Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное руководство выпускными квалификационными работами






При подготовке выпускной квалификационной работы для контроля над процессом написания ВКР, а также в целях оказания студенту-выпускнику теоретической и практической помощи каждому студенту назначается научный руководитель из числа сотрудников выпускающей кафедры и, при необходимости, консультант.

Научное руководство выпускной квалификационной работой включает:

· оформление научным руководителем задания на выпускную квалификационную работу;

· оказание помощи студенту в разработке календарного графика работы на весь период выполнения выпускной квалификационной работы;

· рекомендации по литературе, справочным, архивным материалам и другим источникам по теме;

· проведение систематических консультаций по ходу выполнения выпускной квалификационной работы;

· контроль хода выполнения работы, оповещение заведующего кафедрой о грубых нарушениях установленной процедуры подготовки ВКР, серьезных проблемах в части теоретико-методического и практического аспектов исследования;

· проверку выпускной квалификационной работы, оценку ее готовности к защите;

· написание отзыва на выпускную квалификационную работу;

В обязанности студента-выпускника входит:

· постоянное информирование научного руководителя о ходе подготовки ВКР;

· инициативное консультирование по вызывающим затруднение вопросам;

· извещение об отклонениях от утвержденного плана-графика;

· самостоятельная работа по поиску источников информации, привлекаемых в процессе исследования и построения списка использованной литературы, а также формирования эмпирической базы исследования;

· самостоятельное осмысление изучаемого материала, стремление к полноте раскрытия темы, формулирование и обоснование выводов и предложений;

· самостоятельная реализация творческого подхода при разработке рекомендаций по совершенствованию функционирования избранного объекта исследования;

· соблюдение требований относительно содержания, оформления и процедуры подготовки и защиты ВКР, в том числе сроков прохождения предзащиты, предоставления готовой ВКР на отзыв, допуск к защите;

· заблаговременное предоставление научному руководителю промежуточных и окончательного варианта рукописи ВКР;

· материально-техническое обеспечение процессов подготовки и защиты ВКР (набор, распечатка текста, переплет, подготовка презентации и т.п.).

Порядок выполнения и предоставления выпускной квалификационной работы включает несколько стадий:

· выбор темы и ее изучение;

· выявление литературы по теме;

· изучение источников в контексте решаемой проблемы;

· составление развернутого плана;

· выполнение самостоятельной теоретической, практической и экспериментальной части (в зависимости от конкретной темы);

· написание первоначального варианта текста работы;

· обсуждение хода работы над ВКР на заседании кафедры истории русской литературы (если данный вопрос включен в повестку дня заседания кафедры);

· согласование текста с научным руководителем, редактирование работы по его замечаниям и по результатам обсуждения на заседании выпускающей кафедры;

· окончательное оформление дипломной работы;

· предварительная защита ВКР на заседании выпускающей кафедры;

· подготовка отзыва на ВКР;

· защита ВКР.

Подбор литературы

Начало выполнения ВКР связано с подбором литературы, который целесообразно начинать с изучения тех работ, которые были рекомендованы научным руководителем и которые близки к выбранной тематике ВКР.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы.

Стиль изложения научных материалов

ВКР должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями.

Прежде всего, стилю письменной научной речи характерно использование конструкций, исключающихупотребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. В данном случае предполагается использовать неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят сбор информации, а затем отбор фактического материала»); формы изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»); предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»).

В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Нужно использовать терминологическое название. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.

Для написания основной части составляется план текста как перечень основных положений, которые предстоит раскрыть. План – это названия глав, параграфов и их краткое описание.

Изложение материала в магистерской работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.

Количество таковых зависит от объема материала и характера текста, особенностей учебной дисциплины, в рамках которой выполняется работа. Необходимо добиться соразмерности их между собой по объему и степени сложности содержания.

Основная часть работы состоит из теоретического и практического (аналитического) разделов.

Теоретическая часть не должна превышать 1/3 от общего объема квалификационной работы. В теоретической части отражается умение бакалавра систематизировать существующие разработки и теории по данной проблеме, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы, аргументировать собственные позиции.

Обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного, и имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме, должны быть названы и оценены.

При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты: только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, однако в любом случае нужно выдвигать соответствующие аргументы.

Теоретическая часть является обоснованием будущих разработок, так как позволяет выбрать методологию и методику качественного анализа проблемы.

