Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность детской библиотеки






ВЫСТУПЛЕНИЕ КАРГИНОЙ С. А. ПО ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

СЛАЙД 1:

Актуальность темы заключается в том, что современная детская библиотека является достаточно прогрессивной системой, которая по мере своих возможностей приобщается к миру новых технологий, осваивается в современной социально - культурной ситуации и играет одну из основных ролей в процессе формирования полноценной личности, обогащаясь инновационными информационными технологиями и нововведением в области образования и просвещения.

Детская библиотека представляет собой сложную социальную систему, характеризуемая разнообразием происходящих в ней процессов. Она традиционно является объектом пристального внимания широкого круга исследователей: педагогов, психологов, библиотекарей-библиографов, историков, филологов, культурологов и др.

Представленное нами исследование представляет собой обобщение опыта работы детской библиотеки, как культурно-досугого учреждения в современных условиях. На основе анализа и синтеза мы попытались выработать некое представление о данной культурной форме, обладающей своей структурой, системой организации, находящейся в эволюции своих институтов, организационных начал, социально- культурных функций.

СЛАЙД 2:

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложений.

В первой главе рассматривается исторический процесс становления детских библиотек в России и раскрывается сущность работы детской библиотеки в различных аспектах её деятельности как социального института, имеющего свою специфику работы и организации. Во второй главе раскрывается современное состояние детских библиотек, и анализируются основные направления, формы и методы библиотечного обслуживания в детской библиотеке г. Канаша

В заключении даются основные выводы по исследуемой работе.

Приложение содержит таблицы, фотографии.

СЛАЙД 4:

Исторический путь детских библиотек убедительно показывает, что на протяжении всех периодов их становления и развития был накоплен богатый опыт организации детского чтения.

Самостоятельные детские библиотеки России начали возникать задолго до 1917 года. В 1870 году была открыта Общественная детская библиотека для детей моряков в Кронштадте. Она помещалась в небольшой комнате при Городской Думе и располагала книжным фондом около 3 тыс. томов.

В 1878 году известный библиограф и книговед А.Д.Торопов открывает в Москве первую общедоступную детскую библиотеку.

СЛАЙД 5: Совершенно новый этап в развитии детских библиотек наступает после 1917 года. В послереволюционный период новая власть стала проводить активную линию, нацеленную на развитие детских библиотек. Детские библиотеки стремительно становились обязательным институтом социокультурной политики советского строя.

СЛАЙД 6: История отечественных детских библиотек неразрывно связана с историей развития библиотек в регионах. Большой вклад в изучение истории библиотек и библиотечного дела в Чувашии внесли Е. К. Иванова, И. В. Балкова, Л.В.Чернова. В работах ученых дана характеристика библиотечного обслуживания населения Чувашии разных периодов развития библиотек.

СЛАЙД 7:

Первая детская библиотека в Канаше открылась в июне 1945 года. Она занимала одну комнату (20 кв. м) в здании Дома пионеров по улице Красноармейской, д. 20. За 1946 год в библиотеку записалось 465 читателей. Книг в библиотеке тогда было очень мало – 763 экз. Библиотека имела слабую материально-техническую базу. Читального зала не было, отсутствовал каталог.

Через 10 лет в 1956 г. библиотека уже насчитывала 1150 юных читателей, книжный фонд ее превышал 17 тысяч экземпляров. В том же году было приобретено 1180 новых книг. Библиотеку ежедневно посещали 100-150 школьников города. В летний период библиотека проводила громкие читки книг на открытом воздухе, а также утренники в лесу. Для детей, находящихся в городском пионерском лагере, была организована передвижная библиотека, состоящая из 200 книг.

