Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цапля и лиса.






Около леса было болото. На болоте жила цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под осиной лисица вырыла себе нору. У лисицы были маленькие лисята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охотилась за лягушками. При­летела цапля и стала бить лисицу крыльями. Лисица убежала. Цап­ля успокоила своих птенцов. Вопросы: Кто жил на болоте?

Кто был у цапли?

Как устроилась лисица?

Что делала цапля?

Что делала в это время лисица?

Чем закончилась эта история?

Дифференциация ч — ш

1. Назовите первый звук в словах чайник, шапка. Охарактеризуйте звуки ч, ш. Сравните их по артикуляции.

2. Скажите, какие из этих звуков похожи по артикуляции: ч, и, ы, ш, п.

3. Прочитайте слоги и звуковые сочетания.

а а ч ш ч

о о а о у

ч ш ш ч ш

у у

и и ш ч ш

и е ю

ч ш ч

Дифференциация ч — ш в слогах

1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами. Скажите, какими звуками от­личаются эти пары.

ча – ша ша – ча аша – ача оше – оче

чо – шо шо – чо ошо – очо уше – уче

чу – шу шу – чу ушу – учу оши – очи

чи – ши ши – чи уши – учи ешу – ечу

2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.

ча, ша, чу, шу, ше, че, чо, шо, ши, чи; чта, шта, што, что, чле, шле, чка, шка, чре, шту, чту

3. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только согласные.

оша, оши, очи, ачу, ечу, ешу, еши, ашо, ачо, аче, оче

4. Прослушайте, запомните, повторите и запишите ряды слогов в той же последовательности.

ча – ша – ча шу — чу — шу ча — ша — ча — ша

ша – ча – ша чу — шу — чу шо — чо — чо — шо

чо – шо – чо ши — чи — ши чу — шу — шу — чу

шо – чо – шо чи — ши — чи ши — чи — ши — чи

5. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую — с буквой ч, во вторую — с буквой ш. (Используются слоги и звуковые сочетания предыдущих заданий.)

6. Запишите под диктовку логопеда слоги и звуковые сочетания. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч — ш в словах

1. Прослушайте слова, найдите звуки ч, ш и запишите соответствующие буквы.

а) из начала слова:

червяк, шапка, чемодан, шкатулка, чай, шар, чайник, школа, чул­ки, штаны, часы, шутка, чтение, шпилька, шпалы, чистота, чисто, штамп, чихать

б) из середины слова:

учет, решать, решето, почтение, мишень, кричать, ошибка, получка, отлучка, мышонок, горошина, кулачок, младший, новичок, стручок, хороший, ребятишки, сучок

в) из конца слова:

врач, малыш, грач, галош, калач, наш, плач, ваш, обруч, душ, кир­пич, шалаш, сыч

2. закончите слово, дописав слоги.

а) ча, ша (вспомните, как всегда пишется слог ча):

ка..., ту..., Ма..., ку..., кры..., ветре..., Ми..., лап..., да..., на..., зада..., Па..., переда..., све..., поро..., отда..., еда..., уда...

б) чи, ши (вспомните, как всегда пишется слог ши):

но..., на..., мы..., да..., у..., ту..., гало..., кала..., зада..., малы..., ветре..., ланды..., гра..., мол..., пи..., ды..., ни...

3. Сравните по звучанию и смыслу пары слов. С каждым словом устно приду­майте предложение.

Даша — дача кошка — кочка

туча — туша кручу — крушу

4. Измените слова по образцу. Запишите.

Образец: кошка — кошечка.

лягушка —..., катушка —..., опушка —..., ракушка —..., ку­кушка —..., крошка —..., шапка —..., мошка —..., подушка —...

5. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ш, ч в словах. Со­ставьте схемы слов. Надпишите буквы ш, ч над соответствующим слогом. Под схе­мой напишите слово по слогам.

крошечка, подушечка, строчка, чашка, чешуя, крошка, лягушеч­ка, лягушачий, кошачий, паучки, мошки, игрушечный, крошечный, пшеничный, гречневая, ночная

6. Прослушайте и запишите ряды слов:

лягушка — лягушечка — лягушонок — лягушачий;

кошка — ко­шечка — кошачий;

крошка — крошечка — крошечный

7. Запишите слова в три строчки: в первую — с буквой ч, во вторую — с бук­вой — ш, в третью — с буквами ч, ш.

чулок, шапка, чайник, чешуя, шуба, шина, чайка, машина, почка, печка, мошка, мачта, крошечный, почта, калач, малыш, силач, чешется, плач, шоколад, кошечка, чашка, чемодан

8. Вставьте в слова пропущенные буквы ш или ч.

лап...а, кру...а,...ахта, сту...ит,...ервяк,...топать,...угун,...иж, ко...ка, о...ки, клю..., поту...и, лу..., кирпи...,...еренок, пе...енье,...ту...ка,...а...ки, то...е...ка,...емодан.-.ик,...еп...ик,...а...е...ка, бу­ка...е...ка,...айни...ек,...уло...ки, ба...ма...ки,...у...у,...е...уя

9. Словарные диктанты:

а) с опорой на схему и выделенные буквы ш, ч,

б) с делением слов на слоги;

в) без опор.

(Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч — ш в предложениях

1. К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из вто­рого столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркните буквы ш, ч разными карандашами.

сочная шоколад

крошечное пятнышко

черное груша

сливочный мышка

заточенный каша

горячая ватрушка

молочная карандаш

коричневая шляпа

гречневая ручка

чистые паштет

большая человек

школьная ладошки

широкий каша

печеночный чашка

чуткий ручей

2. Закончите предложения подходящими по смыслу словосочетаниями. (Исполь­зуются ранее отработанные словосочетания.)

Бабушка сварила... (какую? что?). На грушевом дереве созрели...(какие? что?). У белой кошки было одно... (какое? что?). У малышки всегда... (какие? что?). Наташа любит... (какой? что?). В углу шуршит... (какая? кто?). Со стола упала и разбилась... (какая? что?). Под горой течет... (ка­кой? что?). Миша надел на голову... (какую? что?).

3. Придумайте и запишите предложения со словосочетаниями.

молочная лапша, печеночный паштет, ночной шорох, керамичес­кий горшок, школьная ручка

4. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы ч, ш.

У Ма...и новая...а...ка. Папа пьет...ай из боль...ой коричневой...а...ки. Бабу...ка пе...ет ватру...ки. Ми...а любит горя...ие ватру...ки. Вну...ка вы...ивала деду...ке поду...е...ку.

Кошка.

Это ко...ка Ма...ка. Она в...улане поймала мы...ку. Хозяин ее моло...ком напоил. Сидит Ма...ка на поду...е...ке и песенки мурлы...ет. А ее котено...ек сам с собой играет.

Дифференциация ч — ш в связных текстах

1. Диктанты.

Зрительный диктант

В лесу мы наткнулись на колючий шиповник. Издали мы услы­шали шум горной речки. На опушке стояла маленькая избушечка. В нашем магазине утром продают горячие плюшки, ватрушки и калачи. Гречневая каша очень полезна. Миша любит сливочный шоколад. В этом году уродились сочные груши. Из норки выскочил крошечный мышонок.

Слуховой диктант

Летом.

Миша и Наташа летом жили на даче. Речка была далеко. Надо было идти через пшеничное поле. Дети часто ходили на речку пеш­ком. Речка была широкая. Вода в речке чистая. Миша и Наташа по­строили на берегу речки шалаш. В шалаше они хранили удочки. Миша ловил удочкой ершей, а Наташа читала книгу.

2. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы полными предло­жениями и выполните задание.

Рёвушка.

Стоит Машенька на крылечке и плачет. Подходит к ней петушок и спрашивает: «Ты чего, Машенька, плачешь? Давай лучше жучков искать».— «Не хочу жучков искать, хочу плакать». Подходит к Ма­шеньке котеночек: «Что ты, Машенька, плачешь? Давай лучше мышек ловить».— «Не хочу мышек ловить, хочу плакать». Подходит к Машеньке теленочек и говорит: «Давай, Машенька, реветь со мной». «Давай», — сказала Машенька. И заревела. Но тут подошла к ней корова Ревушка, посмотрела сердито на Машеньку и сказа­ла: «Ты что это, Машенька, меня передразниваешь?» Испугалась Машенька и перестала плакать.

Вопросы и задание.

Что сказал Машеньке петушок?

Что сказал Машеньке котеночек?

Что сказал Машеньке теленочек?

Что сказала Машеньке корова Ревушка?

Кого называют ревушкой?

Запишите по порядку, кто подходил к Машеньке.

Дифференциация ч — щ

1. Назовите первый звук в словах чашка, щетка. Охарактеризуйте звуки ч, щ. Скажите, чем похожи эти звуки, в чем их различие.

2. Из данного ряда звуков выберите похожие по артикуляции звуки: о, ч, и, п, щ, в.

3. Прочитайте слитно слоги и звукосочетания.

а а а а

о о о о

ч у щ у у ч у

и и и и

е е е е

 

Дифференциация ч — щ в слогах

1. Прочитайте слоги и звукосочетания. Скажите, какими звуками отличаются эти пары.

ча — ща ща — ча ач — ащ ащ – ач ача – аща

чо — що що — чо оч — ощ ощ – оч очо – ощо

чу – щу щу – чу уч – ущ ущ – уч учу – ущу

чи — щи щи – чи ич – ищ ищ – ич ичи - ищи

че — ще ще – че еч – ещ ещ – еч ече - еще

 

2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.

ча, ща, щу, чу, чи, щи, че, ще

 

3. Прослушайте слоги. Запишите последнюю букву каждого слога.

ач, ащ, оч, уч, ущ, ещ, еч, ощ

4. Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные.

аща, ача, ущу, учу, еще, ечо, ечи, ищи, очо, уче, уще.

