Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема сознания в философии. Генезис сознания и его сущность. 7 страница






34. «Закон инерции является первым большим успехом в физике, фактически ее действенным началом. Он был получен размышлением об идеализированном эксперименте, о теле, постоянно движущимся без трения и взаимодействия каких-либо других внешних сил. Из этого примера, а позднее из мно­гих других, мы узнаем о важности идеализированного экспери­мента, созданного мышлением» (А. Эйнштейн).

а) Что такое идеализация? Чем она отличается от абстрагирования и обобщения?

б) Что такое «мысленный эксперимент»? Какую познавательную операцию он предполагает?

в) Объекты науки — это в значительной мере идеализированные объекты (математические понятия, идеальный газ, абсолютно упругое тело, химически чистое вещество и т. п.). Если наука претендует на отражение действительности, то почему
она не откажется от «идеализированных объектов»? Приведите примеры идеализации в общественных науках.

г) Как в научном познании возникают идеи и проблемы?

35. Дайте обоснование сформулированной закономерности:
«Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное —...от истины, а подходит к ней» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 129. — С. 152).

36. Выявите и охарактеризуйте логический прием, на основе которого были сделаны важные естественно-научные выводы:

а) «Один свет затемняет другой, например, солнце — свет свечи, подобно тому, как более сильный голос заглушает другой, слабый. Отсюда следует, что свет есть материя» (М.В. Ломоносов).

б) «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо... Таким образом, пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же мелькнула мысль: вот изображение бензола» (П. Кекуле).

37. «...Там, — писал Ф. Энгельс, — где дело идет о понятиях, диалектическое мышление приводит по меньшей мере к столь же плодотворным результатам, как и математические выкладки» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 408).

а) В чем отличие философских методов от конкретных приемов научного исследования?

б) В чем заключается эффективность диалектического метода в исследовании научных понятий?

в) Какие методы математики Вам известны?

38. К. Маркс считал, что «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой».

а) Чем объясняется возрастание роли математических методов исследования в современной науке?

б) Каковы преимущества языка математики перед другими языками (химии, астрономии, политической экономии и др.)?

39. Какое из определений наиболее полно раскрывает природу научной теории?

а) Непротиворечивая система взглядов, идей, представлений, в обобщенной форме раскрывающих существенные свойства и закономерности объективного мира.

б) Непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, с помощью которых происходит систематизация и упорядочение информации эмпирического уровня познания.

в) Система взглядов, идей, представлений, с помощью которых происходит непротиворечивое объяснение эмпирических фактов.

40. Что отражают научные теории, сменяющие друг друга, если предмет их остается неизменным?

41. В чем сущность эмпирических методов? В чем их сила и в чем недостаточность, ограниченность?

42. Что такое теоретическое мышление? Каково взаимоот­ношение эмпирии и теории?

13.Каким логическим операциям и методам соответствуют следующие практические действия:

а) разборка тракторного мотора;

б) получение сложных химических веществ путем соединения более простых?

43. «Лучше рассекать природу на части, чем отвлекаться от нее» (Ф. Бекон). Какие логические операции противопоставля­ются здесь друг другу? Правильно ли такое противопоставление?

44. Каковы специфические преимущества метода модели­рования по сравнению с прямым экспериментальным изучени­ем объектов?

45. Выберите истинные суждения из приведенных ниже:

а) Поскольку мир бесконечен и все возможности учесть нельзя, то любое знание остается гипотезой.

б) Гипотеза превращается в достоверное знание, если она подтверждается фактами.

в) Из множества гипотез истинной является только одна.

46. Какие методы познания использовались в нижеследую­щих случаях?

а) В начале XIX века в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть во время
даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, перевернувшись, погибло 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства».

б) Обратив внимание на то, что 4=1 + 3; 6 = 3 + 3; 8 = 5 + 3; 10 = 5 + 5, математик Гольдбах высказал гипотезу о том, что любое четное число можно представить в виде суммы двух простых чисел.

