Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и роль экологически значимой информации






Обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе.

Прежде всего такая информация необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, ре­ализация которых связана с отрицательным воздействием на со­стояние окружающей среды. Экологическая информация необхо­дима гражданам для защиты своих экологических прав с целью вмешательства в природоохранительную деятельность государст­ва, предпринимательских структур, когда те не выполняют воз­ложенных на них законодательством задач. В Федеральном зако­не от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»1 прямо говорится о том, что доступ физи­ческих и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контро­ля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, окружающей среды и других сфер общественной жизни.

Очевидна исключительная важность обладания информацией О состоянии окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, Когда существует опасность причинения вреда здоровью большо­го числа людей. Наличие своевременной информации позволяет Минимизировать возможный вред.

В России и в мире сформирован достаточно развитой банк эко­логически значимой информации о количественных и качествен­ных характеристиках природных объектов, о воздействиях за-

Далее — Закон об информации.

IX. Правовые основы информационного обеспечения

грязненной окружающей среды на здоровье человека и др. Ука­зывая на очевидную тенденцию расширения знаний человека в данной сфере, необходимо одновременно подчеркнуть факт остро­го дефицита соответствующей информации. Такая ситуация ха­рактерна не только для России, но и для других государств, в том числе экономически высокоразвитых, мирового сообщества в целом.

Так, в мире существует около 100 000 коммерческих химичес­ких веществ, хотя на долю 1500 из них приходится 95% мирово­го производства. При этом, однако, отсутствуют крайне важные данные, необходимые для оценки опасности большого числа этих производимых в значительных объемах химических веществ для здоровья человека и окружающей среды. По данным ЮНЕП на 1992 г., из 3350 видов пестицидов, используемых в мире, данные о токсичности имелись лишь в отношении 10%. Из 8627 пище­вых добавок данные о токсичности отсутствовали относительно 80%, а из 1815 лекарств данные о токсичности отсутствуют при­мерно для 42%! .

Приведенные цифры свидетельствуют, в частности, о сущест­венном дефиците экологически значимой информации в такой важнейшей сфере, как быт, а ведь с ним связаны все граждане, в том числе должностные лица органов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды. Такое положение с информацией заставляет сконцентрировать усилия на выявле­нии опасностей, связанных с использованием разного рода мате­риалов и веществ.

Что представляет собой экологически значимая или экологи­ческая информация? Общее понятие информации дает Закон об информации — это сведения о лицах, предметах, фактах, событи­ях, явлениях и процессах независимо от формы их представле­ния. Понятие экологической информации охватывается приве­денным общим понятием, но оно, кроме того, должно отражать специфику предмета. В законодательстве отсутствует определе­ние экологической информации. Между тем для реализации права граждан на информацию о состоянии окружающей среды и его защиты нормативное решение этого вопроса было бы по­лезным.

В целом это — огромный массив разнообразной информации. С точки зрения потребностей граждан, юридических лиц и госу

См.: Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документь конференции в Рио-де Жанейро в популярном изложении. Женева, 1993. С. 35.

2. Право граждан на экологически значимую информацию

дарственных органов, в контексте принятия экологически значи­мых решений и защиты законных прав и интересов разных субъ-. ектов такая информация может содержать данные:

• о состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного возду­ха, фауны, флоры, природных комплексов;

• об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;

• о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;

• о деятельности, отрицательно влияющей или могущей по­влиять на природные объекты и человека;

• о мерах по охране окружающей среды, в том числе право­вых, административных и иных;

• о деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природны­ми ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и закон­ных интересов физических и юридических лиц, если необходи­мость осуществления такой деятельности установлена законода­тельством России.

Пользователями экологически значимой информацией явля­ется наиболее полный круг субъектов экологического права. В него входят граждане, общественные формирования, лица, за­нимающиеся предпринимательской деятельностью без образова­ния юридического лица, предприятия и организации, государст­венные структуры. Экологически значимой информацией пользу­ются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти.

; 2. Право граждан на экологически значимую информацию

2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

' Чернобыльская катастрофа с особой остротой поставила во­прос об экологической информации и доступе к ней граждан. Как реакция на эту общественную потребность, Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» гражданам было Предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информа­ции о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Позже

 

IX. Правовые основы информационного обеспечения

2. Право граждан на экологически значимую информацию

Конституция РФ также закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Какую информацию о состоянии окружающей среды можно считать достоверной, полной и своевременной?

Достоверной является неискаженная (заведомо или по не­брежности) экологически значимая информация, которой распо­лагают или должны располагать специально уполномоченные го­сударственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компе­тенции. Уровень достоверности зависит от уровня развития эко­логической и иной науки и техники и имеет тенденцию к возрас­танию. При оценке достоверности информации могут учитывать­ся реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информа­цию о состоянии окружающей среды.

Полной можно считать информацию, которая передается за­интересованным лицам в том объеме, в котором может или дол­жен обладать ею государственный орган, орган местного само­управления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в пределах их компетен­ции.

Своевременной является информация, передаваемая лицу, об­ратившемуся за нею, в возможно короткие сроки с момента за­проса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Если точный срок законодательно не уста­новлен, то для его определения может применяться правило «ра­зумного срока», предусмотренное ГК РФ.

