Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая главная идея Авангарда II – открытие «нового звука». 9 страница






 

Основные сочинения:

Оперы: «Соловей», лирическая сказка по Андерсену (1908-19I4); «Мавра», комическая опера по повести А.Пушкина «Домик в Коломне» (1922); «Царь Эдип», опера-оратория по Софоклу (1927), «Похождения повесы» по гравюрам У. Хогарта (1951).

Балеты: «Жар-птица» (1910); «Петрушка» (1911); «Весна священная» (1913); «Пульчинелла», балет с пением (1920); «Аполлон Мусагет» (1928); «Поцелуй феи» по сказке Андерсена «Снежная королева» (1928); «Игра в карты» (1936); «Орфей» (1947); «Агон» (1957).

Музыкально-театральныe произведения смешанных жанров: «Байка про лису, петуха, кота да барана», веселое представление с пением и музыкой (по русским народным сказкам) (1916); «История солдата» («Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая», на основе русских народных сказок (1918); «Свадебка», русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты (1923); «Персефона», мелодрама (1934); «Потоп», музыкальное представление для чтецов, солистов, хора, оркестра и танцоров.

Произведения для оркестра: симфония in С (1940); симфония в трех движениях (1945); фантазия «Фейерверк» (1908). Концерты для различных инструментов, в том числе «Дамбартон-окс» для камерного оркестра (1938) и «Эбони-концерт» (1945).

Вокально-симфонические произведения: Симфония псалмов для хора и оркестра на тексты из Ветхого завета (1930); Месса (1948); Священное песнопение во имя святого Марка) на текст из Нового и Ветхого завета (1956); Жалобы пророка Иеремии на текст из Ветхого завета (1958), Реквием (Заупокойные песнопения) (1966).

Произведения для голоса в сопровождении фортепиано, инструментального ансамбля, оркестра, а также хора; инструментальные ансамбли; фортепианные произведения.

Литературные произведения: «Хроника моей жизни» (1935), «Музыкальная поэтика» (1942), Диалоги с P. Крафтом (шесть книг, 1959-1969).

 

Тищенко Борис Иванович (род.1932) − российский композитор. Родился в Ленинграде. Учился в Ленинградском музыкальном училище у Галины Уствольской, окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у Дмитрия Шостаковича (1962) и у него же − аспирантуру (1965). Получил второй диплом как пианист. Тищенко − яркий представитель поколения «шестидесятников», он испытал сильное влияние своего учителя − Шостаковича. Тищенко − автор пятнадцати симфоний (в их числе четыре «Данте-симфонии»); балетов «Двенадцать» (по поэме Блока), «Ярославна» (по «Слову о полку Игореве»); триады музыкальных спектаклей на сюжеты Чуковского (балет «Муха-цокотуха», опера «Краденое солнце», оперетта «Тараканище»); а также «Реквиема» на стихи Ахматовой, семи концертов для различных инструментов с оркестром, камерно-инструментальных сочинений.

 

Урбанизм (от лат. urbs-город) − или «новая деловитость», «новая вещественность» – в искусстве и литературе изображение и описание больших городов, динамики их жизни. Лидерами движения урбанизма стали французские композиторы группы «Шести». Список произведений в урбанистическом стиле у композиторов «Шестерки довольно значительный: «Бык на крыше», «Голубой экспресс», «Каталог сельскохозяйственных машин» Д. Мийо; «Пасифик-231» (симфоническое движение № 1), «Регби» (симфоническое движение № 2), роликовый балет «Скетинг-ринг» А.Онеггера, «Прогулки» Ф. Пуленка; совместный балет «Новобрачные на Эйфелевой башне» и др. Урбанизм характерен и для композиторов других стран: в Германии − Пауль Хиндемит, Ганс Эйслер, Эрнст Кшенек, в Чехии − Богуслав Мартину.

