Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






АМБИСЕКСУАЛЬНОСТЬ – см.






Гомосексуализм.

АМБЛИОПИЯ (от греч. ambtys – тупой, iips – глаз) – оптически некорригируемое снижение остроты зрения, возникающее из-за врожденной или ранней катаракты, врожденной аномалии рефракции, косоглазия. Развивается вследствие ранней сенсорной дспривации. Успешность реабилитации снижается с возрастом.

АМИМИЯ (гипомимия) (от греч. а – отрицат. частица и mimik6s – мимика) – отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры. А. возникает при различных заболеваниях нервной системы, локальных поражениях мозга, при некоторых психических заболеваттях как следствие парезов, параличей или расстройств координации движений лицевой мускулатуры. При поражении экстрапирамидной системы (напр., при паркинсонизме) А. представляет собой одно из проявлений нарушения моторных компонентов эмоциональных реакций и входит в синдром общей акинезии. При поражении лобных долей мозга А. бывает связана с нарушениями эмоциональной сферы и составляет один из характерных симптомов < слобного синдрома».

АМНЕЗИЯ – см. Памяти расстройства.



АМУЗИЯ (от Греч, а – отрицат. частица и musikos – музыкальный) – нарушение способности понимать и исполнять вокальную и инструментальную музыку, писать и читать ноты. А. возникает при поражении височных отделов коры правого полушария (у правшей). В основе Л. лежит нарушение музыкального слуха. Проявляется в нарушении узнавания хорошо известных до болезни музыкальных произведений; одновременно у больных наблюдаются затруднения в восприятии и воспроизведении ритмических сочетаний звуков (аритмия). Нередко А. сочетается со слуховой агнозией (см. Агнозия), когда больной перестает различать бытовые звуки, шумы (напр., звон стекла, шуршание бумаги, голоса животных и т. п.). Помимо вышеописанных сенсорных нарушений некоторые авторы выделяют в особую форму моторную А., заключающуюся в том, что больной не может воспроизвести мелодии песен (ааокалия) или играть на музыкальных инструментах. А. следует отличать от нарушений психической деятельности в целом и от элементарных нарушений слуха.

АНАЛИЗ (от греч. andlysis – разложение, расчленение) – рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления. Процедурой, обратной А., является синтез (см.), с которым А. часто сочетается я практической или познавательной деятельности. Синтез состоит в том, что знание о предмете получается путем соединения его элементов и изучения их связи.

Аналитические методы настолько распространены в настоящее время в науке, что термин «А.» стал употребляться как синоним исследования вообще. Процедуры А. входят во всякое научное исследование и обычно образуют первую его стадию. Но и на др. ступенях познания А. сохраняет свое значение. Аналитические процедуры являются одними из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач. В психологии А. рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на раз-


личных уровнях отражения действительности в мозгу человека и животных.

А. присутствует уже на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия; в своих более простых формах он присущ животным. Однако аналитико-синтетиче-ская деятельность высших существ непосредственно включена в их внешние действия. V человека к чувственно-наглядным формам А. присоединяется его высшая форма – мыслительный, или абстрактно-логический, А, Эта форма А. возникла вместе с развитием навьпсов материально-практического расчленения предметов в процессе труда: по мере усложнения труда человек овладевал способностью осуществлять процессы А. и синтеза, не производя расчленения и соединения реального, заменяя последнее абстракциями и умозаключениями, опирающимися на прошлый опыт и знания. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках.

АНАЛИЗАТОР – термин, введенный И. П. Павловым. А. осуществляет прием и анализ сенсорной информации определенной модальности. Выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный А., вестибулярный, анализаторы внутренних органов и двигательный А., осуществляющий оценку состояния мышц и сухожилий.

А. состоит из трех отделов: 1) воспринимающего прибора или рецептора, производящего преобразование энергии раздражения в процесс нервного возбуждения; 2) проводникового отдела (афферентные нервы и проводящие пути), по которому импульсы возбуждения, возникшие в рецепторе, передаются к вышележащим отделам Ц. н. с., 3) центрального отдела, представленного релейными подкорковыми ядрами и проекционными отделами коры больших полушарий.

Помимо афферентных волокон и клеток, передающих восходящие импульса-ции, в составе А. имеются и нисходящие волокна – эфференты. По ним проходят нисходящие импульсации, осуществляющие регуляцию деятельности нижних уровней А. со стороны его высших, в особенности корковых, отделов, а также др. мозговых структур.


