Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ ассоциативных реакций педагогов по грамматическому критерию






 

Категория стимула Реакция испытуемого Рабочий стаж испытуемых
        До 5 лет От 5 лет до 10 Более 10 лет
Просоциальный Центральная Периферическая 61, 5 38, 5 70, 5 29, 5 59, 0 41, 0
Асоциальный Центральная Периферическая 75, 4 24, 6 72, 6 27, 4 87, 2 12, 8
Профессиональный Центральная Периферическая 65, 2 34, 8 70, 3 29, 7 63, 5 36, 5
Бытовой Центральная Периферическая 41, 8 58, 2 47, 6 52, 4 67, 6 32, 4
Среднее Центральная Периферическая 61, 2 38, 8 65, 3 34, 7 69, 3 30, 7

 

Наиболее ярко данная тенденция проявляется в ассоциациях на асоциальные и бытовые стимулы, тогда как стимулы просоциальные и профессиональные выявляют рост подобных ассоциаций только при переходе от категории работников со стажем до 5 лет к средней возрастной категории. В то же время при переходе к категории работающих со стажем свыше 10 лет происходит рост парадигматических реакций, что, вероятно, свидетельствует о развитии причинно-следственных отношений в мышлении только после длительного периода работы по профессии. Отсутствие данной тенденции в бытовой сфере можно расценить как достаточность сложившихся стереотипов мышления на этом уровне.

Определенная размытость выявленных тенденций может быть объяснена тем, что развитие профессионального самосознания педагога выпадает из общего ряда и его становление идет своеобразным путем. Это объясняется тем, что к моменту поступления в педагогический вуз абитуриенты оказываются в уникальной ситуации, так как они выбирают профессию, в которой уже накопили значительный опыт социально-психологического взаимодействия с учителями разного типа. Данное взаимодействие является как бы своеобразным тренингом по формированию у учащихся своеобразного педагогического мышления, умений анализировать стили педагогической деятельности, давать им оценки. Результатом этого процесса являются складывающиеся ценностные ориентации, связанные с профессией учителя, эталонные представления и понятия о ней, что, в конечном итоге, ведет не только к профессиональному самоопределению учащихся и выбору ими данного вида деятельности, но и к появлению новообразований, которые можно отнести к зачаткам профессионального самосознания. Все это наглядно демонстрирует трудности процесса выявления детерминант и этапов становления профессионального самосознания педагога, так как практически его формирование начинается с момента поступления ребенка в школу или даже с момента осознания им педагогических воздействий в семье.

Часть II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.