Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 3






Прочитайте текст и выполните задания С1 — С6.

Социальная структура

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х го дов — уже более 20% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют* среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.

С3. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.

С4. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.

С5. Михаил H. трудится слесарем станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы некоторых служащих этого предприятия. Можно ли отнести его, е точки зрения автора приведенного текста* к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы е таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.


Вариант 11

Часть 1

А 1. К экономической сфере жизни общества относится

1) разработка и принятие законов

2) создание произведений искусства

3) организация выборов

4) производство продуктов питания

А 2. Понятие «личность» используется для характеристики

1) деятельности человека

2) совокупности социально значимых качеств человека

3) неповторимого своеобразия человека

4) человека как отдельно взятого представителя человеческого рода

А 3. В результате землетрясения были разрушены и повреждены многие постройки. Этот пример иллюстрирует

1) влияние культуры на жизнь общества

2) глобальные экологические проблемы

3) воздействие природы на жизнь общества

4) влияние людей на природу

А 4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества

Б. Общество развивается независимо от природы

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

А 5. Что является отличительным признаком науки?

1) обращение к сверхъестественным силам

2) открытие объективных законов природы

3) представление о добре и зле

4) использование художественных образов

 

А 6. Верны ли следующие суждения о морали?

 

А. Нормы морали устанавливаются государством и являются общеобязательными.

Б. Нормы морали существуют только в письменной форме

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

А 7. Производительностью труда называют

 

1) количество продукции, произведенной за единицу времени

2) процесс производства товаров и услуг

3) выполнение работником только одной отдельной операции

4) разницу между доходом предприятия и общими издержками

 

А 8. Предприятие выплачивает своим работникам вознаграждение за труд. Это вознаграждение называется

1) прожиточным минимумом

2) прибылью

3) налогом

4) заработной платой

 

А 9. Работники небольшой фирмы выполняют заказы на ремонт и строительство дачных домиков. Вопросы о развитии фирмы и распределении прибыли они решают сообща. Какую форму собственности представляет фирма?

 

1) акционерную

2) государственную

3) кооперативную

4) общенародную

 

А 10. Верны ли следующие суждения о рынке?

 

А. Рынок регулирует производство и потребление товаров и услуг

Б. Развитие рынка неизбежно сопровождается экономическими кризисами

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

А 11. Какая социальная группа выделена по экономическому признаку?

 

1) пассажиры

2) демократы

3) малоимущие

4) горожане

 

А 12. Национальная принадлежность человека является характеристикой его

 

1) прирожденного статуса

2) социальной роли

3) достигаемого статуса

4) общественного престижа

 

А 13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

 

А. Семья охраняет сферу личной жизни человека

Б. Основной функцией семьи является производственно-экономическая

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

А 14. Что является признаком любого государства

1) федеративное устройство

2) демократический режим

3) разделение властей

4) сбор налогов

 

А 15. Конституция РФ гласит, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В этом проявляется избирательное право

 

1) равное

2) пассивное

3) активное

4) прямое

 

А 16. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

 

А. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий

Б. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на духовную жизнь общества

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

А 17. Что является административным правонарушением

1) порча чужого имущества

2) причинение тяжкого вреда здоровью человека

3) безбилетный проезд в автобусе

4) нарушение трудового договора

 

А 18. Гражданин взял в банке кредит на покупку земельного участка. Его отношения с банком регулируются нормами права

 

1) трудового

2) гражданского

3) административного

4) коммерческого

 

А 19. Что относится к конституционным обязанностям гражданина РФ?

 

1) обращаться в государственные органы

2) избирать и быть избранным

3) участвовать в управлении государством

4) платить установленные налоги и сборы

 

А 20. Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ?

 

А. Федеративное устройство РФ предполагает отсутствие у субъектов каких-либо суверенных прав

Б. Субъекты РФ выделены как по национальному, так и по территориальному признаку

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

 

Часть 2

В 1. Пятиклассник Андрей живет с родителями и старшей сестрой. Сравните две малые группы – семью и школьный класс, в которые входит Андрей. Запишите в первую колонку таблицы номера черт сходства, а во вторую – номера черт различия этих малых групп.

1) совместное хозяйство

2) родственные отношения

3) групповые нормы и правила

4) непосредственные личные контакты

 

Черты сходства Черты отличия
       
       

 

В 2. Установите соответствие между факторами производства и видами доходов:

Виды доходов: Факторы производства:

А) рента 1) капитал

Б) прибыль 2) земля

В) зарплата 3) труд

Г) проценты

А Б В Г
       

 

Запишите в таблицу выбранные цифры

 

В 3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено буквой

 
 
(А) Ученые многих стран изучают процесс глобального потепления. (Б) Вряд ли его последствия отрицательно скажутся на общественном развитии. (В) Вкладывать большие средства в развитие этого научного направления нецелесообразно.


 

 

Определите, какое(-ие) положение(-я) текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер.

А Б В
     

Ответ:

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.