Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По нейропсихологии

АТЛАС

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ

 

 

Значение данных нейропсихологии
Для неврологии и психиатрии Позволяет: – учитывать состояние ВПФ для диагностики и лечения больных; – особенности взаимодействия коры и глубинных структур; – учитываются особенности мышления, внимания, сознания, памяти с точки зрения их мозговых механизмов.
Для дефектологии Позволяет: – понять мозговые механизмы различных нарушений развития; – расширить спектр диагностических методов; – анализировать структуру дефекта пострадавшей функции: выделить первичные и вторичные симптомы для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия; – выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в мозге.
Для клинической практики Позволяет: – проводить дифференциальную диагностику нарушений поведения, вызванных изменениями сознания при психических заболеваниях и потере способности к использованию средств языка для выражения мысли; – оптимизировать методы лечения в соответствии с результатами данных диагностики, выявляющими пострадавшие первично уровни и области мозга.
Для общей психологии Позволяет изучать такую важную общепсихологическую проблему, как структура ВПФ, т.к. в патологии обнажается то, что скрыто в норме: – системный характер строения ВПФ, состав и роль различных звеньев этих систем, возможности их пластичности, переделки, замены. – уровневую (произвольную и непроизвольную) организацию ВПФ; – структуру межсистемных связей (т. е. характер взаимосвязи различных психических функций, входящих в единый синдром, или плеяду функций); – особенности пластичности высших психических функций, их перестройки под влиянием специального обучения.

 

Направления современной нейропсихологии
    Клиническая нейропсихология (при локальных поражениях мозга) Изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга и сопоставление их с общей клинической картиной заболевания.Основными методами, используемыми в клинич. нейропс., являются методы клинического (неаппаратурного) нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия. Задачи обследования: 1) дифференциальная топическая диагностика и 2) описание структуры нарушений психических функций на основе синдромообразующей составляющей в виде указания на нарушение фактора, лежащего в основе их дефицитарности и функциональных перестроек.
  Реабилитационное направление Реабилитация после локального поражения мозга; восстановление ВПФ, нарушенных вследствии локальных поражений головного мозга. Центральное положение концепции нейропсихологической реабилитации: восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию. Для определения необходимого «набора» психологических средств требуется тщательный психологический анализ (квалификация) дефекта методами нейропсих. диагностики (Цветкова, Ахутина)
Экспериментальная нейропсихология Изучает нарушения ВПФ с помощью экспериментов. Задача: экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС (Лурия, Хомская).
  Нейропсихология детского возраста Специфика нарушений психических функций у детей при локальных мозговых нарушениях. Обнаружено, на разных ступенях онтогенеза поражение одного и того же участка мозга проявляется неодинаково. В детском возрасте нервная система еще не сформирована окончательно и функционирует по др. законам. Латеральная ассиметрия четко не выражена и отсюда др. нейропс. картина
  Нейропсихология позднего возраста (с 45 лет) Изучение ВПФ в связи с возрастными изменениями; анализ нейропсихологических особенностей нормального старения, потенциальные возможности стареющего мозга, функциональные перестройки в работе мозга и в когнитивных стратегиях. Мозговые нарушения у них протекают специфическим образом. Задача: неапаратурно предсказать развитие синельных (старческих) заболеваний и принимать меры профилактики.
  Нейропсихология нормальных и индивидуальных различий (дифференциальная нейропсихология) Изучение мозговой организации психических процессов у здоровых лиц на основе теоретических и методических достижений отечественной нейропсихологии. Направления исследований: 1. Изучение особенностей формирования психических функций в онтогенезе с позиции нейропсихологии, т.е. рассмотрение разных этапов развития психич. функций как результата не только социальных воздействий, но и созревания соответствующих мозговых структур и их связей (Э.Г.Симерницкая, Т.В. Ахутина, Н.К.Корсаков, В.В.Лебединский). 2. Исследование индивидуальных особенностей психики взрослых людей в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных психологических различий (Е.Д.Хомская, И.В.Ефимовой и др.).
Нейропсихология пограничных состояний Анализ изменений ВПФ под влиянием психофармакологических препаратов, невротических состояний, заболеваний мозга, связанных с облучением малыми дозами радиации.
  Психофизиологическое направление Изучаются физиологические механизмы нарушения ПФ, основываясь на важнейшем положении нейропсихологии, согласно которому ПФ надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами. Применяются психофизиологические методы: ЭЭГ, вызванный потенциал, связанный с событиями потенциал мозга; механограмма и миограмма — для исследования произвольных движений; плетизмограмма — для изучения ориентировочного рефлекса как основы внимания; электрофизиологические показатели — для изучения процессов произвольной регуляции психических функций в норме и при локальных поражениях мозга, а также нарушений памяти, восприятия, интеллектуальной деятельности.
Экологическая нейропсихология Изучение действия экологических катастроф на ВПФ, действие мозга в неблагоприятной среде.

 

 

 

Задачи, решаемые с помощью методов нейропсихологического исследования при системном анализе нарушений ВПФ (Глозман)
  • Топическая диагностика поражения или недоразвития (атипичного развития мозга);
  • Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний ЦНС, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования, его индивидуальных различий, нормального и патологического старения;
  • Описание картины и определение уровня нарушений психических функций: определение пораженного (несформированного) блока мозга (в понимании термина Лурия), первичного дефекта и его системного влияния;
  • Определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования: дезадаптации, школьной неуспеваемости и др.;
  • Оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воздействия: хирургического, фармакологического, психолого-педагогического, психотерапевтического и др.;
  • Разработка на основе качественного анализа нарушенных и сохранных форм психического функционирования стратегии и прогноза реабилитационных или коррекционных мероприятий;
  • Разработка и применение систем дифференцированных методов восстановительного или коррекционно-развивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта.