 

Хиндемит Пауль (1895-1963) − немецкий композитор, альтист, дирижер, педагог, музыковед-теоретик. Родился 16 ноября 1895 г. в Ханау-на-Майне. Родился в Ханау в семье ремесленника. Музыке начал обучаться с девяти лет уроками игры на скрипке. С тринадцати лет работал в оркестрах и одновременно учился в консерватории во Франкфурте-на-Майне по классам композиции и скрипки. В ранний период творчества («франкфуртский период» – 1918-1926) работает концертмейстером ор кестра Франкфуртской оперы. Создал известный струнный квартет (Амар – Хиндемит), где был альтистом (1921-1929). Этот период характеризуется разными стилевыми поисками: экспрессионистскими (опера " Убийца, надежда женщин"), неофольклорными («Нуш-Нуши»), урбанистическими (оперы «Туда и обратно» и «Новости дня»), неоклассицистскими (Kammermusik № № 1-7). Второй период творчества – «берлинский» – (1926-1937). С квартетом объездил все страны Европы (включая СССР). Выступал также как солист-альтист и дирижер. Организатор общественно-музыкального движения " Бытовая музыка", представители которого выступали за возрождение домашнего музицирования и любительского творчества. В 1927-1935 гг. Хиндемит был профессором Высшей музыкальной школы в Берлине. В середине 30-х гг. в творчестве композитора происходит перелом. Он увлекается историей музыки, стремясь возродить традиции немецкой классики. В ноябре 1934 г. с приходом к власти фашистов началась злобная кампания против Хиндемита (Гитлер лично запретил постановку его оперы «Художник Матис») и композитор вынужден был эмигрировать из фашистской Германии. Третий период творчества – «зарубежный» – (1938-1953). Хиндемит жил в Турции, Англии, Швейцарии, концертировал в Америке. В 1940 приехал в США, где с 1940г. по 1953г. был профессором Йельского университета, читал курс лекций по поэтике в Гарвардском университете (1949-1950). В 1947 г. посетил Европу, с 1951 г. периодически приезжал преподавать в Цюрихском университете. Хиндемит – мыслитель-гуманист, в своих произведениях он отразил собственную философско-этическую и музыкально-теоретическую концепцию. Эта концепция основана на глубоком изучении духовной культуры прошлого. В 1953 г. переселился в Швейцарию. Умер 29 декабря 1963 года во Франкфурте-на-Майне.

Основные сочинения:

Оперы (всего 9): «Убийца, надежда женщин» (1919), «Нуш-Нуши» (1920), Кардильяк» (1926), «Туда и обратно», скетч (1927), «Новости дня», веселая опера (1929), «Художник Матис» (1935), «Гармония мира» (1957). 4 балета. Пьесы с музыкой. Произведения для оркестра: «Бостонская симфония», концертная музыка для струнного оркестра и медных духовых (1930); симфония «Художник Матис» (1934); симфония in Es (1940); симфония «Гармония мира» (1951); Питтсбургская симфония (1958). Kammermusik № 1-7, оркестровый цикл для инструментов, соло с оркестром (1921-1927). Произведения для солирующих инструментов с оркестром, в том числе для альта, камерно-инструментальные ансамбли, произведения для фортепиано, в том числе «Ludus tonalis» (1942). Вокальный цикл " Житие Марии" (1948).

 

Шёнберг Арнольд (1874-1951) − австрийский композитор, теоретик и педагог. Представитель музыкального экспрессионизма, глава Новой венской школы. Шёнберг родился 13 сентября 1874 г. в Вене в небогатой купеческой семье и уже в возрасте восьми лет потерял отца. Материальное положение семьи оказалось тяжелым, поэтому Арнольду не удалось получить ни систематического общего, ни музыкального образования. Он был самоучкой, если не считать кратковременных уроков контрапункта у А. Цемлинского. Шёнберг начал свой путь в традициях тональной музыки. Но уже в ранних произведениях (в «Просветленной ночи», «Пеллеас и Мелизанде», «Песнях Гурре») прослеживается ослабление ладофункциональных тяготений. К 900-м годам композитор завоевал довольно высокий авторитет в музыкальных кругах. Премьеры его произведений, пусть и сопровождавшиеся, как правило, скандалами, у определенной части публики имели шумный успех. В это время началась педагогическая деятельность Шёнберга. Лучшие его ученики − Альбан Берг и Антон Веберн − испытали сильное воздействие своего учителя. Позже обоим было суждено войти в историю музыки рядом с ним − в качестве членов «Нововенской школы».