2.2. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье

Состояние окружающей среды относится к существенным факторам, влияющим на состояние здоровья человека. Одним из средств, обеспечивающих право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, является право на информацию о факторах, влияющих на здоровье, уста­новленное Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19).

В соответствии с названными Основами граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информа­ции о факторах, способствующих сохранению здоровья или ока­зывающих на него вредное влияние, включая информацию о са-

нитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания (в том числе информацию о состоянии воздуха, воды и т.п.), ра­циональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других фак­торах.

Обязанность предоставления указанной информации возложе­на Основами на местную администрацию. Предоставляется она через средства массовой информации или непосредственно граж­данам по их запросам. Порядок ее предоставления устанавлива­ется Правительством РФ.

Право граждан на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье, предусмотрено и в других за­конах. В соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологичес­ком благополучии населения граждане имеют право получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждени­ях государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологичес­кой обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопас­ности продукции производственно-технического назначения, пи­щевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 8).

Федеральный закон «О радиационной безопасности населе­ния»1 (ст. 23) устанавливает право граждан и общественных объ­единений на получение объективной информации от организа­ции, осуществляющей деятельность с использованием источни­ков ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.

Обеспечению права граждан на информацию о факторах, вли­яющих на здоровье, служит ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного само­управления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непо­средственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это право воспроизведено в ст. 2 Закона об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: каждый гражданин имеет право получить, а

Далее — Закон о радиационной безопасности.

IX. Правовые основы информационного обеспечения

 

должностные лица, государственные служащие обязаны предо­ставить ему возможность ознакомления с документами и матери­алами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Наряду с правом обращаться лично, а также направлять в го­сударственные органы и органы местного самоуправления инди­видуальные и коллективные обращения по вопросам защиты на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера» граждане имеют право быть информиро­ванными о риске, которому они могут подвергнуться в определен­ных местах пребывания на территории страны, и о мерах необхо­димой безопасности.

Таким образом, действующее законодательство России доста­точно широко регламентирует право граждан на экологически значимую информацию.

3. Правовое регулирование сбора, накопления,

распространения и доступа к экологически значимой

информации

В целом в России существует достаточно развитое законода­тельство по вопросам сбора, накопления, распространения и до­ступа к экологической информации. Наиболее важные положе­ния содержатся в Конституции РФ. В частности, Конституция устанавливает право каждого свободно искать, получать, переда­вать, производить и распространять информацию любым закон­ным способом (ч. 4 ст. 29).

Это право реализуется прежде всего через средства массовой информации, предоставляющие возможность наиболее широкого и доступного поиска, получения и распространения общественно значимых сведений. В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «О сред­ствах массовой информации» (с изм. и доп.) предусматривается, что граждане имеют право на оперативное получение через сред­ства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объеди­нений, их должностных лиц по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

3. Правовое регулирование доступа к экологически значимой информации 195

Важная роль в регулировании сбора, накопления, распростра­нения и доступа к экологической информации принадлежит За­кону об информации. Он касается формирования и распростране­ния определенной категории информации - - государственных информационных ресурсов. Закон устанавливает принцип, со­гласно которому государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составля­ет документированная информация, отнесенная законом к кате­гории информации ограниченного доступа.

Названный Закон содержит требования относительно обяза­тельного предоставления информации отдельными субъектами. Обязанность предоставления органам и организациям, ответст­венным за формирование и использование государственных ин­формационных ресурсов, документированной информации возла­гается на граждан, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объеди­нения. Правительство РФ при этом утверждает перечни представ­ляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обра­ботку федеральных информационных ресурсов. При регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления.

В контексте правового регулирования сбора экологической информации важно рассмотреть проблему единства измерений в области охраны окружающей среды и природопользования. В науке экологического права и в экологическом законодательст­ве этой проблеме почти не уделяется внимание, несмотря на ее актуальность. К немногим актам экологического законодательст­ва, устанавливающим требования, касающиеся обеспечения единства измерений, относится Федеральный закон от 19 июля 1998 г.«О гидрометеорологической службе» (с изм. и доп.)1. Со­гласно ст. 10 участники деятельности гидрометеорологической службы обязаны соблюдать законодательство РФ об обеспечении единства измерений, в том числе требования, установленные спе­циально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, при проведении наблюдений за состоянием окружающей природ­ной среды, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распро-

1 Далее — Закон о гидрометеослужбе.

 

IX. Правовые основы информационного обеспечения

странении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции.

Адекватного нормативного и технического решения не только в рамках информационного обеспечения охраны окружающей среды применительно, к примеру, к мониторингу, статистичес­кой отчетности, ведению кадастров природных ресурсов, но и эко­логическому контролю и другому требует проблема единства из­мерений в сфере взаимодействия общества и природы.

Правовые основы обеспечения единства измерений, в том числе защита прав и законных интересов граждан, установленно­го правопорядка и экономики России от отрицательных послед­ствий недостоверных результатов измерений регулируются Зако­ном РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измере­ний». Под единством измерений понимается состояние измере­ний, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за уста­новленные границы с заданной вероятностью.

Закон предусматривает, что измерения должны осуществлять­ся в соответствии с аттестованными в установленном порядке ме­тодиками. Порядок разработки и аттестации методик выполне­ния измерений определяется Госстандартом России.

