Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сторож.






В лесу жил сторож Захар. Его домик был около озера. Зимой Захар ходил с ружьем на

охоту. Он выслеживал зверей. Летом он сторожил колхозные поля. Захар хорошо знал лес.

Ушан.

Однажды осенью я шел с охоты. Дорога была завалена жел­тыми листьями. Они лежали пушистым слоем. Вдруг вижу что-то темное. Это оказался зайка с длинными ушами. Взял я его на руки. Зайка съежился и задрожал, а бежать не собирался. Я взял его домой и прозвал Ушан. Прижился у нас зайчонок.

Дифференциация с — ц

1. Назовите первый звук в словах сово, цапля. Охарактеризуйте звуки с, ц. Сравните их по артикуляции. Скажите, в чем сходство и различие этих зву­ков.

2. Скажите, какие из данных звуков похожи по артикуляции: о, ц, у, с.

3. Образуйте слоги и звукосочетания. Прочитайте их.

с с с ц ц ц

а о у ы и е

ц ц ц с с с

 

с ц с ц с ц

у у а а о о и ы е о о е

ц с ц с ц с

 

Дифференциация с — ц в слогах

1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами. Какими звуками отличаются эти

пары?

са – ца ца – са аса – аца осе – оце

со – цо цо – со осо – оцо есо – ецо

су – цу цу – су усу – уцу усе – уце

сы – цы цы – сы исы – ицы исе – ице

2. Запишите первые буквы каждого слога.

са, ца, цу, сы, су, це, се, си, цы, ся, цо, со

3. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только согласные.

ацу, исе, иса, уцу, ицу, есу, ису, ецу, оцы, осы, оси

4. Прослушайте и запишите ряды слогов в той же последовательности.

са — ца — са со — цо – со ца — са — ца цу — су — цу

са — ца — са — ца су — цу — су со – со – цо цо - со — цо — со

5. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой с, во вторую—с буквой ц. (Использовать материал предыдущих заданий.)

6. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку логопеда. (Используя материал предыдущих заданий)

Дифференциация с — ц в словах

1. Прослушайте слова. Запишите первые буквы этих слов.

сад, цапля, сок, сук, сабля, цепи, сало, сани, целый, цыпки, сыпать, цифра, цирк, сила, циркуль, сухо

2. Прослушайте слова. Запишите слоги с буквой с или ц.

яйцо, коса, овца, весы, овцы, несу, носы, лицо, концы, кольцо, водица, роса, пуговица, красавица

3. Закончите слово, вставив слоги:

а) са или ца:

ли..., ов..., пти..., колба..., лиси..., кури..., голо..., пугови..., мельни..., поло..., ле..., ули...

б) со или цо:

ли..., коле..., яй..., про..., коль...

в) сы или цы:

ве..., паль..., огур..., но..., ножни..., бу..., пугови..., глобу..., бои..., молод..., какту..., мельни..., колод...

4. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отли­чаются эти пары слов. Устно с каждым словом составьте предложение.

цвет — свет, цел — сел, светик — цветик, селиться — целиться

5. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков с и ч. Составьте схемы слов. Надпишите буквы с, ц над соответствующим слогом, под схемой напи­шите нужное слово.

спица, лисица, синица, гусеница, столица, страница, станция, пословица, мастерица, сахарница, месяц, песец, ситец, отец,) скво­рец, птица, демонстрация

6. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

ку...ок,...апля, по...адка,...епь, реди...ка,...веток, кури...а, фоку..., мельни...а,...такан, огуре...,...тук, ле..., яй...о, голо..., куни...а,...ундук,...веты, капу...та,...игейка, крыль...о, ака...ия, опера...ия,...тан...ия,...е...три...а,...толи...а, по...лови...а, гу...ени...а,...ахарни...а,...ите..., ме...я...,...вине..., летопи...е..., ли...твенни...а, ком...омоль...ы, колхозни...а, демон...тра...ия, занимает...я, кусает...я, спускает...я, целит...я

7. Составьте слова из слогов. Запишите слова. Разделите их на слоги. Под­черкните букву с синим карандашом, букву ц — черным.

ни, ца, гу, се; ни, са, хар, ца; ца, ни, ку; три, сес, ца; мо, пись, сец, но; но, бро, не, сец; ци, нас, тур, я; си, ца, ли; тер, цис, на; цы, со, ком, моль; сти, кон, ту, ция.

8. Отгадайте загадки. Напишите отгадки по слогам. Подчеркните буквы с, ц раз­ными карандашами.

На шесте — дворец. Пять братцев,

Во дворце — певец. Всем одно имя.

А зовут его.... Годами равные,

Ростом разные.


На пальце одном

Ведерко вверх дном.

Рогатый, а не бодается.

 

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

Отгадки: скворец, пальцы, наперсток, солнце, месяц.

9. Словарные диктанты

а) с опорой на схему и выделенные буквы;

6) с делением на слоги. (Используются ранее отработанные слова.)

Дифференциация с — ц в предложениях

1. К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните буквы с, ц разными карандашами.

акация расцвели
солнце цветет
цветы светит
водица клюётся
курица льется
дворец кусается
куница строится
боец отрывается
пуговица целится
огурец созревает

 

2. Спишите словосочетания, деля слова на слоги. Подчеркните буквы с, ц.

курица с цыплятами у крыльца акация собака на цепи

клумба с цветами солнце за лесом старая мельница

пестрая курица свежая водица знакомая улица

старая медведица сладкий леденец свежее лицо

3. Составьте и запишите предложения со словосочетаниями, данными в пре­дыдущем задании.

4. Закончите предложения, вставив пропущенные слова. Запишите предложения.

Зиме конец, летит.... Курица зовет.... Сахар хранится в.... Лист в книге называется.... Москва—... нашего государства. Детеныш птицы называется.... Опасный вредитель для садов и огородов —.... Поезд подходит к.... В году двенадцать.... Се­годня целый день светит....

5. Спишите текст и пословицы, деля слова на слоги. Подчеркните буквы с, ц.

На кусты напали гусеницы. Синица съела гусеницу. Лисица гонится за зайцем. У брата есть сестрица. Красавица девица сидит в темнице, а коса на улице. Перелетные птицы — вестники весны. По улице движется демонстрация. На собрании выступали ком­сомольцы.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Над сосной летит синица, под сосной сидит лисица.

Орел — царь-птица, а сокола боится.

6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Сад.

Это...ад. В...аду много...ветов. Е...ть и а...тры, и на...тур...ии, и цикламены,...вета...елый день в...аду. Она...ама поливает...веты. Кра…ивый у...веты...ад.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.