Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие устной






РЕЧИ – одна из высших психических функций человека. В. у. р. служит внутренней психической стороной такого вида ре-



чевой деятельности, как слушание (аудирование). Будучи «опосредствованным по своему строению и социальным по своему генеэу» (А Р. Лурия), В. у. р. является смысловым, т. к, «нормально включает акт понимания, осмысления» (С. Л, Рубинштейн).

Речевое восприятие – неоднородный процесс. В этом процессе с генетической и функциональной точек зрения могут быть выделены уровня различения и узнавания (Н. И, Жинкин). С точки зрения характера «обработки» речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия. Так, в процессе восприятия устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом,

С точки зрения сформированное™ самого процесса смыслового восприятия оно может быть сукцессивным (развернутым) и симультанным. Так, в ходе формирования слушания как вида речевой деятельности на родном и затем во время обучения на иностранном языке восприятие характеризуется сукцессивностыо, тогда как при сформированное™ этих видов речевой деятельности восприятие симультанно.

Восприятие речевого сообщения включает в себя процесс вероятностного прогнозирования. Слушатель воспринимает речевое сообщение начиная с предположения о сигнале на входе. Речевое восприя-гие может характеризоваться разной глубиной и уровнем прогнозирования, как хода развития мысли, так и появления наиболее вероятного для данного контекста слова.

Смысловое восприятие речевого сообщения обусловливается целым рядом фак-юров, и прежде всего включенвостью в активную деятельность человека. Обуслов-инваясь системой языка, речевое восприя-ше зависит также и от характера самого речевого сообщения (логико-смысловой структуры речи, длины и глубины фраз, коммуникативной насыщенности речи и т.д.)

Смысловое восприятие обусловливает-iH также и индивидуально-личностными особенностями слушающего или читающего (такими, напр,, как особенности


мышления: гибкость, продуктивность и т. д.; памяти: ее объем, тип и т. д.; направленность личности, характер установки и т. д.).

ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и кончая мышлением. В этом смысле процесс В. ч. ч. подчиняется общим закономерностям психического отражения, несмотря на своеобразие объекта восприятия, которое определяется его особой социальной значимостью в ряду других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость человека как объекта восприятия выводит его на первое место в процессе узнавания среди других объектов. При восприятии нового для себя человека главное внимание субъект уделяет таким особенностям внешности, которые являются наиболее информативными в отношении психических свойств личности, – экспрессии лица и выразительным движениям тела. Доминирующими элементами человеческого лица как комплексного раздражителя являются волосы (прическа) и глаза. При опознании людей в качестве отличительного признака может выступить любой из компонентов внешности, который наиболее ярко выделяет конкретного человека из ряда других, т. е. подчеркивает его индивидуальность.

В процессе В. ч. ч. формируются представления людей друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоционально-динамические особенности, профессии людей и т. д. Первое место среди этих особенностей за«имает профессиональная характеристика личности как наиболее значимая в социальном отношении. Осознание профессиональной характеристики формирует более устойчивое отношение к личности по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего облика. Связь внешности и личностных характеристик является одной из главных проблем в изучении В. ч. ч. Современная психология рассматривает ее как проблему социально-психологической интерпретации личности по внешности. Экспериментально обнаружены четыре основ-



ных способа интерпретации: I) авалвтнче-ский, когда каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством личности (плотно сжатые губы – человек волевой), 2) эмоциональный – качества личности приписываются человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности, 3) перцетггивао-яссоциятивиый – человеку приписываются качества другого человека, внешне на него похожего, 4) социальво-ассоциатнвный – человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия внешности.

Практическое значение В. ч. ч. определяется регуляторной ролью психического образа-представления, которую он играет в процессе труда и общения.

ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ НАРУШЕНИЯ – невозможность ориентироваться в коротких (с, мин, ч) и длинных (дни, мес, годы) промежутках времени; проявляются в двух основных формах. I. В. в. н., связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде общей дезориентировки во времени. Подобные нарушения возникают как при локальных поражениях мозга (лобных долей, глубоки» структур правого полушария и др.), так и при психических заболеваниях (в синдромах различных нарушений сознания). 2. В. в. н., имеющие более частный характер и проявляющиеся как невозможность правильно оценить относительно короткие интервалы времени (с, мнн). Эта форма нарушений возникает при поражении височных отделов мозга (преимущественно правого полушария) в синдроме других расстройств в работе слухового анализатора (см. Агнозия). В. в. н. возможны при различных экстремальных состояниях: при стрессе, длительной сенсорной депривацни, алкогольном опьянении и др.

ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА НАРУШЕНИЯ – трудности ориентировки во внешнем (зрительном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетнче-ском) пространстве. В. п. н. возникают вследствие различных патологических состояний мозга, а также при искажении сенсорных сигналов. Существуют различные формы В. п. н. 1. В. п. н., связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем внешнем


пространстве (месте нахождения и др.), подобные нарушения часто наблюдаются одновременно с нарушениями восприятия времени (см.). 2. В. п. н., проявляющиеся как невозможность ориентироваться во внешнем зрительном пространстве, в трудностях понимания право-левых и верхненижних координат, зрительного пространства. Возникают при поражении те-мекно-затылочных отделов мозга. Существует два варианта подобных нарушений: один характеризуется трудностями ориентировки в реальном пространстве и встречается чаще при поражении темекно-заты-лочных отделов правого полушария; другой – трудностями ориентировки в символическом пространстве – картах, схемах, рисунках и т. п. Чаще наблюдается при поражении тех же отделов левого полушария (см. Нейрогкихологичкские синдромы. Агнозия, Афазия, Апраксия). 3. В. п. н., проявляющиеся в трудностях определения направления и удаленности звукового сигнала, возникают при поражении подкорковых уровней слуховой системы в синдроме нарушения бинаурально-го слуха, 4. В. п. н„ проявляющиеся в трудностях ориентировки во внутреннем пространстве как одно из проявлений сомато-агнозии (см. Агнозия), чаще наблюдаются нарушения в левой части тела (при поражении теменных отделов правого полушария). 5. В. п. н., приводящие к трудностям ориентировки в пальцах своей руки, известные как пальцевая агнозия, чаще наблюдаются при поражении нижнетеменных отделов правого полушария (у правшей). 6. В, п. н., связанные с длительной сенсорной депривацией или искажением сенсорных (зрительных, кожно-кинестетических) сигналов.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – один из процессов памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения. В отличие от узнавания В. осуществляется в отсутствие объектов, вызвавших когда-то соответствующие следы памяти.

Различается В. вепроизволыюе и произвольное. В первом случае прошлые впечатления вспоминаются без специальной задачи на их актуализацию. Они всплывают в памяти обычно по ассоциации с наличными мыслями, образами, переживаниями и действиями. Произвольное В. происхо-



дит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти.

В. может осуществляться прямым и непрямым способами. При первом способе В. происходит как непосредственный ответ на возникшую мнемическую задачу без опосредствующих звеньев. Непроизвольное В. представляет собой более или менее развернутый процесс, включающий в себя различные промежуточные звенья. Если в процессе такого В. встречаются затруднения, то оно может перейти в припоминание, протекающее как активный волевой и мыслительный процесс, выступающий в виде развернутой умственной деятельности, в ходе которой человек сознательно отыскивает необходимые промежуточные звенья, производит их оценку и отбор, рассуждает и умозаключает.

Существенной особенностью В. является его избирательный характер. Это проявляется уже в процессе непроизвольного В., т. к. оно осуществляется в связи с потребностями человека, направлением его деятельности, наличными переживаниями. Особенно четкой избирательностью характеризуется произвольное В. В зависимости от задачи человек не только определяет то, что нужно вспомнить, но и стремится воспроизвести требуемое более полно или, наоборот, выборочно, в прежней или иной последовательности. В. почти никогда не является фотографически точной передачей воспринятого. Оно обычно связано с большей или меньшей перестройкой последнего, которая зависит от того, каковы задачи деятельности, как человек понимает, помнит и переживает воспроизводимое.

Большой интерес представляет вопрос о готовности памяти к В., которая выражается в способности к быстрой и точной акгуализации следов памяти, требуемых задачами деятельности. Степень готовности к В. зависит в значительной мере от того, как осуществляется запоминание. Важное значение имеет специальная установка на своевременное В.

