Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






При подготовке учителей?», % от числа опрошенных






 

  № п/п Ответы Стаж работы, лет
        до 5 5–10 более 10  
    Навыки индивидуальной работы с детьми 69, 8 70, 5 64, 3
    Усиление методической подготовки по преподаваемому предмету 64, 1 75, 2 66, 4
    Расширение теоретических знаний в области педагогики и психологии 48, 6 44, 5 33, 4
    Повышение уровня теоретических знаний по преподаваемому предмету 47, 7 41, 3 34, 5
    Практические навыки в организации массовых мероприятий с детьми 44, 3 40, 4 23, 5
    Подготовка и организация воспитательной работы 48, 2 38, 6 34, 2
    Навыки научной организации труда 36, 6 35, 3 34, 8
    Навыки научно-исследовательской работы 25, 5 28, 7 26, 6
    Расширение знаний экономики образования 20, 2 19, 8 21, 3
    Углубление знаний нормативных документов 21, 5 20, 4 22, 1
    Расширение знаний в области управления и социальной психологии 20, 9 16, 3 14, 2
    Развитие своей личности 14, 2 13, 6 18, 4
                     

 

Отметим, что начинающим педагогам, обучавшимся на очных отделениях вузов, часто не хватает именно этой уверенности в правильности своих действий. Однако они обладают гораздо большим запасом знаний, умений и навыков, так как их профессиональная избирательность не была еще сформирована и усвоению подлежало все, что преподавалось в вузе. В конце концов оказывалось, что такой молодой учитель, с одной стороны, теоретически владел разнообразными педагогическими технологиями и приемами и в этом смысле опережал некоторых более опытных коллег, но с другой стороны, находясь в поиске собственного педагогического «Я», использовал эти теоретические данные на практике не всегда адекватно. Появление ошибок на общем «благополучном» фоне вызывает у молодого педагога настоятельную потребность избавиться от них, нередко за счет сокращения различных экспериментов и перехода на жесткую позицию избегания неудач, т. е., по сути дела, превращается в «необращаемого субъекта».

Для того, чтобы сгладить и отодвинуть наступление этого момента, вероятно, необходимо помочь будущему учителю в выборе своего индивидуального пути еще на этапе вузовского обучения. Процессы обучения и усвоения должны рассматриваться в фокусе этого индивидуального направления развития, что сделает преподавание в вузе более эффективным, так как будут убраны те дисциплины и темы, которые не имеют отношения к данному индивиду, и наоборот, в обучение будут введены недостающие сведения.

Аналогичные изменения должны произойти и на заочных отделениях. Отличие будет заключаться в том, что на начальном этапе должен определяться не личностный путь развития, а сформировавшаяся профессиональная направленность, в соответствии с которой будет подобрана информация, способная усилить имеющийся педагогический потенциал учителя.

Естественно, что на первых этапах этой работы количество индивидуальных путей будет невелико и скорее всего оно будет сведено к нескольким основным направлениям, число которых по мере накопления опыта и знаний в этой сфере будет расширяться.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абдулина А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Сов. педагогика. – 1976. – № 1.

2. Абрамова Г. С. К проблеме диагностики педагогической позиции // Психология учителя. – М., 1989.

3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М., 1991. – 303с.

4. Аванесов С. В. Тесты в социологическом исследовании. – М., 1982.

5. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. – М., 1990.– 240с.

6. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела. – Л., 1985.

7. Акимова А. П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – Л., 1973. – Вып. 1. – С. 37–44.

8. Акопов Г. В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания // Психология учителя. – М., 1989. – С. 3–4.

9. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития людей. – М., 1982.

10. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. – СПб., 1993. – 352 с.

11. Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., 1992.

12. Алферов Ю. С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя // Вопросы психологии. – 1971. – № 2. – С. 83–90.

13. Алферов А. Д., Рогов Е. И. Ускорение профессионального развития личности с помощью рейтинговой системы контроля // Психологические и педагогические проблемы развития профессиональной личности. – Армавир, 1990. – С. 3–5.

14. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. – 1988. – № 5. – С. 71–77.

15. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1980. – Т. 2. – 232 с.