 

Тема 11. Общество как саморазвивающаяся система (4ч.)

 

Сферы функционирования общества как системы

Как и любая живая система, общество представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерыв­ного обмена с окружающей его природной средой: обмена ве­ществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда.

С тем чтобы сохранить себя как целостность, оно должно по­стоянно удовлетворять свои потребности, и в первую очередь материальные потребности людей, которые имеют объектив­ный и исторически изменчивый характер. Степень удовлетво­рения этих потребностей — материальных, социальных, духов­ных — выступает главным показателем эффективного функ­ционирования общества как системы.

Общество как функционирующая система имеет телеологи­ческую природу. Оно объективно стремится к достижению оп­ределенной цели, состоящей из множества подцелей. Общество может вообще не задумываться о существовании такой цели, неверно ее определять или отрицать се наличие. Но само пове­дение общества, его конкретные действия убеждают в наличии определенной цели. Такой вывод был давно уже сделан в науке, когда в 50—60-е гг. прошлого столетия общество как целостная самоуправляемая система стало предметом изучения с инфор­мационно-кибернетических позиций.

Субъект управления на основе имеющейся у него информа­ции о состоянии окружающей среды и самого общества форму­лирует команды объекту управления, обязательные к исполне­нию, о дальнейших его взаимодействиях с окружающей средой. Сигналы, идущие от управляющей подсистемы, называются прямой связью. В управленческой цепочке существует также и обратная связь — информация о полученных результатах и сте­пени их соответствия поставленным целям, которая поступает от исполнителя к субъекту управления. От того, насколько вер­ной окажется корректировка им целей и практических дейст­вий, будет зависеть в конечном счете судьба общества как сис­темы.

Недостаточно сказать, что общество постоянно и целена­правленно осуществляет вешественно-энергетически-информационный обмен с окружающей средой на основе обратной свя­зи. Говоря философским языком, речь должна идти о таких различных формах или способах освоения обществом окружаю­щей действительности, которые в своей совокупности раскры­вают универсальный характер отношения общества (человека) к природе и соответственно к самому себе.

Общественный человек осваивает окружающую действитель­ность тремя возможными способами: посредством чувственно-практического освоения, теоретического освоения и, наконец, ценностного освоения. Все эти три способа обретают свой истинный смысл и свое назначение, когда общество функциони­рует, действует, преследует вполне конкретные цели.

Важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы является сфера материального производ­ства. Но как воплощение чувственно-практической деятельно­сти людей она тесно связана со сферой теоретической деятель­ности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание может приобретать самую разную форму — существовать в виде науки, магии, традиций, астроло­гии. В любом случае общество постоянно собирает информа­цию о внешней по отношению к нему среде, делая это профес­сией для определенного круга лиц — жрецов, деятелей церкви, ученых.

Третью всеобщую сферу жизни общества составляет дея­тельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимаются, прежде всего, философия, искусство, рели­гия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправ­ленная человеческая деятельность может достичь положитель­ного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет представления о значимости, ценности тех процессов, явлений или предметов для жизни общества, его собственной жизни, которые будут вовлечены в его целена­правленную деятельность.

Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельно­сти людей в обществе, которые соответствуют трем способам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на наличие еще одной всеобщей сферы — сферы управления общественными процессами, т. е. управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом, не­сет ответственность за эффективность функционирования все­го общественного организма.

И, наконец, последней (пятой) всеобщей сферой жизнедея­тельности людей является собственно социальная сфера. В этой сфере происходит потребление человеком того, что создается людьми в производственной сфере — в материальном произ­водстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе

с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа.

В реальной жизни положение людей в обществе по спосо­бам присвоения (или освоения) накопленных обществом бо­гатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею, делает картину социального положения людей и социаль­ных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном политическом решении социальных проблем — ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы.

Таковы пять основных сфер жизнедеятельности людей в об­ществе:

1) материальное производство;

2) сфера производства теоретического знания (наука);

3) сфера оценивающей деятель­ности;

4) управление общественными процессами (политиче­ская сфера);

5) социальная сфера.