1Q


Анализ сенсорной информации осуществляется всеми отделами А, начиная с рецепторов и кончая корой больших полушарии

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – одно из направлений неофрейдизма, основанное швейцарским психологом и кульгурологом К Г Юи? ои В центре А п находится учение о бессознательном которому Юнг отводит ведущее место при объяснении причин возникновения особенностей психики и поведения человека Убедившись, что идеи 3 Фрейда, разработанные на материале больных истерией, не применимы к шизофреникам, Юнг выдвинул иную, чем 3 Фрейд, концепцию бессознательного Кроме индивидуального бессознательного Юнг выделяет еще «коллективное бессознательное» Интерпретируя с психологических позиций данные ан-гропологии, этнографии, истории культуры и религии, Юнг толкует коллективное бессознательное как осадок опыта в психике человека, полученного в ходе биологической эволюции и культурно-историче-ckoi о развития

В качестве единицы анализа психики Юнг выдвигает понятие архетипа – врожденного формального образца поведения Архетип определяется как «чистая пспен-ция формы», не имеющая собственного содержания, но позволяющая структурировать различное содержание психики Постулируя существование разных архетипов, Юнг выделяет в психике человека пласты животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального происхождения В структурирующем влиянии архетипа на поведение Юнг усматривает проявление либидо, которое понимается им как динамически-энергетический аспект психики Не в созидательной соци альной деятельности человека, а в глубинах индивидуальной психики видит Юнг движущие силы развития субъекта Либидо, по Юнгу путем спонтанного формирования общих установок направляет разви тис индивида по пути «индивидуации», т с полного проявления неповторимой индивидуальности человека, его самоосуществления Кроме общих установок, т е неосознаваемой направленности на определенную цель, готовности к некоторому действию и восприятию, Юнг вводит понятия экстравертированной (направ-


ленной преимущественно на внешний мир) и интровертированной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок Эги установки характеризуют два противоположных педологических типа личности – экстравертов и интровертов Выдвинутая Юнгом типология получает дальнейшее развитие а факторной теории личности, разработанной английским психологом Г Айзенком Определяемые с помощью опросника Айзенка показатели экстраверсии и интроверсии значк мо коррелируют с некоторыми свойствами темперамента

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ (1907 – 1972) – отечественный психолог, пытавшийся преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель чсловекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде личности и индивидуальности Известен также своими трудами в области чувственного восприятия, исследованиями по психологии общения, проблемам восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны и др

АНАРТРИЯ(отгреч foarthrAi – нечленораздельный, невнятный) – нарушение артикуляции, приводящее к тяжелому расстройству членораздельной речи Обычно возникает вследствие поражения мышц или нервов, участвующих в произношении (см Дизартрия)

АНГЛИЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА – школа в этнографии (культурной энтропологии), развивавшая идеи эволюции применительно к культуре и сознанию (Э Б Тайлор, Дж Дж Фрэзер и др) При интерпретации явлений «первобытной культуры» (обычаев, верований, искусства, нравственности ипр т н примитивных народов, т е народов, стоящих на низкой ступени общественного развития), А а ш пришла к выводу о принципиальном тождестве психических процессов (в частности, «операций ума») у первобытных людей и у современного человека Наличие в первобытном сознании не свойственных развитому современному сознанию анимистических представлений А а ш объясняла «неправильным применением» имеющихся и у современного человека мыслительных



приемов (ассоциации идей, принципа причинности, аиало! ии и др) в условиях ограниченного опыта первобытных людей

Последующие исследования (в т ч постоянного оппонента А а ш – французской социологической школы, а также отечественных психологов и этнографов) показали, что в А а ш «переоценили» умственные способности первобытных людей и что процессы мышления подчиняются в первобытном сознании иным законам (во французской социологической школе, напр, говорили о «законе партиципацчи») Вместе с тем А а ш справедливо защищала идеи единства человечества, возможности сравнения культур независимо от географических, расовых и лр различий и внесла свой вклад в практику этнографических и культурно-исторических сравнительных исследований

АНДРОФИЛИЯ – см Гомосексуа-чизм

АНШЭЙКОНИЯ – см Оптиче-

< мая система глаза

АНИМАТИЗМ (от лат ammatvs – одушевленный) – представление о безличной неперсонифицируемой, сверхъес-гсствепной силе, действующей и природе и влияющей на саму жизнь, ее условия {напр, урожай), успешность деятельности человека {напр, успех в охоте войне) А присущ всем религиям и исторически, возможно, представляет собой одну из первых попыток осмысления мира В некоторых отношениях А имеет общие черты с гило-тизмом и панпсихизмом Однако бли-юсть эта скорее ассоциативная, чем содержательная различий между ними гораздо больше, чем сходства Гилозоизм (от греч /м'/? – материя и zof»жизнь) – философское учение об одушевленности всей материи (т е ее способности к ощущениям и мышлению)