16. Аностази А. Психологическое тестирование: В 2 т. – М., 1982. – Т. 2. – 296 с.

17. Андронова Т. Д. Место умения анализировать педагогическое явление в профессионально-педагогической структуре учителя // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования / Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1980. – С. 33–41.

18. Ануфриев А. Ф. К анализу диагностического мышления учителя // Психология учителя. – М., 1989. – С. 7–8.

19. Ануфриев Е. А. Социалистический образ жизни. – М., 1980. – 184 с.

20. Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. – М., 1971. – С. 11–17.

21. Анцыферова Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. – 1981. – Т. 2. – № 2.

22. Артемьева Т. А. Психология способностей и всестороннее развитие личности // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 21–38.

23. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976. – 158 с.

24. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984. – 105 с.

25. Басов М. Я. Личность и профессия. – М.; Л., 1926. – 146 с.

26. Баталов А. А. Понятие профессионального мышления. – Томск, 1985. – 230 с.

27. Белоус В. В. Темперамент и профессии повышенной сложности // Вопросы психологии, личности и деятельности. – Свердловск, 1982. – С. 50.

28. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1992.

29. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

30. Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. – Киев, 1986.

31. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофтедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М., 1988.

32. Бодалев А. А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Личность и общение: Избр. труды. – М., 1983. – С. 55–64.

33. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. – М., 1991. – 80 с.

34. Борисова Е. М. Тест диагностики профессиональных достижений // Вопросы психологии. – 1981. – № 5. – С. 129–132.

35. Братусь Б. С. Аномалии личности. – М., 1988. – 301 с.

36. Бреслав Г. М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений. – М., 1983. – Ч. 2. – С. 274–276.

37. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.

38. Бромлей Ю. В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику //Сов. этнография. – 1983. – № 3. – С. 67–75.

39. Буева Л. П. Общение как процесс социальной типизации и индивидуализации личности // Психология личности и образ жизни. – М., 1987. – С. 34–38.

40. Буева Л. П. Социальная среда и формирование гармонической личности. – М., 1971. – 48 с.

41. Бурлачук Л. Ф. Исследования личности в клинической психологии. – К., 1979.

42. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.

43. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

44. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. – М., 1982.

45. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982.

46. Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. – Л., 1982.

47. Гельвеции К. А. Соч.: В 2 т. – М., 1973. – Т. 1. – С. 213–214.

48. Гессе Г. Степной волк // Иностранная литература. – 1977. – № 4. – С. 173–174.

49. Гете И. В. Избранные философские произведения. – М., 1989. – С. 363.

50. Гибсон Д. Т. Обучение людей жесткости в условиях государственного террора // Иностранная психология. – 1993. – № 1. – С. 27–35.

51. Годник Н. А. О сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. – Воронеж, 1992. – С. 11–14.

52. Гомелаури М. П. Ролевое поведение и установка // Проблемы социальной психологии. – Тбилиси, 1976. – С. 300–305.

53. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. – М., 1988. – 260с.

54. Гоноболин Ф. Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. – 1975. – № 1. –С. 100–111.

55. Гоноболин Ф. Н. Черты педагогического мастерства // Народное образование. – 1959. – № 9. – С. 47–51.

56. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Л., 1988. – 560 с.

57. Греков А. А., Рогов Е. И. Рейтинг как показатель профессионального развития педагога. – Ростов н/Д., 1991. – 64 с.

58. Гусев С. И. Анализ педагогической профессии и подготовка педагога // Народное просвещение. – 1927. – № 8.

59. Данилов М. А. Ленинская теория отражения и процесс обучения // Сов. педагогика. – 1968. – № 1. –С. 84–103.

60. Детский апперцептивный тест (CAT). Дополнение к детскому апперцептивному тесту (CAT-S). – Обнинск, 1992.

61. Детский психолог. – Ростов н/Д. – Вып. 1–10.

62. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987.

63. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., 1981.

64. Диагностика умственного развития дошкольника. – М., 1978.

65. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956.

66. Дмитриенко Е. А., Успанов К. С. К вопросу о ведущих компонентах структуры личности учителя – воспитателя пионеров // Проблемы формирования профессионального мастерства учителя. – Алма-Ата, 1985. – С. 27–34.

