Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормы управления






Особые трудности возникают при соединении слов с помощью такого способа связи, как управление.

Управление – это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определённой падежной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением главного слова (читать письмо, любовь к родине).

Типичные ошибки в управлении:

1. Предложное сочетание (сочетание слов с предлогом) используется вместо беспредложного (сочетание слов без предлога): оплатить за проезд (надо: оплатить проезд).

2. Беспредложная конструкция используется вместо предложного сочетания: острая потребность средств (надо: острая потребность в средствах).

3. Может быть использована неверная падежная форма зависимого слова: командующий армии (надо: командующий армией). Необходимо запомнить:

◄ Апеллировать - к чему? Апеллировать к общественному мнению.

◄ Заведующий (заведовать) – чем? Заведующий кафедрой.

◄ Отчитаться – за что? Отчитаться за командировку.

◄ Уверенность – в чём? Уверенность в победе.

◄ Уделять внимание – чему? Уделять внимание семье.

◄ Указать – что? на кого? на что? Указать методическую литературу. Указать на человека. Указать на промахи.

◄ Ходатайствовать – о ком (чём)? Ходатайствовать о награждении.

◄ Управляющий (управлять) – чем? Управляющий крупным банком.

4. Ошибки в использовании предлогов.

а) Некоторые предлоги «требуют», чтобы рядом стоящее слово было только в определённой падежной форме. По этой причине необходимо запомнить правила употребления следующих предлогов:

Благодаря благодаря стараниям

Согласно (чему/кому?) согласно приказу (Д.п.)

Вопреки вопреки указаниям

 

Ввиду ввиду болезни

Вследствие (чего?) вследствие засухи (Р.п.)

В случае в случае непогоды

 

В связи (с чем?) в связи с выборами (Т.п.)

 

б) Предлог ПО имеет два значения, в зависимости от значения употребляется с той или иной падежной формой слов:

*ПО в значении «после» управляет формой предложного падежа (П.п.): по изучении вопроса, по окончании университета, по получении ответа;

**ПО в значении «причины, цели» управляет формой дательного падежа (Д.п.): по состоянию здоровья, работы по озеленению.

в) Существует два ряда пространственных предлогов. Для указания обратного направления предлогу В соответствует предлог ИЗ, предлогу НА – предлог С.

ВИЗ поехать в Москву – вернуться из Москвы

НАС поехать на море – вернуться с моря

5. Иногда допускаются ошибки при неправильном использовании слов-синонимов и их управления (происходит их смешение): обращать внимание (на что?) на новый проект, но уделять внимание (чему?) новому проекту.

 

 

Необходимо запомнить:

беспокоиться (о ком?) тревожиться (за кого?)
восхищаться (чем? кем?) поражаться (чему? кому?)
заведующий (чем?) начальник (чего?)
идентичный (чему?) сходный (с чем?)
надеть (что? на что?) одеть (кого? во что?)
обращать внимание (на что?) уделять внимание (чему?)
отзыв (о чём?) рецензия (на что?)
превосходство (над чем?) преимущество (перед чем?)
предостеречь (от чего?) предупредить (о чём?)
препятствовать (чему?) тормозить (что?)
уверенность (в чём?) вера (во что?)
платить (за что?) оплатить (что?)

 

Упр.122. Найдите случаи нарушения управления в следующих словосочетаниях. Определите, в каком из пяти случаев словосочетание выстроено верно, докажите свою правоту.

1. а) вопреки усилий репетиторов;

б) быть капитаном своему кораблю;

в) по истечению срока годности;

г) говорить о возможности использования резервов;

д) беспокоиться за него.

2: а) оплата за проезд;

б) удивляться его смелости;

в) полон ненавистью;

г) поражаться тобой;

д) благодаря потере рабочего времени.

Упр.123. Составьте словосочетания с приведёнными словами.

Жажда, потребность, стремление (деятельность); вера, уверенность (победа), оплатить, уплатить (квартира), рецензия, отзыв (книга), мнение, точка зрения (происходящее), преимущество, превосходство (противник), предполагать, догадываться (обман), директор, заведующий (магазин), обвинять, критиковать (растрата), указать, отметить (недостатки), избегать, уклоняться (встреча).

Материал для справок: Жажда чего-либо/потребность в чем-либо/стремление к чему-либо, вера во что-либо/уверенность в чем-либо, оплатить что-либо/уплатить за что-либо, рецензия на что-либо/отзыв о чем-либо, мнение о чем-либо/точка зрения на что-либо, преимущество перед кем(чем)-либо/превосходство над кем(чем)-либо, предполагать что-либо/догадываться о чем-либо, директор чего-либо/заведующий чем-либо, обвинять в чем-либо/критиковать за что-либо, указать на что-либо/отметить что-либо, избегать чего-либо/уклоняться от чего-либо.

Упр.124. Выберите правильный вариант управления. Обоснуйте.