 

 

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Оценка экспрессивной речи
  Оценка спонтанной и диалоговой речи Больному предъявляется ряд вопросов, на которые он должен ответить. Одни вопросы предусматривают короткий, односложный ответ (типа «да»,»нет», «хорошо», «плохо»), другие — развернутый. Вопросы затрагивают обыденную жизнь. При анализе полученных ответов учитывается способность больного понимать обращенные к нему вопросы, поддерживать диалог. Отмечается характер мимики, жестов, ответов, их односложность или развернутость, особенности произносительной стороны речи, наличие эхолалий, быстрота ответов, различия в ответах на эмоционально значимые и индифферентные для испытуемого вопросы. Экспериментатор в протоколе отмечает полученные результаты в виде описания количественных и качественных характеристик.  
Исследование автоматизированной речи Испытуемого просят перечислить числовой ряд (от 1 до 6, от 7 до 12, от 15 до 20), перечислить месяцы в году. Учитывается возможность плавного перечисления автоматизированных рядов, пропуски составляющих элементов, персеверации, парафазии.  
  Исследование повествовательной (монологической) речи Исследуется с помощью пересказа коротких рассказов вслух после прочтения их экспериментатором, а также составления предложений или короткого рассказа по любой сюжетной картине. При анализе обращается внимание на то, в какой мере в пересказе отражены ключевые элементы текста, сохранена нужная последовательность повествования, близость пересказа к тексту, понимание смысла рассказа. Отмечаются возможность самостоятельного воспроизведения рассказа без наводящих вопросов, активность, развернутость, плавность или отрывистость речи, поиски слов, аграмматизм, преобладание в речи глаголов, вводных слов или существительных, характер парафазии, их изменчивость.  
  Исследование отраженной речи Пациента просят повторить изолированные гласные звуки (а, о, у), изолированные согласные звуки (эм, рэ, с, д, к), слоги-триграммы (лив, кет, бун), серий трех сложных гласных звуков (аоу, уао, оау), серий оппозиционых слогов (ба-па, па-ба), различение изолированных гласных звуков и их серий (а-у-у-а-у-а), дифференцирование близких по звучанию слогов, слов и звукосочетаний (да-та-да-да-та-та), повторение простых и сложных слов (дом, работа, водопровод, полководец), повторение предложений и серий слов, не связанных по смыслу (дом-лес, луч-мак), повторение серий слогов-триграмм (бун-лец, кет-лаш), повторение серий слов, название реальных предметов, частей тела, изображений предметов, название действий (топор-рубить, ножницы-резать).  
  Исследование понимания испытуемым обращенной к нему речи и понимание словесных значений Пациента просят объяснить значение и смысла отдельных слов, простых команд (закрыть глаза, показать язык, поднять руку), флексивных отношений (ключ-ручкой, ручку-ключом» ручкой-ключ, ключом-ручку), понимание отношений между предметами, выраженными одним предлогом и наречием места (положите ручку под книгу, над книгой), двумя предлогами (положите тетрадь в книгу, но под ручку). Оцениваются более сложные понятия: понимание конструкций родительного падежа (отец брата и брат отца, сын сестры и сестра сына), интравертированных конструкций (Я позавтракал после того, как прочитал газеты. Что я сделал раньше?), проб Хеда (Покажите указательным пальцем правой руки левое ухо). Оценка речи включает фонематический анализ, в частности, такие методики как: определение количества букв в словах, первой и последней букв в слове, анализ слова по одной или двум фонемам (если произносится слово, котором есть звук «с» или «с» и «р» — испытуемый должен поднять руку).  

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА, ЧТЕНИЯ, СЧЕТА

Исследование нарушения Методики
Письма - списывание коротких фраз, письмо букв, слогов, слов и фраз под диктовку; - запись автоматизированных энграмм (речевых стереотипов, к примеру, собственных имени, отчества, фамилии, адреса).
Чтения - чтение идеограмм; - чтением букв в наборе, выполненном разными шрифтами; - чтением «зашумленных» букв; - чтением простых предложений и коротких рассказов.
Счета - прочтение, называние и написание предложенного числа; - проведение автоматизированных счетных операций (проверка знаний таблицы умножения); - сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел; - письменный счет; - решение простых задач.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАКСИСА

 

Нарушения целенаправленных действий (праксиса)
Акинетическая (психомоторная) апраксия Обусловлена недостатком побуждения к движениям.
Амнестическая апраксия Проявляется нарушениями произвольных движений при сохранении подражательных.
Идеаторная апраксия Характеризуется невозможностью наметить план последовательных действий, составляющих сложный двигательный акт при сохранении возможности их случайного выполнения.
Конструктивная апраксия Выражается невозможностью составления целого предмета из его частей.
Пространственная апраксия Проявляется нарушением ориентировки в пространстве, прежде всего в направлении «правое-левое».
 
Исследование нарушений праксиса
Оценка идеаторного и идеомоторного праксиса   оценивается способность пациента манипулировать реальными предметами (причесаться, расстегнуть и застегнуть пуговицу, завязать шнурки), воображаемыми предметами (показать, как пилят дрова, чистят зубы, размешивают сахар в чашке), а также выполнять символические действия (прощаться, отдать воинское приветствие).
Оценка конструктивного праксиса оценивается с помощью методики складывание из палочек по образцу, рисование по вербальному заданию, срисовызание объемных геометрических фигур.
  Оценка динамического праксиса изучается на основании таких проб как: проба «кулак-ладонь-ребро» (каждая последовательность должна воспроизводится испытуемым 3 раза), проба заданной последовательности движений пальцев по проприоцептивному показу (при закрытых глазах), проба заданной последовательности движений пальцев (постукивание по столу) по зрительному эталону.
Оценка орального праксиса оценивается на основании выполнения простых движений губ и языка, а также с помощью символического орального праксиса (показать, как задувают горящую свечу).
     