АНИМИЗМ – мировоззрение, в ко-i иром неживые (с точки зрения современной науки) объекты рассматриваются как *иные Детский А – склонность детей пщнивать неживые объекты как живые Американский психолог М Берзопски, ис-и[сдуя ответы детей 5-, 6- и 7-летнего воз-ji.it га на вопросы о неживых объектах, и пораженных па картинках, пришел к следующим результатам 1) анимистиче-


ское отношение к предмету усиливается, если предмет изображен движущимся, а не неподвижным напр, летящий в небе шар чаще воспринимается живым, чем тот же шар, но лежащий на земле, 2) больше bcci о анимистических суждений дали 5-летние дети, тогда как 7-летние вообще не дали анимистических ответов, 3) половые различия в детском А не обнаружены Бер-зонски рассматривает способность различать живые и неживые объекты как веху на линии социально-когнитивного развития

АНКЕТНЫЙ ОПРОС – один из двух основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений оценок, поведения А о широко используется в социологии, психологии, педагогике, др областях науки и практики (напр, в профилактической медицине для широкомасштабного выявления лиц с риском заболевания ишемической болезнью сердца)

Существенной особенностью А о является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т е «отвечающим», от лат ri-spamare – отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы

Анкета (синонимы вопросник, опросник, опросный лист) – разрабатываемый исследователем инструментарий А о, включающий а) указание организации, проводящей А о, и ei о цели, б) инструкцию по заполнению анкеты, в) формулировки вопросов и (часто, но не обязательно) возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящий Содержание вопросов, их число, способ ответа (свободные ответы, ограниченный или неограниченный выбор из предлагаемого списка) зависят от цели А о и его адресата Объем анкеты варьирует от 2 – 3 до нескольких десятков и даже сотен вопросов Анкеты малого объема линейны по структуре респондент последовательно переходит от одного вопроса к другому Болъшиеанке-ты нередко имеют разветвленную структуру специальные вопросы-фильтры позволяют респонденту пропускать те группы вопросов, которые к нему не относят-


2!


ся, что экономит время и повышает качество получаемой информации

В зависимости от числа одновременно опрашиваемых А о может быть групповым или индивидуальным По процедуре А а может бы гь очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты может присутствовать при заполнении) или заочным Из заочных форм чаще прибегают к почтовому А о (рассылка н возвращение анкет по почте) и прессовому А о (респонденты вырезают опубликованную в периодическом издании анкету, заполняют н отсылают исследователю) Кроме того, А о может быть анонимным или персонифицированным (первый побуждает респондента к большей откровенности)

Надежность данных А о зависит от множества факторов, в числе которых

1) распространенность А о в обществе,

2) правильный выбор адресата, 3) умение мотивировать респондента, 4) соответствие анкетных вопросов цели и задачам исследования (при этом вопросы, стоящие перед исследователем должны быть переформулированы в те, которые он предлагает респонденту) 5) соблюдение правил построения опросника учитывающих эффект научения (вначале помещают относительно простые фактологические вопросы, затем – касающиеся мнений н оценок и вновь простые, обычно демографического характера, позволяющие получить сведения о респонденте) т н «паспортичка»,

б) понятность указаний по заполнению и возвращению анкеты 7) четкость понятность, доступность формулировок вопросов и ответов, недвусмысленность всех эталонов измерения (по времени, частоте, степени выраженности и пр), 8) полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов, 9) использование разных типов вопросов – открытых и закрытых, прямых и косвенных, личных и безличных, вопросов-фильтров контрольных, 10) отсутствие намеков на желаемый ответ Надежность результатов А о проверяется повторением процедуры на той же группе или использованием других методик – анализом документов, наблюдением, опросом экспертов и т д

К достоинствам А о относятся а)сравнительная экономичность, б) возможность охвата больших групп исследуемых,

в) применимость к самым различным сторонам жизни людей, г) хорошая формали-


зуемость результатов д) минимум влияния исследователя на опрашиваемого А о не свободен от недостатков (самый серьезный – невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения) Кроме того, при заочных опросах остро встает проблема сбора заполненных анкет Дляулучшениявозвратаанкетполь-зуются разными способами мотивирования респондентов предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе, вложением в анкету сувениров (открыток календарей, пр,), по вторной рассылкой анкет по тем же адре сам, персонифицированными обращениями к респонденту и т д

