Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, особенности, классификация и система источников экологического права






Наличие развитой системы источников экологического пра­ва — существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Под источниками экологического права понимаются норматив­ные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отноше­ния в сфере взаимодействия общества и природы.

Чтобы служить источниками экологического права, норма­тивный правовой акт должен отвечать определенным требова­ниям:

а) иметь объективно выраженную форму — закон, указ Пре­зидента, постановление Правительства, приказ или инструкция министерства, решение органов местного самоуправления;

б) быть принят уполномоченным органом;

в) иметь предусмотренную законом форму;

г) быть официально опубликован. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликова­нию. Неопубликованные законы не применяются. Любые норма­тивные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязан­ности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Источники экологического права имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательст­во, законодательство о недрах и об охране окружающей среды от­несено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Феде­рации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют «прописку» в разных отраслях права. Наряду со специаль­ным законодательством об окружающей среде, природоресурс-ным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

III. Источники экологического права

Вопрос об источниках экологического права представляет зна­чительную трудность, так как издается огромное количество нор­мативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окру­жающей среды.

Такая классификация может быть проведена по ряду осно­ваний.

1. По юридической силе все нормативные правовые акты под­разделяются на законы и подзаконные акты.

Законы — нормативные правовые акты, принимаемые пред­ставительными органами государственной власти.

Все иные нормативные правовые акты являются подзаконны­ми. Это — акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, ми­нистерствами и ведомствами, органами местного самоуправ­ления.

2. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные обществен­ные отношения. К таким актам относится, в частности, Консти­туция РФ.

Специальные -- Федеральные законы «Об охране окружаю­щей среды», «О животном мире»1, Водный кодекс РФ и другие акты.

3. По характеру правового регулирования нормативные пра­вовые акты можно подразделить на материальные и процессу­альные.

Нормативные правовые акты материального характера -акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами таких актов могут служить Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природ­ных территориях».

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользо­вания и охраны окружающей среды. Значительная часть матери-

Далее — Закон о животном мире.

1. Понятие, особенности, классификация и система источников права 83

альных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирова­ния последовательного ряда процессуальных действий. Они каса­ются, к примеру, предоставления земель в пользование, процеду­ры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологи­ческих прав и интересов и т.д. Акты процессуального характе­ра — ГПК РФ, КоАП РФ, УПК РФ, Положение о порядке пре­доставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное постановлени­ем Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 916', Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г., и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предус­матриваются в одних и тех же актах.

4. По характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными считаются систе­матизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В экологическом праве кодифицированные акты — Закон об охране окружающей среды, Лесной кодекс РФ, Закон РФ «О недрах» (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г., с изм. и доп.)2 и др.

Систему источников экологического права образуют:

• Конституция РФ,

• Федеративные договоры,

• международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

• федеральные законы,

• нормативные правовые акты Президента РФ,

• нормативные правовые акты Правительства РФ,

1 СЗ РФ. 1996. № 33. Ст. 3992. Далее — Закон о недрах.

III. Источники экологического права

• нормативные правовые акты федеральных министерств и

ведомств,

• конституции, законы, иные нормативные правовые акты

субъектов Рф,

• нормативные правовые акты органов местного самоуправ­ления,

• локальные нормативные правовые акты,

• судебные решения.

В приведенный перечень источников современного экологи­ческого права России не включен обычай. В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспе­чении рационального природопользования. Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным, хотя обычай и не выделен нами в качестве самостоятельного вида источника права. В регулирова­нии использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природополь­зования, регулируемого множеством законов. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается ЗК РФ (ст. 31), ВК РФ (ст. 66), ЛК РФ (ст. 124), Законом о животном мире (ст. 9, 48, 49).

Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.