Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и категории диалектики и их философский смысл.






Принципы и категории диалектики поясняют сущность диалектики, дополняя рассмотренные законы. Рассмотрим принципы (базовые положения).

А) Всеобщая связь явлений – это взаимосвязанность и взаимозависимость всех явлений, указывающая на единство мироздания, но не отрицающая его многообразия. Проявлением этого принципа является уже рассмотренная теория отражения, или концепция голографичности вселенной. Виды связей: внешние и внутренние (автобус сломался и опоздал в институт, плохо работает печень, кровь хуже очищается и недостаточно снабжает органы и ткани питательными веществами и кислородом; прямые и косвенные (подорожала нефть, подорожало и топливо, но также увеличилась стоимость перевозок товаров, затраты топлива для сельхозтехники, следовательно, подорожал хлеб и другие товары); пространственные и временные ( первые проявляется незамедлительно, как при автокатастрофе, вторые могут проявляться отсрочено, например, один из водителей сел за руль пьяным).

Б) Причинность явлений – наличие связей новых явлений, которые порождают новые связи в виде следствий. Линейна причинность – отражает динамическую закономерность (бильярдный шар покатился, потому что в него ударил другой шар). Вероятностная причинность отражает статистическую закономерность (Тестирование в группе 5М31 будет по социологии, а не по философии, потому что в предыдущие дни в других группах по социально-гуманитарному циклу осуществлялось тестирование только по философии). Он дополняет первый принцип. Вместе они образуют принцип детерминизма – подразумевающий всеобщую связь и взаимообусловленность явлений.

В)Системность явлений – принцип, подразумевающий упорядоченность многообразных связей в окружающем мире, структурность явлений, или наличие в нем взаимозависимость элементов. Яркий пример – социальная система.

Г) Принцип развития, подразумевающий движение и изменение явлений, обладающее необратимостью, закономерностью (четкой причинной обусловленностью), направленностью. При этом направленность может быть как восходящей, так и нисходящей. Прогресс - это направление развития от низшего к высшему, упорядочивание, поступательное движение вперед, к лучшему. Деградация (регресс)– наоборот, возрастание неупорядоченности. Это мы показали, иллюстрируя законы диалектики. Следует лишь отметить, что эти понятия взаимосвязаны. Например, НТР может сопровождаться регрессом в духовной сфере. Принцип развития в социальной сфере проявляется как историзм.

Три закона диалектики отражают основные категории развития. Единство и борьба противоположностей – это источник развития. Переход количества в качество – форма развития. Отрицание отрицания – модель развития.

Категории диалектики – это понятия, отражающие принципы существования и развития явлений. Как правило, это парные понятия парные понятия, отражающие единство и борьбу противоположностей.

А)Сущность и явления. Сущность – это то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях. То есть, это наиболее существенные свойства явлений. Явление – это опреденные свойства и предметы, даваемые чувственным восприятием, которое зависит от субъекта восприятия и обусловлено влиянием на субъекта внешних обстоятельств.

Явление может указывать на сущность. Например, мы видим солнце, яркость которого нестерпима для глаз. Это выражение сущности Солнца, а точнее, происходящих в звезде ядерных реакций. Явление может вступать в конфликт с сущностью (Солнце движется вокруг земли.

Б)Содержание и форма. Содержание – это совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества качеств и свойств. Форма – это внешнее выражение содержания, либо способы внутренней взаимосвязи компонентов явления (структура).

Эти два начала чаще всего характеризуются единством. Например, большие физические возможности тяжелоатлета выражаются в соответствующем телосложении. Однако они могут противоречить друг другу. Это приводит либо к разрушению объекта, либо к адаптации и принципиально новым качествам и структуре. Так, топ-менеджер или бизнесмен сменил приоритеты с материальных на духовные. Если он те сменит форму (образ жизни, профессию), то он деградирует. Если сменит, то начнется новый этап развития.

В)Целое и часть. Целостность – это аналог системности, или взаимосвязь компонентов, образующих единство какого-либо явления. Часть – это определенный уровень и/или элемент системы, отражающий определенную сторону целого. При этом целое может влиять на часть (социальные нормы – на поведение индивида). Также и наоборот: дисфункция одного элемента может привести к разрушению или существенной перестройке целостной системы.

Г)Единичное и общее дополняет предыдущую пару. Общее – это существенные свойства явлений, отражающие единство и близость различных явлений. Например, прямохождение и абстрактное мышление как существенные общие свойства всех людей. Единичное – это существенное свойство, отражающее обособленность и/или уникальность явления. Например, неповторимое сочетание свойств конкретного человека.