 

Экспериментальное нейропсихологическое исследование
Нарушение Методики
Исследование нарушений восприятия шумов, ритмов и мелодий - узнавание знакомых шумов (шелеста бумаги, звона ключей); - идентификации различных ритмов; - воспроизведение предъявляемых на слух ритмических последовательностей; - узнавание общепопулярных мелодий.  
Исследование нарушений схемы тела в пространстве - методика право-левой ориентировки, когда испытуемого просят показать собственную левую руку, правую руку экспериментатора, сидящего со скрещенными руками; - оценку пальцевого гнозиса, на основании правильности демонстрации испытуемым пальцев по подражанию, по вербальной инструкции, называния пальцев, воспроизведения позы пальцев по зрительному образцу.  
Исследование нарушений ориентировки в пространстве - оценивается на основании ориентировки в реальном пространстве (узнавания своей палаты, места нахождения); - пространственных отношений (предлагается нарисовать план совей комнаты с указанием расположения дверей, окон, мебели); - частей света (по условной географической точке, поставленной экспериментатором на листе бумаги); - узнавания времени на «слепом» циферблате, установка «стрелок» часов по вербальной инструкции.  
Исследование стереогнозиса - методика узнавания реальных предметов с помощью осязания (при закрытых глазах).  
  Исследование нарушений зрительного гнозиса - оценка узнавания реальных предметов, изображений предметов, наложенных друг на друга изображений предметов, изображений предметов с «недостающими» признаками или на «зашумленных рисунках»; - идентификация и классификация цветов по оттенкам; - лицевой гнозисоценивается на основании узнавания испытуемым знакомых лиц, идентификации фотографий незнакомых лиц по заданному образцу или при краткровременном предъявлении; - опознание наложенных очертаний предметов в различных модификациях картинок Поппельрейтера.

 

 

 

ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВПФ

 

 

Понятийный аппарат нейропсихологии
1. Понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии 2. Собственно нейропсихологические понятия
 
  • высшая психическая функция;
  • психическая деятельность;
  • психологическая система;
  • психический процесс;
  • речевое опосредование;
  • значение;
  • личностный смысл;
  • психологическое орудие;
  • образ;
  • знак;
  • действие;
  • операция;
  • интериоризация и др.
   
  • нейропсихологический симптом;
  • первичные нейропсихологические симптомы;
  • вторичные нейропсихологические симптомы;
  • нейропсихологический синдром;
  • нейропсихологический фактор;
  • синдромный анализ;
  • нейропсихологическая диагностика;
  • функциональная система;
  • мозговые механизмы ВПФ;
  • локализация ВПФ;
  • полифункциональность мозговых структур;
  • норма функции;
  • межполушарная ассиметрия мозга;
  • функциональная специфичность больших полушарий;
  • межполушарное взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Концептуальные положения нейропсихологии
1. Положение о ВПФ (Выготский, Лурия) 1. Элементарные ПФ (те, с которыми мы рождаемся: непроизвольная память, непроизвольное внимание, восприятие, ощущения, элементарное мышление). Однако в процессе соц. развития эти элементарные ПФ переживают качественные изменения и на их основе возникают ВПФ.
2. ВПФ – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов и программ, и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.
2. Теория системной динамической локализации ВПФ 1. Принцип системности (локализация ПФ рассматривается как системный процесс). Это значит. Что ПФ соотносится с мозгом как многокомпонентная функциональная система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. Системная локализация ВПФ предполагает их многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию. Это неизбежно вытекает из сложного многокомпонентного состава функциональных систем, на которые опираются высшие психические функции.
2. Принцип динамичности, изменчивости.Этот принцип следует из основных свойств функциональных систем, опосредующих ВПФ: пластичности, изменчивости, взаимозаменяемости входящих в их состав звеньев. Филимонов сформулировал положение о функциональной многозначности мозговых структур, согласно которому многие из них при определенных условиях могут включаться в выполнение новых функций.
3. Принцип хроногенной организации – изменение мозговой организации высших психических функций в онтогенезе. Формируясь прижизненно под влиянием социальных воздействий, высшие психические функции человека меняют свою психологическую структуру и, соответственно, свою мозговую организацию.
4. Принцип латеральной специализации мозговой организации психических функцийили принцип различной локализации (мозговой организации) всех высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.
5. Принцип обязательного участия лобных префронтальных отделов коры больших полушарий в мозговом обеспечении высших психических функций.Этот принцип специфичен для мозговой организации всех сознательных форм психической деятельности человека.
Итак, согласно теории системной динамической локализации высших психических функций человека каждая высшая психическая функция обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высоко дифференцированных структур (систем, зон), каждая из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами (факторами) следует связывать не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в этих мозговых структурах и обеспечивают реализацию определенных аспектов (параметров) функции. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов (первичных и вторичных нейропсихологических симптомов), составляющих в целом закономерное сочетание нарушений высших психических функций — определенный нейропсихологический синдром.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРОЕНИЯ МОЗГА

 

