Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Муниципальный и общественный экологический контроль






Важность организации и осуществления муниципального эко­логического контроля обусловлена тем обстоятельством, что ис­точники вредных воздействий на состояние окружающей среды

 

XVI. Правовые основы экологического контроля

расположены на территориях муниципальных образований и многие экологические проблемы носят прежде всего локальный характер.

Требования о муниципальном экологическом контроле преду­смотрены в эколЪгическом законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении и в иных актах.

Общие требования о муниципальном экологическом контроле предусмотрены Законом об охране окружающей среды (ст. 68), согласно которому муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется орга­нами местного самоуправления или уполномоченными ими орга­нами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, уста­новленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Полномочия по обеспечению муниципального экологического контроля установлены Законом об общих принципах организа­ции местного самоуправления в РФ. В частности, важные задачи по охране окружающей среды могут быть решены посредством контроля за использованием земель на территории муниципаль­ного образования. В соответствии с Земельным кодексом РФ ор­ганы местного самоуправления играют активную роль на стадии согласования отвода земельного участка под строительство.

Во взаимодействии с территориальными подразделениями го­сударственных органов, ' осуществляющих контроль за охраной и использованием земель, органы местного самоуправления не до­пускают самовольного занятия земельных участков; следят за со­блюдением установленного режима их использования в соответ­ствии с их целевым назначением, принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства; обеспечивают выполне­ние экологических требований при отводе земель; контролируют соблюдение таких требований при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов.

В соответствии с Законом о недрах в компетенцию органов местного самоуправления входит контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных иско­паемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Для реализации полномочий органов местного самоуправле­ния в области охраны окружающей среды и использования при­родных ресурсов, в том числе по осуществлению муниципального экологического контроля, в последнее время в структуре этих ор­ганов создаются отделы по охране окружающей среды, вводится

4. Муниципальный и общественный экологический контроль

должность заместителя главы администрации по вопросам эколо­гии и санитарии1.

Решения органов и должностных лиц местного самоуправле­ния, принятые в пределах их полномочий, обязательны для ис­полнения всеми расположенными на территории муниципально­го образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также орга­нами местного самоуправления и гражданами. Такие решения могут быть отменены органами и должностными лицами, их при­нявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответствен­ность в соответствии с законами.

С учетом того, что человек, его права и свободы являются выс­шей ценностью, в целях реализации права каждого на благопри­ятную окружающую среду, а также в связи с низкой эффектив­ностью реализации экологической функции государством в российском экологическом праве остро стоит проблема разработ­ки и осуществления современной концепции общественного эко­логического контроля.

В формируемом правовом механизме взаимодействия общест­ва и природы имеется существенный сдвиг в направлении его де­мократизации. Важно то, что граждане и общественные экологи­ческие объединения получили некоторые возможности участво­вать в рамках права в обеспечении выполнения или контроле за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия хо­зяйственных и управленческих экологически значимых реше­ний. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в рамках ряда следующих процедур, в большей или меньшей степени урегулированных в законодательстве.

В соответствии с Земельным кодексом РФ граждане, общест­венные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в реше­нии вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для го­сударственных и муниципальных нужд и их предоставлением для строительства. Реализация этого права важна в контексте об­щественного контроля за распоряжением земельными ресурсами.

См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федера­ции. Учебник. М., 1997. С. 318.

 

XVI. Правовые основы экологического контроля

Однако формы и процедуры участия общественности в решении вопросов предоставления земельных участков для строительства Земельный кодекс РФ не устанавливает. Он ограничивается поло­жением о том, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строи­тельства (ст. 31). Правда, при предоставлении земельных участ­ков в местах традиционного проживания и хозяйственной дея­тельности коренных малочисленных народов и этнических общностей допускается проведение сходов и референдумов граж­дан. Решение принимается с учетом их результатов.

Общественные контрольные функции по проверке выполне­ния экологических требований реализуются также в рамках об­щественных слушаний по результатам оценки воздействия пла­нируемой деятельности на окружающую среду, общественной экологической экспертизы.

Важной формой осуществления общественного экологическо­го контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природо­охранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которое предусмотрено рядом законов. На основе полученной ин­формации граждане и общественные формирования вправе обжа­ловать решения, действия и бездействие, нарушающие их эколо­гические права и законные интересы, в суде. С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологи­ческой экспертизы, если оно противоречит требованиям законо­дательства, экологическим правам и интересам граждан и обще­ственных формирований.

Повышению эффективности экологического контроля в Рос­сии способствовало бы развитие сотрудничества и взаимодействие всех органов контроля, особенно государственного и общественно­го, с органами прокуратуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.