В 1909 г. начался второй, так называемый атональный, период творчества Шёнберга. 3 пьесы для фортепиано (1909), 5 пьес для оркестра (1909), 6 маленьких пьес для фортепиано (1911) − характерные образцы инструментального творчества атонального периода. Оперы «Ожидание» (1909) и «Счастливая рука» (1913), вокальный цикл «Лунный Пьеро» (1912) представляет собой воплощение в музыке экспрессионистской «драмы крика». Композитор впервые применил изобретённый им приём под названием «речевое пение» (нем. Sprechgesang) − оригинальное сочетание вокального речитатива и драматической декламации. В течение последующих десяти лет (1914-1923) Шёнберг почти не публикует новых произведений. Выход из творческого кризиса наметился уже после войны.

В 1923 г. Шёнберг в кругу своих учеников сообщает о результате своих долгих размышлений − открытии нового, додекафонного (двенадцатитонового) метода композиции. В том же году он заканчивает Пять пьес для фортепиано ор. 23 (1920-1923), где впервые наблюдаются элементы додекофонии. В 1926 г. он переезжает в Берлин, приняв предложение занять пост профессора композиции в Прусской академии искусств. Эта самая счастливая и деятельная пора в жизни Шёнберга закончилась в начале 1933 г., когда после захвата власти в Германии нацистами ему пришлось покинуть страну. Непосредственной, внешней причиной эмиграции явилось его еврейское происхождение. Под влиянием этих событий композитор начинает сочинение оперы «Моисей и Аарон». В произведениях последних лет Шёнберг выражает свою позицию по отношению к развертывающейся перед его глазами мировой катастрофе, выступает как обличитель фашистского варварства («Ода Наполеону Бонапарту» и «Уцелевший из Варшавы»). Экспрессионизм Шёнберга существенно повлиял на его современников, открытые им законы додекафонной композиции приобрели значение универсальной техники, которую применяли многие композиторы 20 века.

Основные сочинения:

Оперы: монодрама «Ожидание» на слова М. Паппенхайм (1909), драма с музыкой «Счастливая рука» (1913), «С сегодня на завтра» (1928), «Моисей и Аарон», (1930-1932, не окончена). Инструментальные произведения: симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» ((1903), Две камерных симфонии (1906, 1939), Пять пьес, ор. 16 (1909), Концерт для скрипки с оркестром (1936), Концерт для фортепиано с оркестром (1942). Вокально-симфонические произведения: «Песни Гурре» для солистов, хора и оркестра (1900), «Уцелевший из Варшавы» для чтеца, мужского хора и оркестра (1947). Инструментальные ансамбли: струнный секстет «Просветленная ночь», 4 струнных квартета. Фортепианные произведения.

 