Закон об информации закрепляет принцип открытого доступа к государственным информационным ресурсам. Возможности свободного получения экологической информации от предпри­ятий предусмотрены Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, некоторыми другими законами. Это су­щественно расширяет возможности граждан в защите своих ин­тересов, связанных с охраной здоровья не только от вредного воз­действия окружающей среды, но и от иных факторов (таких, например, как товары народного потребления — бытовая химия, лекарства и др.), которые при определенных обстоятельствах также могут быть связаны с окружающей средой.

Таким образом, российское законодательство предоставляет гражданам право требовать и получать экологически значимую информацию от основных субъектов — ее обладателей: уполномо­ченных государственных органов и предприятий (организа­ций) — природопользователей. С практической точки зрения, од­нако, важно иметь в виду, что установленное Конституцией РФ право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды носит абсолютный характер, т.е. касается любой экологи­чески значимой информации, обладающей режимом свободного

3. Правовое регулирование доступа к экологически значимой информации 197

доступа. Основываясь на этом праве, гражданин может требовать предоставления ему любой «открытой» информации.

Сбор, накопление, распространение, доступ к экологически значимой информации регулируются также рядом природоохра­нительных актов, предусматривающих разнообразные пути и формы сбора, накопления и иные виды обращения с такой инфор­мацией. Например, одним из средств получения экологически значимой информации служит проведение общественных слуша­ний при оценке воздействия новой планируемой деятельности на окружающую среду, проведение государственной экологической экспертизы. Другое средство - - предоставление предприятием информации государственным природоохранительным органам при обращении к ним с заявками на получение разрешений на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Еще одно — разного рода маркировки потенциально опасных веществ и продуктов и сопроводительные документы на такие вещества и продукты. Так, в соответствии с проектом Федерального закона об опасных веществах для распознавания опасных веществ и обес­печения людей, имеющих доступ к ним, информацией по безопас­ному обращению все опасные вещества должны быть снабжены соответствующей информацией. Кроме того, с целью предоставле­ния потребителю достоверной информации о безопасном исполь­зовании, хранении, транспортировании и утилизации предпри­ятие, производящее или поставляющее вещество на рынок, должно составлять паспорт безопасности вещества. Таким средст­вом может быть и обращение органов экологического контроля к предприятиям с требованием о предоставлении соответствующей информации.

Наконец, в определенных случаях предприятия или природо­охранительные органы сами обязаны предоставлять экологичес­ки значимую информацию. В какой степени урегулированы отно­шения, касающиеся обязательного информирования населения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды? В законодательстве эти вопросы решены применительно к не­скольким группам отношений: по подготовке и принятию эколо­гически значимых хозяйственных, управленческих и иных реше­ний; по использованию экологически потенциально опасных товаров (работ, услуг); а также связанным с аварийными ситуа­циями.

Обязательное информирование населения по вопросам приро­допользования и охраны окружающей среды при подготовке эко­логически значимых решений предусмотрено процедурой оценки

IX. Правовые основы информационного обеспечения

воздействия планируемой деятельности на окружающую среду (подробно эти вопросы рассмотрены в разд. XI «Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экс­пертизы»). Кроме того, оно установлено Земельным кодексом РФ в рамках предварительного согласования места размещения пред­приятий и иных объектов. В соответствии с Кодексом органы местного самоуправления городских и сельских поселений ин­формируют население о возможном или предстоящем предостав­лении земельных участков для строительства. При этом гражда­не, общественные организации (объединения) и органы террито­риального общественного самоуправления имеют право участво­вать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предо­ставлением этих земельных участков для строительства.

Предусмотренная Законом о защите прав потребителей обя­занность информирования граждан в связи с использованием эко­логически потенциально опасных товаров (работ, услуг) соответ­ствует праву потребителя на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортиров­ки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья, окружаю­щей среды, а также не причинял вред имуществу. Если для без­опасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специаль­ные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать их в со­проводительной документации на товар (работу, услугу), на эти­кетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполни­тель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Чрезвычайно важно информирование населения об экологи­чески значимых факторах, влияющих на здоровье людей. Для обеспечения установленного Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан права граждан на информацию о факто­рах, влияющих на здоровье, на местную администрацию возло­жена обязанность предоставления соответствующей информации через средства массовой информации или непосредственно граж­данам по их запросам.

И, наконец, обязательное информирование населения преду­смотрено при чрезвычайных экологически значимых ситуациях. В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера» органы местного самоуправления самостоятельно обеспечивают своевременное оповещение и информирование насе-

3. Правовое регулирование доступа к экологически значимой информации 199

ления об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычай­ных ситуаций. Кроме того, Закон о радиационной безопасности установил обязанность организации, осуществляющей деятель­ность с использованием источников ионизирующего излучения, в случае радиационной аварии проинформировать о ней органы го­сударственной власти, в том числе федеральные органы исполни­тельной власти, осуществляющие государственный надзор и кон­троль в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на ко­торых возможно повышенное облучение.

Предупреждая об ответственности за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, Конституция РФ (ст. 41) устанавливает тем самым гарантию информирования населения о соответствующих угрозах.

