Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест на определение чувства неуверенности в себе






Инструкция. На следующих страницах Вы найдете целый ряд утверждений, которые отражают опыт, восприятие, поступки. Каждое из этих утверждений может более или менее относиться к любому человеку.

Ответьте, пожалуйста, в какой степени распространяется на Вас данное утверждение, отметив его крестиком.

Действуйте следующим образом: под каждым утверждением под буквами А, В, С и D Вы найдете краткие замечания, которые облегчат Вам оценку. Вы сразу заметите, что А и D всегда содержат противоположные ответы, в то время как В и С являются как бы переходными ступенями, причем В сильнее связано с А, а С с D. После того как Вы убедились, какие противоречия выражены в пунктах А и D, Вы сможете выбрать один из четырех ответов, даже если один из вспомогательных ответов касается Вас меньше всего. Внесите Ваши ответы в предложенный листок. Обратите внимание на то, чтобы номера под клеточками ответов точно соответствовали номерам вопросов.

Пожалуйста, дайте свою оценку каждому утверждению.

Отвечайте откровенно и без страха. При подведении итогов гарантируется строгая тайна.

 

1. Если в беседе у меня внезапно иссякает тема разговора, то я чувствую себя:

A. Ужасно неприятно.

B. Достаточно неудобно.

C. Несколько неудобно.

D. Чуть-чуть неприятно, совершенно безразлично.

2. Часто меня мучают сомнения, не испортил ли я какой-нибудь выходкой того впечатления, которое составили обо мне окружающие.

A. Это я испытываю почти всегда, постоянно.

B. Это случается со мной часто.

C. Это бывает со мной не так уж редко.

D. Это я испытываю очень редко.

3. Если меня застали врасплох и внезапно привлекли к ответу, то я шокирован этим настолько, что вообще не в состоянии спорить.

A. Да, так бывает почти всегда.

B. Это случается со мной очень часто.

C. Это бывает только иногда.

D. Этого почти никогда не случается.

4. Я чувствую, что много глупее других людей и знаю меньше их. Я испытываю подобное чувство:

A. Почти всегда.

B. Очень часто.

C. Иногда.

D. Очень редко.

5. Я способен довольно долго скрывать свою досаду, но потом неожиданно мои чувства прорываются весьма бурно.

A. Да, так случается всегда.

B. Это бывает со мной очень редко.

C. Иногда со мной это случается.

D. Это бывает исключительно редко.

6. Я чувствую себя весьма скованно в отношениях с лицами противоположного пола.

A. Всегда.

B. Достаточно часто.

C. Временами.

D. Очень редко.

7. Попросить о маленьком одолжении, которое не потребует особого времени, мне:

А. Очень неудобно.

8. Неудобно.

C. Несколько неудобно.

D. Не составляет никакого труда.

8. Критика на производстве или в учреждении, направленная в мой адрес, тотчас уничтожает все мои достижения (вместо того, чтобы меня «пришпорить»).

A. Почти всегда.

B. Достаточно часто.

C. Не так уж часто.

D. Очень редко.

9. Мне кажется, что если бы я, как это делают другие, заявил бы о своих мыслях и желаниях, многие бы разочаровались во мне.

A. Это сильно ко мне относится.

B. Это относится ко мне в достаточной степени.

C. Это в некоторой степени относится ко мне.

D. Это почти ко мне не относится.

10. Потребовать от другого человека то, что причитается мне по справедливости:

A. Почти не в состоянии.

B. Очень редко в состоянии.

C. Иной раз удается, иногда часто.

D. Всегда в состоянии.

11. Я чувствую себя просто отвратительно, когда мне впервые приходится войти в помещение, где уже собрались люди, которые меня станут рассматривать (например, зал ожидания, купе поезда, ресторан).

A. Да, это почти невыносимо для меня.

B. Это доставляет мне много хлопот.

C. Это меня немного раздражает.

D. Это причиняет мне много неудобств.

12. Мне кажется, что мои способности в служебной или производительной деятельности весьма недостаточны.

A. Это ощущение у меня постоянно.

B. Оно бывает у меня очень часто.

C. Временами.

D. Почти никогда.

13. На службе я никогда не могу сказать «нет», если речь идет о выполнении какого-либо дополнительного задания.