«Шестерка» − содружество французских композиторов (1917-1922), назвал музыкальный критик Анри Колле по аналогии с русской «пятеркой» – «Могучей кучкой». В содружество вошли Артюр Онеггер (1892-1955), Дариюс Мийо (1892-1974), Франсис Пуленк (1899-1963), Луи Дюрей (1888-1979), Жермен Тайфер (1892-1983) и Жорж Орик (1899-1983). Композиторов сблизило отрицательное отношение к традициям позднего романтизма и импрессионизма, сделавших, по их мнению, французскую музыку излишне утончённой. Друзьям был свойствен задор, стремление к ниспровержению авторитетов, к эпатажу публики. Образы для собственных произведений члены «Шестёрки» искали в звуковом мире современного города, в новых формах музыки (джаза, кабаре и мюзик-холла), а также в национальных и старинных традициях французской культуры. Взгляды «Шестёрки» сформировались под влиянием старшего современника − композитора и критика Эрика Сати (1866-1925). Роль теоретика «нового искусства» взял на себя Жан Кокто, который в 1918 г., опубликовал памфлет «Петух и Арлекин». Сати и Кокто резко критиковали романтические и импрессионистские традиции и провозгласил идеалы «новой» простоты. После 1922 г. «Шестёрка» как художественное объединение распалась, каждый из композиторов в дальнейшем пошел своим собственным путем. Крупными мастерами стали Артюр Онеггер, Дариус Мийо и Франсис Пуленк.

 

Шнитке Альфред Гарриевич (1934-1998) − российский композитор. Родом из поволжских немцев, родился в городе Энгельсе близ Саратова. Московскую консерваторию закончил в 1958 г. по классу Евгения Голубева, в 1960 г. был принят в Союз композиторов, в 1961 г. окончил аспирантуру при консерватории по классу композиции. Там же преподавал до 1972 г. В 60-е годы, по словам композитора, началось «новое обучение после консерватории» − эксперименты с авангардными композиторскими техниками (ноты и записи присылали Ноно, Штокгаузен, Лигети). Шнитке писал серьезные аналитические труды о современной музыке, ввел в обиход термин «полистилстика». В 60-70-е годы известен в среде музыкантов и на Западе, в то же время в российских музыкальных кругах существовала и стойкая оппозиция Шнитке, его считали «дутой знаменитостью», поднятым на щит падким на скандалы Западом. Напряженность между официальными кругами и композитором сгладилась лишь к 1979 г., когда композитор был избран в правление Союза композиторов СССР. С 1985 г. перенес несколько инсультов, но продолжал сочинять. Девятая симфония стала творческим подвигом Шнитке. Медики создали специальный аппарат, при помощи которого подвешенной парализованной рукой Шнитке фиксировал звуки, рожденные его сознанием и слухом. С 1991 г. жил в Германии. Скончался в Гамбурге. Похороны А. Шнитке прошли в Москве. Шнитке удостоен самыми престижными мировыми премиями, наградами и званиями.

Каталог произведений Шнитке включает 70 названий, не считая ранних сочинений и прикладной музыки. Шнитке писал практически во всех музыкальных жанрах, отдавая предпочтение крупным формам.

Основные сочинения:

9 симфоний; концерты, среди них 6 кончерто гроссо; оперы: «Одиннадцатая заповедь» (1962), «Жизнь с идиотом» (по рассказу В.Ерофеева, 1991), «Джезуальдо» (1993), «История доктора Иоганна Фауста (по народной книге о докторе Фаусте, 1994); балеты «Лабиринты» (1971), «Желтый звук» (по В.Кандинскому, 1974), «Пер Гюнт» (по Г.Ибсену, 1987); кантатно-ораториальные произведения: оратория «Нагасаки» (1958), «Реквием» (1975), кантата «История доктора Иоганна Фауста» (1983), Хоровой концерт на стихи Нарекаци (1985), «Стихи покаянные» для смешанного хора, на древнерусские тексты, 1987), большое количество камерно-инструментальных произведений. Шнитке очень много и плодотворно работал в кино. Он написал музыку к шестидесяти кино и мультфильмам.