1. согласно (проекта, проекту)

2. отзыв (на, о) курсовой работе

3. заведующий (детского, детским) (сада, садом)

4. скучаю по (вам, вас)

5. за жестокое обращение (к животному, с животным)

6. доброе отношение (к человеку, с человеком)

7. управляющий (крупной компании, крупной компанией)

8. полон (чувствами, чувств)

9. переполнен (впечатлениями, от впечатлений)

10. предостеречь (об ошибке, от ошибки)

11. предупредить (о прибытии, за прибытие)

12. вопреки (моих, моим) (желаний, желаниям)

Упр.125. Прочитайте выдержки из школьныхсочинений, найдите стилистические ошибки (неправильный выбор слова; неправильный выбор падежа или предлога).
Выполните необходимую правку. Найдите случаи, требующие перестройки всего предложения.

1. Именно живой нрав привлекал в ней людей. 2. Поэме характерен синтез эпического и лирического начала. 3. Им равнодушна судьба народа. 4. Между тем в Онегине заинтересовывается Татьяна Ларина. 5. Но на этом ряд библейских ассоциаций не исчерпывается. 6. А в чем они, собственно, так различаются? 7. Каждый боится попасть в немилость общественного мнения. 8. Поэт полагал, что именно природа играет значительную роль для человечества. 9. Москва – это город, выстоявший от натиска Наполеона. 10. Сильный страх испытывает Катерина, думая о возможных последствиях своей отлучки из-под крыла Кабанихи. 11. Для них чужды идеи добра и зла. 12. Раздумья, внутренняя работа, так характерная Печорину, напоминает нам стихотворение «Дума».

Упр. 126. Выберите из скобок нужный глагол.

1.Выводы комиссии (расходятся, противоречат) с мнением коллектива. 2. Дипломная работа студента (свидетельствует, показывает) о его умении анализировать материал. 3. Пропуски занятий (отразились, повлияли, сказались) на его знаниях. 4. Выступая на собрании, директор завода (остановился, охарактеризовал, указал, информировал) о ходе выполнения годового плана.

 

Упр.127. Выберите одно из приведённых в скобках слово. Обоснуйте свой выбор.

1. Мы до этого (не догадались, не додумались). 2. Вот до чего (доводит, приводит) невнимательность. 3. Он (поразился, удивился) случившемуся. 4. Есть группа людей, которые мне (намекают, говорят)о том, что будет с моими памятниками. 5. Астрологи так и не (сошлись, договорились) в главном.

Упр. 128. Найдите ошибки связанные с управлением. Исправьте предложения.

1. Появляются социальные утопии, в которых упор делается не на достижениях науки и техники, а на деформации личности под действием прогресса. 2. В постановлении отмечается, что в ряде школ не уделяется должного внимания на преподавание физкультуры. 3. Мы ни к кому не можем обратиться о том, чтобы готовили для нас кадры. 4. О предстоящей отставке кабинета правительства не сомневаются даже неисправимые оптимисты. 5. На пресс-конференции в ЦДЖ перед общественностью о проделанной работе отчитался министр юстиции. 6. Если вы думаете, что обо всех проблемах, о которых вам надо будет решать в жизни, вы прочтете в книгах, то вы ошибаетесь. 7. Не будем рассуждать о том, о чем вы не знаете. 8. Западноевропейское общественное мнение плохо представляет о том, почему мы против расширения НАТО. 9. Вы понимаете о том, что жизнь Кати будет отличаться от стандартов... 10. Согласно многолетних наблюдений в России зима холодная. 11. Это наши обязательства, которые мы дали перед москвичами. 12. Российская патриотическая партия должна участвовать на региональных выборах. 13. К вашему вниманию предлагается широкий ассортимент товаров. 14. Необходимо выяснить, как отражаются кризисные явления на социальную сферу. 15. Я не думаю, что можно убеждать присутствующих в зале о том, что в период кризиса подобное отношение недопустимо (из выступления).

 

Упр. 129. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже. Составьте с получившимися формами предложения.

Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание); благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение); вопреки (просьба, предложение, уговор, усилие).

 

Упр. 130. Сопоставьте конструкции с различным управлением при синонимических словах. Приведите свои примеры.

1) идентичный чему-либо - сходный с чем-либо (идентичный прежней формулировке - сходный с прежней формулировкой);

2) обидеться на что-либо - обижен чем-либо (обиделся на эти слова - обижен холодным приемом);

3) обрадоваться чему-либо - обрадован чем-либо (обрадовался письму - обрадован хорошей новостью);

4) обращать внимание на что-либо - уделять внимание чему-либо (обращать внимание на каждую мелочь - уделять внимание каждой мелочи);

5) отзыв о чём-либо - рецензия на что-либо (отзыв о статье рецензия на статью);

6) отчитаться в чём-либо - сделать отчёт о чём-либо (отчитаться в проделанной работе - сделать отчёт о работе экспедиции);

7) препятствовать чему-либо - тормозить что-либо (препятствовать развитию - тормозить развитие);

8) уплатить за что-либо - оплатить что-либо (уплатить за проезд - оплатить проезд).

Упр.131. Заполните пропуски соответствующими литературными предлогами.