Хотя в последние годы информация в области охраны окру­жающей среды в стране стала более доступной и обширной, чем ранее, серьезные правовые проблемы в данной сфере остаются. Наиболее острая из них касается сокрытия экологически значи­мой информации от населения. В конце 1994 г. в результате на­рушения технологической дисциплины на Архангельском целлю-лозно'бумажном комбинате (ЦБК) 16 т соединений ртути ушло прямиком в Северную Двину. Пять суток местные органы власти, включая санитарные и природоохранительные органы, скрывали от населения, что в водопровод поступает вода, отравленная со­единениями ртути. Город узнал об этом из газеты «Правда Севе­ра», которая напечатала о загрязнении реки заметку ИТАР-ТАСС из Москвы.

Чиновники, причастные к сокрытию от общественности факта загрязнения реки ртутью, наказаны не были1.

Что касается защиты права граждан на достоверную информа­цию о состоянии окружающей среды, то она обеспечивается в по­рядке, определяемом Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Меры ответст­венности за нарушение прав граждан на экологически значимую информацию установлены законодательством об административ­ных правонарушениях и уголовным законодательством.

Филиппов Виктор. Снова отравили Северную Двину // Известия. 1995. 4авг.

IX. Правовые основы информационного обеспечения

4. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации

Как уже было отмечено, не вся информация, в частности в об­ласти охраны окружающей среды, может быть открытой для сво­бодного доступа к ней. Мировая практика развивается по пути установления режима ограниченного доступа в отношении части экологически значимой информации. Речь идет о сведениях, со­ставляющих тайну. По российскому законодательству существу­ет государственная, служебная, коммерческая, банковская, вра­чебная тайна, тайна исповеди. В большей или меньшей мере эти разновидности тайны имеют отношение к экологически значимой информации.

Одновременно в Законе об информации определяются виды информации, на которую запрещено устанавливать режим огра­ниченного доступа. К таким видам отнесены:

• законодательные и другие нормативные акты, устанавли­вающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объедине­ний, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

• документы, содержащие информацию о чрезвычайных си­туациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необхо­димую для обеспечения безопасного функционирования населен­ных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Законом РФ от 21 июля 1993 г.«О государственной тайне» (с изм. и доп.). В соответствии с Законом под государст­венной тайной понимаются «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, раз­ведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». По Закону не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и ка­тастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях; о состоянии эко­логии, здравоохранения, санитарии.

Президент РФ своим Указом утвердил Перечень сведений, от­несенных к государственной тайне. В Перечень включены неко­торые сведения экологической направленности, относимые к

4. Ограничения свободного доступа к экологически значимой информации 201

военной области, к области экономики, науки и техники. В част­ности, к таким сведениям отнесены сведения о дислокации, на­значении, степени готовности или защищенности режимных объ­ектов, не подпадающие под обязательства РФ по международным договорам, о выборе, отводе земельных участков, недр или аква­торий для строительства указанных объектов, а также о проводи­мых изыскательских, проектных и иных работах по созданию этих объектов.

К государственной тайне отнесены также сведения о балансо­вых запасах в недрах страны природных алмазов от 25 млн карат и выше, золота от 100 т и выше, платины, металлов платиновой группы (палладия, иридия и др.) от 50 т и более и др. Таким же режимом обладают сведения, раскрывающие ресурсный потенци­ал, балансовые запасы в недрах или данные о добыче стратегичес­ких видов полезных ископаемых в целом по России и ее субъек­там.

Кроме государственной тайны, законодательством регулиру­ется обращение с экологически значимыми данными, составляю­щими предмет служебной и коммерческой тайны. В соответствии с ГК РФ информация составляет служебную или коммерчес­кую тайну в случае, когда она имеет действительную или потен­циальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее треть­им лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиден­циальности. В условиях рыночной экономики предприниматели могут быть заинтересованы в сокрытии экологически значимой технологии производства.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую или служебную тайну, определяются законом и иными правовыми ак­тами. Так, постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять ком­мерческую тайну» установлено, в частности, что не могут отно­ситься к коммерческой тайне предприятия и предпринимателя сведения о загрязнении окружающей среды, реализации продук­ции, причиняющей вред здоровью населения, а также других на­рушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба.

Могут ли распространяться на сведения экологического ха­рактера положения о банковской тайне? Очевидно, могут. Пред­приятия, иные субъекты экологических правоотношений могут пользоваться услугами банков и по каким-либо соображениям не Желать разглашения соответствующих данных. Банковская

IX. Правовые основы информационного обеспечения

тайна регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 3 фев­раля 1996 г.)1.

Закон «Осанках и банковской деятельности» устанавливает, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и 'корреспонден­тов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспон­дентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит закону.

Одновременно Закон определяет круг государственных орга­нов и лиц, которым такие сведения могут предоставляться. Так, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осу­ществляющих предпринимательскую деятельность без образова­ния юридического лица, выдаются кредитной организацией судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, орга­нам налоговой службы, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. При согласии прокурора такие сведения могут быть предоставле­ны органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Такие ситуации могут иметь место, к примеру, при нарушении правового требования о финансировании объекта, подлежащего государственной экологической экспертизе, лишь при наличии положительного заключения такой экспертизы.