В 1962 г. фонд библиотеки насчитывал уже 32 тысяч экземпляров. Библиотека получала 39 наименований газет и журналов. В 1962 г. в библиотеке уже был каталог. Вот что вспоминает ветеран библиотечного дела, бывшая заведующая библиотекой – филиалом № 4 Ефимова Ольга Федоровна: «…Я приехала в города Канаш в 1965 г., после окончания Цивильского культпросветучилища. 5 мая 1965 г. была принята на работу библиотекарем отдела обслуживания городской детской библиотеки № 1. Библиотека располагалась в деревянном пятистенном доме с печным отоплением. Несмотря на то, что библиотека отапливалась тремя печками, было очень холодно. Заведующая библиотекой ежегодно летом занималась заготовкой дров. В первой половине дома располагался абонемент, а во второй половине книгохранилище. В сенях хранились старые подшивки газет и журналов…» С 1972 г. были введены новые образцы читательских формуляров в виде книг. Библиотека работала в условиях свободного доступа: ребята сами выбирали нужные им книги.

СЛАЙД 8:

До 1956 г. в Канаше была одна детская библиотека. Но город рос, и детворе уже стало мало одной библиотеки. И 5 января 1957 г. школьники города получили хороший подарок – в новом доме по проспекту Ленина, д. 41 открылась городская детская библиотека № 2 (ныне центральная детская библиотека), которая сразу стала излюбленным местом отдыха и культурным центром для юных жителей города.

В первый же день в библиотеку записался 81 читатель, которым было выдано 120 книг. В светлом и просторном читальном зале всегда было многолюдно. Здесь ежедневно бывало 120-130 юных читателей. Ветеран библиотечного дела Анна Семеновна Алексеева, работавшая в этой библиотеке со дня ее открытия, вспоминает: «Хотя по расписанию у нас бывал обед, но часто мы оставались без него, настолько много оказывалось читателей в первые месяцы. Мы вынуждены были даже составить график посещения по дням. Книг не хватало. Бывало, раздадим с Марией Александровной днем книги, а к вечеру переживаем, а как же завтра будем работать? Но выходили из положения, в любом случае дети уходили из библиотеки не с пустыми руками»[30].

СЛАЙД 9:

После централизации, 1 декабря 1976 года детская библиотека №2 получила статус центральной детской библиотеки.

21 апреля 2006 г. центральная детская библиотека стала модельной. У юных читателей появилась возможность доступа к информации для развития их познавательных и творческих способностей посредством новых информационных технологий.

СЛАЙД 10: Сегодня центральная детская библиотека является методическим центром по руководству детским чтением для библиотек – филиалов, в её структуре: абонемент, читальный зал. Основная цель библиотеки: удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение равного доступа к информации.

СЛАЙД 11: С 1993 года детская библиотека является экологическим информационным центром, при библиотеке организованы экологические клубы: «Муравейник» /младший школьный возраст/, «Динозаврик» /средний школьный возраст/.

СЛАЙД 12: В 2002году совместно с детской поликлиникой сотрудники библиотеки создали «Школу будущих мам». Цель деятельности школы - реализация информационной и психологической поддержки будущих родителей, возрождение семейного чтения, а в данном случае – чтения материнского. Первичная социализация ребёнка не может произойти без эмоциональной привязанности к матери. А детский фольклор – колыбельные, потешки, пестушки – это и есть эмоциональная связь с ребёнком. Именно об этом и ведут беседы, обзоры, часы полезных советов библиотекари ЦГДБ с будущими мамами.

СЛАЙД 13:

С 2003 года при детской библиотеке функционирует Центр развивающего чтения для детей «Волшебная книга». Цель клуба - развитие у детей потребности в систематическом чтении, а также потребности в новых знаниях; ознакомление с классиками детской литературы. Для достижения цели используются традиционные и инновационные библиотечные методы. Ежемесячно для учащихся школы-интерната, социального приюта и реабилитационного центра и школ города проводились литературные марафоны, поэтические вечера, встречи с писателями, где ребята в свободной и непринужденной обстановке могли беседовать с библиотекарем о прочитанной ими книге. Своими мероприятиями библиотекари стараются приобщить детей к миру чтению, пробудить любовь к книге.

СЛАЙД 14:

С целью выявления основных направлений и форм работы с пользователями детской библиотеки мы подробно изучили отчёты по работе центральной городской детской библиотеки города Канаш за последние шесть лет с 2008 по 2013 годы, и провели их анализ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.