Важно иметь в виду, что обмен деятельностью между людь­ми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливого или несправедливого, и понимание того, что необходимо сделать для устранения суще­ствующей несправедливости.

Обратимся теперь к краткому анализу выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе.

Деятельность людей в сфере материального производства, в конечном счете, преследует цель создания из вещества природы самых разнообразных предметов потребления, прежде всего продуктов питания, для удовлетворения жизненно важных по­требностей людей. Чувственно-практическое освоение общест­вом окружающей природной действительности коренным образом отличается от приспособления животных к реальным усло­виям их существования. Воздействие человека на природу представляет собой трудовой процесс, такую целенаправленную деятельность, которая предполагает использование человеком ранее созданных им орудий и средств труда, самой разнообраз­ной техники для достижения заранее поставленных перед со­бой целей.

Труд изначально носил коллективный характер, однако формы трудового коллективизма, который всегда включал в се­бя и индивидуальный труд, менялись от одного исторического этапа развития общества к другому. Соответственно менялись орудия и средства труда — от примитивного каменного топора и рубила до современных полностью автоматизированных заво­дов, компьютеров и атомных электростанций.

Материально-производственная деятельность включает в се­бя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, когда трудовая деятельность предстает как чисто природный процесс, протекающий по вполне определенным законам. С другой сто­роны, она включает в себя те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в ходе их со­вместной трудовой деятельности. Хотя точнее было бы сказать, что производственные отношения между людьми выступают той социальной формой, которая и делает возможным сам про­цесс их совместной трудовой деятельности. Наконец, труд в сфере материальною производства выступает одной из важней­ших форм реализации человеком своих жизненных сил и спо­собностей.

Говоря о технико-технологической стороне материального производства, следует, прежде всего, отметить, что вполне зако­номерный количественный и качественный рост потребностей людей побуждал общество к совершенствованию техники, к появлению у нее новых функций и возможностей. Вместе с тем антропогенная нагрузка на природу становилась все более мошной, что постепенно вело к нарушению многих естествен­ных процессов, к деградации огромных участков земной по­верхности, к масштабным загрязнениям воздуха и воды. Удов­летворение растущих потребностей общества не может и далее идти за счет все большего поглощения обществом вещества и энергии природы. Необходимо иметь в виду, что природа была, есть и будет естественной основой существования человеческо­го общества. И ее разрушение в результате глобальной экологической катастрофы может оказаться роковым для всей цивили­зации. Поэтому современное общество должно поставить под контроль размеры и формы производственной, антропогенной нагрузки на природу.

Решение этой проблемы зависит от характера производст­венных отношений, которые выступают общественной формой материально-практического воздействия людей на природу. В основе производственных отношений лежат отношения соб­ственности между людьми по поводу орудий и средств труда и полученных продуктов труда. Истории известны три главные формы собственности: государственная (общественная), кол­лективная и частная. Каждая из них сыграла и продолжает иг­рать свою роль в развитии производства материальных благ. Становление различных форм собственности, смена их ролей в жизни того или иного типа общества, той или иной страны подчас протекали в виде острых экономических, социальных, политических конфликтов, нередко сопровождались драмати­ческими и трагическими событиями.

В принципе в современном обществе возможно нахождение такого баланса различных форм собственности, который спо­собствовал бы наиболее эффективной работе производственной сферы. Но в любом случае человек, занятый в этой сфере, вы­ступает не только как непосредственный производитель мате­риальных благ или как собственник орудий и средств труда, но и как личность, как активное, волевое и творческое начало.

В экономической литературе под трудом обычно понимает­ся, прежде всего, деятельность людей в сфере материального производства. Это вполне естественно. Вместе с тем, все шире утверждается понимание того, что труд есть универсальная ро­довая характеристика человека, а потому любая социально зна­чимая деятельность людей может быть определена как трудовая деятельность, будь то работа ученого, политика, писателя, предпринимателя или космонавта, хотя противопоставление труда в сфере материального производства другим видам трудо­вой деятельности не исчезло полностью, так как в определен­ных областях оно и сегодня имеет большой теоретический и практический смысл.

