Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. НАУКА И религия О поддержаниИ здоровья души и тела (4 часа)






А. Л. Афанасьев

 

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

Учебно-методическое пособие для студентов

направления 040400.62 «Социальная работа»

 

Томск 2012
Учебно-методическое пособие составлено с учётом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению 040400.62 «Социальная работа», утверждённого 08.12.2009 г., рассмотрено и утверждено на заседании кафедры ИСР ТУСУР 28 апреля 2011 г., протокол № 12.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ……………………………………..……………………… 4

Тематический план дисциплины ……………………………………….7

Практические занятия (семинары) …………………………………….. 8

Планы практических занятий ………………………………………... 8

Тема 1. Введение.………..….…………………………………………... 9

Тема 2. Теория и методология дисциплины ……………………......... 10

Тема 3. Методы общего оздоровления организма.…………………... 11

3.1. Источник: Ф. Г. Углов. «Памятка русскому долгожителю» …………………………………………………………………………… 12

Тема 4. Улучшение зрения без очков. Метод У. Г. Бейтса - Г. А. Шичко ……………………………………………………………………………..13

Тема 5. Сохранение здоровья при работе на компьютере …………...14

Тема 6. Аборты, защита материнства …………………..……………..16

6.1. Отношение к абортам религиозных конфессий и государства ……………………………………………………………………………..16

6.2. Профилактика абортов, помощь матерям …..…………….. 18

Тема 7. Основы девиантологии..…………………………………........ 21

Тема 8. Пьянство и алкоголизм. Причины и последствия …………… 22

8.1. Источник: Из работы Л. Е. Попова «Алкоголь и человек» 24

Тема 9. Меры государства и общества по ограничению потребления алкоголя, утверждению трезвого образа жизни ……………………… 26

9.1. История алкогольной политики и трезвенных движений в России, Советском Союзе в XVI-XX вв. …………………………….. 26

9.2. Алкогольная политика и трезвенные движения в послесоветской России (1992 г. – начало XXI в.) …………………... ……………28

Тема 10. Психолого-педагогические методы избавления от алкогольной зависимости ……………………………………...............………….31

10.1. Источник: Е. Кириков. «Почему я бросил курить и употреблять алкогольные напитки» ……………………………………….. 33

Тема 11. Курение: причины и последствия............................................ 34

Тема 12. Политика в отношении оборота табака и курения. Профилактика курения ……………………………………….................................. 36

Тема 13. Наркомания. Социальные причины и последствия ………. 38

Тема 14. Политика государства в отношении наркотиков.………... 40

Тема 15. Общественные организации в борьбе с наркоманией. Психолого-педагогические методы освобождения от наркотической зависимости.......................................................................................................... 42

Вопросы к зачёту ……………………………………………………….. 44

 


 

  Тренируй тело, береги душу! Призыв «Русских пробежек»    

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Здоровье… Значимость его в русской культуре столь велика, что, что наше приветствие человеку звучит как: «Здравствуйте!», иначе говоря: «Желаю Вам быть здоровым! Будьте здоровы!» По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней. Нет сомнений в том, что хорошее здоровье можно приобрести, сохранить и передать детям, только ведя соответствующий – здоровый - образ жизни.

Исходя из сказанного, можно дать следующее определение нашему предмету. - «Здоровый образ жизни как социально-культурное явление» – это учебная дисциплина о том, как с помощью мер социального и культурного характера вести / наладить здоровый образ жизни.

Как же образ жизни соотносится с такими понятиями, как человеческое счастье, главные цели и проблемы молодёжи?

Счастье… - В нём нуждаются все люди. Дать ему определение нелегко. Учёный-физик, участник Великой Отечественной войны, профессор кафедры прикладной математики Томского государственного архитектурно-строительного университета Леонид Евгеньевич Попов (родился в 1925 г.) вывел следующую формулу человеческого счастья:

Счастье = творчество + общение + любовь

Очевидно, что для достижения успеха в каждой составляющей этой формулы необходим здоровый образ жизни. Не здоровый же в конечном итоге всё разрушает[1].