67. Доблаев Л. П. К вопросу о формировании профессионального психологического мышления у студентов // Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. – Л., 1973.– С. 10–11.

68. Дубровина И. В. Индивидуальные особенности школьников. – М., 1975.

69. Дьяконов Г. В. Психология педагогического общения. – Кировоград, 1992.

70. Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М., 1986. – 143 с.

71. Елканов С. Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя // Становление

личности учителя профессионала: проблемы и перспективы. – Ставрополь, 1993. – С. 34–38.

72. Ерциян О. П. Летний коллектив как экипаж // Коллектив и личность. – М., 1975. – С. 264.

73. Ерошенко А. А. Особенности установок учителя на разных этапах овладения мастерством // Психология учителя. – М., 1989. – С. 17–18.

74. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. – Л., 1974. – С. 94.

75. Ефимова О. И. Некоторые особенности межличностного восприятия в педагогических коллективах // Личность и межличностные отношения в коллективе. – Ульяновск, 1988. – С. 116–122.

76. Журавлев А. Л. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. – М., 1983. – С. 101–114.

77. Завалишина Д. Н., Поликанов С. Г. Проблемные ситуации в практической деятельности // Практическое мышление: функционирование и развитие. – М., 1990. – С. 75–85.

78. Зак А. 3. Как определить уровень развития мышления школьника. – М., 1982.

79. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л., 1982.

80. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. – М., 1971. – 100 с.

81. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983.

82. Каган В. Е. Психотерапия аутизма у детей // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. – Ташкент, 1985.

83. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. – 190 с.

84. Карикаш В. И. Типы общения учителя // Психология учителя. – М., 1989. – С. 58–59.

85. Касымжанов А. X., Кельбуганов А. Ж. О культуре мышления. – М., 1981. – 128 с.

86. Кашанов М. М. Формирование профессионального мышления // Психология учителя. – М., 1989. – С. 19–20.

87. Ковалев Б. П. Рефлексивная регуляция педагогической деятельности // Психология учителя. – М., 1989. – С. 6.

88. Ковалев В. И. Психологические особенности личностной организации времени: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 1979. – 18с.

89. Кознев В. Н. Факторный анализ оценок и самооценок профессионально значимых качеств личности учителя // Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. – Л., 1980.

90. Колденкова А. Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов. – Л., 1977.

91. Коломинский Я. Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. – М., 1977. – С. 20–21.

92. Кондратов Р. Р. Общение и развитие личности в учебной деятельности // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. – М., 1979. – С. 117–122.

93. Кондратьев М. Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации // Психология развивающейся личности. – М., 1987. – С. 191–210.

94. Кондратьев М. Ю. Слагаемые авторитета. – М., 1988. – 80 с.

95. Кондратьева С. В. Учитель – ученик. – М., 1984.– 80с.

96. Конопкин О. А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 18–26.

97. Корнева Т. В., Бажин Е. Ф. О роли профессионального и полового факторов в аудиторской оценке эмоционально окрашенной речи // Проблемы космической биологии. – М., 1977. – С. 293–299.

98. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. – М., 1979. – 473 с.

99. Котова И. Б., Мареев В. И., Рогов Е. И. Феноменология и типология профессионального взаимодействия педагога. – Ростов н/Д., 1990. – 35 с.

100. Котова И. Б., Рогов Е. И. Эффекты и феномены педагогического взаимодействия // Педагогическое взаимодействие: педагогический аспект. – М., 1990. – С. 3–14.

101. Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. – М., 1981.

102. Кочетов Г. М. Механизмы профессионализации. – Томск, 1975.

103. Кузнецов Г. А., Страхов В. И. Педагогический такт и педагогическая культура // Психологическое исследование: психические состояния, характерология, педагогический такт и творчество. – Саратов, 1993. – С. 7–9.

104. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. – М., 1970. – 168 с.

105. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. – Л., 1967. – 184 с.

106. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984.

107. Кулюткин Ю. Н. Психологическая природа деятельности педагога // Творческая направленность деятельности педагога. – Л., 1978. – С. 7–10.

108. Кыверялг. Методы исследования в профессиональной педагогике. – Таллинн, 1980.

