Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии современной психиатрии






Общая картина типа безумия, описанного в главе 77 как воздействие стихиальных духов, соответствует тому, что западной моделью классифицируется как функциональный психоз - внезапный приступ поведения, принципиально чуждой природы при небольших физических нарушениях и без явных органически причин. В частности, симптомы проявления различных стихиальных духов предполагают шизофрению и маниакально-депрессивный психоз.

Например, душевнобольные люди с проявлениями демони­ческого воздействия богов говорят религиозным языком в уми­ротворяющей манере и одержимы чистоплотностью. Тогда как больные с проявлениями демонического воздействия наполня­ющего духа взывают к богу, помешаны на религиозных книгах и обрядах, агрессивны, ведут себя оскорбительно и даже наносят себе увечья, видимо, во искупление своих грехов. Последние соответствуют разряду 295.3 по ДСРII: «шизофрения параноидального типа», которая проявляется как «мания преследования или величия, часто сопровождаемая галлюцинациями. Иногда наблю­дается чрезмерная религиозность. Настрой пациента нередко враж­дебен и агрессивен»36. Первая группа (демоническое воздействие богов) демонстрирует непристойное религиозное поведение, ча­сто втречающееся при шизофрении и других психозах; после­дние четыре класса призраков в главе 77 также относятся к это­му типу поведения.

Более того, гебефренический тип шизофрении (dsm II тип 295.1) часто проявляется «непредсказуемым хихиканьем, глупым повторяющимся поведением и жеманностью...» также как у людей «одержимых» демонами - пожирателями запаха, которым нравится «петь, плясать и играть»37.

Демоническое воздействие полубогов состоит в том, что люди «смотрят искоса уголками глаз... произносят много опрометчи­вых речей... очень горды и неистово гневливы», что является почти классическим описанием мании. Сходным образом паци­енты, проявляющие воздействие поедателей плоти обычно по­давлены: они «стыдятся самих себя, говорят тихим голосом и смотрят в пол...падают в обморок без причины и говорят не­связно... [и] любят копатся в земле».

Столь сходные описания психопатологии из тысячелетней тибетской системы и современной западной психиатрии, похо­же, подтверждают заявления Юнга, что «...психопатология ши­зофрении без сомнения демонстрирует рождение архаичных мо­тивов и структурных моделей из недр бессознательного».

Кроме того, что касается демонов главы 77 и психотических воздействий призраков вообще, следует заметить, что сами ши­зофреники часто полагают, что ими управляет кто-то другой или некая внешняя сила, и в этом отношении, говорят они, им труд­но различать, являются ли их мысли их собственными или при­надлежат иному существу. Это явление вполне естественно со­впадает с идеей одержимости, рассматриваемой в тибетской пси­хиатрии.

Существуют много других параллелей, которые можно рас­смотреть в отношении демонов, вызывающих душевные забо­левания. В тибетской психиатрии, в особенности в текстах этого тысячелетия, воздействия этих существ также имеют отношение к органической патологии и психосоматическим расстройствам. Демоны главы 79 описываются в связи с физическими симпто­мами так же, как на Западе психофизиологические расстрой­ства (dsm-305) описываются в связи с болезнями кожи, сердеч­но-сосудистой и желудочно-кишечной систем и т.п.

Опять-таки, воздействие неправильного питания и ядов мо­гут быть как отдельными причинами психопатологии, так и могут играть роль дополнительных факторов, приводящих к одер­жимости целым рядом невидимых возмутителей психики. Так­же в dsm перечисляются классы психозов, вызванных расстрой­ствами пищеварения или обмена веществ (294.1) и ядами (294.3). Лечение первых в тибетской системе напоминает пита­тельную и мультивитаминную терапию.

В целом, симптомы, описаные в главах 78 и 79, менее приме­чательны и более знакомы нам, чем описанные в главе 77. Из глав 78 и 79 ясно, что тибетская психиатрия признает большое число различных причин: эмоциональные реакции, органичес­кие заболевания, нарушения обмена веществ или деятельности трех жизненных сил, расстройства пищеварения и яды, а также крушения при отсутствии видимой причины (призрак, действу­ющий сам по себе). Все они порождают группы сходных симпто­ме, в частности, психоневрозы (особенно глава 78) и органические психозы (особенно глава 79), что очень даже подходит щ сравнения этих групп с современными медицинскими классификациями. Например: состояния токсического поражения, вмешательство из-за органических причин, «безумие» щитовидной железы и случаи при отсутствии видимой причины мог объединяться под одним заголовком органического психоза. Описание симптомов в главе 79 особенно напоминает органи­ческое помешательство, при котором потеря памяти - один из важнейших отличительных симптомов.

Главы эти также имеют отношение к типам личности и пси­хическим нарушениям, связанным с тремя дошами, которые уже подробно описывались. Кататония, например, сходна с типом, свя­занным со слизью. Тибетские модели, основанные на дошах, так­же параллельны попыткам В.Х. Шелдона соотнести типы тела со структурой личности: его худые эктоморфы сходны с тибетскими типами ветра и, как считается, наиболее подвержены шизофрении; полные эндоморфы сходны с типами слизи, а атлетический мезоморфы — с типами желчи.

Тибетская психиатрия - довольно развитая система; логика, выказанная в этом древнем клиническом тексте, где три основных] класса душевных заболеваний различаются и определяются первичными причинами и вторичными условиями, классами, симптома­ми и методами лечения, весьма и весьма примечательна.

типами желчи.

 


Ваджрапанн (Чана-Дордже, «Алмаз в руке»). Гневный и силовой аспект Просветления. Он дал обет защищать любого, кто взывает к имени Будды Медицины. Ритуальная практика Ваджрапани используется для любых демонических влияний и элементальных духов, особенно тех, которые вызывают расстройства центральной нервной системы (как описано в главе 80 Тантры Третьей «Чжуд-ши»). Его мантра также используется для лечения припадков, эпилепсии и т.п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.