АНТИЦИПАЦИЯ (от лат сти-np& tio – предвосхищаю) – понятие, означающее представление о предмете, явлении результате действия и т п возникающее еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены Внутренне А выражается в способности Ц н с человека предвидеть будущие, предстоящие со бытия Анатомо-фшиологической основой А является механизм акцептора действия, описанный известным российским физиологом П К Анохиным Электрофизиологическим проявлением А служит волна ожидания Г Уолтера (Е-волна) – медленное негативное колебание, лредше ствующее предъявляемому стимулу, преимущественно выраженное в лобно-цен-тральиых отделах коры В психологии мышления А обозначает представление в сознании человека в схематической форме ответа на какую-либо проблему еще до того, как она будет реально решена

АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч роА – человек и g& nesiA – происхожде ние) – происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo) в органическом психическом и социокультурном отношении

Древнейшие люди произошли в начале четвертичного периода на африканском континенте от предлюдей рода австралопитеков Основными предпосылками А, вероятно, являются высокий уровень развития рецепторных систем (при преобладании зрения над обонянием), двигательных способностей, особенно конечностей (исключительная подвижность кистей рук,



в частности пальцев), и в связи с этим – головного мозга и психической деятельности, а также высокий уровень группового поведения и различных форм общения идр

Предполагают, что предки рода Человек перешли к наземному образу жизни и двуногому хождению (бипедия), в связи с чем передние конечности освободились от функции передвижения, но приобрели множество др функций, развитие которых тесно связано с антропогенезом Манипулирование превратилось из дополнитель ной в основную их функцию, что обеспечило мощное развитие орудийных действий На этой основе зародились первые, еще очень примитивные, но уже специфически человеческие трудовые действия характеризующиеся применением специально из-i отселенных орудий труда Совместный (руд породил первые общественные отношения, а затем и членораздельную речь и сознание, оказавшее обратное влияние на процесс становления человека современ него вида А представляет собой небывалый в истории органического мира качественный скачок из биологической сферы развития в социокультурную

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч itnthropoA – человек и morphk – вид, образ) – приписывание специфических (.войств человека тому, кто или что им не является, – силам природы, растениям, животным, богам Для анимистического мировоззрения характерен А в отношении t ил природы растений и животных (тоте-мичм) Божества в античных религиях имени человеческий облик и обладали психическими свойствами человека (напр, сомнение, гнев самолюбие)

С резкой критикой А в понимании психики животных выступали бихевиори-i ты, рефлексологи и представители Павловской школы.

 

АПАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ-

lm Синдромы психопатологические

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат ad – к и I't rceptio – воспринимаю) – свойство психики человека, выражающее завися мость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субьек-i.i от общего содержания направленно-i 1и и др личностных особенностей его 11СИХИЧССКОЙ деятельности


Термин «А» ввел в науку Г Лейбниц Он впервые разделил перцепцию и А, понимая под первой ступень примитивной, смутной презентации какого-либо содер* жания («многого в едином»), а под А – ступень ясного и отчетливого, осознанного видения душой этого воспринятого ен> содержания и овладения последним А, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания После Г Лейбница понятие А развивалось в основном в русле немецкой философии (И Кант, И Гербарт, В Вупдт и др) При всех различиях в понимании А Представители идеалистической философии н психологии считают ее проявлением имманентно развивающейся внутренней спонтанной активности души и источником единого потока сознания И Кант, не ограничивая А подобно Г Лейбницу, высшей ступенью познания считал, что А обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А И Гербарт ввел понятие А в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений – предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой В Вундт, превративший А в универсальный объяснительный принцип, считал, что она является началом всей психической жизни человека, «особой психической причинностью, внутренней психической силой», детерминирующей поведение личности

Представители геиападътпсихологии сводили А к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям

АПРАКСИН (от греч а – отрицат частица и ргАхк, – действие) – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга А. может быть следствием элементарных расстройств движений (парезов, параличей и т п), расстройств чувствительности нарушений речи препятствующих пониманию задания, психического заболевания Форма А зависит от локализации поражения

Согласно классификации А Р Лурия, существуют четыре основные формы А, каждая из которых обусловлена нарушением определенного звена функ-


циональной системы, лежащей в основе произвольных движений и действий.

При поражении постцентралъных отделов коры головного мозга возникает ки-тстезнческая А., при которой происходит распад нужного набора движений (особенно при отсутствии зрительной опоры) вследствие нарушения кинестеэического анализа и синтеза.