Со времени распада первобытной общности важнейшим ус­ловием прогрессивного развития общества становится общест­венное разделение труда. Большинство населения вынуждено было заниматься малопроизводительным и нетворческим, чисто физическим трудом. В то же время незначительная часть на­селения — правящие, привилегированные слои общества — ос­вобождалась от этого бремени. Эти слои имели свободное вре­мя и возможность для занятий творческой деятельностью в сфере управления государством, в науке, искусстве, но чаще всего вели праздный образ жизни, лишенный возвышенных це­лей.

Общественное разделение труда стало постоянным и неиз­менным свойством общества как целостного, функционирую­щего социального организма. На протяжении многих столетий философская мысль тщетно искала пути преодоления сословно-классового разделения общества, превращения труда в сфе­ре материального производства в разновидность творческой деятельности.

Научно-техническая революция впервые в истории челове­ческого общества создает объективные предпосылки для корен­ного преобразования всей сферы материального производства. Это связано с принципиальным изменением места и роли нау­ки в современном обществе. Превращение науки в непосредст­венную производительную силу сделало научные знания важ­нейшим условием деятельности человека в сфере производства. Следует, однако, заметить, что такая трансформация представ­ляет собой хотя и ведущую, но лишь одну из тенденций разви­тия сферы материального производства. Данной тенденции противостоит обратная, связанная с появлением в новом авто­матизированном и компьютеризированном производстве боль­шого количества профессий с малотворческим, рутинным ха­рактером груда.

Коренное изменение положения науки в современном об­ществе делает не только возможной, но и практически актуаль­ной постановку вопроса о науке как особой всеобщей сфере жизнедеятельности общества. Ранее уже отмечалось, что науч­ное знание и оценочное знание принципиально отличны друг от друга. Вместе с тем теоретическое и ценностное освоение действительности человеком является продуктом духовного производства, если понимать здесь под духом, духовностью способность человеческого сознания к трансцендированию, т.е. к формулированию суждений, выходящих за рамки эмпи­рического опыта. Но духовность может обнаруживать себя в су­ждениях различной модальности. В частности, светское пони­мание духовности коренным образом отличается от ее религи­озного понимания.

Научное знание отображает объективно существующие за­кономерности реальной действительности. Оно выполняет функции описания, объяснения и предвидения. Это духовно-теоретическое знание. Оценивающая деятельность имеет своей целью определение значимости тех или иных явлений действи­тельности, в том числе научных теорий, для удовлетворения потребностей человека, для реализации его жизненных сил и собственных устремлений.

Исторически сложилось так, что на протяжении многих ве­ков наука как вид деятельности по производству достоверного знания не имела четких границ в духовной сфере общества и была растворена в философии, практическом знании, магии и т. д. Лишь в Новое время наука начинает оформляться как относительно самостоятельная сфера человеческой деятельно­сти, как социальный институт, признаваемый обществом и го­сударством. Так, в 1660 г. в Англии возникло первое научное сообщество — Лондонское королевское общество. Наука созна­тельно провозгласила опытный характер добываемого ею зна­ния. Наука на Западе сделала благодаря этому огромный ска­чок вперед в своем развитии по сравнению с наукой на Восто­ке, которая по-прежнему оставалась встроенной в различные религиозно-философские системы, что серьезно ограничивало ее познавательные возможности. К примеру, конфуцианское мировоззрение утверждало вечно существующую космическо-нравственную гармонию, осуждало активное практическое от­ношение к природе, воздвигая тем самым перед пытливой мыс­лью человека жесткие нравственные запреты.