 

Штокхаузен Карлхайнц (род. 1928) − немецкий композитор. Один из крупнейших новаторов современного искусства, он открыл новые выразительные возможности в областях сериальной, электронной музыки, алеаторики и пуантилизма. Штокхаузен родился близ Кёльна в 1928 г. В 1947 г. поступил в Кёльнскую Высшую музыкальную школу, позже учился в Париже у Оливье Мессиана и работал в студии конкретной музыки Пьера Шеффера. Уже в начале 50-х годов Штокхаузен стал пробовать писать музыку средствами тотального сериализма и пуантилизма («Перекрестная игра» и «Контра-пункты»). В Электронной студии Штокхаузена (1953-1954) появились первые произведения электронной музыки. В 1960-х годах Штокхаузен стал одним из лидеров в области сериальной музыки (Пьесы для фортепиано, «Группы») и одним из первых европейских композиторов, воспринявших рожденную в Америке идею «случайной» − алеаторической музыки (Пьеса для фортепиано №11). В 70-е годы Штокхаузен создал ряд произведений, свидетельствующих к возвращении его к более традиционной манере письма. Влияние Штокхаузена распространилось на европейских композиторов разных поколений, в том числе и на его старших современников − Булеза и Берио.

 

Штраус Рихард (1864-1949) − немецкий композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Его отец был выдающимся валторнистом. С пятилетнего возраста Рихард начал учиться музыке, позже отец привлёк его к участию в оркестре. Изучал гармонию, контрапункт, инструментовку, первые навыки дирижирования получил в любительском оркестре. В 16 лет он написал свою первую симфонию. В 20 лет, он стал руководителем придворного оркестра, в 22 года − уже возглавлял мюнхенскую оперу. В 1889 г. Штраус занимает пост дирижёра в Веймаре, то есть становится преемником Ф. Листа. И, наконец, получает пост директора и главного дирижёра Берлинской оперы; на этой должности он оставался до 1918 г. Штраус рано начал гастролировать и регулярно давал концерты в разных странах, в том числе в России. В 1919-1924 гг. состоял главным дирижёром Венской оперы. После фашистского путча Штраус руководил музыкальной жизнью страны. Политическая беспечность Штрауса сыграла с ним злую шутку: он принял пост и оказался, таким образом, связанным с гитлеровской властью, о чём вскоре пришлось горько пожалеть. В середине 30-х годов начавшаяся травля музыкантов со стороны нацистов коснулась и Штрауса (полемика по поводу постановки оперы «Молчаливая женщина» на либретто «еврея» С. Цвейга). Штраусу пришлось покинуть пост главы Имперской музыкальной камеры и после конфликта первый композитор Германии уходит в тень. Р. Штраус умер 8 сентября 1949 года.

Основные сочинения:

Оперы «Гунтрам» (1894), «Саломея» (1905), «Электра» (1909), «Кавалер розы» (1911), «Ариадна на Наксосе» (1912), «Женщина без тени» (1919), «Интермеццо» (1923), «Елена Египетская» (1928), «Арабелла» (1932), «Молчаливая женщина» (1935), «День мира» (1936), «Дафна» (1938), «Любовь Данаи» (1940); балеты «Легенда об Иосифе» (1914), «Сбитые сливки» (1921); симфонические поэмы «Макбет» (1888), «Дон Жуан» (1889), «Смерть и просветление» (1889), «Весёлые забавы Тиля Эйленшпигеля» (1895), «Так говорил Заратустра» (1896), «Дон-Кихот» (1897), «Жизнь героя» (1898), «Домашняя симфония» (1903), «Альпийская симфония» (1915).

 