Главные цели студенческой молодёжи… - При проведении социологического исследования в Томске в 2010 г., когда было опрошено более 650 студентов, оказалось, что «большинство респондентов называли счастливую семейную жизнь своей главной целью»[2]. – Связь счастливой семьи с образом жизни так же очевидна. Здоровый образ жизни помогает «строить», «развивать» семью, нездоровый в конечном счёте разрушает её. Так, например, более 50% разведённых называют главной причиной развода пьянство супруга или супруги.

«Самой большой своей проблемой» студенческая молодёжь Томска считает трудоустройство[3]. При трудоустройстве и продвижении по службе сторонники здорового образа жизни имеют неоспоримые преимущества. Так, например, весной 2007 г. в Томске состоялась деловая игра способных выпускников российских вузов – стипендиатов Фонда Потанина с целью отбора для работы в ведущие компании России. Представительница крупной фирмы пригласила на собеседование одного юношу со словами: «Вы - единственный, кто написал в своём резюме: “Я веду и пропагандирую здоровый образ жизни”! - У нас большие нагрузки. Пропагандируя здоровый образ жизни, сотрудник укрепляет Компанию». Вспомним также многочисленные объявления о приёме на работу с предостережением: «Лиц с вредными привычками просим не беспокоиться». Это означает только одно: человек со здоровыми привычками рассматривается как желательный кандидат, с нездоровыми – как неприемлемый.

Наконец, для верующих поддержание здоровья души и тела является необходимым условием Спасения. Студент – член православной Молодёжной общественной организации «Трезвение» г. Челябинска написал по этому поводу так: «Если лично я чего-то и «хочу», то жить в истинно христианской культуре, где главной ценностью здоровых и свободных людей будет Бог» [4].

Итак, будущему бакалавру социальной работы необходимо овладевать знаниями, умениями, навыками ведения и пропаганды здорового образа жизни. Этому и призвана помочь дисциплина «Здоровый образ жизни как социально-культурное явление ».

1. Цель дисциплины – формирование у студентов знаний о современных подходах к ведению и пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ), что является необходимым условием успешной жизни и профессиональной деятельности.

Задачи:

1.1. Изучение основных составляющих здорового образа жизни;

1.2. Формирование умений и навыков ведения и пропаганды ЗОЖ;

1.3. Формирование представлений о методах профилактики вредных привычек.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

· это предмет вариативной части базового цикла;

· он изучается во II семестре в объёме 144 часов;

· отчётность – зачёт;

· дисциплина является основой для дальнейшего освоения образовательной программы, в частности таких предметов, как «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социально–медицинская помощь».

1. Требования к результатам освоения дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен:

3.1. Знать:

· основные составляющие здорового образа жизни, ведущие к обеспечению физического, психического и социального здоровья клиентов;

· методы профилактики вредных привычек.

3.2. Уметь:

· строить свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ЗОЖ;

3.3. Владеть:

· навыками пропаганды здорового образа жизни среди клиентов;

· навыками профилактики вредных привычек.

4. Рекомендуемый порядок изучения дисциплины:

4.1. Вдумчиво работать на лекциях и с текстом лекций. Результат многократно повышается, когда студент ведёт записи лекций. По окончании лекции необходимо в этот же день «обработать»конспект: внимательно прочесть, обдумать, выделить главное, дополнить и исправить то, что было записано не полно или неточно; выучить определения, даты. Продумать вопросы к практическому занятию.

4.2. Обстоятельно готовиться к практическим занятиям:

· Проработать лекцию по соответствующей теме.

· Прочесть, выделить главное, законспектировать по выбору одно или несколько произведений, указанных в списке обязательной и дополнительной литературы.

· Большая часть рекомендуемой литературы имеется в Учебно-методическом кабинете гуманитарных наук (233 ауд. гл. корпуса ТУСУР). Художественные произведения - на абонементе художественном литературы (учебно-лабораторный корпус). Можно использовать также библиотеки по месту жительства.

Некоторые работы из списка литературы имеются также в Интернет.

4.3. Для подготовки докладов, выполнения самостоятельной работыиспользуются произведения из списка основной и дополнительной литературы к практическим занятиям.