Культ разума в эпоху Просвещения породил в западном об­ществе надежды на науку как спасительницу общества от всех природных и социальных зол, что послужило важным стиму­лом к ее развитию. С начала XIX в. начинает формироваться теоретическое естествознание в точном смысле слова. Но вплоть до 20—30-х гг. XX в. теоретическая наука в отличие от массового изобретательства и прикладных практических знаний оставалась занятием одиночек, небольших коллективов ученых-энтузиастов. И лишь в период между двумя мировыми войнами возникают огромные по численности научные учреждения, в основном военного назначения. Известно, что главным им­пульсом к появлению кибернетики как научной дисциплины послужили поиски решения задач эффективного поражения в воздухе высокоскоростных боевых самолетов.

Научно-техническая революция, начавшаяся в 50-е гг. XX в., за короткое время полностью преобразила всю науку как сферу деятельности, ее место и функции в жизни общества. Прежде всего, изменились взаимоотношения материального производства и науки. Если раньше наука шла как бы вслед за материальным производством, стремилась к теоретическому объяснению принципов действия изобретенных человеком ин­струментов и машин, то теперь научные открытия приводят к появлению целых отраслей производства (автоматизированные линии, атомная промышленность, электронно-вычислительная техника).

Новейший этап научно-технической революции, ведущий к возникновению информационного общества, делает ненужны­ми многие отрасли, характерные для индустриальной фазы раз­вития. Современное производство получило новую технологи­ческую базу, основанную на ресурсосберегающих и наукоемких технологиях (так называемых высоких технологиях).

Занятия наукой во всех развитых странах стали массовой профессией. Миллионы людей заняты производством и переда­чей знаний посредством информационных сетей к месту по­требления — в университеты, производственные объединения, фирмы, государственные учреждения. Постиндустриальное об­щество — это общество, основанное на знании и информации, которые становятся условием динамичного и устойчивого раз­вития экономики и всего общества.

Естественно-научное знание по своей природе является ценностно-нейтральным. Но XX век наглядно показал, для достижения каких бесчеловечных, варварских целей можно ис­пользовать величественные достижения науки.

Общественные науки также прошли свой нелегкий путь. Классовая ангажированность принесла им немалый ушерб, хо­тя для такой ориентации также были свои исторические осно­вания.

Тенденции развития современного общества ведут, с одной стороны, ко все большему взаимопроникновению науки и цен­ностей, а с другой — к признанию за ними права на самостоятельное существование. Наука все очевиднее утверждает себя в качестве самостоятельной сферы общественной жизни, что от­крывает перед ней неограниченные возможности для свободно­го развития. Но подлинная свобода предполагает ответствен­ность. Поэтому и в выборе направлений исследований, и в формах применения научных результатов современная наука в значительной степени начинает все больше детерминировать себя ценностными ориентирами, гуманистическими устремле­ниями, что далеко не всегда находит понимание во властных и военных структурах.

Можно без преувеличения сказать, что научное знание стре­мительно проникает во все стороны жизни и общества, и само­го человека. Но это «онаучивание» не должно порождать сци­ентистской эйфории, веры в способность науки решить в буду­щем все сложнейшие проблемы, стоящие перед человеческой цивилизацией. Наука не всемогуща не только потому, что она не разрешила еще множества загадок природы. Ведь далеко не все смысложизненные для человека проблемы могут вообще быть предметом бесстрастного интеллектуального анализа. Ценностная сфера, несомненно, обладает сегодня статусом особой всеобщей сферы социально значимой деятельности лю­дей в обществе.

Оценочное суждение приводит в конечном счете к рожде­нию ценности, которая может оказаться как с положительным знаком, так и с отрицательным (такие ценности именуются ан­тиценностями или ложными ценностями). К одному и тому же явлению, скажем к стремлению к богатству, прибыли, может сложиться прямо противоположное отношение со стороны раз­ных субъектов оценивающей деятельности. Чем они будут ру­ководствоваться в том или в другом случае?