Строение мозга
Головной мозг (encephalon) –высший орган нервной системы, подразделяется на ствол, мозжечок и большой мозг.   Как анатомо-функциональное образование, может быть условно подразделен на несколько уровней, каждый из которых осуществляет собственные функции: I уровень — кора головного мозга — осуществляет высшее управление чувствительными и двигательными функциями, преимущественное управление сложными когнитивными процессами. II уровень — базальные ядра полушарий большого мозга — осуществляет управление непроизвольными движениями и регуляцию мышечного тонуса. III уровень — гиппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, миндалевидное ядро — осуществляет преимущественное управление эмоциональными реакциями и состояниями, а также эндокринную регуляцию. IV уровень (низший) — ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга — осуществляет управление вегетативными процессами.
Большой мозг (cerebrum) Состоит из двух полушарий — правого и левого (hemisphererum cerebri dextrum et sinistrum).
Системы полушарий большого мозга Три филогенетически и функционально различные системы: 1) обонятельный мозг (rhinencephalon); 2) базальные ядра (nuclii basales); 3) кора большого мозга (cortex cerebri) — конвекситальная, базальная, медиальная.
Доли полушарий головного мозга В каждом полушарии имеется пять долей: 1) лобная (lobus frontalis); 2) теменная (lobus parietalis); 3) затылочная (lobus occipitalis); 4) височная (lobus temporalis); 5) островковая, островок (lobus insularis, insule)
Кора большого мозга (cortex cerebri) — наиболее высокодифференцированный раздел нервной системы. Подразделяется на структурные элементы: 1) древнюю (paleocortex); 2) старую (archeocortex); 3)среднюю, или промежуточную (mesocortex); 4) новую (neocortex). Кора образована преимущественно вертикально ориентированными нервными клетками, их отростками, пучками афферентных и эфферентных волокон и клеток глии.

 

 

Строение коры головного мозга
Слои Зоны коры
6 слой – состоит из мелкозернистых клеток, связанных с органами чувств напрямую. 6, 5, 4 слои образуют первичные или проекционные зоны коры. Выделяют: 1) теменную (общечувствительную); 2) затылочную (зрительную); 3) височную (слуховую) первичные зоны коры. Функции: проекционных полей: прием и анализ возбуждения, поступающего от периферических рецепторов. Нормальный ребенок рождается уже с полностью сформированными первичными зонами больших полушарий.
5 слой – эфферентный (двигательный). Включает в себя гигантские пирамидальные клетки, генерирующие импульсы к мышцам.
4 слой – приходят волокна, несущие импульсы, возникающие в периферических рецепторах.
3 слой – состоит из мелкозернистых клеток с короткими аксонами (афферентный). Над каждой первичной зоной коры надстраивается система вторичных зон (проекционно-ассоциативная), в которых находятся более сложные по своему строению 2 и 3 слои. Они состоят из клеток с короткими аксонами, за счет чего возбуждение не выходит из этих слоев. Таким образом обеспечиваются ассоциативные функции (способность к установлению ассоциаций), происходит синтез возбуждений. Выделяют: 1) вторичные теменные (общечувств.); 2) затылочные (зрительные); 3) височные (слуховые). Вторичные ассоциативные зоны коры созревают к 2-3 годам.
2 слой – состоит из пирамидных клеток с короткими аксонами (эфферентный).
1 слой – клетки с короткими аксонами. Этот слой образует на границах между корковыми представительствами отдельных чувств зон коры больших полушарий третичные или ассоциативные зоны коры, функцией которых является вторичный синтез возбуждения или целостного восприятия. Этих зон две: 1) задняя височно-теменно-затылочная зона ТРО. Она находится на стыке затылочной, височной и теменной областей, т.е вторичных зон. Созревает к 6-7 годам; 2) передняя третичная (ассоциативная) зона – находится кпереди от двигательной зоны коры (область передней центральной извилины) и надстраивается над двигательными отделами коры ГМ. Созревает к 14-15 годам. Третичные зоны обеспечивают совместную работу корковых звеньев отдельных анализаторов, синтезируют все ощущения и обеспечивают наиболее сложные интегративные функции коры ГМ.

 

 

Концепция структурно-системной организации мозга как субстрата психической деятельности О. С. Адрианова

Изменчивость головного мозга человека
Этническая Различия, сохраняющиеся от поколения к поколению, относятся к общему весу (массе) головного мозга, его размерам, организации борозд и извилин. Средний вес мозга, свойственный одной этнической группе, — весьма условный показатель, так как индивидуальная изменчивость может перекрывать средние величины. Масса мозга коррелирует с весом тела и формой черепа.
Половая Различия между мужским и женским мозгом: 1375 г для мужчин и 1245 г для женщин — средние показатели веса мозга европейца. С возрастом масса мозга и морфологическое строение отдельных структур и проводящих волокон (мозолистого тела, передних комиссур и др.) изменяются, причем у женщин эти изменения менее заметны, чем у мужчин.
Возрастная С момента рождения головной мозг постепенно увеличивается и достигает максимальной массы к 20 годам; после 50 лет происходит постепенное уменьшение массы мозга (примерно на 30 г каждые10 лет жизни).
Индивидуальная Индивидуальная морфологическая изменчивость мозга относится к массе мозга, и к др. его характеристикам (организация мозга; строению поверхности полушарий переднего мозга; изменчивость строения его борозд и извилин; изменчивость подкорковых образований.