Пошёл … школу; пошёл … университет; вернулся … школы; вернулся … университета; пошёл … стадион; вернулся … стадиона; поехал … Крым; поехал … Кавказ; вернулся … Крыма; вернулся … Кавказа.

Упр.132. Исправьте ошибки в управлении. Определите, какой тип ошибки в управлении был допущен в каждом из предложений.

1. Мы не об эстетике Канта общаемся, хотя и о ней порой тоже. 2. Вчера на круглом столе встречались главы администраций районов Воронежской области. 3. Спортсмены выступали согласно регламента соревнований. 4. Необходима оценка со стороны общества всем тем явлениям, которые сегодня существуют в пределах правового поля. 5. Результаты этих анализов не дают данных за наличие энтеровирусной инфекции. 6. В салоне сотовой связи «Связной» открыты вакансии: менеджер по продажам, управляющий магазина, менеджер по финансовым услугам. 7. Согласно гороскопу Скорпиона на сегодняшний день Вы добьётесь всего, чего задумали. 8. Назначен новый заведующий первого отдела с окладом согласно штатного расписания. 9. Сразу по приезду руководитель Воронежского кардиологического центра Сергей Ковалёв дал интервью по поводу вручения ему престижной премии «Лучший врач России». 10. Оплата коммунальных услуг будет повышаться согласно бюджетного кодекса. 11. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города. 12. Со школы мы обычно возвращались поздно. 13. Отзыв на дипломную работу, надеюсь, будет положительным. 14. Я удивляюсь, насколько ты похож со своим братом. 15. При формировании бюджета мы-то из чего располагаем?

Упр.133. Составьте словосочетания с предложенными словами:

 
 

Стол (касаться, прикасаться), проезд (оплатить, заплатить), лес (выйти, добраться, достичь), победа (вера, уверенность), дети (беспокоиться, тревожиться), творчество (потребность, стремление, жажда), книга (отзыв, рецензия).

Упр.134. Найдите и исправьте ошибки.

1. Пока это предварительная информация, и я не могу об этом утверждать. 2. Согласно военного устава командир покидает судно последним. 3. Его отличала сила к жизни. 4. У Штольца и Обломова разные позиции на мир. 5. Сейчас у нас в лаборатории работает несколько военных бактериологов из Украины. 6. Толстой отрицал о большой роли личности в истории. 7. Б. Васильев показал весь поток чувств, которые испытывали на себе те девушки. 8. Судьба распорядилась к Наташе жестоко. 9. На всём этом надо сделать вывод. 10. Он никогда не праздновал своё день рождения. 11. Мы по двору идём и нам нет дела ни о чём. 12. Он демонстрировал полное неуважение своих коллег. 13. Этот памятник воинам, победившим над фашизмом.

 

Упр.135. Проверьте свои знания с помощью следующего задания. Найдите в предложениях ошибки, исправьте их.

I вариант II вариант III вариант IY вариант
1. Я попросил бросить мне мяча. 2. Курсовой проект мы должны сделать к десятому апрелю. 3. Практикантов поразили огромные цеха завода. 4. Студенты уехали из совхоза с наступлением заморозок. 5. Первокурсники помогали собрать урожай. 6. Мы работали на площади более десяти гектар. 7. Я играл роль студента в «Вишнёвом саду» Чехова. 8. Мне нравятся книги, написанные Дейлом Карнегой. 9. Увлёкшись, брат состриг мне и чуба. 10. У входа в общежитие сушились пять пар сапогов и столько же носок. 1. Мы перебрались в более лучшую аудиторию. 2. Мой однокурсник всегда одетый со вкусом, собранный, аккуратный. 3. Ритуал посвящения в студенты весьма величественен. 4. Я был очарованный доброжелательностью экзаменатора. 5. Этот сигнал был звончее предыдущего. 6. На семинаре я не присутствовала, потому что была уехавши. 7. Я показал оплоченную квитанцию. 8. Плоды черешни гораздо слаже плодов вишни. 9. Этот чертеж я выполнил гораздо хужее. 10. На ветру полоскается вымпел стройотряда. 1. Двое студенток подготовили доклады. 2. В столовой мы взяли трое ложек. 3. Зачет был сдан обоими студентками. 4. У обоих очков сломались дужки. 5. В обои ворота было забито по два гола. 6. Мы решили ограничиться пятидесятью экземплярами. 7. Речь шла о двести трёх опытах. 8. Стекло покрылось тысячью мелких капель. 9. Нам не хватило полтора очков для победы. 10.Девочки отмерили три целых две пятых сантиметров. 1. Это была маленькая аудитория с выбеленными студентами стенами. 2. Меня не покидала уверенность в то, что я сдам и этот экзамен. 3. Этот чертеж был идентичный с тем, который мне показывал преподаватель. 4. Кондуктор попросил пассажиров оплатить за проезд. 5. Ввиду изменения расписания мы опоздали на лекцию. 6. Вследствие надвигающейся грозы окна в аудитории плотно закрыли. 7. Благодаря нехватке учебников я не подготовил доклад. 8. Мальчик бросил книгой в окно. 9. Староста был рассержен на моё поведение. 10. Я был поражён поведению сокурсников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.