Непосредственное В. (В. сразу после восприятия запоминаемого материала) не всегда оказывается продуктивнее отсроченного В. В ряде случаев отмечается явление т. н. реминисценции (В. материала, который субъект не мог воспроизвести преж-


де). Одним из условий, затрудняющих В., является интерференция слепое памяти.

Существуют многочисленные экспериментальные методы исследования памяти, в основе которых лежит В. Большой вклад в разработку этих методов внес немецкий психолог конца XIX в. Г. Эббингауз. Им предложены такие способы исследования памяти, как метод заучивания, {метод последовательных воспроизведений), метод антиципации, метод сбережения. В настоящее время кроме перечисленных распространенными являются такие методы, как свободное В., упорядоченное В., метод Броуня – Петерсона (В, нескольких элементов материала после отсрочки, заполненной интерферирующей задачей) и некоторые др.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ - отрасль нейропсихологии (см.), основной задачей которой является изучение теоретических основ, механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.

Теоретической базой В, в. п, ф. являются, с одной стороны, общепсихологические представления об общественно-нсто-ряческой природе и прижизненном формировании высших психических функций и их системной организации, с другой стороны, нейропснхологическая концепция о системном строении н системной динамической локализации данных функций (см. Локализация высших психических функций). Указанные теоретические предпосылки позволили обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся физиологической основой психических функций. А. Р. Лурия были выделены внутрисистемные и мсж-сисгемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым н др.).

Применение нейропсихологической теории В. в. п. ф. на практике при лечении раненых во время Великой Отечественной войны показало ее высокую эффективность. В этот период и были разработаны научные основы В. в. п. ф. – речевых, гностических, интеллектуальных, двигатель-



ных (А. Р. Лурия, А. И. Леонтьев, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, Э. С. Бейн и др.).

Дальнейшее изучение проблем В. в. п.ф. было связано преимущественно с теоретическим анализом причин речевых нарушений и разработкой различных методов их восстановления.

А. Р. Лурия и его учениками (Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман и др.) был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения' нейропеихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные звенья в психологической структуре функции и на сохранные афферентные звенья в структуре функциональной системы, опора на сохранные формы деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции и др.

Изучение динамики восстановления различных видов речевой деятельности под влиянием восстановительного обучения позволяет проанализировать природу и механизмы нарушения различных речевых функций, в частности роль зрительных образов в формировании афазии (см.). Работы Л. С. Цветковой и ее сотрудников показали, что нарушения номинативной функции речи связаны с дефектами речевой организации зрительного восприятия.

Дальнейшее развитие данного направления нейропсихологии связано с расширением сферы применения методов восстановительного обучения, разработкой методов восстановления процессов памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы, а также общей и умственной работоспособности; с созданием комплексных методов восстановления функции путем сочетания психологического и медикаментозного воздействия на личность больного. Одним из важнейших разделов данного направления является изучение социально-психологической стороны восстановительного обучения, разработка групповых методов восстановления речевых функций, путей корригирования изменений личности больного.

Высокая социальная значимость результатов исследования проблемы В. в. п. ф. связана с большой социальной потребностью в такого рода работах в области медицинской психологии (в частности, в связи с ростом числа сердечно-сосудистых заболеваний) и боль-


шой эффективностью нейропсихологи-чсских методов В. в. п. ф.

ВРАБАТЫВАНИЕ – процесс вхождения в текущую деятельность: приступая к работе, человек не сразу входит в привычный темп и ритм деятельности, осуществляет ее быстро и четко. В ходе В. происходит своеобразная настройка всех психофизиологических функций, обеспечивающая успешное выполнение деятельности.

Установлено, что в период В. актуализируется динамический стереотип, повышается возбудимость и функциональная подвижность (лабильность) нервной системы, усиливается концентрация возбуждения нервных процессов. Указанные физиологические изменения сопровождаются уменьшением времени выполнения операций, повышением ритмичности работы и производительности. Обычно процесс В. заканчивается в течение первого часа работы, затем в функциональной дееспособности организма наступает фаза, которую условно называют устойчивым рабочим состоянием или высоким уровнем работоспособности.