 

 

 

Вертикальная организация основных анализаторных систем (вертикально-горизонтальная)

1 — двигательная область; 2 — соматосенсорная область; 3 — теменная кора; 4 — зрительная область; 5 — слуховые пути; 6 — пути мышечной чувствительности; 7 — пути кожной чувствительности; 8 — ухо; 9 — зрительное сияние; 10 — ядра зрительного бугра; 11 — зрительный путь; 12 — глаз; 13 — орбитальная кора; 14 — префронтальная кора (по Д. Пейпецу)


 

 

Основные методологические принципы мозговой организации в нейропсихологии
А. Р. Лурия выделил принципы эволюции и строения мозга 1. Принцип эволюционного развития – на различных этапах эволюции отношения организма со средой и его поведение регулировалось различными аппаратами н.с. Следовательно, мозг человека – продукт длительного эволюционного развития.
2. Принцип сохранности древних структур – прежние аппараты мозга сохраняются, уступая ведущее место новым образованиям и приобретая новую роль. Они все больше стают аппаратами, которые обеспечивают форму поведения.
3. Принцип вертикального строения функциональных систем мозга – каждая форма или модель поведения обеспечивается совместной работой разных уровней нервного аппарата, которые связаны между собой и восходящими и нисходящими связями, которые превращают мозг в саморегулирующуюся систему.
4. Принцип иерархического взаимодействия разных систем мозга – возбуждение, возникающее в периферических органах чувств, сначала приходит в первичные проекционные зоны, затем распространяются на вторичные зоны коры, которые играют интегрирующую роль, объединяя соматотопические проекции возникших на периферии возбуждений, в сложные, функциональные системы.
5. Принцип соматотопической организации первичных зон мозговой коры –каждому участку тела соответствуют строго определенныепункты коры больших полушарий (точка в точку).
6. Принцип функциональной организации коры – отражающий взаимосвязь роли функции и ее проекции в коре больших полушарий мозга. Чем большее значение имеет та или иная функциональная система, тем большую площадь занимает ее проекция в первичных отделах коры ГМ (карта Пенфилда).
7. Принцип прогрессивной кортикализации – чем выше на эволюционной лестнице стоит животное, тем в большей степени его поведение регулируется корой и тем сложнее кора по строению, и тем больше возрастает дифференцированный характер этих регуляций.
О. С. Адрианов дополнил принципы Лурия 1. Принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных путей проведения возбуждения, что дает возможности для различных типов переработки афферентных сигналов. Это передача от периферии к центру.
2. Принцип иерархического соподчинения различных систем мозга, благодаря которому уменьшается число степеней свободы каждого уровня и становится возможным управление одного уровня иерархии выше лежащими.
Е. Д. Хомскаявыделила принципы локализации ВПФ 1. Принцип системной локализации функций –каждая психическая функция опирается на сложные, взаимосвязанные, структурно-функциональные системы мозга.
2. Принцип динамической локализации функций –каждая психическая функцияимеет динамически изменчивую мозговую организацию, различную у различных людей и в разном возрасте их жизни.

 

 

Схема соматотопической проекции общей чувствительности и двигательных функций в коре головного мозга (по У. Пенфилду) :

А — корковая проекция общей чувствительности;

Б — корковая проекция двигательной системы.

 

 

 

Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (по А. Р. Лурия)

А) I блок — регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга, включающий ретикулярные структуры ствола, среднего мозга и диэнцефальных отделов, а также лимбическую систему и медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга:

1 — мозолистое тело,

2 — средний мозг,

3 — теменно-затылочная борозда,

4 — мозжечок,

5 — ретикулярная формация ствола,

6 — крючок,

7 — гипоталамус,

8 — таламус;

Б) II блок — приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, включающий основные анализаторные системы (зрительную, кожно-кинестетическую, слуховую), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий:

1 — премоторная область,

2 — прецентральная извилина,

3 — центральная извилина,

4 — моторная область,

5 — префронтальная область;

В) III блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности, — включающий моторные, премоторные и префронтальные отделы мозга с их двухсторонними связями:

1 — премоторная область,

2 — прецентральная извилина,

3 — центральная извилина,

4 — моторная область,

5 — префронтальная область.

 

 

ПРОБЛЕМА МЕЖПОЛУШАРНОЙ АССИМЕТРИИ МОЗГА И МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Структурные различия полей правого и левого полушарий
В Институте Мозга РАМН изучался вопрос о «структурных предпосылках» межполушарной асимметрии мозга человека (в соответствии с терминологией О. С. Адрианова). В 30-40-е годы XX века сотрудники этого института (Е. П. Кононова, И. А. Станкевич, С. М. Блинкови др.) обнаружили следующие структурные различия полей правого и левого полушарий. 1. Общая площадь нижней лобной извилины (45-е поле) у правшей слева больше, чем справа.
2. В нижнетеменных областях коры (39-е и 40-е поля) слева увеличены размеры коры в глубине борозд.
3. Островковая область слева больше, чем справа.
4. Задняя оперкулярная зона (или зона Вернике) в височной области в левом полушарии на одну треть больше, чем в правом.
5. Отмечается морфологическая асимметрия сосудов средней мозговой артерии в левом и правом полушариях.
6. Длина левого полушария превышает длину правого более чем в 54 % случаев.
7. Степень вертикальной упорядоченности поперечника коры, прежде всего III слоя (богатого ассоциативными связями), достоверно выше в корковых полях мозга человека по сравнению с высшими приматами и существенно выше в нижнелобных (44-е, 45-е поля) и височных (22-е, 41-е поля) областях левого полушария по сравнению с правым.
Латеральные различия (получены изучением структуры полей коры у человека на нейронном уровне) 1. Размеры нейронов III и IV слоев в 44-м и 45-м полях в левом полушарии больше, чем в правом.
2. Размеры гигантских пирамидных клеток Беца в V слое 4-го моторного поля в левом полушарии также превышают размеры этих нейронов в правом полушарии.
Таким образом, большинство исследователей убеждены в существовании морфологической основы функциональной асимметрии мозга, которая является структурным основанием функциональных различий.