При анализе и характеристике экологически значимой инфор­мации необходимо иметь в виду нормативные положения о вра­чебной тайне. Ее статус определяется Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Врачебную тайну составляет ин­формация о факте обращения за медицинской помощью, состоя­нии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные све­дения, полученные при его обследовании и лечении. Очевидно, что такая информация может быть связанной с вредным воздей­ствием на здоровье человека загрязненной окружающей среды. Возникает вопрос: может ли гражданин быть заинтересован в со­крытии соответствующих сведений? При положительном ответе на него гражданину должна быть подтверждена гарантия конфи­денциальности передаваемых им сведений. В этом случае они не могут распространяться лицами, которым стали известны при

1 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1998. № 31. Ст. 3829; 1999. № 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. № 26. Ст. 2586; № 33 (Ч. I). Ст. 3424; 2002. № 12. Ст. 1093.

5. Источники экологически значимой информации

обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей.

Только с согласия гражданина или его законного представите­ля допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в ин­тересах обследования и лечения пациента, для проведения науч­ных исследований, публикации в научной литературе, использо­вания этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Законодательством предусмотрена гарантия сохранения в тайне сведений, отнесенных к тому или другому ее виду. За раз­глашение лицами, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие государственную, коммерчес­кую или иную тайну, с учетом причиненного ущерба они несут дисциплинарную, административную или уголовную ответствен­ность в соответствии с законодательством РФ и субъектов Феде­рации.

Таким образом, информация экологического характера в ос­новном должна быть открытой, свободной, доступной.

5. Источники экологически значимой информации

При оценке источников экологически значимой информации важно подчеркнуть, что развитие отношений в сфере взаимодей­ствия общества и природы и, в частности, всякая деятельность, осуществляемая в рамках экологического права, сопровождается накоплением такой информации. Объективно с этим процессом связаны экологическое нормирование, оценка воздействия на ок­ружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое ли­цензирование, развиваемая договорная практика, экологическая сертификация, аудит, контроль, применение мер юридической ответственности.

Одновременно в экологическом праве можно выделить ряд специфических источников. В их числе - - сами нормативные правовые акты, экологический мониторинг, государственные кадастры природных ресурсов, экологический паспорт предпри­ятия, радиационно-гигиенические паспорта организаций и терри­торий, декларация безопасности промышленного объекта, госу­дарственные доклады о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.

IX. Правовые основы информационного обеспечения

5. Источники экологически значимой информации

5.1. Источники нормативной экологически значимой информации

Законы и другие нормативные правовые акты содержат специ-фическую'информацию: их нормы несут информацию о должном поведении субъектов экологических правоотношений. Не обла­дая такого рода информацией, природопользователи и иные субъ­екты, которым адресованы нормативные требования, оказывают­ся в затруднительном положении. Незнание закона не освобожда­ет их от ответственности.

Одним из факторов эффективности права является облада­ние его субъектами информацией о нормативных правовых актах, устанавливающих права и обязанности в области приро­допользования и охраны окружающей среды. Чтобы обеспечить исполнение закона, необходимо довести его до исполнителя. Социологические исследования, которые проводились сектором экологического права Института государства и права РАН, иными исследовательскими центрами и отдельными юристами-экологами, показывают, что руководители и другие должност­ные лица государственных органов, предприятий часто не имеют правовых актов, исполнять которые они обязаны, и по­тому не всегда знают, что должны делать в области охраны ок­ружающей среды.

Опубликование природоохранных нормативных актов — пер­вый шаг к доступу к правовой информации. Но в какой степени они свободно доступны для общественности, организаций, долж­ностных лиц и даже государственных органов? Наиболее развиты официальные (государственные) банки правовой информации в форме регулярного издания «Собрания законодательства Россий­ской Федерации», «Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Бюллетеня нормативных актов феде­ральных органов исполнительной власти» и некоторых других.

5.2. Государственный статистический учет и отчетность

Государственный статистический учет в области природополь­зования и охраны окружающей среды является одним из источ­ников экологически значимой информации. Ведется он как Госу­дарственным комитетом РФ по статистике (Госкомстат России), так и специальными государственными органами в области при­родопользования и охраны окружающей среды.

Органам государственной статистики предоставляют инфор­мацию о состоянии окружающей среды, видах и уровнях вредных воздействий на нее как юридические лица — природопользовате­ли, так и специально уполномоченные государственные органы.

Госкомстат и его территориальные подразделения ведут учет экологически значимой информации по следующим утверждае­мым постановлениями Госкомстата формам:

• форма № 2-тп (воздух) (годовая) «Сведения об охране атмо­сферного воздуха»;

• форма № 2-тп-воздух (срочная) «Сведения об охране атмо­сферного воздуха»;

• форма № 12-лх (годовая) «Сведения о лесозащите»;

• форма № 2-тп (радиоактивные вещества) (годовая) «Сведе­ния о наличии, производстве, поступлении и передаче радиоак-.тивных веществ, радионуклидных источников»;

• форма № 2-тп (радиоактивность) (годовая) «Сведения о ра­диоактивных отходах, поступлении радионуклидов в окружаю­щую среду и загрязненных ими территориях»;

• форма № 4-ос (годовая) «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природо-ресурсных платежах»;

• форма № 2-ос (годовая) «Сведения о выполнении водоохран­ных работ на водных объектах»;

• форма № 2-тп (токсичные отходы) (годовая) «Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсич­ных отходов производства и потребления»;

• форма № 6-ос (полугодовая) «Сведения о загрязнении окру­жающей среды при авариях на магистральных трубопроводах»;

• форма № 5-лх (годовая) «Сведения о лесных пожарах»;

• а также по некоторым другим формам.