Щедрин Родион Константинович (род. 1932) − российский композитор. Родился в Москве в семье профессиональных музыкантов. В 1955 г. после обучения в Московском хоровом училище окончил Московскую консерваторию по классам композиции Ю. А. Шапорина и фортепиано Я. В. Флиэра. В 1965-1969 гг. преподавал в консерватории, впоследствии занимал руководящие должности в Союзе композиторов. Часто выступал с исполнением собственных произведений, в том числе как пианист. Первую свою известность композитор завоевал в театральных жанрах: балет «Конек-Горбунок» (1960) и опера «Не только любовь». В дальнейшем он пишет много балетов, где сольные партии исполняет его жена − Майя Плисецкая: «Кармен-сюита» (оркестровая транскрипция оперы Бизе, 1967), «Анна Каренина» (1972) по роману Л. Толстого, «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1986) по А. Чехову. Его опера «Мертвые души» (1977) по Н. Гоголю признана интереснейшим музыкальным произведением современной российской музыки, в 1993 г. им написана опера «Лолита» по В. Набокову. Композитором создан ряд вокально-инструментальных сочинений: оратория «Ленин в сердце народном» (1969), «Поэтория» для чтеца, женского голоса, хора и оркестра на стихи А. Вознесенского (1968; в партии чтеца выступал сам поэт), «Запечатленный ангел» − хоровая музыка в девяти частях по Н. Лескову (1988). Щедрин написал много произведений в самых разных инструментальных жанрах: фортепианные произведения, в том числе пять концертов для фортепиано с оркестром, цикл «24 прелюдии и фуги» (1970), «Полифоническая тетрадь» (1972); концерты для оркестра «Озорные частушки» (1963) и «Звоны» (1968); «Фрески Дионисия» (1980), «Музыкальное приношение» (1983), «Стихира» (1987) для симфонического оркестра и другие сочинения для разных инструментальных составов.

 

Экспрессионизм (от лат. expressio − выражение), направление искусстве 1-й четверти 20 века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение − главной целью искусства. Его представители отражали в своих произведениях трагическое мироощущение человека эпохи Первой мировой войны − отчаяние, боль, страх одиночества. «Искусство есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества», − писал основоположник экспрессионизма в музыке Арнольд Шёнберг. Музыкальный экспрессионизм сложился в столице Австрии Вене. Его создатели − Арнольд Шёнберг, Альбан Берг и Антон Веберн. Творческое содружество композиторов вошло в историю музыки под названием Новая венская (нововенская) школа. Каждый из мастеров прошёл в искусстве собственный путь, но в их произведениях есть и немало общего. Прежде всего − трагический дух музыки, стремление к острым переживаниям и глубоким потрясениям. Наконец, все три композитора разрабатывали единый метод сочинения музыки, который можно разделить на три периода: 1) постромантический, расширенно-тональный (1900-е годы), 2) свободный атональный (10-20-е годы), 3) додекафонный (с 20-х годов). Творчество «нововенцев» резко изменило традиционные представления о ладовом и гармоническом устройстве музыкального произведения. Само название «Новая венская школа» вызывает аналогии с тремя представителями венской классической школы.

 


Список использованной литературы

1. 100 балетных либретто. - Л.: Музыка, 1971. – 304 с.

2. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 2004. – 623 с.

3. Аверьянова О. Русская музыка второй половины ХХ века: Книга для чтения по «Музыкальной литературе». - М.: Росмэн, 2004. – 139 с.

4. Арановский М. Симфонические искания: Проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов. - Л.: Сов. композитор, 1979. – 386 с.

5. Асафьев Б. Книга о Стравинском. - Л.: Музыка, 1977. – 277 с.

6. Барсова И. Малер в контексте времени» // «Советская музыка. - 1973, № 1. – С. 25-27.

7. Барсова И. Симфонии Густава Малера. - М.: Сов. Композитор, 1975. – 495 с.

8. Басманова Т., Уфимцева Е. Зарубежная музыка ХХ века в контексте ведущих течений художественной культуры. Учебник-конспект для музыкальных колледжей и музыкальных училищ. - Екатеринбург, 1998. – 180 с.

9. Васко Мариз. Эйтор Вила Лобос. Жизнь и творчество. - Л.: Музыка, 1977. – 144 с.

10. Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. - М.: Наука, 1967. – 357 с.

11. Гаккель Л. Фортепианная музыка ХХ века: Очерки. - М.; Л.: Сов. композитор, 1976. – 287 с.

12. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ века. - М.: Сов.композитор, 1989. – 208 с.

13. Густав Малер. Письма. Воспоминания. – М.: Музыка, 1968. – 607 с.

14. Данилевич Л. Джакомо Пуччини. - М.: Музыка, 1969. – 453 с.