 

 

 

 

 

Межполушарное взаимодействие
Комиссуры  
  Мозолистое тело (corpus callosum) Волокна мозолистого тела соединяют все гомотопические области коры левого и правого полушарий (за исключением первичных проекционных полей). В нем выделяют: клюв, колено, или ствол, валик, а также передние (малые) и задние (большие) щипцы. В белом веществе полушарий волокна мозолистого тела расходятся веерообразно, образуя лучистость мозолистого тела (radiatio corpus callosi). Комиссуральные волокна, идущие в клюве и частично в колене мозолистого тела, соединяют аналогичные участки коры левой и правой лобных долей. Ствол (колено) мозолистого тела содержит волокна, соединяющие аналогичные участки коры центральных извилин, теменной и височной долей обоих полушарий. Валик мозолистого тела состоит из комиссуральных волокон, соединяющих кору затылочных и заднетеменных отделов левого и правого полушарий.
Передняя спайка Соединяет передние медиальные участки коры височных долей и супраростральные участки лобной коры обоих полушарий
Спайка ввода (гиппокампова комиссура) Соединяет гиппокампальные образования, ножки свода, а также височную кору левого и правого полушарий

 

Синдром «расщепленного мозга»вследствии комиссуротомии, расщепления мозговых комиссур
Характерные симптомы нарушений ПФ
Сенсорные феномены Зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения (т. е. проецируемые в правое полушарие), больные (правши) как бы не замечают и не могут их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ими замечается, т. е. передача зрительной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой рукой (аномия). Аномия — это невозможность называния предметов, «воспринимаемых» правым полушарием (т. е. предъявленных в левую половину поля зрения или на левую руку) у правшей.
Речевые феномены Невозможность прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения (т. е. в правое полушарие), или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения (в левое полушарие), больной может прочесть и написать правильно. Однако правое полушарие хотя и является «неграмотным», но все же обладает определенными лингвистическими способностями. Если больному предлагается найти предмет, который обозначает предъявленное слово, среди прочих предметов, то он или находит его, или выбирает предмет из того же семантического поля.
Двигательные феномены Выражаются в нарушении реципрокных (совместных) движений рук или ног, совершаемых по разным программам (печатание на машинке, езда на велосипеде и др.). Отмечается отключение внимания больного от левой руки и в обыденных движениях. При изучении письма и рисунка правой и левой руками у больных был выявлен симптом дископии-дизграфии. Если до операции больной мог писать и рисовать обеими руками (правой — лучше, левой — хуже), то после пересечения мозолистого тела левой рукой он может только рисовать, а правой — только писать. Это относится и к самостоятельному письму или рисунку, и к копированию рисунка по образцу.
Зрительно-конструктивная деятельность Выполнение тестов на комбинирование кубиков существенно лучше выполняется левой, а не правой рукой (как и рисунок). В этой деятельности, так же как при письме и рисовании, отмечаются большие индивидуальные различия
Полушария головного мозга представляют собой единый парный орган, нормальное функционирование которого возможно лишь при их взаимодействии

 

Особенности последствий частичной перерезки мозолистого тела (нарушения межполушарного взаимодействия лишь в одной модальности (зрительной, тактильной или слуховой)).
Перерезка средне-задних отделов мозолистого тела Возникает тактильная аномия в виде нарушения называния стимулов при тактильном восприятии их левой рукой (при сохранности называния тех же объектов при ощупывании их правой рукой), что объясняется разобщением задних отделов больших полушарий.
Более каудальная перерезка мозолистого тела Нарушения межполушарного взаимодействия проявляются только в зрительной сфере, что иногда сочетается с гомонимной гемианопсией — выпадением полей зрения слева (чаще) или справа. Называние объектов, информация о которых поступает в правое полушарие, также невозможно. Больные могут писать только правой, а рисовать — только левой рукой, хотя до операции они могли выполнять эти действия обеими руками.
Повреждение передних и средних отделов мозолистого тела Нарушение взаимодействия слуховых систем проявляется в виде невозможности воспроизведения слов, подаваемых в левое ухо (по методике дихотического прослушивания).
Частичное поражение только передних отделов мозолистого тела Нарушается реципрокная координация движений и запаздывает время переноса кожно-кинестетической информации слева направо и наоборот — при его оценке по методике, разработанной С. М. Блинковым.
Мозолистое тело представляет собой дифференцированную систему, различные участки которой выполняют разные роли в механизмах межполушарного взаимодействия

 

 

СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

 

 

 

 

Основные виды агнозии
1. Зрительные агнозии 1. Предметная агнозия.
2. Оптико-пространственная агнозия.
3. Цветовая агнозия.
4. Симультанная агнозия (синдром Балинта).
5. Буквенная агнозия.
6. Лицевая (прозопагнозия) агнозия.
2. Слуховые агнозии 1. Собственно слуховая агнозия.
2. Слуховая аритмия.
3. Амузия.
3. Тактильные агнозии 1. Астериогноз.
2. Тактильная агнозия текстуры.
3. Пальцевая агнозия (синдром Герштмана).
4. Тактильная алексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГНОСТИЧЕСКИЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

 

 

 

 