Практически не решены в российском экологическом законо­дательстве вопросы отчетности природопользователей о своей де­ятельности перед государственными природоохранительными ор­ганами. Ни в Законе об охране окружающей среды, ни в других актах экологического законодательства не предусматриваются требования об отчетности по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Являясь формой контроля, отчетность может играть сущест­венную роль в совершенствовании природоохранной деятельнос­ти. Она будет служить источником соответствующей информации не только для государственных структур. Важно, чтобы в услови­ях развития рыночных отношений дирекции компаний, акцио-

IX. Правовые основы информационного обеспечения

нированных предприятий представляли отчеты о своей природо­охранительной деятельности акционерам. Выделяя экологичес­кие аспекты, к примеру, в бухгалтерской и финансовой отчетнос­ти, просчитываются как объемы инвестиций экологического ха­рактера, так и достигнутый за их счет экономический эффект (на­пример, объем сэкономленных средств в результате внедрения энергосберегающих технологий, более высокой доли переработки вторичного сырья и т.д.).

5.3. Мониторинг окружающей среды

Мониторинг окружающей среды — это система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогно­за изменений ее состояния под воздействием природных и антро­погенных факторов. В соответствии с законодательством прово­дится мониторинг как окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов — земли, вод, атмосферного воздуха и других природных объектов.

Организация и проведение мониторинга окружающей среды регулируется многими актами экологического законодательства на уровне Российской Федерации и ее субъектов, включая Зако­ны об охране окружающей среды (ст. 63), о гидрометеослужбе, о недрах (ст. 36.1), об охране атмосферного воздуха (ст. 23), о жи­вотном мире (ст. 15), о внутренних морских водах, территориаль­ном море и прилежащей зоне Российской Федерации (ст. 36), Зе­мельный кодекс РФ (ст. 67), Водный кодекс РФ (ст. 78), Лесной кодекс РФ (ст. 69). Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусматривается проведение социаль­но-гигиенического мониторинга (ст. 45), содержащего элементы мониторинга окружающей среды.

Законодательство устанавливает обязательность проведения государственного и негосударственного мониторинга окружаю­щей среды. Так, Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Рос­сийской Федерации обязывает юридические лица и граждан-предпринимателей разрабатывать предложения по программе экологического мониторинга на всех этапах реализации намечае­мой хозяйственной и иной деятельности.

Некоторые общие и основные положения о мониторинге окру­жающей среды сформулированы в Законе об охране окружающей среды. Согласно ст. 63 государственный мониторинг окружаю­щей среды осуществляется в соответствии с законодательством

5. Источники экологически значимой информации

РФ и субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружаю­щей среды, а также обеспечения потребностей государства, юри­дических и физических лиц в достоверной информации, необхо­димой для предотвращения и (или) уменьшения неблагопри­ятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного монито­ринга окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, по­лученная при осуществлении государственного мониторинга ок­ружающей среды, используется органами государственной влас­ти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и при­нятия соответствующих решений, разработки федеральных про­грамм в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприя­тий по охране окружающей среды.

С целью повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды постановлением Пра­вительства РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государствен­ная система экологического мониторинга. В ней участвуют все специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и использования природных ре­сурсов.

Наиболее солидной базой мониторинга обладает Росгидромет, являющийся специально уполномоченным государственным ор­ганом в данной сфере. Так, в 1998 г. наблюдения за состоянием атмосферы проводились регулярно на 602 стационарных постах в 238 городах и поселках России. В большинстве городов измеря­ются концентрации от 5 до 25 веществ.

Отбор проб почвы производился в 176 хозяйствах, располо­женных на территории 36 субъектов РФ. В отобранных пробах определяется 21 наименование пестицидов.

Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачено более 120 водных объек­тов, на которых расположено 156 пунктов контроля. Программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей1.

Получает развитие производственный экологический монито­ринг, т.е. мониторинг, осуществляемый предприятиями. К при­меру, с октября 1995 г. создана система мониторинга в АО «Газ-

Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Рос­сийской Федерации в 1998 году. М., 1999.

IX. Правовые основы информационного обеспечения

5. Источники экологически значимой информации

пром». При ее проектировании предусматривается мониторинг источников загрязнения, объемов выбросов загрязняющих ве­ществ в атмосферу и сброса сточных вод; информационное взаи­модействие с территориальными службами Росгидромета, МПР России и другими органами.

Одним из основных результатов проведения мониторинга ок­ружающей среды является получение данных о ее состоянии. За­коном о гидрометеослужбе предусмотрено создание единого госу­дарственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (ст. 15). Единый государственный фонд данных представляет собой упорядоченную, постоянно пополняе­мую совокупность документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, получаемой в ре­зультате деятельности Федеральной службы России по гидроме­теорологии и мониторингу окружающей среды, других заинтере­сованных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъ­ектов РФ, физических и юридических лиц (независимо от их ор­ганизационно-правовой формы) в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агромете­орологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), монито­ринга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения. Он формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Создание и веде­ние единого государственного фонда данных о состоянии окру­жающей природной среды, ее загрязнении регулируется поста­новлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г.