ВРЕМЕННАЯ СВЯЗЬ – функциональная связь структур нервной системы, существующая в течение некоторого времени (термин введен И. П. Павловым). В отличие от постоянных физиологических связей (см. Безусловный рефлекс) В. с. формируется в процессе жизни человека и животных под влиянием воздействий внешней среды и тренировки. Основное условие формирования В. с. – совпадение по времени двух или более событий, значимое для данного функционального состояния и ситуации. Одним из вариантов В. с Ц. и. с. являются условные рефлексы (см.). В. с. между структурами мозга возникают в процессе выработки условного рефлекса, а также являются основой пластичного взаимодействия нервных центров при реализации высших нервных и психических функций (см. Высшая нервная деятельность и Высшие TicHxwvecxufi функции).

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ – интервал с момента предъявления какого-либо раздражителя до начала ответной, обычно двигательной, реакции.

Постановка задачи измерения В. р. привела к созданию различных вариантов



хронометрического метода исследования познавательных процессов. В большинстве исследований В. р. задается в соответствии со слонесной инструкцией «носит, т. о., произвольный характер.

В. р. на раздражитель различной модальности различно. Самое короткое В. р. получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительное – на световые и самое длинное – на обонятельные, вкусовые и температурные. В. р. еще более зависит от сложности решаемой испытуемым задачи. Временем простой реакции называется В. р. на появление определенного раздражителя, вызываемой одним и тем же движением, напр, нажатием на шектрический ключ. Более продолжительное В. р. получается при сложных реакциях, когда на одни раздражители требуется реагировать движением, л на другие – воздерживаться от движений (реакция irpocroro выбора) или на разные раздражители реагировать несколькими различными движениями (реакции сложного вы-(> ора). Самое короткое В. р. у здорового нзрослого человека приближается к 100 мс. У детей и у пожилых людей В. р. несколько продолжительнее, чем у взрослых лиц молодого и среднего возраста (см. также Закон Хика).

ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ В КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ -промежуток времени, в течение которого след из кратковременной памяти может быть восстановлен и использован дня дальнейшей переработки (см. Память сенсорная, Па-чять первичная).

ВУАЙЕРИЗМ – см. Половые извращения.

ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ (1832 -1920) – немецкий психолог, физиолог н философ, выдвинувший в своих трудах М)-х и начала 70-х гг. XIX в. одну изпро-i рамм построения психологии как само-(тоятельной науки, основатель первой в чире лаборатории экспериментальной психологии в Лейпцигском университете (! 879). Определив психологию как науку о i ^посредственном опыте (т. е. о феноменах юзнания, постигаемых только путем интроспекции), он вычленил «простейшие шементы» сознания: ощущения и элемен-[ирные чувства. Целью психолога счита-нось вычленение «сенсорной мозаики» со-


знания, а также связей между элементами и установление «законов» душевной жизни, которые имели весьма абстрактный характер (см., напр., «творческого синтеза закон»). Решение данной задачи достигалось с помощью особого рода экспериментальных процедур, являвшихся вариантом тщательной и «строго контролируемой» интроспекции- Поскольку при выдвижении подобной программы образцом науки для В. стала физиология (напр., модели ряда экспериментальных процедур взяты из физиологии, а сам элементаристский подход В. к сознанию аналогичен элемен-таризму классической физиологии), постольку он называет свою психологию «физиологической». При решении психофизической проблемы В. придерживался гипотезы параллелизма.

Вместе с тем высшие психические процессы, согласно В., должны были изучаться иными методами, в частности путем исследования мифов, обрядов, религиозных представлений, анализа языка и др. продуктов человеческого духа. Этому посвящен фундаментальный 10-томный труд В. «Психология народов», вышедший в начале XX в. Тем самым в творчестве В. нашел свое отражение характерный для XX в. раскол психологии на естественнонаучную психологию и психологию как науку о духе. Объем литературного наследия В. оценивается в 53 тыс. страниц, что соответствует ежедневному написанию 3 страниц в течение 49 лет!

У Вундга учились Э. Титченер, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мкш-стерберг, В. М. Бехтерев. Н. Н. Лайте, Ст.Холя и др.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ – см. Профессиональная ориентация.

