Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В деревне.






У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тема был у дедушки. Дедушка подарил Теме удочку. Тема ходил на пруд и удил рыбу. Рыбу бросал в ведро. Тяжелый труд ловить рыбу?

Творческий диктант.

Составьте и запишите рассказ по опорным словам.

дача, отдыхали, Дима, таскал, тяжелые, ведра, вода, поливал, грядки, выросла, редиска, смородина, потрудился.

Дифференциация в — ф

1. Прослушайте слова варежки, фартук. Назовите первый звук в этих словах. Охарактеризуйте эти звуки.

2. Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуляции звуки: в, а, ф. у.

3. Соотнесите первый звук в данных словах, поднимите карточку с соответ­ствующей буквой.

Ваня, Фаина, вата, фантик, фасоль, валенки, флаг

4. Образуйте слоги и звукосочетания.

а а я я

о о ё ё

в ф в ф

у у ю ю

ы ы и и

 

в ф в ф

о а а у а е у ё

ф в ф в

 

Дифференциация в — ф в слогах

1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

ва – фа фа – ва фя – вя ве – фе фе - ве

во - фо фо – во фё – вё вю – фю фи - ви

ву - фу фу – ву фе – ве ви – фи ве - фе

вы – фы фы – вы фю – вю вё – фё фя - вя

2. Прослушайте слоги и звуковые сочетания, запишите первую букву каждого слога.

ва, вы, фа, во, фо, фу, вы, ве, фе, фи, ви, вя, фя, вю, фю, фла, вла, флу, фло, влу, вло, флы, влы, вра, фра, фру, вру, вры, фле, вле, вля, фля, фри, фре, флю, влю

3. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только согласные.

афа, ава, ова, офа, ыва, уфа, ифа, ева, ефа, уфо, уво

4. Прослушайте, запомните ряды слогов, повторите в той же последовательности.

фа – ва – фа фа – ва – ва – фа

ва – фа – ва ва – фа – фа – ва

фу – ву – фу ву – фу – ву – фу

ву – фу – ву фу – ву – фу – ву

5. Прочитайте, запомните и запишите ряды слогов в той же последовательности.

во — фо — фо фо — во — фо — во во – фо – фо – во

фи — ви — фи ву — фу — ву — фу фи – ви – ви – фи

фя — вя — фя фё — вё — фё — вё вы – фы – вы – фы

ве — фе — ве вю — фю — вю — фю фе – ве – ве – фе

6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в одну — с буквой в, в дру­гую — с буквой ф.

ва, фа, фу, ве, фе, вы, фы, фю, вю, ву, ви, фи, фё, вё, афа, ава, уфа, ува, офе, ове, еве, ифе, ова, увя, уви, уфи

7. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку (используется материал пре­дыдущего задания).

Дифференциация в — ф в словах

1. Прослушайте слова. Определите наличие звуков в, ф.

О бразец: а) В слове вата — звук в.

б) В слове факел — звук ф.

а) фокус, ворота, фабрика, воротник, фартук, флаг, вратарь, вращать, флейта, время, флоксы

б) конверты, конфеты, кофта, ковать, кровать, кофе, салфетка

2. Прослушайте слова, запишите слоги с в или ф.

а) вата, Фая, фото, фонарь, вилы, Ваня, ваза, возы, филин, ветер, факел, веер, фокус, веник, Фаня

б) совы, ива, шкафы, ивы, шарфы, софа, софы, сова

в) конфеты, советы, фуфайка, совенок, зафыркал, завыли, раз­веял, лафеты, сарафанчик, рукавичка, шарфики, кофейный

3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отли­чаются эти слова. Устно составьте предложение с каждым словом.

Феня — Веня, сова — софа, ваза — фаза, влага — фляга

4. Прослушайте слова. Составьте схемы этих слов, надпишите букву в или ф над соответствующим слогом.

фрукты, кровать, овраг, кузовок, воткнуть, вливать, фитиль, фыркать, кафтан, Африка, картофель, фиолетовый, веселый, ва­фельный, фланелевый

5. Рассмотрите и назовите картинки. Разложите их в три столбика: в первый — со звуком в, во второй — со звуком ф, в третий — со звуками в и ф.

Приблизительный перечень картинок, подби­раемых логопедом: фрамуга, соловей, туфли, флоксы, фиал­ки, вафли, вишни, фартук, кофейник, сова, ваза, светофор.

6. Выпишите слева в три колонки: в первую — с буквой в, во вторую — с буквой ф, в третью — с буквами в и ф. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами, выделенные слова объясните.

соловушка, ватрушка, фуражка, лифтер, вывеска, вафельница, кофейник, филин, нафталин, фестиваль, весло, подвода, завернул, суфле, ферма, фруктовый, поспевает, ворон, финик, шарфик, ма­нуфактура, кувыркается, конфетница.

7. Закончите слова, дописав слоги с буквами в, ф.

Образец: шка —фы.

бро —... клю —... шка —... чер —...

со —... сли —... со —... шар —...

8. Вставьте в слова пропущенные буквы.

а)...лакон,...агон,...орота,...торой,...люс,...орона,...оробей,...орма,...рукты,...орточка,...игура,...ратарь,...ильм,...лот,...ыркает,...ото,...орель,...етер,...ихрь,...ихор

б) ци...ра, про...од, с...ерток, ке...ир, с...екла, сара...ан, ко...ер, ли...тер, сли...а, сли...очный, соло...ей, пер...ый, сал...етка

в)...ежли...ый,...рукто...ый,...ор...ался,...иолето...ый,...ланеле...ый, го...орли...ый,...ар...ор,...е...раль,...ести...аль,...отогра...ия,...а...ли,...ыдерги...ает

9. Прослушайте слова. Повторите их по слогам. Определите, в каком слоге слышится звук в или ф. Запишите слова по слогам, подчеркните буквы в, ф разными карандашами. (Логопед диктует слова так, как они пишутся.)