При поражении затылочно-теменных отделов коры головного мозга вследствие нарушений ориентировки в пространстве, симультанного анализа и синтеза возникает пространственвая А. (или т. н. конструктивная А.), при которой страдает зрительно-пространственная организация двигательного акта. В этих случаях бывают максимально затруднены движения, осуществляемые в разных пространственных плоскостях, решение различных задач на конструктивный праксис.

При поражении коры премоторных отделов мозга вследствие нарушения кинетической организации произвольного двигательного акта, распада «кинетической мелодии» движения возникает кинетическая, или динамическая, форма А. Данная форма А. характеризуется затруднениями в выполнении серии последовательных двигательных актов, лежапднх в основе различных двигательных навыков, появлением двигательных персевераций (см. Персе-аераиия)

Поражение префровтальных отделов коры больших полушарий ведет к нарушению высших регуляторных механизмов, лежащих в основе произвольных двигательных актов, – к нарушениям их программирования и контроля. В этих случаях возникает «лобная», регуляторная А., когда у больных нарушается подчинение движений заданной программе (сформулированной в виде инструкции или самоинструкции), страдает речевая регуляция произвольных движений и действий, появляются сложные персеверации и эхопраксии (см.). Больной не осознает ошибочности своих движений.

Особую форму нарушений произвольных движений и действий составляет апрактоагвюия, возникающая при поражении геменно-затылочных отделов коры больших полушарий, при которой сочетаются зрительные пространственные нарушения (зрительная пространственная


агнозия, см. А гназия) и двигательные расстройства в виде пространственной или конструктивной формы А.

В специальную форму выделяют также оральную А., при которой нарушается ки-нестезическая основа речевых движений. Эта форма А, проявляется в пробах на повторение показанных движений губ и языка или же при воспроизведении речевых движений по инструкции. Данная форма А, лежит в основе афферентной моторной афазии (см. Афазия) и возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей).

АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 до н. э.) -величайший древнегреческий философ, впервые давший «функциональное» определение души (душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функции, суть и цель живого тела), автор первого специального произведения о душе, в котором он систематизировал имевшиеся в то время взгляды на душу и психические процессы и обосновал свои идеи о трех «ступенях» души: растительной, животной и разумной (человеческой). В отличие от первых двух разумная душа божественна по происхождению и отделима от тела. Учение А. о душе и закономерностях познавательных и аффективно-волевых процессов вплоть до XVII в. являлось основой для тех, кто изучал проблемы души, и было ассимилировано последующими научными исследованиями психики.

АРТЕФАКТ (от лат. drtefuctwn – искусственно сделанное) – эффект в эксперименте, возникающий вследствие дефектов методики проведения опыта. Так, в психологических экспериментах А, являются моменты внушения испытуемому тех или иных показаний, в электрофизиологии – токи от помех и т. п.

А. (в культурно-исторической психологии) – искусственное средство деятельности: орудие, знак, слово, символ и т. д.

АРТИКУЛЕМА (от лат. articulo – членораздельно произношу) – моторная схема речевого звука: определенная структура активности органов речи, необходимая для произнесения того или иного звука. А. – артикуляторная единица речи (см. Артикуляция).


АРТИКУЛЯЦИЯ – совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи, А. регулируется речевыми зонами хоры и подкорковыми образованиями головного мозга. Для правильной А. каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестезического (речедвига-гельного) контроля за правильностью произношения, осуществляемого по механизму обратной связи. Разные языки при некоторых элементах сходства А. имеют и свои характерные особенности, причем часто сходные звуки артикулируются в разных языках различно (русское т, английское и немецкое t; русское е, э и е в западноевропейских языках и т. д.).

Формирование правильной А. тесно связано с развитием фонематического слуха. Его недоразвитие или общее нарушение (у слабослышащих) затрудняет овладение правильной А. Искаженное произношение речевых звуков может быть обусловлено нарушением центральной нервной регуляции мышц органов речи, возникающим при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария, а также вследствие дефектов самого артикуляционного аппарата. Нарушения А. характерны для дизартрии (см.).

АСИММЕТРИЯ (ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ) ПОЛУШАРИЙ МОЗГА – см Шж-

1юлуиюрная организация психических процессов.