Основные формы нарушения зрительного гнозиса (по Лурия и Кок)
1. Предметная агнозия Поражаются затылочные или теменно-затылочные области, хотя описаны случаи задневисочных локализаций. В тяжелых случаях при двухсторонних поражениях нарушается зрительное узнавание отдельных реальных предметов и их изображений. Для опознания предложенного объекта больные пытаются его ощупать, а для идентификации пищи должны попробовать ее на вкус (компенсировать дефицит информации ресурсами других анализаторов). В средних по тяжести случаях не узнают схематичные, контурные, перевернутые или наложенные изображения, возникают затруднения в опознании предметов с недостающими признаками или зашумленных объектов. Для идентификации предмета могут использовать случайно выделенные признаки, либо психический механизм опознания заменяют перебором всех фрагментов до случайного совпадения с верным ответом. В наиболее легких случаях увеличивается время тахистоскопического опознания. Иногда больные не могут представить себе, как выглядит тот или иной объект — здание, памятник.
2. Лицевая агнозия (прозопагнозия) Поражается правая нижне-затылочная область. Не различаются знакомые, женские, детские и мужские лица, не распознаются особенности мимики, в тяжелых случаях не узнается собственное лицо. Для опознания используют вспомогательные приметы — голос, запахи, походка, отдельные фрагменты лица. Лицо с другими предметами не путают. Это агнозия индивидуализированных признаков при сохранности категориального отношения к образу.
3. Оптико-пространственная агнозия Поражаются верхние теменно-затылочные области. Больные не ориентируются в знакомом пространстве, теряют способность различать «право-лево», не могут разобраться в географических картах, в положении стрелок на часах, не могут мысленно развернуть объект на 90°. На рисунках лиц не могут расположить их фрагменты, не могут скопировать позу, не распознают букв, имеющих пространственные признаки. В более грубых случаях нарушается ориентировка в координатах «верх-низ». При односторонних пораж. теменно-затылочных отделов справа игнорируется левая часть пространства, которая как бы перестает существовать (не замечается левая часть текста или изображения). Причина -невозможность симультанного синтеза информации, приходящей от левого и правого полуполей зрения. Иногда больные не могут локализовать объекты в пространстве, осложняется оценка их удаленности. При двухсторонних теменно-затылочных поражениях руки человека с оптико-пространственной агнозией начинают промахиваться мимо предметов, что является вторичным дефектом праксиса.
4. Буквенная агнозия Встречается при поражении границы между затылочной и височной долями слева. Буквы не могут быть прочитаны, т.к. воспринимаются как рисунки без понимания их смысла; смешиваются буквы, близкие по написанию, трудности при переходе от одного шрифта к другому. Ин. больной может прочитать слово, обводя крупно написанные буквы пальцем.
5. Цветовая агнозия Возн. при пораж. левой затылочной доли и прилегающих к ней областей, но возможно вовлечение и левого теменно-височного отдела. Различают цветовую агнозию и нарушения распознавания цветов (цветовую слепоту), что может быть связано с поражением сетчатки или НКТ. Различаются отдельные, основные цвета и опознаются, но не в состоянии соотнести цвет с опр. объектом и рассортировать объекты по цвету. Теряется способность различать цвета по оттенкам и идентифицировать редко встречаемые цвета. Окраш. поверхности кажутся расположенными на более близком расстоянии, чем сами формы. Дефект связи цвета и объекта приводит к стиранию рельефа и контура, цвета поверхностей объектов начинают воспр. как «плоские», или как окраш. массы, не связ. с объектами.
6. Симультанная агнозия Возникает при поражении передних отделов левой затылочной области. Правильно опознаются отдельные объекты и их детали в зрительном поле или на картинах, но больные не могут установить связь между ними и понять смысл сюжета. Это сочетается с неспособностью чтения слов, но сохранно чтение букв. Иногда эти нарушения трактуются в рамках синдрома Балинта (самостоятельной патологии при двухсторонних поражениях затылочных долей). Включает: психический паралич взора — больной не может взглянуть в определенном направлении, но если предмет оказался в центре «нарушенного» внимания, видит только его и не воспринимает рядом расположенные объекты; оптическую атаксию — неуправляемость взора (неспособность взять предмет под контроль зрения из-за непроизвольных скачков глаза); нарушение зрительного внимания. Причиной может быть невозможность согласования в мозгу одновременно приходящих, но различающихся по пространственным характеристикам изображений от двух глаз.

 

Методики исследования зрительных агнозий
1. Выявление цветовой агнозии Для грубых расстройств могут использоваться идентификация чистых цветов (красный, синий, желтый), небольшие наборы окрашенных карточек (5-8, например, из методики Люшера, цветные карандаши); для диагностики менее выраженных вариантов цветовой агнозии — специальные наборы цветных карточек (например, фрагменты из альбомов колеров), позволяющие по инструкции подбирать оттенки к чистым тонам, либо классифицировать цвета по оттенкам, либо корректно называть редко встречаемые цвета.
2. Исключение или подтверждение лицевой агнозии Узнавание знакомых и незнакомых лиц, для чего используют комплекты небольших по размеру портретов выдающихся и общеизвестных отечественных писателей (Толстой, Гоголь и др.), а также фотографии или двухцветные портреты неизвестных испытуемому лиц, предъявляемые ему как эталоны для запоминания и дальнейшего опознания среди ранее не предъявлявшихся сходных по стилевому оформлению образцов. Время предъявления эталонов может меняться, повышая или понижая чувствительность данной пробы.
3. Исключение или подтверждение оптико-пространственной агнозии с помощью пробы «узнавание времени на схематических часах без цифр», «слепых» компасов, на рисунках которых произвольно обозначена лишь одна часть света (например, юго-восток — ЮВ) и стрелка, направление которой требует идентификации, узнавание повернутого или перевернутого изображения бытового предмета. Исследование этого качества гностических функций может начинаться с предложения больному сориентироваться в том реальном пространстве, где он сейчас находиться (нарисовать план отделения, рассказать, как из данного кабинета добраться до выхода), просьбы указать, какой из видимых предметов находится ближе или дальше.
4. Буквенная агнозия К распространенным пробам относятся узнавание букв при их автономном предъявлении и простые тексты, включающие буквы разных смешанных начертаний (по кеглю, наклону, прописные и строчные, с меняющейся жирностью, с засечками и без).
5. Симультанная агнозия Может быть оценена с помощью узнавания и понимания содержания сюжетной картины, для чего больному необходимо установить смысловые связи между всеми ее компонентами и путем мыслительных операций вербализировать их общий смысл. Как правило, в качестве стимульного материала больным предлагаются копии известных живописных работ отечественных авторов, условные и даже схематичные сюжетные рисунки. Другим вариантом стимульного материала являются серии картин, объединенных общим сюжетом, что требует от пациента более активной мыслительной работы по восстановлению субъективно оправданного и объяснимого хода событий.
6. Предметная агнозия Больному или испытуемому обычно предлагают представить и описать несколько предметов, часто встречающихся в обыденной жизни (например, телефон, стул, огурец).