Видимо, следует говорить, в самом общем виде, о целевой природе ценностей. Для корабля, не имеющего цели, никакой ветер не является попутным. Человек, не имеющий сколько-нибудь ясных представлений о том, во имя чего он живет, оста­ется, как правило, равнодушным к огромному количеству окру­жающих его людей, к исторической памяти, политическим ин­ститутам (парламент, выборы), к произведениям искусства и т. д.

В обществе в целом сфера производства ценностей оказыва­ется изначально раздвоенной. С одной стороны — идеология, с другой — философия, искусство. Особняком стоит религия, ко­торая может становиться на ту или иную сторону. В этом раз­двоении ценностных систем заложена духовная движущая сила общественного развития. Раздвоение всегда означает и борьбу, и взаимное дополнение, и невозможность существования этих систем друг без друга.

Идеология есть совокупность идеалов, целей и ценностей, которая отражает и выражает потребности и интересы больших групп лиц — слоев, сословий, классов, профессий или всего общества. В последнем случае наиболее общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управ­ления общественными процессами. Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подго­товленными как теоретически, так и практически.

Идеология, несомненно, есть духовное образование, по­скольку в своем содержании всегда выходит за границы повсе­дневного, эмпирического опыта. Но при этом создаваемая и действующая в обществе идеология имеет сугубо практическое назначение. Она сплачивает всех людей, разделяющих ее ос­новные положения, определяет непосредственную мотивацию их конкретных дел и поступков.

Особую роль в обществе играют общенациональная и госу­дарственная идеологии, хотя они не всегда совпадают. По со­держанию общенациональная идеология шире, нежели идеоло­гия государственная. Последняя включает в себя разветвленную иерархическую структуру ценностей, которая усиленно распро­страняется в обществе пропагандистской машиной, в извест­ной мере буквально навязывается государством гражданам. Без сплочения населения страны в единую общность, без осозна­ния людьми того, что они являются гражданами определенного государства со всеми вытекающими из этого правами и обязан­ностями, государство просто не сможет существовать и разва­лится.

Миллионные массы людей сознательно, а чаще всего не­осознанно руководствуются в своей жизни идеологическими оценками. Это тот привычный мир жизненных смыслов и оце­нок (моральных, политических и экономических), в который погружено бытие отдельного человека.

Выше уже было сказано, что в этой иерархической структуре не все ценности могут быть отнесены к собственно духовным. Есть жизненно важные потребности в еде, одежде, лекарствах, которые напрямую связаны с повседневностью. Но в том-то и дело, что только при наличии высших духовных ценностей в самой идеологии все иные ценности обретают свое законное, должное место в системе пропагандируемых ею ценностей. От­сюда та колоссальная роль, которую играет духовный аспект идеологии в обществе.

Бездуховность — серьезная болезнь, которая поражала и продолжает поражать многие общества. Главным виновником всегда выступает идеология. Если определенным политическим силам выгодно, чтобы миллионы людей видели смысл жизни в потреблении все равно чего — кино, развлечений, еды или оде­жды, то такая идеология будет создана профессиональными идеологами.

Критика содержания любой идеологии всегда имеет серьез­ные обоснования. И об этом мы скажем ниже. Но сначала не­обходимо ее защитить от необоснованных обвинений. Борьба против существования идеологии в обществе — это определен­ная идеологическая установка. Возникает вполне законный во­прос — кому это выгодно?

Разумеется, критика тоталитарных претензий любой идеоло­гии необходима. Идеология, не оставляющая места для само­стоятельных духовных поисков, несостоятельна и обречена на гибель, если только она не вызовет крушения всего общества. Огромный духовный кризис, поразивший постсоветское обще­ство, был вызван, прежде всего, обвалом всей структуры социа­листических ценностей, на которых выросло не одно поколе­ние советских людей. Но не следует забывать, что это была то­талитарная идеология, имевшая всепроникающий характер. Идеология создавала из слов, пожалуй, самую совершенную ре­альность, какую знала светская наука и культура. Но в реаль­ной жизни ей противостояла унифицированная, серая и бедная социальная реальность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.