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. aaaf-milatio – слияние, уподобление, усвоение) – в операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже – свойство, аспект адаптации (см.). Содержанием А. является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтя-швание» реального события к структурам организма. По Пиаже, познавательная А. принципиально не отличается от биологической. А. неотделима от аккомодации (см.) в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между двумя тенденциями – А. и аккомодацией. Первичную А. Пиаже называет деформирующей, поскольку при иитрече нового предмета с существующей


схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм А. и аккомодации порождает необратимость мысли. Когда А. и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии А. и аккомодации. При установлении гармонии между двумя тенденциями возникает обратимость мысли, освобождение от эгоцентризма. Любое логическое противоречие, по Пиаже, является результатом генетически существующего конфликта между аккомодацией и А., и такая ситуация биологически неизбежна.

АССОЦИАНИЗМ, АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объяснению психических феноменов. В развитии А. можно выделить следующие этапы.

I. Предпосылки возникновения А.: выделение ассоциации как объяснительного принципа для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н. э. – начало XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон н Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р.Декарт), приобретения опыта (7^ Гоббс). некоторых особенностей «движения мысли» (£ ". Спиноза), возникновения предрассудков и «ложных идей» (Дж. Локк), восприятия пространства (Цж. Беркли). У Д. Юма ассоциация становится объяснительным принципом всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин «ассоциация» (Дж. Локк).

1, «Классический ассоцианизм» (середина XVIII в. – начало XIX в.). В этот период возникают законченные системы А., в которых ассоциация выступает объяснительным принципом психики вообще < Д. Гартяи, Т. Браун, Джеймс Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию ментальной механикой, Джеймс Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого време-


ни; стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений).

3. Середина XIX в –начало XX в. Начало кризиса А. в теории и разработка от дельных идей А. в экспериментальных и практических исследованиях- В теории закрепляется положение о невозможности свести «законы духа» к механическим законам и выдвигается требование «обратного» введения в концепцию А. активности субъекта, Я («ментальная химия» Джона Стюарта Милая, «творческие ассоциации» А. Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер). В экспериментальных исследованиях и практике идеи А. используются для объяснения законов памяти (Г. Эббичгауз), в диагностике патологических изменений психики (Э. Крепелин, Э. Блейлер), в исследованиях мотивации (3. Фрейд), в практике судебной экспертизы (ассоциативный эксперимент) и др.

4. Начало XX в. – 20-е гг. XX в. Окончательное исчезновение А. как направле ния и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что «ассоциация – это вообще не столько «механизм», сколько явление, – конечно, фундаментальное, – которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов» (С. Л- Рубинштейн). Критический анализ различных идей А. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в.

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – термин, утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности, который был предложен в самом начале XX в. К. Г. Юнгом и практически одновременно с ним М. Вертгейме-ром и Д. Кляйном. Испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрируются тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, величина латент-•ных периодов (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих данных можно судить о


скрытых влечениях и «аффективных комплексах» испытуемого, его установках и т. п.

В 20-е гг. XX в. А. Р. Лурия предложил для диагностики «скрытых следов аффекта» т. н. «сопряженную моторную методику», которая представляла собой модифицированный вариант А. э. Испытуемый одновременно со словесным ответом должен был выполнять определенные движения двумя руками (напр., нажимать указательными пальцами обеих рук на два телеграфных ключа). Наличие «скрытых следов» аффекта констатируется при этом на основе не только анализа словесных ответов, но и исследования «гармоничности» (дисгармоничности) связи возникающих моторных реакций со словесными ответами. Первоначально применялся в судебной практике с целью выявления ложных свидетельских показаний, а также в психиатрии, в настоящее время различные модификации А. э. используются в психодиагностических и исследовательских целях.

В широком смысле слова А. з. называют практическое применение идей ассоциативной психологии в различного рода экспериментальных и психодиагностических исследованиях.

АССОЦИАЦИЯ (от лат. asso-ciatia – соединение) – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. л.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин «ассоциация» был предложен Дж. Локком в XVII в.

В ассоциативной психологии выделены типы А., различающиеся путями их образования: одни авторы (Д. Юм, Дж. Ст. Милль) это делали по сходству (голубое – синее), контрасту (черное – белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные А. (Д. Юм): яркая вспышка света – болевое ощущение; другие (Д. Гартли, Дж. Милль) сводили все А. к ассоциациям по смежности в пространстве и времени, поскольку отрицали активность субъекта в процессе обра-


 



зования А. Кроме данных первичных законов образования А. Т. Брауном были обнаружены «вторичные» законы, т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной А. из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся в А., их новизна, способности или/и патологические особенности индивида и т. п. Впоследствии А. Бэп выделил «творческие А.», образование которых объясняется «спонтанной активностью ума», а не сочетанием полученных в опыте представлений, что противоречит исходным принципам ассоциативной психологии.