109. Левитов Н. Д. К психологии формирования авторитета учителя // Сов. педагогика. – 1946. – № 1–2. – С. 76.

110. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977. – 304 с.

111. Лепихова Л. А.. Карандашова Э.А. Социальный интеллект учителя в воспитательной работе с классом // Проблемы формирования личности в коллективной деятельности и общении в свете постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». – Гродно, 1980. – С. 31–32.

112. Лернер И. Я. Педагогическое сознание – явление действительности и категория науки // Сов. педагогика. – 1985. – № 3.

113. Липский В. И., Мордкович С. В. Активная жизненная позиция: факторы и их взаимосвязь // Формирование активной жизненной позиции / Под. ред. В. И. Липского. – Челябинск. 1981. – 185 с.

114. Лихтенберг Г. К. Афоризмы / Под ред. Г. С. Слободкина. – М., 1965. – 344 с.

115. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – 445 с.

116. Лучков В. В., Рокитянский В. Р. // Вестник МГУ, Сер. 14. Психология. – 1987. – № 2. – С. 20.

117. Лучшие психологические тесты для профотбора и профконсультации. – Петрозаводск, 1992.

118. Мексон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992. – С. 491–493.

119. Монько Ю. В. Активная жизненная позиция личности // Научно-техническая революция и социальная психология. – М., 1981. – С. 68–76.

120. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – М., 1961. – Т. 23.

121. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.– 319с.

122. Методика индивидуальной профориентации. – М., 1982.

123. Методика измерения родительских установок и реакций. – Новгород, 1992.

124. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1990.

125. Методические рекомендации по определению функциональной готовности к школьному обучению. – М., 1986.

126. Методы системного педагогического исследования. – Л., 1980.

127. Методы социально-психологических исследований. – М., 1975.

128. Методы социальной психологии. – М., 1977.

129. Моляко В. А. Психология конструкторской деятельности. – М., 1983. – 134 с.

130. Менделевич В. Д. Как предупредить невроз. – Казань, 1988. – С. 64.

131. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в советской психологии. – М., 1968. – С. 349–388.

132. Метельницкая Т. А. Психологическая готовность к совершенствованию педагогического мастерства // Психология учителя. – М., 1989. – С. 32–33.

133. Методы системного педагогического исследования. – Л., 1980. – 172с.

134. Мехтиханова Н. Н. Методические аспекты исследований практического мышления // Практическое мышление: функционирование и развитие. – М., 1990. – С. 30–45.

135. Моносова Л. Ф. Индивидуальный подход в обучении как мера педагогического воздействия // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – Л., 1973. – Вып. 1. – С. 26–31.

136. Мордкович В. Г. Общественно политическая активность трудящихся: Автореф. дис. д-ра филос. наук. – М., 1974. – 34 с.

137. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983. – 240 с.

138. Нафтульев А. И. Профессиональный интеллект: структура и формирование // Практическое мышление: функционирование и развитие. – М., 1990. – С. 45–60.

139. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987.

140. Овчинников Р. Н. Педагогические убеждения учителя и их формирование // Сов. педагогика. – 1982. – № 4. – С. 85–90.

141. Орлов А. А. Формирование педагогического мышления будущего учителя // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя. – Тула, 1989. –С. 4–13.

142. Орлов А. Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. – М., 1982.

143. Освальд В. Великие люди. – СПб., 1910. – 309 с.

144. Основы педагогического мастерства / Под. ред. И. А. Зязюна. – М., 1989. – 302 с.

145. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. – Л., 1973.

146. Панасюк А. Ю. Обвинительный уклон в зеркале психологического исследования //Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – № 3. – С. 54–65.

147. Педагогическое мастерство // Педагогическая энциклопедия. – М., 1989. – Т. 2. – С. 739.

148. Петровский А. В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. – 1981. – № 1.

149. Петровский А. В. Психологическая теория коллектива. – М., 1979.

150. Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. – 1982. – № 3. – С. 44–54.

151. Петровский В. А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. – 1975. – № 3. – С. 26–38.

152. Пилосян С. М. Прогностические способности как профессионально-важное качество преподавателя // Психология и научно-технический прогресс. – М., 1989. – С. 150–151.

153. Платонов К. К. Психологический практикум. – М., 1980.

