятие этого периода. На уровне К. о. в 7 – 10 лет ребенку становятся доступными простые операции (классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие), позже, в 9 – 12 лет, – системы операций (освоение системы координат, проективные понятия).

С помощью К. о. ребенок координирует антиципации независимо от результата непосредственного действия. Этим способом он постигает связи, которые выходят за пределы эмпирической констатации. Ребенок начинает «расширять» свою мысль, охватывая ею не только действительное, но и возможное. Однако продвижение в сферу возможного весьма ограничено и состоит г. о. в распространении наличных структур на новые содержания. Отправным пунктом для последующего рассуждения всегда служат конкретные объекты и явления, существующие в настоящий момент и находящиеся в поле восприятия. Экстраполяция операций на нечто, в данный момент не существующее, возможна, но является лишь частным случаем общей конкретной деятельности. Появляющиеся на уровне К. о. системы логических операций очень важны, в частности, для построения понятия числа, времени, движения, а также для построения различных геометрических отношений.

Период К. о. ограничен по сравнению со следующим периодом формальных операций в двух аспектах: 1. Операции не окончательно формализованы, т. к. не полностью отделены от конкретного содержания. Они развиваются лоследова-тельно в каждой предметной области, не достигая полной всеобщности. Напр., усвоив в 7 – 8 лет принцип сохранения массы, дети к 9 – 10 годам начинают понимать принцип сохранения веса и лишь в 11 – 12 лет приходят к пониманию сохранения объема. (Это т. н. горизонтальные декаляжи (см.). 2. К. о. частичны, т. е. различные конкретно-операциональные системы существуют в виде более или менее изолированных островков на протяжении всего периода от 7 до 11 лет, они не объединены в единое структурированное целое. К. о. служат основой формальных операций (см.) – операций над операциями,


I

I



или операций второго порядка, характеризующих следующий этап интеллектуального развития.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – относительное постоянство некоторые воспринимаемых свойств предметов гои сравнительно широком диапазоне изменения условий восприятия. В обычных условиях человек не замечает свойства К. в., т. к. в редких случаях предметом его восприятия являются отдельные свойства объектов: величина, форма, цвет, по-ложешие в пространстве и т. п. свойства, при вэсприятии которых имеет место явление юнстантности. Кроме того, свойство константности остается незаметным еще и по той причине, что обычное восприятие даже отдельного свойства происходит в виде глобальной оценки (не метрической), что, ел'ественно, не позволяет обнаружить изменчивость или постоянство определенных количественных отношений, когда они вразных условиях дают различные результаты. Напр., человек отчетливо видит, что вдаль уходящий предмет резко уменьшается по мере удаления, но при близких расстояниях незначительное уменьшение величины удаляющегося предмета не влияет Hi восприятие ее> относительно постоянно?.

Определить относительное постоянство юспринимаемой величины можно только при количественном сравнении уменьшения при дальних и близких расстояниях или при сравнении с другими явлениями, имеющими отношение к этому процессу, такими, как величина изображения ни сетчатке глаза, законы геометрической оптики, законы перспективы. Поэтому не глучайно, что именно Евклид, объяснявший природу пространства на основе геометрии, отметил несоответствие результатов восприятия размеров законам геометрической перспективы.

Становление физиологической оптики приводит к обнаружению несоответствия междз величиной изображения на сетчатке и каж/щейся величиной предмета при разных расстояниях, а также несоответствия междз формой изображения на сетчатке и кажущейся формой предмета при разных положениях его в пространстве (Р.Декарт) Так впервые было дано описание явления К. в. величины и формы,


Первое экспериментальное исследование константности было проведено в 1889 г. Мартиусом по поручению В. Вунд-та. Это исследование должно было доказать «относительно незначительное влияние угла зрения на представление величины ближайших предметов» (В. Вундт). В. Вундт на основе представления о константности как о явлении несоответствия между изображением на сетчатке, изменяющимся при удалении объекта по закону угла зрения, и относительно постоянным результатом восприятия в близкой зоне наблюдения формулирует проблему константности как психологическую проблему изучения отношения между законом угла зрения и восприятием. Так образуется классическое представление о явлении константности, проблеме и методах его экспериментального изучения.

Первые экспериментальные исследования константности формы проводились Р. Таулессом и Э. Брунсвиком, константности цвета – А. Гельбом и Д. Катцем. В основе этих исследований также лежит понимание константности как несоответствия между физическим воздействием и результатом восприятия.

Экспериментальное исследование константности проводилось А. А. Смирновым, П. А. Шеваревым; Э. С. Бейн в лаборатории С. Л. Рубинштейна; Н. Н. Волковым, Р. Г. Натадзе; Б. Г. Ананьевым, Б. Ф. Ломовым. В результате были выявлены многочисленные факторы, влияющие на К. в. (предметность, фиксированная установка и др. факторы, определяющие соответствие между объективными и воспринимаемыми свойствами предметов).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.