Существовали две противоположные точки зрения на механизмы А.: одни авторы считали А, только «тенью» мозговых процессов, сочетающихся по определенным физиологическим законам (7! Гоббс, Д. Гартли, Дж. Ст. Милль, А. Бэн), другие приписывали возникновение А. исключительно законам сознания самого по себе (Дж. Милль). Некоторые ассоцианисты (Т. Браун) занимали промежуточную по-зи цию. Впоследствии физиологические механизмы А. исследовались в школе И. П. Павлова, который объяснял А. по смежности во времени и пространстве образованием условных рефлексов, А. по сходству – их генерализацией. И. П Павлов использовал также понятие «подкрепления» для объяснения избирательного образования А.

Различались также точки зрения психо-логов на роль А. в психической жизни: одни считали А. единственным типом психических связей (см. Ассоциативная гкихояа-. iw), другие выделили наряду с А. и иные пшы связей («разумные» у Дж. Локка, апперцептивные у В. Byiidma и др.).

Понятие А. до сих пор широко исполь-»уется в психологической литературе, хотя ему больше не придается столь широкий объяснительный смысл.

АСТАЗИЯ (от греч. а – отрицат. час-гица и stasis – состояние) – потеря способности стоять, которая вызывается нарушением координации мышц тела. А. – симптом обширных поражений лобных нолей мозга и мозолистого тела.

АСТЕНИК (от греч. tuthunes – слабый) – человек, у которого ярко выражены след, особенности телосложения: общая худощавость, узкие плечи, плоская и узкая


грудная клетка, длинные нижние конечности, вытянутое лицо, длинный и тонкий нос. Согласно конституциональной типологии немецкого психопатолога Э. Креч-мера, астеническому типу телосложения соответствует т. н. шизоидный (шизотими-ческий) темперамент, для которого характерны замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между чрезмерной ранимостью и бесчувственной холодностью.

АСТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА -

окрашенные отрицательным эмоциональным тоном чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха и т. п. При переживании А. ч. человек сутулится, дыхание становится медленнее обычного, глаза тускнеют. Преобладание А. ч. в качестве характерологического признака определяет, по классификации немецкого психолога Э. Кречмера, т. н. астенический тип, для которого в ситуации нагрузки свойствен отказ от борьбы с трудностями (см. Характер, Эмоции, Чувства).

АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ – см. Синдромы психопатологические.

АСТЕРЕОГНОЗ (от греч. а – отрицат. частица, stereos – твердый, griosis – знание) – неузнавание знакомых предметов при ощупывании их с закрытыми глазами. А. возникает при поражении вторичных корковых полей теменной области мозга. А. – одна из форм агнозии (см.), проявляющаяся в сфере тактильной чувствительности. При поражении теменных отделов левого полушария (у правшей) А, сочетается с афферентной моторной афазией (см. Афазия) и кинестезичесхой ап-раксией (см. Апраксин). В основе А. лежит расстройство анализа и синтеза различных кожно-кинестезических ощущений, поступающих в кору теменной области мозга во время ощупывания предмета, и ослабление тактильных образов предметов. А. проявляется либо на двух руках (чаще при поражении правого полушария у правшей), либо только на одной правой руке. Выражается или в неузнавании отдельных признаков объекта, его текстуры (гладкости, шероховатости, упругости и т. п.), или – при сохранности их опознания – в невозможности объединения признаков в единое целое.



АСТИГМАТИЗМ – см. Оптическая система глаза.

АТГИТЮД (от франц. attitude – поза) – см. Установка.

АУБЕРТА ФЕНОМЕН – обнаружение светлых объектов на темном фоне под меньшим углом зрения (с большого расстояния), чем темных на светлом при одинаковых величинах яркостного контраста. Этот эффект проявляется при наблюдении объектов в отраженном свете для высоких и средних уровней освещенности. А. ф. –результат влияния иррадиации на видимую величину объектов.

Однако пространственный порог обнаружения объектов обратного контраста («светлое на темном») меньше лишь для таких условий сравнения, когда яркости объекта и фона меняются местами. Если на одном и том же фоне рассматривать одновременно объекты темнее и светлее фона при одинаковых величинах контраста, то темный объект виден под меньшим углом зрения (поправка, внесенная Б. Л/. Тепловым в 1935г.).

АУБЕРТА – ФЕРСТЕРА ФЕНОМЕН – зависимость остроты зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения для периферического зрения. Установлено, что способность раздельного видения однородных объектов значительно выше для маленьких и близких объектов, чем для больших и удаленных при их одинаковых угловых размерах.