ВЫБОРКА СТАТИСТИЧЕСКАЯ – множество значений изучаемой переменной, зарегистрированное в эксперименте.

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ (18% – 1934) – отечественный психолог. Наибольшую известность принесла В. созданная им культурно-историческая концепция развития высших психических функций, теоретический и эмпирический потенциалкоторой еще не исчерпан. То же можно сказать практически о всех аспектах творчества В.



В ранний период творчества (до второй половины 20-х гг.) В. разрабатывал проблему восприятия искусства, считая, что объективная структура произведения искусства вызывает в субъекте как минимум два противоположных аффекта, противоречие между которыми разрешается в катарсисе (см.), который лежит в основе эстетических реакций. Чуть позже В. разрабатывает проблемы методологии и теории психологии («Исторический смысл психологического кризиса»), намечает программу построения конкретно-научной методологии психологии на основе философии марксизма. В течение 10 лет В. занимался и дефектологией, создав в Москве лабораторию психологии аномального детства (1925 – 1926), ставшую впоследствии составной частью Экспериментально-дефектологического института СЭДИ), и разработав качественно новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества занялся проблемами соотношения мышления и речи, развития значений в онтогенезе, проблемами эгоцентрической речи и др. («Мышление и речь», 1934). Кроме этого, разрабатывал проблемы системного и смыслового строения сознания, различные проблемы детской психологии (см. Зона ближайшего развития), проблемы развития Угсихики в фило- и социогенезах, проблему мозговой локализации ВПФ и мн. др.

Оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию и другие смежные с психологией науки (педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию и др.). Первыми и ближайшими учениками В. были А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия, впоследствии к ним присоединились А. В. Запорожец, Л. И. Божович и др., создавшие свои оригинальные психологические концепции. Идеи В. разрабатываются его последователями практически во всех ведущих странах мира.

ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ – биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов или эффек-торных путей и находящиеся в строго определенной временнбй связи с моментом предъявления стимула. У человека В. п. обычно регистрируются с поверхности головы. В связи с тем что В. п. на фоне спон-


танной биоэлектрической активности (БА) трудно различимы, запись В. п. осуществляется специальными техническими устройствами, позволяющими выделять сигнал из шума, для чего суммируют некоторое число отрезков БА, находящихся в одинаковой временной связи с моментом стимуляции.

Регистрация В. п., первоначально служившая для изучения реакций мозга на электростимуляцию нервов и внешние стимулы, начинает успешно применяться для исследования более сложных нервных процессов, которые не являются реакцией на внешние стимулы. Способы выделения сигнала из шума позволяют отмечать в записи ЭЭГ изменения потенциала, которые достаточно строго связаны во времени с любым фиксированным событием. Удалось зарегистрировать колебания, связанные с активностью двигательной коры (моторный потенциал), с окончанием движения, с состоянием намерения произвести определенное действие (см. Е-волна), а также колебания потенциала, возникающие в момент, когда пропускается ожидаемый стимул.

Форма, амплитуда и латентный период колебаний В. п. зависят от локализации регистрирующего электрода, модальности и интенсивности стимула, способа регистрации, состояния и индивидуальных особенностей исследуемого субъекта. В. п. представляют собой определенную последовательность положительных и отрицательных колебаний потенциала. Обычно В. п. делят на первичные ответы (ПО), возникающие в течение 100 мс после предъявления стимула, и вторичные ответы (ВО), возникающие через 100 мс и позже. В основе этого деления лежит представление о происхождении В. п., регистрируемых с поверхности коры мозга у животных.

Компоненты В. п. характеризуются латентным периодом, полярностью, формой и поведением при разного рода воздействиях.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ – внешнее проявление переживаний человека, его стремлений, оценок, отношения к явлениям жизни и т. п. в мимике (улыбке, нахмуривший бровей, сосредоточенности взгляда), пантомимике (движении тела, осанке, походке, жестах), интонации речи (голосовой мимике). В. д.



сопровождаются изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции. В. д. присущи и высшим животным – выражение ярости, страха, привязанности к детенышу ит.д.