A. Это относится ко мне целиком и полностью.

B. Это относится ко мне во многих случаях.

C. Это бывает со мной временами.

D. Этого со мной не бывает.

14. Часто меня критикуют абсолютно несправедливо, что меня глубоко задевает. Это бывает со мной:

A. Почти всегда.

B. Достаточно часто.

C. Временами.

D. Достаточно редко.

15. Если окружающие ждут этого от меня, то я веду себя в манере, абсолютно не соответствующей моему внутреннему «Я».

A. Почти всегда.

B. Довольно часто.

C. Иногда.

D. Никогда.

16. Мне очень трудно просить об одолжении, связанном с какими-либо затратами, одних людей (например, коллег по работе) и много легче – других.

A. Это относится ко мне целиком.

B. Это бывает со мной иногда.

C. Это бывает со мной очень редко.

D. Это ко мне совершенно не относится.

17. Меня очень огорчает, что из-за своей внешности я много проигрываю по сравнению с другими людьми.

A. Это относится ко мне целиком и полностью.

B. Это относится ко мне до известной степени.

C. Это относится ко мне иногда.

D. Это ко мне не относится.

18. Я мучаюсь страхами допустить на работе такую ошибку, которая может повлечь за собой неприятные для меня последствия.

A. Постоянно.

B. Очень часто.

C. Иногда.

D. Очень редко.

19. Критику я воспринимаю только из уст одного или нескольких определенных лиц.

A. Это касается меня целиком и полностью.

B. Это касается меня до известной степени.

C. Это касается меня в некотором плане.

D. Это меня совершенно не касается.

20. В каком-либо административном учреждении я чувствую себя настолько скованным, что мне не удается правильно изложить свои требования.

A. Просто всегда.

B. В большинстве случаев.

C. Часто.

D. Иногда.

21. Собственное мое внутреннее «Я» совершенно отлично от тех внешних проявлений, которые я себе разрешаю. Я испытываю это:

A. Почти во всех ситуациях.

B. Достаточно часто.

C. Временами.

D. Иногда.

22. Меня очень злит, что многие люди, с которыми мне постоянно приходится иметь дело, совершенно не придерживаются прописей, не соблюдают правил приличия и не действуют по справедливости.

A. Это касается меня целиком и полностью.

B. Это бывает часто.

C. Это меня касается мало.

D. Это ко мне не относится.

23. Когда мне приходится давать справки незнакомым людям или просто разговаривать с ними, я всегда чувствую себя неуверенным.

A. Очень сильно.

B. Достаточно.

C. Несколько.

D. Никогда этого со мной не бывает.

24. Если меня в чем-нибудь упрекают, то я спешу со всем согласиться, вместо того чтобы спорить.

A. Почти всегда.

B. Очень часто.

C. Иногда.

D. Никогда.

25. Общаясь со своим шефом или другими значимыми для меня лицами, я испытываю большое внутреннее беспокойство и стеснение. Это чувство развито у меня:

A. Очень сильно.

B. Достаточно сильно.

C. Иногда бывает.

D. Я его не испытываю.

26. У меня бывает неприятное чувство, что я могу сделать, сказать что-нибудь такое, из-за чего от меня отвернутся или станут презирать люди, мнением которых я очень дорожу.

A. Да, собственно говоря, постоянно.

B. Во многих случаях.

C. Иногда.

D. Не бывает.

27. Я чувствую себя обездоленным, так как обладаю некоторым физическим недостатком.

A. Это относится ко мне целиком и полностью.

B. Это относится ко мне в большей степени.

C. Это бывает со мной очень редко.

D. Я не испытываю такого чувства никогда.

28. Даже близким людям я не могу рассказать о том, что мне в них не нравится.

A. Это относится ко мне целиком и полностью.

B. Это относится ко мне в большей степени.

C. Это почти ко мне не относится.

D. Это ко мне не относится.

29. Меня не удовлетворяет то обстоятельство, что обычно я остаюсь в одиночестве, стремясь придать преимущественное значение общественным и производственным задачам перед личными делами.

A. Это относится ко мне целиком и полностью.

B. Это относится ко мне в большей степени.

C. Это почти ко мне не относится.

D. Это ко мне не относится.

30. Только при условии абсолютной необходимости я могу что-либо с кого-нибудь спросить и вступить с этим человеком в спор.

A. Да, это касается меня целиком и полностью.

B. Это касается меня в достаточной степени.

C. Это несколько касается меня.

D. Это ко мне не относится.

31. Мне бы хотелось в глубине души быть чуть-чуть привлекательным для противоположного пола.