15. Данько Л. Комическая опера в ХХ веке: Очерки. - Л., М.: Сов. композитор, 1976. – 199 с.

16. Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. - Л.: Музыка, 1983. – 247 с.

17. Для слушателей симфонических концертов. Краткий путеводитель. - Л.: Музыка, 1967. – 279 с.

18. Друскин М. Игорь Стравинский: Личность. Творчество. Взгляды. - Л.; М.: Сов. композитор, 1974. – 220 с.

19. Друскин М. Исследования. Воспоминания. – М., Л.: Сов. композитор, 1977. – 386 с.

20. Друскин М. О западноевропейской музыке ХХ века. – М., 1973. – 271 с.

21. Дьёрдь Лигети - личность и творчество / Сборник статей. Российский институт искусствознания. 1993. – 380 с.

22. Екимовский В. Оливье Мессиан: Жизнь и творчество. – М., 1987. – 304 с.

23. Енукидзе Н. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла: Книга для чтения по «Музыкальной литературе». - М.: Росмэн, 2004. – 125 с.

24. Житомирский Д., Леонтьева А., Мяло К. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. - М.: Музыка, 1989. – 303 с.

25. Задерацкий В. Полифоническое мышление И.Стравинского. - М.: Музыка, 1980. – 287 с.

26. Зарубежная музыка: Очерки. Документы. Вып. 2. – М., 1995. – 284 с.

27. И.Ф.Стравинский – публицист и собеседник. - М.: Сов. Композитор, 1988. – 321 с.

28. И.Ф.Стравинский. Статьи и материалы. - М.: Сов. композитор, 1973. – 487 с.

29. И.Ф.Стравинский: Статьи, воспоминания. - М.: Сов. композитор, 1985. – 375 с.

30. Ивашкин А. Кшиштоф Пендерецкий. - М.: Сов. композитор, 1983. – 125 с.

31. Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. - М.: Сов. композитор, 1991. – 455 с.

32. Ильичева А., Иофис Б. Европейская музыка ХХ века: Книга для чтения по «Музыкальной литературе». - М.: Росмэн, 2004. – 139 с.

33. Искусство и массы в современном буржуазном обществе. - М., 1989. – 207 с.

34. История зарубежной музыки от рубежа XIX- XX до середины ХХ века: Программа для студентов теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов / Автор-составитель Г.А. Еременко / Новосибирская государственная консерватория им. Глинки. – Новосибирск, 2003. – 82 с.

35. История зарубежной музыки от рубежа XIX-XX до середины ХХ века: Программа-конспект для студентов исполнительских факультетов музыкальных вузов / Автор-составитель Г.А. Еременко / Новосибирская государственная консерватория им. Глинки. – Новосибирск, 2002. – 78 с.

36. История зарубежной музыки: Учебник для музыкальных вузов. Вып. 6. / Ред. В.Смирнов. - СПб.: Композитор, 1999. – 625с.

37. История зарубежной музыки: Учебник. Вып. 5. / Ред. И. Нестьев. - М.: Музыка, 1988. – 448 с.

38. История современной отечественной музыки. Вып.3. (1960-1990). / Ред.-сост. Долинская Е. - М.: Музыка, 2001. – 656 с.

39. Кампус Э. О мюзикле. - Л.: Музыка, 1983. – 128 с.

40. Кац Б. О музыке Бориса Тищенко: Опыт критического исследования. - Л.: Сов. композитор, 1986. – 168 с.

41. Кокорева Л. Дариус Мийо: Жизнь и творчество. М.: Сов. композитор, 1986. – 336 с.

42. Кокорева Л. Язык символизма - поэтический и музыкальный // Муз.академия. - 2002. № 4. – С. 143-147.

43. Конен В. Пути американской музыки: Очерки по истории музыкальной культуры США. - М.: Сов. композитор, 1977. – 445 с.

44. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. - М.: Музыка, 1975. – 478 с.

45. Крапивина И. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме. - Новосибирск, 2003. – 156 с.