светофор, верблюд, мануфактура, шлифует, шлифовальщик, кофейник, кофеварка, фамилия, алфавит, вывих, фланелевый, фрук­товый, фиолетовый

10. Измените слова так, чтобы после согласных в, ф появился гласный.

Образец: шарф — шарфы, лев — львы.

шкаф —... бровь —... лиф —... рукав —...

кровь —... лев —... шарф —... ветвь —...

слив —... посев —... ров —... скиф —...

11. Допишите недостающую букву. В скобках напишите проверочное слово.

ро..., шка..., ле..., шар..., посе..., кро...ь, вет...ь, бро...ь, морко...ь, хле...

12. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-ответы. Определите наличие букв в, ф в словах.

Яблоки, груши, лимоны—это...?

Капуста, огурцы, свекла, морковь—это...?

Второй месяц зимы —....

Последний месяц зимы —....

Сосуд, в котором варят кофе—это....

Добрая волшебница—это....

Слова для справок: фея, кофейник, фрукты, овощи, февраль, январь.

13. Разгадайте кроссворд. (См. методическое указание на звуки д — т.)

По вертикали: 1. Праздник молодежи.

По горизонтали: 2. Осветительный прибор на передней части машины. 3. Напиток. 4. Фрукт. 5. Средство передвижения, нахо­дящееся в доме. 6. Мужское имя. 7. Помещение для овец. 8. Фрукт, произрастающий на Кавказе. 9. Геометрическая форма.

Слова для справок: фестиваль, фары, кофе, слива, лифт, Иван, хлев, айва, овал.

Дифференциация в — ф в предложениях

1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

сова —софа Мы видели в лесу....

Мама купила новую....

влага — фляга Весной на полях много....

У туристов не оказалось....

2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами.

а) свежий, фиолетовый, фланелевая, красивый, фарфоровая, фруктовые, высокая

б) фигура, сарафан, кефир, ваза, кофта, фарфор, конфеты

3. Выпишите из предложения словосочетания с буквами в, ф.

Мы ехали на дачу в первом вагоне. На даче мы ели свежие фрукты. На дороге появилась высокая фигура незнакомого мужчины. Фокусник показывал забавные фокусы. Вова не видел финиковое дерево. Свежие овощи и фрукты полезны всем. Сегодня влажный воздух. Мы пили чай с фруктовыми конфетами. Дует северный ветер. На елку ребята повесили разноцветные флажки.

4. Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями.

вафельный торт дырявый кафтан деревянные ворота

красивый флажок фарфоровая вазочка родниковая вода

вкусная форель красивый флакон оловянная фляжка

новые туфли фиолетовый свитер финиковое дерево

5. Закончите предложения, используя картинки. (Картинки подбирает логопед.)

В нашем доме не работает (лифт). Фая сварила компот из (сливы). Федя осветил дорогу (фонарь). Вера надела фланелевую (кофта). У автомобиля не было одной (фара). Гости пили чай с фруктовыми (конфеты). На всех домах развевались красные (флаги). Вера решила проветрить комнату и открыла (форточка). У нас оборвался телефонный (провод).

6. Вставьте в предложения пропущенные слова. Проверьте согласные в, ф в конце слова.

У дятла длинный.... У... длинная шея. Плотник построил... для овец. У Веры часто болит горло. Бабушка связала ей новый.... Утром Федя пьет чай или.... Федин папа на заводе шлифует детали, он работает.... Надо вовремя переходить дорогу, следует смотреть на.... Ночная птица—....... плохо видят днем, зато хорошо видят ночью. Сливы, яблоки, груши—это.... Картофель, свекла, репа — это.... Ночью нашу улицу освещает.... Около лифта дежурит....

7. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

В классе показы...али учебный...ильм. Зимой надо открывать...рамугу....аря надела шар... и...арежки. У...анюши мехо...ая шубка. В походе нужны...онари и...ляжки. У...ити но...ая...уражка.

8. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните их.

Парк.

Рядом с нашим домом красивый парк. В парке бьют...онтаны. Около...онтанов ц...етут...иалки и...ысокой стеной растет тра...а. На...етках дере...ьев...есело чирикают...оробьи.

9. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами. Многосложные слова пишите по слогам.

Вопросы: Где изготовляют конфеты?

Куда наливают воду туристы?

Что вывешивают на домах в праздник?

Чем покрыты дороги в городе?

Что открывают зимой для проветривания комнаты?

10. Составьте предложения по опорным словам.

Форточка, Вера, закрывать. Вова, подвязать, фартук. Ночью, филин, видеть, хорошо. У, ворота, вратарь, стоять. Фаина, пода­рить, Вера Федоровна, фиалки. Вера Федоровна, ставить, в, фиалки, ваза, фарфоровая. Овцы, жить, в, хлев. Варя, фиолетовые, найти, васильки.

Дифференциация в — ф в связных текстах

1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

У Фомки в гостях Фимка. Наш Филат не бывает виноват.

Фимка в гостях у Фомки. Не бывает виноват наш Филат.

2. Диктанты.

Зрительный диктант

Проверьте с послоговым подчеркиванием и проговариванием слогов.

Методические указания. Логопед пишет на доске предложение. Дети читают это предложение, затем оно стирается. Учащиеся пишут его по памяти. Аналогично ведется работа с остальными предложениями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.