А. – Ф. ф. проявляется также и в центральном зрении для аналогичных задач различения дискретной структуры поверхности, составленной из элементов (точек, полос, квадратов и т. д.). Пространственный порог слияния этих элементов больше на удалении, чем вблизи, вследствие чего поверхность воспринимается однородной (равносветлой и одноцветной).

Однако А- – Ф. ф. сменяется обратным эффектом при измерении остроты зрения на объектах, требующих опознания формы. Природа проявления А. – Ф. ф. не изучена до конца. В частности, не исследовано значение соотношения угловых размеров объектов и фона.

АУБЕРТА – ФЛЯЙШЛЯ ФЕНОМЕН – переоценка скорости движущегося объекта при фиксированном взоре. Ско-


рость движения объекта воспринимается в этом случае большей в 1, 5 – 2 раза по сравнению с адекватной оценкой скорости при следящих движениях глаз, воспроизводящих скорость и траекторию движения объекта.

АУДИОМЕТРИЯ (акуметрия) (от лат. audio – слышу и греч. metron – мера) – исследование слуха при помощи специальных электроакустических приборов – аудиометров. По сравнению с др. методами исследования слуха (речью, камертонами, свистками и т. п.), А. имеет ряд преимуществ: позволяет дозировать интенсивность звуковых сигналов в международных единицах – децибелах, проводить исследование почти всех звуковых частот, воспринимаемых человеком, и осуществлять ряд функциональных проб (исследование пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки и т. п.). А. дополняет др. методы исследования слухового анализатора, позволяет точнее охарактеризовать функциональное состояние, а отчасти и функциональные возможности анализатора. А. проводят в звукоизолированных камерах: результаты заносят на специальные бланки в виде графиков – ауднограмм. Различают в зависимости от подаваемого сигнала и метода регистрации А. тональную, речевую, шумовую, автоматическую и рефлекторную. В настоящее время в А. широко используется метод регистрации слуховых вызванных потенциалов, объективно отражающий степень снижения слуха и уровень поражения. А. – основа дифференциальной диагностики поражения различных уровней слухового анализатора.

АУТИЗМ ( от греч. auto – сам) – термин введен швейцарским психиатром и психологом Э. БлеЙлером (1857 – 1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистиче-ское мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. А. традиционно связывается с психическими нарушениями при шизофрении. Термин «А.» употребляется также в неклиннческом смысле: для обозначения индивидуальных особенностей человека, заключающихся в большей ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мысли от аффектив-


 



ных тенденций – при сохранности произвольности все это находится в границах нормы.

Ранний детский А. впервые выделен как отдельный клинический синдром в 1943 г. Л. Каннером. В настоящее время рассматривается как первазивное нарушение, искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитар-ностью Ц. н. с. ребенка; выявлена его полиэтиология, полинозоология. Р. д. а. отмечается в 4 – б случаях на 10 тыс. детей; у мальчиков встречается в 4 – 5 раз чаще, чем у девочек.

Основными клиническими признаками Р. д. а. являются: 1) сам А. как врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, причем трудности коммуникации проявляются вне зависимости от интеллектуального уровня ребенка; 2) стереотипность в поведении, проявляющаяся как сопротивление переменам в окружающем, стереотипные движения и действия, пристрастия, интересы;

3) необычные реакции на сенсорные раздражители, дискомфорт и сверхочарованность определенными впечатлениями;

4) нарушения речевого развития в контексте общих нарушений коммуникации вне зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка, мутизм более чем в 1/3 случаев, эхояаяии (см.), перверзия местоимений, речь штампами, нарушения просодики (интонации, ударения, темпа и ритма речи); 5) особенность психического развития отмечается с раннего возраста, аномалии становятся очевидными до 30-го месяца.

Период наиболее выраженных проявлений Р. д. а. – со страхами, нега-гивизмом, агрессией, ожесточенной стереотипной аугостимуляцией – 3 – 5 лет. Позже острота может сглаживаться < [ на первый план выступают нарушения развития, личностная и социальная не-целость. Хотя дети с Р. д. а. часто проявляют парциальную одаренность в невербальных областях, более 2/3 из них умственно отсталы. Искажение, асин-хрония развития психических функций представляют единый узел аффективных и когнитивных проблем ребенка. Необходимы раннее выявление и комплексная медико-психолого-педагогическая кор-


рекция, организация специальной системы помощи людям с последствиями Р. д. а.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.