46. Краткий биографический словарь зарубежных композиторов / Составитель М. Ю. Миркин. - М.: Музыка, 1969. – 358 с.

47. Краткий словарь литературоведческих терминов: Книга для учащихся / Ред.- сост.Л. И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: Просвещение, 1985. – 375 с.

48. Крауклис Г. Симфоническая поэма Р. Штрауса «Веселые забавы Тиля Эйленшпигеля» // Из истории зарубежной музыки. - М.: Музыка, 1971. – С. 74-93.

49. Кудряшов Ю. Характерные особенности техники и формы ранних произведений Веберна // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. Вып.2. - М.: Сов. композитор, 1973. – С. 345-371.

50. Куницкая Р. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси. - М.: Музыка, 1982. – 88 с.

51. Куницкая Р. Французские композиторы ХХ века: Очерки. - М.: Музыка, 1990. – 321 с.

52. Левая Т. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. – М.: Музыка, 1991. – 166 с.

53. Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит: Жизнь и творчество. – М.: Музыка, 1974. – 447 с.

54. Леонтьева О. Т. Карл Орф. - М.: Музыка, 1984. – 489 с.

55. Мартынов И. Бела Барток. - М.: Сов. композитор, 1968. – 287с.

56. Милка А. Сергей Слонимский: Монографический очерк. - Л.: Сов. композитор, 1976. – 287 с.

57. Музыка России: Сб. статей. Вып. 9. - М.: Музыка, 1991. – 381с.

58. Музыка ХХ века: Очерки. Ч 1, кн. 1 / Ред. Д.В. Житомирский. - М.: Музыка, 1976. – 367 с.

59. Музыка ХХ века: Очерки. Ч 2, кн.3 / Ред. Л.Н. Раабен. - М.: Музыка, 1980. – 385 с.

60. Музыка ХХ века: Очерки. Ч 2, кн. 4 / Ред. Д.В. Житомирский, Л.Н. Раабен. - М.: Музыка, 1984. – 510 с.

61. Музыка ХХ века: Очерки. Ч 2, кн.5 А / Ред.М.Г. Арановский, Д.В. Житомирский. - М.: Музыка, 1987.

62. Музыкальная литература зарубежных стран: Учеб. пособие. Вып. 6 / Сост.А.Гивенталь и др. – М.: Музыка, 1994. – 479 с.

63. Музыкальная энциклопедия. Том1-6 / Под ред. Ю.В. Келдыша. - М.: Сов. энциклопедия, 1973-1982.

64. Музыкальный словарь Гроува: Пер. с англ. - М.: Практика, 2001. – 1095 с.

65. Немецкие шванки и народные книги XVI века. – М.: Художественная литература, 1990. – 367 с.

66. Никитина Л. Советская музыка. История и современность. - М.: Музыка, 1991. – 278 с.

67. Онеггер А. О музыкальном искусстве. - Л.: Музыка, 1979. – 263 с.

68. Орджоникидзе Г. Симфонические поэмы Р. Штрауса // С.С. Скребков. Статьи и воспоминания. - М.: Сов. композитор, 1979. – С. 252-296.

69. Павлишин С.С. Чарлз Айвз. - М.: Сов. композитор, 1979. – 183 с.

70. Павчинский С. Симфоническое творчество Онеггера. - М.: Сов. композитор, 1972. – 235 с.

71. Панасье Ю. История подлинного джаза. - Л.: Музыка, 1978. – 127 с.

72. Пауль Хиндемит. Статьи и материалы / Ред.-сост. И. Прудникова. – М.: Сов. композитор, 1979. – 421 с.

73. Раппопорт Л. Артур Онеггер. - М.: Музыка, 1967. – 303 с.

74. Раппопорт Л. Витольд Лютославский. - М.: Музыка, 1976. – 135 с.

75. Рождественский Г. Мысли о музыке. - М.: Сов. композитор, 1975. – 199 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.