A. Да, это относится ко мне целиком и полностью.

B. Это касается меня в достаточной степени.

C. Это несколько касается меня.

D. Это ко мне не относится.

32. Даже в узком кругу знакомых мне людей я чувствую себя очень смущенным.

A. Да, это бывает со мной почти всегда.

B. Это бывает со мной очень часто.

C. Это бывает со мной временами.

D. Это бывает со мной очень редко.

33. Если я не помогу другим людям так, как считаю себя обязанным, я считаю себя дурным человеком.

A. Да, обычно бывает так.

B. Часто я испытываю подобное чувство.

C. Иногда.

D. Очень редко.

34. Хотя я обязан делать это по службе, я не могу что-либо потребовать от коллег или подчиненных.

A. Совсем не в состоянии это сделать или с величайшим трудом.

B. Только с трудом.

C. Это мне несколько неприятно.

D. Без всяких трудностей.

35. В ответ на упреки или нападки я либо уступаю и молча проглатываю обиду, либо защищаюсь резко, громким голосом. Эти противоречия обычны для меня.

A. Особенно типичны.

B. Характерны для меня до некоторой степени.

C. Возможны.

D. Нехарактерны.

36. Обратиться к другим людям с просьбой, исполнение которой может потребовать каких-либо хлопот для меня:

A. Представляется абсолютно невозможным.

B. Связано с большими трудностями.

C. Несколько затруднительно.

D. Не очень трудно.

37. Скорее я откажусь от своих собственных планов, чем от выполнения чьей-нибудь просьбы.

A. Это для меня абсолютно типично.

B. Это характерно для меня в большинстве случаев.

C. Это со мной бывает.

D. Этого я о себе не могу сказать.

38. Я никогда не бываю в состоянии высказать критические замечания в адрес определенных лиц, даже если они меня очень раздражают. Это мне мешает:

A. Очень сильно.

B. Сильно.

C. Чуть-чуть.

D. Нисколько.

39. Если я чувствую, что во время работы меня контролируют или просто смотрят, то я становлюсь

настолько неуверенным в себе, что именно тогда и допускаю самые грубые ошибки.

A. Это происходит со мной всегда.

B. Это случается очень часто.

C. Так бывает, но не очень часто.

D. Такое случается со мной очень редко.

40. Я очень болезненно отношусь к критике моего поведения или моего внешнего вида.

A. Да, это типично для меня.

B. Это относится ко мне в достаточной степени.

C. Такое бывает со мной достаточно редко.

D. Это для меня абсолютно нетипично.

41. Даже если я вижу, что меня эксплуатируют, то и тогда:

А. Я не могу отказаться.

B. Мне очень трудно отказать в этом.

C. Отказать в просьбе мне стоит некоторых усилий.

D. Я сознательно отказываюсь выполнить просьбу.

42. Разговаривая с людьми, почитаемыми мной, я сам себе кажусь маленьким и ничтожным.

A. Всегда.

B. Часто.

C. Иногда.

D. Редко.

43. Я очень горько упрекаю себя, если мне кажется, что я не обратил должного внимания на чувство другого человека или даже как-то задел его.

A. Да, собственно говоря, так бывает всегда.

B. Очень часто.

C. Только изредка.

D. Вообще очень редко.

44. Если мне приходится говорить в присутствии нескольких человек, например, выступать в какой-либо дискуссии, более всего меня страшит сказать что-то неверное.

A. Да, так бывает со иной всегда.

B. Так бывает в большинстве случаев.

C. Это почти ко мне не относится.

D. Это меня абсолютно не касается.

45. Честно говоря, я думаю, что мои способности и возможности недооценивают.

A. Почти всегда.

B. По крайней мере часто.

C. Временами.

D. Никогда.

46. Со мной часто бывает так, что я могу чего-то добиться для других и ничего для себя лично.

A. Это типично для меня.

B. Так бывает в большинстве случаев.

C. Это правильно для меня лишь отчасти.

D. Я вообще не могу этого сказать.

47. Человеку, которому я обязан или благодарен, я не могу отказать, даже в неблагоприятный момент.

A. Да, так бывает со мной всегда.

B. Да, так бывает со мной часто.

C. Только в некоторых случаях.

D. Этого со мной не бывает.

48. Все время я вижу, что окружающие не понимают моих желаний и побуждений.