4.4. Чтобы получить практические навыки, полезно участвовать во внеучебных проектах и движениях по утверждению здорового образа жизни, таких как: «Трезвая карта Томска», «Русские пробежки», «Остановим деградацию» и другие.

Творческая, заинтересованная работа позволит вам достичь поставленной цели, пополнить личный «золотой запас» знаний, умений, навыков ведения и пропаганды здорового образа жизни и получить зачёт.


тематический план дисциплины

 

№ п/ п Раздел дисциплины   Вид занятий, число часов на них
Лек-ции Прак. заня-тия Само-стоят. работа сту- дента Всего часов
  Введение в дисциплину «Здоровый образ жизни как социально-культурное явление». Теория, методология, источники        
  Наука и религия о поддержании здоровья души и тела        
  Пути достижения здорового образа жизни (искусство жизни). Роль семьи, народных традиций в поддержании здорового образа жизни. ЗОЖ в жизни выдающихся людей России        
  Режим труда и отдыха. Гигиена питания. Одежда, обувь и здоровье        
  Гигиена зрения. Сохранение здоровья при работе на компьютере        
  Защита материнства. Профилактика абортов        
  Основы девиантологии        
  Пьянство и алкоголизм. Причины и последствия        
  Меры государства и общества по ограничению потребления алкоголя, утверждению трезвого образа жизни        
  Курение. Политика государства в отношении оборота табака и табакокурения. Профилактика табакокурения        
  Наркомания. Причины и последствия. Государство и общественные организации в борьбе с наркоманией        
  Итого        

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ в дисциплину «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ

ЖИЗНИ кАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

(2 часа)

 

1. Основные понятия дисциплины, её место в системе других дисциплин.

2. Значение здорового образа жизни для студента, специалиста социальной работы.

3. Источники и литература.

 

Обязательная литература

 

1. Виленский М.Я. Физическая культура и образ жизни студента: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: КНОРУС, 2012. – С. 5-53.

 

Дополнительная литература

 

2. Васильева О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. вузов / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 155-165.

3. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2002. - С. 35-40, 79-81.

4. Физическая культура: учеб. пособие / П. Г. Балашев [и др.]; под ред. Д. И. Коваленко, О. Г. Черноусова. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2005. – С. 6-7, 26-28.

 

Тема 2. НАУКА И религия О поддержаниИ здоровья души и тела (4 часа)

 

1. Наука и религия о необходимости поддержания здоровья души и тела.

2. «Гигиена духа» в традиционных конфессиях.

3. Тоталитарные, деструктивные культы, их воздействие на человека.

4. Как уберечь себя и клиентов от тоталитарных сект.

 

Обязательная литература

 

1. Виленский М.Я. Физическая культура и образ жизни студента: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: КНОРУС, 2012. – С. 23-29.

 

Дополнительная литература

 

1. Головко В. В. Вера+Наука: философские этюды. - Раздел «Гигиена духа» // Управление общественными и экономическими системами.- Орёл. – 2010. - №2. – Электрон. дан. - URL: https://bali.ostu.ru/umc/zj2010_2.php.

2. Дворкин А.Л.Десять вопросов навязчивому незнакомцу или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. - М. – 1995. [Электронный ресурс]. - URL: https://iriney.vinchi.ru/main.htm. То же: Афанасьев А. Л. Место религиозных конфессий в социальной работе: учебно-метод. пособие. Томск: ТУСУР, 2006. С. 48-69.

3. Дворкин А.Л.Определения основных сектоведческих терминов. 2000. [Электронный ресурс]. - URL: https://iriney.vinchi.ru/main.htm. То же: Афанасьев А. Л. Место религиозных конфессий в социальной работе: учебно-метод. пособие. Томск: ТУСУР, 2006. С. 69-74.

4. Неопятидесятнический концлагерь в Хабаровском крае:
письмо очевидца. [Электронный ресурс. Хабаровск, 2009.] – Электрон. дан. - URL: https://iriney.ru/sects/50/news135.htm.

5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – Разд. XI. Здоровье личности и народа. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2000. - URL: https://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html.

6. Основные положения социальной программы российских мусульман. – Разд. 3.3. Запреты на употребление наркотиков и алкоголя. – [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2001. - URL: https://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/islam/.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.