Практическая или методологическая (аналитическая) часть работы должна содержать общее описание объекта исследования, а также анализ изучаемой проблемы. Эта часть работы должна содержать фактические данные, обработанные с помощью современных методик и представленные в виде аналитических выкладок. Кроме того, должны быть приведены примеры расчетов отдельных показателей, используемых в качестве характеристик объекта. В практической части проводится обоснование последующих разработок. От полноты этой части зависит глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВКР

Структура и содержание ВКРкак правило, унифицирована и имеет следующие составные части:

1) титульный лист;

2) задание на выполнение работы;

3) содержание;

4) введение;

5) основная часть (главы работы);

6) заключение;

7) список литературы;

8) приложения.

Структура конкретной выпускной квалификационной работы разрабатывается выпускником в ходе консультаций с научным руководителем.

Во введении:

 обосновывается выбор темы, ее актуальность;

 характеризуется степень разработанности темы в отечественной и мировой науке;

 формулируется проблема (гипотеза) исследования;

 определяются объект и предмет исследования,

 основная цель и задачи работы;

 научная новизна

 перечисляются методы исследования;

 представляется структура работы, а также краткое содержание глав и параграфов основной части;

 характеризуется практическая значимость исследования.

Проблема (гипотеза) исследования – это область неизвестного, но востребованного в научном знании. Грамотно сформулированная проблема – это указание на противоречие, образовавшееся (выявленное) в изучаемой области, на знание, которого еще нет, но которое обязательно необходимо получить, чтобы разрешить обозначенное противоречие.

Цель исследования определяет, для чего проводится исследование, что планируется получить в результате. Цель работы ориентирует на анализ и решение проблемы в двух основных направлениях – теоретическом и прикладном.

Задачи исследования – это алгоритм достижения цели исследования. Это ступеньки, на каждой из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение необходимой литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, сопоставление: построение классификаций разработка методик и их реализация и т.д.).

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению в рамках намечающегося исследования. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.

Объём введения – 3-5 страниц.

Требования к написанию введения следующие:

1. Оно печатается на отдельных страницах.

2. Ни в оглавлении, ни в тексте оно не обозначается цифрами, будучи самостоятельной частью работы.

Введение отражает логику проведенного исследования и позволяет оценить степень проработанности темы.

В основной части должно быть полно и систематизировано изложено состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Предметом анализа должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований по вопросу, которому посвящена данная работа, а также возможные пути решения поставленных целей и задач. Завершить основную часть желательно обоснованием выбранного направления данной работы.

Основная часть имеет, как правило, два-три раздела, каждый из которых делится на подразделы, в зависимости от темы исследования и его целей. Таких подразделов должно быть в каждом разделе не менее двух. Объем каждого подраздела должен быть не менее 4 стр.

Названия (заголовки) глав, параграфов и подпараграфов не могут совпадать ни друг с другом, ни с темой. Слова «Основная часть» не вносятся ни в один из заголовков, поскольку это условное название всего текста по его назначению в работе. Эти заглавия должны быть содержательными, отражать идеи, раскрываемые в них. Их назначение – направлять внимание и пишущего, и читающего на конкретную идею, конкретный материал.

Первый раздел обычно носит теоретико-методологический характер. Студенту необходимо продемонстрировать знание рассматриваемых теоретических и методологических положений, исторический аспект проблемы и уровень ее разработанности в исследуемых научных областях. Содержание последующих разделов согласовывается с научным руководителем в зависимости от темы ВКР.

В заключении, которое занимает обычно до 5 страниц, автор может вновь

 обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов;

 подчеркнуть перспективность использованного подхода;

 высказать предположение о возможных путях его модификации;

 выделить научную новизну работу;

 обосновать целесообразность применения тех или иных методов и методик;

 в сжатом виде представить основные выводы, сделанные в результате проведения исследования.

После заключения помещают с писок литературы. На каждый источник списка литературы обязательно должна быть ссылка в тексте. Список литературы должен состоять не менее 30 наименований монографических работ, научных статей. Чем больше будет в работе использовано литературы, тем о более глубокой проработке поставленной проблемы это будет свидетельствовать.

Приложения помещают после списка литературы. Их цель – избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не содержат основную информацию. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет заголовок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.