Д)Необходимость и случайность. Необходимость – это предсказуемая закономерность, основанная на осознании существенных причинно-следственных связей определенных явлений и связанных с ним потребностей. Если не сдать экзамен, отчислят из института. У меня есть потребность закончить ВУЗ, следовательно, необходимо сдать экзамен. Случайность – это непредсказуемость явлений при недостаточном знании связанных с ним закономерностей. Попал под машину, не осознавая, что был слишком рассеянным и торопливым.

Е)Действительность и возможность. Действительность – это реальное состояние определенного явления с учетом его основных свойств. Возможность – это дальнейшие перспективы развития определенного явления в соответствии с его внутренними свойствами и/или внешними обстоятельствами.

 

Вар 1.

1. Какое из высказываний наиболее полно отражает современное содержание понятия диалектики? 1.Диалектика есть всестороннее учение о развитии 2. Диалектика есть умение развивать беседу, искусство спора 3. Диалектика есть системное учение о развитии мышления 4. Диалектика есть учение о единстве и борьбе противоположностей.

2. В философию понятие “диалектика” ввёл античный философ oooooo, понимая ее как искусство спора.

3. Автор высказывания: " В одну и ту же реку нельзя войти даже один раз" 1.Гераклит 2.Кратил 3.Пифагор 4.Пиррон.

4. Теория, исследующая процессы самоорганизации, устойчивости, распада и возрождения от хаоса к порядку и наоборот, самых разнообразных структур живой и неживой природы 1.синергетика 2.кибернетика 3.динамика 5.тектоника.

5. Альтернатива диалектики, указывающая на относительность знаний и представлений о мире, их зависимость от субъективного опыта и социальной конъюнктуры – это 1.Эклектика 2.Догматизм 3.Софистика 4.Релятивизм.

6. Альтернатива диалектики и метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется 1.метафизическим 2.реалистическим 3.прагматическим 4.диалектическим.

7. Мера выражает 1. характеристика явлений и предметов по степени развития их свойств, выраженная в числах и величинах 2.взаимосвязь и единство количества и качества 3.переход количества в качество 4.устойчивая совокупность свойств предметов

8. Какая форма закона отрицания отрицания полностью отрицает, либо абсолютизирует момент преемственности в развитии? 1.диалектическая 2. конструктивна 3. синтетическая 4. метафизическая

9. Метод построения теории и концепции путём соединения различных, подчас несовместимых учений и теорий в науке и философии 1.диалектика 2.метафизика 3.эклектика 4.софистика.

10. Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений: 1.категория 2.теория 3.парадокс 4.закон

11. Различие, доведенное до предела, есть 1.противостояние 2. становление 3.противоположность 4.количественная разница

12. Учение Лао-Цзы о Дао, Инь и Ян связано 1. с законом перехода количественных изменений в качественные 2.единства и борьбы противоположностей 3.отрицания отрицания 4.категорией системности.

13. «С прибавление какого зерна, образуется куча? С выпадением какого волоса человек становится лысым?» – так вопрошал Евбулид из Милета в V веке до н.э. и выразил таким образом проблему 1.зависимости массы от скорости 2.взаимосвязи качества и количества 3.отношения бытия и сознания 4.отрицания отрицания.

14. Устойчивая совокупность свойств вещи образует её oooooooo.

15. Соотнесите законы диалектики и приведенные примеры. 1.Единство и борьба противоположностей 2.Переход количественных изменений в качественные 3.Отрицания отрицания. А)конфликт поколений б)революционные социальные изменения в)супружеская жизнь.

16. Соотнесите законы диалектики с основными аспектами развития. 1.Единство и борьба противоположностей 2.Переход количественных изменений в качественные 3.Отрицания отрицания. А)модель и путь развития б)источник развития в)внутренний механизм развития

17. Показатели, характеризующие относительное единство количественных и качественных показателей явления – это 1.объем 2.мера 3.возможность 4.скачок.

18. Сочетание многокомпонентности явления, упорядоченности, взаимозависимости компонентов и их целостности выражает диалектический принцип 1.детерминизма 2.развития 3.системности 4.причинности.

19. Многообразные связи, отражающие “полярные” стороны бытия, в философском познании нашли выражение в парных категориях. А)часть – ooooo б)явление – oooooooo в)ooooooo – следствие г)случайность – ooooooooooooo д)ooooooooooo – действительность

20. Переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры) – это 1.скачок 2.разница 3. объём 4.грань.