5. Прослушайте, запомните, повторите и запишите ряды слогов в той же

последовательности. (Вспомните, как пишутся ча, ща.)

ча — ща — ча — ща

ще — че — че — ще

6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой ч, во вторую— с буквой щ. (Используется материал предыдущих заданий.)

 

7. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку логопеда. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч — щ в словах

1. Прослушайте слова, найдите звуки ч, щ, запишите соответствующие буквы.

а) в начале слова:

щетка, четко, челнок, щи, щавель, чистота, щепка, чистый, чары, щелка, щеки, чтение.

б) в конце слова:

хрящ, меч, борщ, мяч, плач, вскачь, хвощ, сыч, клещ.

в) в середине слова:

свечка, трещина, морщины, качели, веревочка, вещевой, тачанка, тащить, защитник, начало, качка, стачка, пещера

2. Найдите и запишите слоги с буквами ч, ш.

а) в начале слова:

чета, щенок, человек, щипать, щиты, чижик, чудо, щеки, чехол, щен­ки, чихнуть.

б) в середине слова:

защита, початок, пощада, кричали, вещание, морщины, печали, защищали, ищейка, починка, начинка, перчатки, морщинки.

в) в конце слова:

вещи, ключи, встречи, плющи, ищу, кричу, стучу, тащу, кузнечик, стрекочет, пищит.

3. Закончите слова, дописав слоги.

а) ча или ща:

ро..., пи..., све..., ветре..., ча..., зада..., ку...

б) чу или щу:

та..., то..., пи..., кри.... уго..., ветре..., наве..., та..., изве..., кру..., зачи...

4. Вставьте в слова пропущенные буквы.

пи...а, све...а, ту...а, мо...ный, пло...адь, зада...а, по...ада,...ит,...естный,...ёткий,...а...а,...и...е,...у...ка,...ено...ек, ве...и...ка, ру...и...а, то...иль...ик, вол...и...е, уро...и...е, я...и...ек,...ето....ка, кри...а...ий

5. Прослушайте ряды слов, запомните, запишите в той же последовательности.

пищу — кричу — гощу ящик — мячик — вещи

молчу — тащу — верчу пища — куча — пуща

6. Ответьте на вопросы одним словом, запишите ответ.

Где жили первобытные люди?

Какой прибор показывает время?

Чем чистят одежду?

Чем покрыта кожа свиньи?

Как по-другому называются огурцы, капуста, свекла, лук?

Как по-другому называют диких животных?

Слова для справок: пещера, часы, щетка, щетина, овощи, хищники.

7. Словарные диктанты.

а) с опорой на схему слова и выделенные буквы ч, щ;

б) с делением на слоги;

в) без опор.

щель, чисто, щит, плащ, щепки, печка, мяч, речка, щётка, чай, мочалка, пища, щенок, дача, чаща, встреча, круча, чище, дощечка, товарищ, чугун, щебечут, кричащий, мальчики, щеночек, точиль­щик, щепочка, щепотка, чешуйка, речной, летающий, щучка, ящи­чек, палящие, удочка, болельщик, хищник, чемоданчик, строчка, ищейка, поищи, лещи, платочки

Дифференциация ч — щ в предложениях

1. Спишите словосочетания по слогам. Подчеркните буквы ч, щ.

почтовый ящик врачебная помощь поющие чижи

ночной хищник горячие щи чёткие шаги

очищенные овощи жгучие лучи летающий ящер

2. Со словосочетаниями задания 1 составьте и запишите предложения. Под­черкните буквы ч и щ разными карандашами.

3. Спишите предложения, вставьте пропущенные слова.

Письма опускают в почтовый.... Для дождливой погоды мама ку­пила красивый.... Надо отдать чужую.... Мы собирали на огороде сочные.... Очень вкусен копчёный.... В лесу раздавался пти­чий....Туристы вошли в чудесное....

Слова для справок: ящик, плащ, вещь, овощи, лещ, щебет, ущелье.

4. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

Была...удесная погода. Мы вышли из...а...и леса. Под деревьями росла...ахлая трава. В ро...е поют...ижи, кри...ат гал...ата, пи...ат сквор…ата. Птицы хлопо...ут у своих гнёзд. Мы наве...аем больных у...еников. Филин — но...ной хи...ник. Больному необходима вра...ебная помо...ь. То...иль...ик то...ит ножи.

5. Закончите предложения, отвечая на вопросы что делает? кто?

Стекла....... Вещи....... Ножи....... Ботинки....... Крышу … ….

6. Диктанты.

Зрительные диктанты

Учись защищать Родину. Нет большего счастья, чем служить на­роду. В беде

выручай товарища. Жизнь правде посвящай.

Солнце освещает землю. Журчат ручейки. Зазеленела роща. Мы видели грача.

Весну встречай. Ребятишки повесили скворечники. Грачи вьют гнезда. Повсюду щебечут

птицы.

 

Слуховые диктанты






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.