В соответствии с Законом о гидрометеослужбе информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении предо­ставляется пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров (ст. 17). Положением об информационных услу­гах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения ок­ружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г., конкретизированы усло­вия предоставления информации. Бесплатно информация в об­ласти гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государствен­ной власти РФ и ее субъектов, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций. Другим пользователям (потребителям) информация в облас­ти гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной

среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи.

Данные мониторинга природной среды служат основой для ве­дения государственных кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных ре­шений.

5.4. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов

Государственным кадастром природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и техни­ческих показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воз­действий. На основе кадастров проводится денежная оценка при­родного ресурса, его продажная цена, система мер по восстанов­лению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержа­щиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при при­нятии решения о предоставлении природного ресурса в пользо­вание.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям. В соответствии с экологическим законодательст­вом ведется государственный земельный кадастр, государствен­ный кадастр месторождений и проявлений полезных ископае­мых, государственный лесной кадастр, государственный водный кадастр, государственный кадастр объектов животного мира, го­сударственный кадастр особо охраняемых природных террито­рий, государственный кадастр отходов. Как особую разновид­ность кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.

Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объек­тов, в экологическом законодательстве предусмотрено ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов.

Регулируется ведение государственных кадастров преимуще­ственно природоресурсным законодательством на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. При этом общие требования предусматриваются соответствующими кодификационными ак-

IX. Правовые основы информационного обеспечения

тами: Земельным кодексом РФ (ст. 70), Лесным кодексом РФ (ст. 68), Водным кодексом РФ (ст. 79), Законами о недрах (ст. 30), о животном мире (ст. 14), «Об особо охраняемых природ­ных территориях» (ст. 4), «Об отходах производства и потребле­ния» (ст. 20). Согласно этим законам порядок ведения соответст­вующего государственного кадастра устанавливается или специ­альными законодательными актами, или Правительством РФ.

Ведение земельного кадастра регулируется Федеральным за­коном «О государственном земельном кадастре». Закон опреде­ляет полномочия органов государственной власти РФ и субъек­тов РФ, а также органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного зе­мельного кадастра, состав сведений и документов государствен­ного земельного кадастра, ведение государственного земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр содержит сведения о: зе­мельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправле­ние; землях и границах субъектов РФ; землях и границах РФ.

На всей территории РФ ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Сведения о состоянии и об использовании земельных участ­ков, их площадях, местоположении, экономических и качест­венных характеристиках вносятся в документы государствен­ного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладате­лями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, земле­устроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. При этом в отношении каж­дой категории земель применяется определенный перечень све­дений о земельных участках.

Порядок ведения иных кадастров регулируется, в частности, Положением о ведении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г., постановлениями Правительства РФ от 10 нояб­ря 1996 г. «О порядке ведения государственного учета, государст­венного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира», от 19 октября 1996 г. «О порядке ведения го-

5. Источники экологически значимой информации

сударственного кадастра особо охраняемых природных террито­рий», от 26 октября 2000 г. «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов». Важные экологически значимые характеристики содержатся в государственном градостроительном кадастре, предусмотрен­ном Градостроительным кодексом РФ. Государственный градо­строительный кадастр включает, в частности, сведения:

• об экологическом, инженерно-геологическом, о сейсмичес­ком, гидрологическом состоянии территорий;

• об объектах инженерной, транспортной и социальной ин­фраструктур и о благоустройстве территорий;

• о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке;

• о зонировании территорий и о градостроительных регламен­тах территориальных зон.

Ведутся кадастры соответствующими государственными орга­нами управления использованием и охраной природных ресурсов и объектов. Работу по формированию территориальных кадастров природных ресурсов и объектов на подведомственной территории организуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Для этого они могут создавать территориальные кадастровые центры.

5.5. Экологический паспорт предприятия.

Радиационно-гигиенический паспорт организации

и территории. Декларация безопасности

промышленного объекта

Экологический паспорт предприятия, декларация безопаснос­ти промышленного объекта и радиационно-гигиенический пас­порт организаций и территорий — относительно новые правовые формы информационного обеспечения рационального природо­пользования и охраны окружающей среды.

Экологический паспорт предприятия представляет собой ком-•плекс данных об уровне использования предприятием природ­ных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду. Требования по ведению такого паспорта предусмотрены ГОСТом 17.0.0.04-90, введенным в действие 15 октября 1990 г. Паспорт разрабатывается предприятием за счет собственных средств и ут­верждается его руководителем после согласования с территори­альным органом Министерства природных ресурсов РФ.

В паспорте должны содержаться:

• общие сведения о предприятии и его реквизиты;

 

IX. Правовые основы информационного обеспечения

• краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия;

• краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков;

• cBefleHH»o6 использовании земельных ресурсов; о рекульти­вации земель;

• характеристика сырья, используемых материальных и энер­гетических ресурсов;

• характеристика выбросов в атмосферу; водопотребления и водоотведения; отходов;

• сведения о транспорте предприятия;

• сведения об эколого-экономической деятельности предпри­ятия.