154. Полякова А. С. Влияние ценностных ориентаций педагогов на эффективность функционирования педагогического коллектива // Проблемы формирования личности в коллективной деятельности и общении в свете постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». – Гродно, 1980. – С. 45.

155. Портнов Л. М. Педагогическое мастерство учителя и пути его формирования // Сов. педагогика. – 1977. – № 3. – С. 84–91.

156. Практические занятия по психологии. – М., 1972.

157. Практикум по патопсихологии. – М., 1987.

158. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика. – М., 1984.

159. Практикум по психологии. – М., 1972.

160. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под общей ред. А. А. Крылова. – Л., 1987.

161. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. В. А. Федоришина. – Киев, 1980.

162. Пряденин А. П., Крупнов А. И. К понятию активность // Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. – Свердловск 1976. – С. 5–13.

163. Профессиональная деятельность молодого учителя: социально-педагогический аспект / Под. ред. С. Г. Вешловского, Л. Н. Лесохиной. – М., 1982. – 144 с.

164. Прохоров А. О. Психические состояния и их проявление в учебном процессе. – Казань, 1991. – 168с.

165. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А. А. Бодалева, И. М. Палея, М. Д. Дворяшиной. – Л., 1976.

166. Психодиагностика: теория и практика. – М., 1986.

167. Психодиагностика и школа. – Таллинн, 1980.

168. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз. / Под ред. И. Б. Котовой, Е. И. Рогова. – Ростов н/Д., 1991.

169. Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. – М, 1987. – 240 с.

170. Пушкин В. Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. – М., 1967. – 272 с.

171. Рабочая книга школьного психолога. – М., 1991.

172. Рамуль К. А. Введение в методы экспериментальной психологии. – Тарту, 1963.

173. Раченко И. П. НОТ учителя. – М., 1982. – 208 с.

174. Результаты психологических исследований в практике обучения и воспитания.

175. Рейнвальд Н. Н. Психология личности. – М., 1987.– 200с.

176. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения. – М., 1985. – 208 с.

177. Рогов Е. И. Исследование процессов профессиональной типизации в педагогической деятельности // Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза. – Саратов, 1992. – С. 7–9.

178. Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности. – Ростов н/Д., 1994. – 240 с.

179. Рогов Е. И. Личность учителя: пространство и факторы профессионального развития // Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза. – Саратов, 1991. –С. 36–39.

180. Рогов Е. И. Многоуровневость профессиональных деформаций личности в педагогической деятельности // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. – Ставрополь, 1993. – С. 60–61.

181. Рогов Е. И. Основные направления профессионализации личности учителя на этапе вузовской подготовки // Формирование личности: психолого-педагогические проблемы. – М., 1989. – С. 4–11.

182. Рогов Е. И. Проблема диагностики развития личности в профессиональной деятельности // Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. – Воронеж, 1990. – С. 193.

183. Рогов Е. И. Роль социальной активности в формировании личности учителя на этапе вузовской подготовки // Формирование личности учителя в педагогическом вузе. – Казань, 1990. – С. 46–54.

184. Рогов Е. И. Условия формирования индивидуальной активности учителя на этапе вузовской подготовки // Формирование социально-активной личности. – Рязань, 1990. – С. 175–185.

185. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.

186. Романова Е. С., Усанова О. С., Потемкина О. Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. – М., 1990.

187. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946.– 704с.

188. Савгин М. В. Педагогическое мышление учителя как фактор повышения его общения со школьниками // Психология педагогического общения. – Кировоград, 1991. – С. 36–44.

189. Савенко Ю. С. Методика «Рисунок человека» // Вопросы психопатологии. – 1970.

190. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. – Л., 1979. – 264 с.

191. Сластенин В. А. Интегративные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. – Воронеж, 1992. – С. 6–9.

192. Сластенин В. А., Мищенко А. И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. – 1991. – № 10. – С. 79–84.

193. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. – М., 1976. – 160 с.

194. Смоленская Е. Н. О системе психокоррекционной работы с учителями // Проблемы обновления содержания общего образования. – Ростов н/Д., 1992. – Вып. 3. – С. 57–59.

195. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

196. Сорока-Росинский В. И. Школа Достоевского. – М., 1978. – 48 с.