21. (Развернутый ответ) В чем сущность закона единства и борьбы противоположностей. Приведите примеры его реализации в различных сферах бытия (природная, социальная, историческая, духовная, психологическая). К чему могут привести его нарушения?

22. (Факультативно). Насколько правомерно резкое противопоставление диалектики и ее альтернатив? Обоснуйте ответ.

 

 

Вар 2.

1. Понимание? Осмысленное и освоение мира, при котором явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, в процессе изменений и развития 1.диалектика 2.метафизика 3.эклектика 4.софистика

2. Относительно связи движения и развития верным является суждение, что 1.«не всякое движение является развитием» 2.«не всегда развитие есть движение» 3.«движение тождественно развитию» 4. «движение и развитие не связаны друг с другом».

3. С течением реки Гераклит Эфесский сравнивал 1.прерывистость движения 2.постоянный ход изменения и развития 3.развитие населяющих водную среду микроорганизмов, приспосабливающихся к условиям, возникающим при движении водяных потоков 4.аморфности мироздания.

4. Элементы диалектики в концепциях древних философов называют 1.диалектический материализм 2.классическая диалектика 3.эмпириокритицизм 4.стихийная диалектика.

5. Гегель создал диалектическую систему 1.идеалистистическую 2.материалистическую 3.дуалистическую 4.плюралистическую

6. Учения К.Маркса и Ф.Энгельса – это 1.негативная диалектика 2.трагическая диалектика 3.диалектический материализм 4.метафизика.

7. В чём заключается основной принцип " негативной" диалектики? 1." развитие есть разрушение всего, что было создано" 2." противоречия в развитии неразрешимы и непримиримы" 3." мир идёт по циклическому развитию" 4." основа развития мира - прогресс"

8. Форма мышления, выражающая “окостеневшие” истины и альтернативная диалектике – это ooooooooo.

9. Альтернатива диалектики, представляющая собой выведение умозаключения или концепции из ложных посылок, которые выдаются за истинные – это 1.Экдектика 2.Софистика 3.Догматизм 4.Релятивизм.

10. Догматизм объявляет некоторые положения или целые учения… истиной. 1.объективной 2.конкретной 3.абсолютной 4.относительной.

11. Учение о всеобщей обусловленности объективных явлений и принцип диалектики - это 1.индетерминизм 2.детерминизм 3.номологический детерминизм 4.лжедетерминизм.

12. Направленные, необратимые, качественные изменения – это 1.бытие 2.развитие 3.время 4.пространство.

13. Самая сложная форма изменения и центральная категория диалектики – oooooooo.

14. Соотнесите законы диалектики и приведенные примеры. 1.Единство и борьба противоположностей 2.Переход количественных изменений в качественные 3.Отрицания отрицания а)смена общественно-экономических формаций б)формирование определенного навыка в результате многократного повторения действий в)необходимость плюрализма мнений в социальной жизни.

15. Вода при нагревании – при увеличении количества градусов Цельсия до 100 – кипит и превращается в пар, при температуре ниже 0 вода превращается в лёд – затвердевает. Интервал, в пределах которого сохряняется качественная определённость предмета (в данном случае, жидкое агрегатное состояние), – это 1.скачок 2.мера 3.объём 4.разница 5.грань.

16. Согласно диалектике, источником развития выступает 1. стремление к установлению равновесия 2. любое изменение объекта 3. внешнее воздействие на объект 4. разрешение внутренних противоречий.

17. Установите соответствие между принципами диалектики и их значениями 1.Системность 2.Историзм 3.Противоречие а)процессуальность б)взаимоотрицание элементов в) взаимосвязь явлений г) абсолютизация (одно значение лишнее)

18. Многообразные связи, отражающие “полярные” стороны бытия, в философском познании нашли выражение в парных категориях. А)единичное – ooooo б)форма – oooooooooo в)oooooooo – различие г)качество – oooooooooo д)ooooooo – сложное.

19. Категория диалектики, предсказуемая закономерность, основанная на осознании существенных причинно-следственных связей – это 1.случайность 2.возможность 3.необходимость 4.детерминизм.

20. Категория диалектики, связанная с дальнейшими перспективами определенного явления, определяемыми его внутренними свойствами и вероятным стечением внешних обстоятельств 1. 1.случайность 2.возможность 3.необходимость 4.детерминизм.

21. (Развернутый ответ) В чем сущность закона отрицания отрицания. Приведите примеры его реализации в различных сферах бытия (природная, социальная, историческая, духовная, психологическая). К чему могут привести его нарушения?

22. (Факультативно). Насколько правомерно резкое противопоставление диалектики и ее альтернатив? Обоснуйте ответ.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.