Радиационно-гигиенические паспорта организаций и терри­торий предусмотрены Законом о радиационной безопасности, со­гласно ст. 13 которого в радиационно-гигиенические паспорта ор­ганизаций, территорий заносятся результаты ежегодной оценки состояния радиационной безопасности. Оценка радиационной безопасности проводится органами государственной власти, орга­нами местного самоуправления, а также организациями, осу­ществляющими деятельность с использованием источников иони­зирующего излучения, при планировании и проведении меро­приятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, ана­лизе эффективности указанных мероприятий.

Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

• характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

• анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопас­ности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

• вероятность радиационных аварий и их масштаб;

• степень готовности к эффективной ликвидации радиацион­ных аварий и их последствий;

• анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

• число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утвержден постановлением Правитель­ства РФ от 28 января 1997 г.

5. Источники экологически значимой информации

Декларация безопасности промышленного объекта является документом, содержащим разнообразную, в том числе экологи­чески значимую информацию о промышленном объекте. Появле­ние этого документа обусловлено частыми авариями на промыш­ленных объектах, влекущими порой тяжелые экономические, социальные и экологические последствия. Декларация безопас­ности призвана служить инструментом предупреждения и подго­товки к действиям в чрезвычайных ситуациях на промышленных объектах.

Разработка декларации регулируется ст. 14 Федерального за­кона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Декларация разрабатывается предприятиями, учреж­дениями и организациями независимо от их организационно-пра­вовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов, должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вы­вода из эксплуатации и содержать:

а) сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта;

б) основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на промышленном объекте продукции;

в) анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение источников опасности, оценку условий раз­вития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ;

т) характеристику систем контроля за безопасностью про­мышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предуп­реждению чрезвычайных ситуаций;

д) сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и насе­ления о возникновении чрезвычайных ситуаций;

е) характеристику мероприятий по созданию на промышлен­ном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к примене­нию сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвы­чайных ситуациях;

ж) характеристику мероприятий по защите персонала про­мышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных си-

IX. Правовые основы информационного обеспечения

туаций, порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвы­чайных ситуаций;

и) порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промыш­ленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышлен­ном объекте чрезвычайных ситуациях.

5.6. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации

Доклад является официальным документом, подготавливае­мым в целях обеспечения государственных органов управления и населения России объективной систематизированной аналити­ческой информацией о качестве окружающей природной среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Подготовка и распростра­нение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды предусмотрены ст. 5, Закона об охране окружающей среды. Он содержит сведения об осуществляемых на территории России правовых, организационных, технических и экономических мерах по охране природы, сбережению и восста­новлению природных ресурсов. Доклад должен служить основой для уточнения приоритетных областей и направлений природо­охранной деятельности, а также программ, направленных на улучшение экологической обстановки в Российской Федерации. В докладе используются официальные данные государственной статистики и отчетности, кадастров природных сред и их монито­ринга, других материалов, а также аналитических разработок министерств и ведомств.

Разработка доклада осуществляется Министерством природ­ных ресурсов РФ с участием заинтересованных министерств, ве­домств, других государственных организаций и Российской ака­демии наук, предоставляющих для этого необходимую информа­цию, аналитические материалы и оценки, включая прогнозы и рекомендации по экологической безопасности.

Государственные доклады содержат обширный перечень раз­нообразной информации по следующим разделам:

1. Качество природной среды и состояние природных ресурсов (атмосферный воздух; поверхностные, подземные, морские воды;

5. Источники экологически значимой информации

почвы и земельные ресурсы; использование полезных ископае­мых и охрана недр; леса и растительный мир; животный мир; радиационная обстановка; особые виды воздействий на окружаю­щую среду; климатические особенности года, природные катас­трофы и стихийные бедствия; влияние загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения).

2. Экологическая оценка состояния территорий (особенности состояния окружающей среды в республиках, краях, областях, городах и промышленных центрах; особо охраняемые природные территории).

3. Воздействие на окружающую среду народного хозяйства (использование природных ресурсов отраслями народного хозяй­ства и их воздействие на окружающую среду; электроэнергетика, атомная энергетика, нефтедобывающая промышленность и др., всего около 20 отраслей). Здесь же дается характеристика проб­лем обращения с отходами производства и потребления, экологи­ческих последствий промышленных аварий и катастроф.

4. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды (природоохранительное законода­тельство и санкции за его нарушение; нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды; государст­венные программы, обеспечение экологической безопасности; экономическое регулирование природопользования; финансиро­вание природоохранной деятельности и природоохранные меро­приятия; организация деятельности и система органов государст­венного регулирования и контроля природопользования; эколо­гический мониторинг; государственная экологическая эксперти­за; международное сотрудничество и межгосударственные экологические проблемы; наука и техника в решении проблем ох­раны окружающей среды; информационно-просветительская де­ятельность; общественное экологическое движение).

Доклад должен содержать рекомендации по осуществлению вытекающих из анализа организационных, правовых и экономи­ческих мер в области охраны окружающей среды и рационально­го использования природных ресурсов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.