A. Это относится ко мне целиком и полностью.

B. Именно так и бывает в большинстве случаев.

C. Иногда со мной бывает такое.

D. Со мной этого не бывает.

49. Опасение, что я скажу что-либо нелепое, заставляет меня быть очень сдержанным в присутствии моего шефа. Это относится ко мне:

A. Целиком и полностью.

B. Достаточно сильно.

C. Иногда.

D. Редко.

50. Мне встречаются ситуации, в которых я боюсь подвергнуться совершенно обескураживающей критике.

A. Почти каждый день.

B. Достаточно часто.

C. Иногда.

D. Редко.

51. Я абсолютно избегаю вступать с кем-либо в спор, даже если бы это было необходимо.

A. Это полностью соответствует моему характеру.

B. Так бывает со мной очень часто.

C. Так я веду себя довольно редко.

D. Это не соответствует моему характеру.

52. Вообще я не могу попросить кого-нибудь выполнить какую-либо мою просьбу, в чем бы она не заключалась.

A. Это полностью соответствует моему характеру.

B. Это в достаточной степени соответствует моему характеру.

C. Это почти не соответствует моему характеру.

D. Это не соответствует моему характеру.

53. Если я не могу достичь своей цели добротой или разумом, в душе я не могу заставить себя действовать иначе. Это соответствует моему мнению:

A. Целиком и полностью.

B. Почти.

C. В некотором плане.

D. Не соответствует.

54. Если я чем-либо себя скомпрометирую, я совершенно подавлен и долго не могу прийти в себя.

A. Это совершенно соответствует моему характеру.

B. Это в достаточной степени соответствует моему характеру.

C. Это бывает со мной редко.

D. Это не соответствует моему характеру.

55. Если бы я только захотел, я бы еще смог привести доказательства тех или иных скрытых своих способностей, о которых окружающие вообще не подозревают. Я полагаю, что мог бы сделать нечто подобное.

A. При любом удобном случае.

B. Достаточно часто.

C. Иногда.

D. Очень редко.

56. Критика в чей-либо адрес приносит мне только неприятности.

A. Это абсолютно соответствует моему характеру.

B. Это соответствует моему характеру до известной степени.

C. Это бывает со мной редко.

D. Это не соответствует моему характеру.

57. Если мне приходится воспользоваться чьей-либо помощью или кого-либо за что-либо благодарить, я чувствую себя:

A. В высшей степени неуверенно.

B. Достаточно неуверенно.

C. Несколько неловко.

D. Абсолютно без изменений.

Над колонками А, В, С, D образуется сумма. Сумма колонки А умножается на 3, сумма колонки В умножается на 2, сумма колонки С – на 1 и сумма колонки D – на 0. Полученные величины складываются и образуют приблизительный (общий) показатель.

Величину соответствующего показателя С можно взять из табл. 28. В тренинг-группу принимают только пациентов, показатель у которых равен 5 или более того, так как только при таком показателе пациенты считаются неуверенными в себе.

 

Таблица 28

 

Приблизительный (общий) показатель Показатель С
0.....……………… .........…29  
30………………… ......……33  
34 ……………….. ......…...52  
53 ………………… ……….78  
79 ……………….... ……….93  
94 ……………….... ………106  
107 ………………. ………111  
112..…………….... ........... 131  
132.……………...    
     

 

Анализируя вопрос, что же происходит с личностью, если она не сложилась как профессионал, можно заметить, что у одних неудачная профессиональная биография не затрагивает личность. Они трудятся, чтобы иметь заработок, самостоятельно получать льготы и пр. Мотивы, побуждающие их работать, лежат вне профессии как таковой, а сама профессиональная деятельность остается необходимой, но не очень приятной обязанностью. Для них характерен самый низкий из всей обследованной группы «неуспешных» уровень притязаний в профессии. У них нет интереса к содержанию труда, сосредоточение на семье, энергия направлена на домашнее хозяйство. Переключение основной активности в другие сферы жизни снимает возможность драматизации своего положения неудачника в профессии.

Другой тип «неудачников» характеризуется неуживчивостью, конфликтностью; причину неуспеха видит в отсутствии должной организации деятельности, неудачных помощниках, придирках со стороны руководства и т. д. Для них характерно конфликтное отношение к работе и коллегам, истоками которого чаще всего служит несоответствие внутренних, личностных позиций, запросов и реальных достижений. Они осознают, что их квалификация низка, однако смириться с этим не могут. Наиболее обычное их состояние – недовольство, неудовлетворенность жизнью. У них конфликтность переносится на отношения не только с окружающими, но и с близкими людьми, о них говорят как о «неуживчивых».