 

ТАКТИЛЬНЫЙ ГНОЗИС И ЕГО МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

 

Категории кожно-кинестетической чувствительности Самостоятельные виды кожной рецепции
а) связанные с рецепторами, содержащимися в коже.   1) тепловая; 2) холодовая; 3) тактильная; 4) болевая. 5) вибрационная.
б) связанные с рецепторами, находящимися в мышцах, суставах и сухожилиях.

 

 

Основные рецепторные аппараты кожи Рецепторы мышц, суставов и сухожилий, связанные с кинестетической (проприоцептивной) чувствительностью
1. Колбочки Краузе, раздражение которых дает ощущение холода. 2. Цилиндрические рецепторы Руффини, при раздражении которых возникают тепловые ощущения. 3. Корзинчатые сплетения и тельца Мейснера, которые находятся около волосяных луковиц и обеспечивают возникновение ощущений прикосновения и давления. 4. Свободные нервные окончания, которые, по-видимому, связаны с болевыми ощущениями. Предполагается, что вибрационная чувствительность обеспечивается работой всех, и прежде всего тактильных, рецепторов, а также, возможно, болевых и температурных. 1. Мускульные веретена, которые находятся в мышцах и раздражаются в момент их сокращения. 2. Сухожильный орган Гольджи — рецептор, находящийся в сухожилиях и воспринимающий разную степень их натяжения, т. е. регистрирующий момент начала движения. 3. Паччиниевы тельца, находящиеся в суставах, которые реагируют на смену положения суставов относительно друг друга и обеспечивают так называемое суставное чувство.  

 

Афферентные раздражения, идущие от рецепторов кожи и опорно-двигательного аппарата, проводятся по трем типам волокон: А, В и С, -являющихся отростками клеток, расположенных в спинальных ганглиях.
Аксоны этих клеток делятся на две ветви, одна из которых вступает в задний спинномозговой корешок, а другая — в периферический нерв. Эти волокна проводят разные виды чувствительности и различаются по степени миелинизации, а следовательно, по скорости проведения возбуждения; они различаются также по своему диаметру, что тоже оказывает прямое влияние на скорость проведения возбуждения.
Волокна типа А хорошо миелинизированы, их диаметр равен 8-12 мк; они проводят возбуждение со скоростью 120 м/с. Эти волокна проводят тактильные и кинестетические ощущения, идущие от мышц, сухожилий и суставов.   Волокна типа В, снабжены тонкой миелиновой оболочкой, имеют меньший диаметр (4-8 мк) и проводят возбуждение со скоростью 15-40 м/с. По этим волокнам идут в основном температурные и болевые раздражения, но с меньшей скоростью, чем по волокнам типа А. Волокна типа С — без миелиновой оболочки — имеют наименьший диаметр (меньше 4 мк) и проводят возбуждение с наименьшей скоростью — 0, 5-15 м/с. По данным волокнам проводятся болевые и частично температурные ощущения.  
От рецепторов, сосредоточенных в коже и в различных мышцах, сухожилиях и суставах, волокна типов А, В, С поступают в задние рога спинного мозга.
Наиболее крупные волокна (типов А и В), которые проводят тактильную и проприоцептивную чувствительность, поступают через задние рога спинного мозга, не прерываясь, в пучки Голля и Бурдаха, находящиеся в задних столбах спинного мозга.
Волокна этих пучков переходят в волокна нежного и клиновидного пучков продолговатого мозга и кончаются в их ядрах. Здесь начинается второй нейрон пути, волокна которого, перекрещиваясь по средней линии, идут через продолговатый мозг, Варолиев мост и четверохолмие к ядрам зрительного бугра (в составе медиальной петли). Волокна медиальной петли заканчиваются в вентральных ядрах зрительного бугра, где находится третий нейрон этого пути.
первый нейрон пути находится в спинальном ганглии второй — в продолговатом мозге третий — в зоне таламуса  
От вентральных ядер таламуса волокна идут в постцентральную область коры к 3-му первичному полю коры больших полушарий. Волокна С и частично В-типов, поступают через задние рога в спинной мозг. Здесь в сером веществе задних рогов находится второй нейрон, волокна которого переходят на противоположную сторону и образуют передние и боковые столбы в составе так наз. пути Говерса. Волокна этого пути заканчиваются в ядрах зрительного бугра, где находится третий нейрон пути. Таким образом, перекрест волокон С и частично В-типов идет на большом протяжении спинного мозга
         

 

Путь Говерса

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Препарат № 4 | Информационная безопасность автоматизированных систем




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.