Ч. Дарвин считал, что В. д. –рудименты (остатки) инстинктивных движений, возникших в деятельности живого существа в связи с борьбой, нападением, защитой потомства и т. п. Однако биологическая концепция в теории Ч. Дарвина не объясняет всего богатства В. д. людей, поскольку они в процессе исторического развития человечества претерпели значительную эволюцию: увеличилось разнообразие оттенков и способов использования их людьми.

В процессе развития общения между мюдьми В. д. все более дифференцируются и приобретают свойство своеобразного «языка» для передачи оттенков чувств, оценок, желаний и устремлений, отношения к событиям жизни.

В. д могут приобрести символическое шачение, поэтому некоторые виды искусства, преобразуя характер этих движений, передают с их помощью свой идейный замысел, свои образы: в театральном искусстве (пайтомима, балет), в скульптуре, жипописи (портрет), кино.

У младенца В. д. непроизвольны. Крик, i исзы, улыбка проявляются как непосредственная реакция на воздействия, затрагивающие младенца эмоционально. Когда ребенок становится старше, он начинает учитывать указания взрослых (напр., нельзя плакать по несущественному поводу, > 11.1дно выражать в такой-то форме страх и т. д.). Он старается управлять В. д, – подчиняется, напр., скрытый страх, виноватая улыбка, опущенный взгляд, сдерживаемые позы и т.д.

В ходе развития человеческой кулыу-|ч.| возникают достаточна гибкие формы II д. для передачи оттенков недовольства, " добрения, похвалы, гнева, презрения, ицосьбы, мольбы –требований, которые < кмювятся общепринятыми в определенной социальной среде.

Иногда у людей некоторых социальных групп возникает своя манера, свой i шль» в использовании В. д. для переда-•м1 отношения к различным явлениям жизни, понимание такого «языка» В. д. требу-• i шания условностей, принятых в группе.


ВЫСОТА ЗВУКА – характеристика восприятия звуков, определяемая его частотой, т. е. числом колебаний в секунду, или то качество звукового восприятия, которое позволяет расположить звуки от низких к высоким. Единица В. з. – мел.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – нейрофизиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании условных рефлексов у человека и животных.

Основные понятия учения о В. н. д. – временная связь и условный рефлекс. Деятельность всех отделов Ц. н. с. является рефлекторной (см. Рефлекс, Условный рефлекс, Безусловный рефлекс). По своей функции В. н. д. является сигнальной деятельностью; благодаря процессам В. н. д. организм реагирует на условные раздражители, которые сигнализируют о появлении безусловных раздражителей.

В. н. д. состоит из двух нервных процессов – возбуждения и торможения. Процесс возбуждения лежит в основе образования и функционирования новых временных связей и положительных условных рефлексов. Однако если условный раздражитель не подкрепляется безусловным, то условный рефлекс угасает. Уточнение и угасание условных рефлексов происходит на основе процесса торможения.

В. н. д. – деятельность аналитико-син-тетическая. Большие полушария головного мозга являются иейроанато-мической основой дифференциации и интеграции раздражителей.

К основным законом В. н. д. относятся: 1) образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным; 2) угасание временных связей при неподкреплении условного раздражителя безусловным; 3) иррадиация и концентрация нервных процессов; 4) взаимная индукция нервных процессов; 5) формирование сложных динамических систем рефлексов, т. н. динамических стереотипов.

Нейроанатомическим субстратом формирования и угасания временных связей является кора большихполушарий головного мозга. В подкорковых отделах мозга находятся нервные центры важнейших безусловных рефлексов, составляющих ос-


 




нову формирования условных рефлексов. Подкорковые отделы обеспечивают высокий уровень активности нервных клеток коры больших полушарий головного мозга, создавая тем самым необходимые условия для формирования временных связей и их дифференцирования. Вместе с тем функционирование подкорковых отделов мозга контролируется корой, которая стимулирует и тормозит развитие их активности.

Качественное различие В. н. д. человека и животных обусловливается тем, что у человека произошло усложнение механизмов его психической деятельности, т. к. появился особый раздражитель – слово (см. Сигнальные системы).

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. – одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Я. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным,

П. Я. Гальпериным и др.