Очевидно, что невозможность идентифицироваться с профессией, обреченность на постоянную («хроническую») неудачу в деятельности предопределяет необходимость более жесткого отбора еще до вступления индивида на путь освоения деятельности. В конце концов, такие люди, если остаются в профессии, то также «приобретают» личностные изменения, но эти изменения выводятся не из самой профессиональной деятельности, а из этапов, способов приспособления к ней. Причем уровень адаптации к внешним атрибутам профессии может быть так высок, что подобных «специалистов» очень

трудно определить. В данном случае необходимо абстрагироваться от внешних моментов, таких, как деловая активность, наукообразность речи, старательная исполнительность и т. д., а следует сосредоточиться на объективных показателях, к которым можно отнести прежде всего результаты выполняемой работы.

Изменения и деформации, происходящие при этом в личности профессионала, выпадают из поля рассмотрения исследователей, что связано отчасти с использованием универсальных критериев, применимых в любой сфере деятельности (обычно это общепсихологические структуры личности или деятельности или их отдельные компоненты), но в то же время именно поэтому не отражающих эту профессиональную специфику. Практически отсутствуют работы, показывающие, чем заканчивается длительное профессиональное совершенствование (в лучшем случае говорится, что пределов совершенствования нет) и к каким изменениям это ведет в структуре личности. В результате наблюдается тенденция расширительного, некритического, умозрительного распространения обобщенных оснований типизации на любые сферы деятельности с предварительным прогнозом личностного поведения в этих условиях.

В то же время только сама профессиональная направленность еще не определяет деятельности. Причем «профессионализм» в учебе и «профессионализм» в конкретной деятельности – вещи нередко прямо противоположные, и поэтому нельзя по успехам в учебе предварительно оценить будущий профессионализм. Это связано с тем, что особенности проявления иерархии мотивов, профессиональной направленности в течение жизни и деятельности индивида сталкиваются и детерминируются различными переменными и прежде всего социальным окружением личности. Л. П. Буева подчеркивает, что «личность формируется в известной степени " по образу и подобию" типичных социальных отношений» [40, С. 8].

Еще более определенно высказался по этому поводу А. В. Петровский, подчеркнув, что «личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности» [148]. Именно цель деятельности определяет поведение личности, заставляя ее не только вести себя соответствующим образом, но и в какой-то мере изменяет ее внутреннее биологическое начало. Т. Шибутани приводит в качестве примера такого диалектически противоречивого единства внутреннего и внешнего в личности отношения врача и пациента противоположного пола, когда оба партнера делают все возможное, чтобы забыть, что они физические чувственные индивиды [228]. Об аналогичной ситуации рассказывает в «Записках врача» В. Вересаев. Изменение цели деятельности, по сути дела, изменяет и профессиональный тип.

В подобных случаях люди должны стремиться строго придерживаться приемлемого в данной ситуации типа ролевого отношения и соответствующего ему поведения и рассматривать друг друга как объекты неодушевленные, сугубо теоретические. Здесь основанием типизации выступают внешние по отношению к личности нормы и правила поведения в деятельности. Поэтому педагог, согласно установившимся нормам, не должен смотреть на хорошенькую ученицу глазами мужчины, она для него всего лишь объект теоретического интереса. «Переход» с теоретического отношения на утилитарное здесь не только был бы неуместен, но резко противоречил бы общепринятым правилам поведения. То же самое можно сказать и о противоположной ситуации, когда некто, находясь в интимной компании, начинает вдруг изъясняться профессиональным, сухим, рационалистическим языком. Правила этикета в таких ситуациях запрещают, например, мужчинам вести разговоры на абстрактно-рационалистические темы и предписывают ухаживать за женщинами и развлекать их более эмоциональной тематикой [228, С. 317].

Если необходимость оценки профессионального становления молодых учителей признается практически всеми, кто связан с педагогической профессией, то потребность введения критериев профессиональной пригодности в отношении другой категории лиц – тех, кто уже очень долго занимается своей профессией, – признается не всеми. В профессиях типа «человек–человек» достаточно живучим оказался стереотип, что стаж, а не эффективность деятельности является мерилом ее успешности и результативности. И, к сожалению, по сей день существуют профессии, где величина оплаты напрямую зависит от стажа индивида.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.