Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Запах темных испарений душит лет прошедших память. 7 страница






Авангард – в переводе с французского – «передовой отряд». Этим словом принято именовать такие направления в искусстве, представители которых, используют новые («передовые») технические приемы и средства организации музыки, радикально отличающееся от традиционных, общепринятых в искусстве законов. В начале 50-х годов один из ярких композиторов-авангардистов Карлхайнц Штокхаузен изрек: «Наш собственный мир, наш собственный язык, наша собственная грамматика: никаких НЕО...!» (104).

«Взрыв» – это слово часто употребляются по отношению к музыке ХХ века, и в первую очередь, к авангарду: «сломались» сами основы музыкальных традиций, все представления о ладе и гармонии, мелодике, музыкальной форме. В авангардном «взрыве» было две волны: Авангард-I («межвоенный – «10-е-30-е годы») и Авангард-II («послевоенный» – 40-е – 60-е годы). Традиции двух волн «авангардов» продолжились в «поставангарде» последних десятилетий ХХ века.

 

Основная новация Авангарда-Iновая модель «тональности («атональность»), когда мелодия, музыка базируется не на привычной диатонической гамме. Вместо ее 7 ступеней (до-ре-ми-фа-соль-ля-си) ступеней теперь оказывается 12. Отсюда совершенно новое ощущение музыкального лада» (104). Это был разрыв со всей предыдущей историей музыки. Двенадцатитоновая техника использовались многими композиторами, среди них: австрийские композиторы Арнольд Шенберг и Йозеф Хауэр, русские авангардисты Н. Рославец, Е. Голышев. Но в полной мере новую систему звуковой организации, возникшую в процессе развития атональной музыки, теоретически разработал Арнольд Шенберг. Метод двенадцатитоновой композиции получил название додекафония(от греч. «двенадцатизвучие»), сам Шёнберг называл свой метод «композицией на основе двенадцати соотнесенных лишь между собой тонов». В основе музыкального произведения лежит последовательность из двенадцати звуков, названной серией (от франц. serie-«ряд»), отсюда второе название метода − «серийная техника».

Еще одна новация Авангарда-I – микрохроматика, то есть звуковой системы, где в гамме не 12 звукоступеней, а вдвое больше − 24. Идея микрохроматики принадлежит итальянскому композитору Феруччо Бузони (1866-1924) Бузони пишет: «Вся наша система тонов, строев и тональностей, во всей её совокупности, есть лишь частица части того разложенного луча, что источает солнце «Музыка» на небе «вечной гармонии». Для Бузони эта «вечная гармония» есть не что иное, как «сплошной» звукоряд, а если быть точнее, то ультрохроматика (микроинтервалика), т.е. возможность использования в музыке интервалов, меньших, чем полутон: трети тонов, четверти тонов и.д.» (130). Одним из первых микрохроматику использовал в своем творчестве Чарльз Айвз. Русский эмигрант И. А. Вышнеградский, приехавший в Париж в 1920 году, еще в России создал свой первый проект четвертитоновой клавиатуры и четвертитоновой записи (особые знаки), а в 1918 написал пьесы для двух фортепиано, настроенных в 1/4 тона относительно друг друга. Чешский композитор Алоис Хаба (1893-1973) еще в 1917 сочинил Сюиту для смычковых инструментов, где использовал 1/4-тоны; его опера «Мать» (1929 г.) полностью написана в четвертоновой системе. Мексиканец Хулиан Каррильо с середины 20-х годов стал вводить в свои партитуры микрохроматические интервалы.

 

Авангард-II – явление большего размаха и обилия течений, радикально изменивших устоявшиеся нормы опус-музыки.

В числе главных представителей Авангарда-II – француз Пьер Булез, немец Карлхайнц Штокхаузен, итальянцы Луиджи Ноно и Лючано Берио, грек Янис Ксенакис, американец Джон Кейдж, поляк Кшиштоф Пендерецкий, россияне Эдисон Денисов, Альфред Шнитке и София Губайдулина. Среди основных очагов послевоенного авангарда – класс Оливье Мессиана в Парижской консерватории, Дармштадтский международный музыкальный институт, неформальные кружки единомышленников Кейджа и Штокхаузена, парижский Институт музыкальных и акустических исследований, фестивали «Московская осень», «Пражская весна», «Варшавская осень».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.