197. Сосновский Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии. – М., 1979.

198. Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса / Под ред. Б. Д. Парыгина. – Л., 1982. – 190 с.

199. Страхов И. В. Психология педагогического такта. – Саратов, 1966. – 280 с.

200. Страхов В. И. Формирование профессионально-педагогических качеств у студентов факультета физического воспитания в процессе педагогической практики // Формирование профессионально-педагогических качеств у студентов пединститута. – Саратов, 1985. – С. 122–131.

201. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.

201. Сырямкина Е. Г. Личностная определенность педагогической деятельности // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. – Томск, 1989. – С. 103–113.

202. Табунов Н.Д. Социальные законы формирования личности // Проблемы личности. – М., 1970. – С. 261–280.

203. Тамарин В. Э., Яковлева Д. С. Воспитание у студентов педагогической направленности мышления // Сов. педагогика. – 1971. – № 12. – С. 58–68.

204. Тарасова Н. А. Практика диагностики и коррекции педагогических способностей // Психология учителя. – М., 1989. – С. 44–49.

205. Творческая направленность деятельности педагога/Под ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобской Г. С. – Л., 1981. – 78 с.

206. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных религий. – М., 1961. – 536с.

207. Титма М. X. Выбор профессии как социальная проблема. – М., 1975. – 200 с.

208. Улыбина Е. В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. – Ставрополь, 1993. – Разд. 2. – С. 75–76.

209. Уманский Л. И. Кто может стать организатором? // Молодой коммунист. – 1966. – № 6. – С. 79–85.

210. Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11т. – М.; Л., 1948. – Т. 2.

211. Фейербах Л. История философии // Собр. произв.: В 3 т. – М., 1974. – Т. 3. – С. 25.

212. Флоренская Т. А. Диалогические принципы психологического консультирования // Научно-методические основы и опыт организации школьной психологической службы. – Ташкент, 1988. – Ч. 1. – С. 55–56.

213. Франселла Ф., Банностер Д. Новый метод исследования личности. – М., 1987.

214. Фридман С. М. Проблема педагогического труда. – М.; Л., 1929.

215. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М., 1986.– Т. 1. –408с.

216. Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. – Киев, 1988.

217. Худяков В. Л. Ученый и его творческий мир. – Л., 1971. –252с.

218. Цыгульская Т. Ф. Исследование структуры профессиональноважных качеств студентов музыкально-педагогического факультета // Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа. – М., 1989.– С. 165–166.

219. Чехов А. П. Учитель словесности // Поли. собр. соч. – М., 1950.

220. Шадриков В. Д. Психология производственного обучения. – Ярославль, 1976. – 80 с.

221. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.

222. Шейн С. А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. –С. 44–52.

223. Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя. – Л., 1967. – 268 с.

224. Щербаков А. И. О подготовке студентов – будущих учителей и исследование педагогических явлений // Психология труда и личности учителя. – Л., 1977. – С. 124–131.

225. Щербаков А. И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии. – 1981. – №5.– С. 13–21.

226. Щербаков А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. – Л., 1968.

227. Шибаева Л. В. Обучение студентов педагогического института практическому использованию психологических знаний // Формирование компонентов профессиональной деятельности будущего учителя в курсах педагогики и психологии. – Тула, 1988. – С. 47–65.

228. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.

229. Шорохова Е. В. Некоторые аспекты социально-психологического изучения личности // Психология личности и образ жизни. – М., 1987. – С. 6–10.

230. Штейнмец А. 3. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя // Вопросы психологии. – 1983. – № 2. – С. 78–83.

231. Шуман В. М. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов // Сов. педагогика. – 1973. – № 7. – С. 75–84.

232. Эйнштейн А. Физика и реальность. – М., 1965.

233. Юнг К. Психологические типы. – М., 1952.

234. Якушева Г. И. Коммуникативные способности как фактор развития профессиональных умений и навыков педагога // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. – Воронеж, 1992. – С. 122– 124.

235. Янотовская Ю. В. Влияние учителя начальной школы на особенности формирования коллективных отношений учащихся // Личность и межличностные отношения в коллективе. – Ульяновск, 1988. – С. 110–116.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.