Л. С. Выготский 'выделял два уровня психических явлений («натуральные» и «культурные» психические процессы), считая, что первый детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а второй – формируется всецело под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования В. п. ф. и тем самым их психологическую структуру. Важнейшей характеристикой В. п. ф. является их опос-редствованность различными «психологическими орудиями» – знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование В. п. ф. представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

В. п. ф. – сложные системные образования, качественно отличные от др. психических явлений. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением


старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» (Выготский Л. С., 1956, с. 488]. Основные характеристики В. п. ф. – опосрсдствованность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие В. п. ф. как «психологические системы». В. п. ф. как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.

Закономерностью формирования В. п. ф. является то, что первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихологи-. ческий) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития В. п. ф., – их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования В. п. ф. представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертьь, ваются, приобретая характер автоматизм-; рованных умственных действий. Одновре- ' менно меняется и психологическая струк- > тура В. п. ф.

Психофизиологической основой i

В. п. ф. являются сложные функциональ- j ные системы, включающие большое число | афферентных и эфферентных звеньев и| имеющие вертикальную (корково-под-J корковую) и горизонтальную (корково-1 корковую) организацию. Часть звеньев-] функциональной системы жестко «закреп*| лена» за определенными участками мозгад! остальные – обладают высокой пластичЗ ностью и могут заменять друг друга, что от лежит в основе механизма перестроим!! функциональных систем в целом. Т. о.Д каждая В. п. ф. не связана с работой одно|| го «мозгового центра» или всего мозга каш однородного эквипотенциального целогоЦ



а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие (см. Локализация высших психических функций).

Теория В. п. ф. разрабатывается не только в русле проблем общей психологии, но и при исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки.

Детская и педагогическая психология (см.) используют представление о В. п. ф. как об одном из основных при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности В. п. ф. анализирует различия в «культурных» процессах в гависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей. В патопсихологии (см.) анализ особенностей нарушений по-шаватепьной деятельности при различных психических заболеваниях основывается па положениях об опосредствованное™ и системном характере строения В. п. ф. В современной нейропсихологии (см.) поня-1ие «В. п. ф.» является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головно-i о мозга – при диагностировании очага поражения и определении путей и средств косстановления нарушенных функций. Г о., различные области практического применения теории В. п. ф. подтверждают се высокую продуктивность и научную шачимость.

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА –

нозникшее в начале XX в. антисенсуалист-с кое направление в немецкой психологии; ночглавил его О. Кюльпе. Представителями его были также А. Майер, И. Орт, К Марбе, К. Бюлер, Г. Уатт, Н. Ах, Л. Мессер. К взглядам В. ш. примыкает теория мышления О. Зельца. Философские основы В. ш. эволюционировали от пози-i пвизма и критического реализма к феноменологии Э. Гуссерля.

Впервые подвергнув эксперимен-ыпьному исследованию мышление, В. ш. кисла в экспериментальную психологию методику предъявления задач и преобразовала интроспекцию в «метод


систематического экспериментального самонаблюдения» (Н. Ах).

В противоположность сенсуалистской ассоциативной теории В. ш. выдвинула положение о том, что ощущения и представления выполняют в мышлении лишь вспомогательную, побочную роль. Выдвинув теорию безобразной, или ненаглядной, мысли, В. ш. выделила в содержании мышления «особые состояния сознания», знания ненаблюдаемого типа (сознание правил, сознание отношений, мысли-интенции), особые акты сознания. Мышление в В. ш. получило толкование как активный процесс, управляемый особой психологической установкой (Г. Уатт), детерминирующей тенденцией (Н. Ах), направляющими течение мыслей в решении задач. О. Зельц дал описание процесса решения творческих задач, центральным звеном которого выступила «антиципирующая схема». Она направляет и контролирует ход мыслительного процесса до тех пор, пока не будет заполнена содержащаяся в ней «брешь», которая соответствует искомому задачи.

Факты, полученные В. ш., существенно обогатили знания о мышлении и изменили представления о сознании, сложившиеся, в эмпирической ассоциативной психологии. Однако сделанные В. ш. выводы о природе мышления как особой духовной активности, не связанной с речью, чувственной основой и практикой, вызвали критику (В. Вундт, Э. Титченер, Г. Э. Мюллер). В отечественной науке глубокую интерпретацию исследований В. ш. дал П. Я. Гальперин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.