Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школьный сад.






Пришла весна. Хорошо весной в нашем школьном саду. Белые и розовые цветы распустились на вишнях и яблонях. На березке появились зеленые листочки. Много работы в саду весной.

Дифференциация д — т

1. Выделите первые звуки из слов дыня, тыква. Дайте характеристику звукам д, т.

2. Из данного ряда назовите похожие по артикуляции звуки: о, т, и, д, п, у.

3. Назовите первый звук в словах Даша, Тоня, тополь, домик, тачка, дождь, тина, тапки. Дина, деньги, тени, тянет, теплый, день, дюны.

4. Образуйте слоги. Получившиеся слоги и звуковые сочетания запишите в тетради.

а а я я

о о ё ё

д т д т

у у ю ю

ы ы и и

д т д т

о а а у а е у ю

т д т д

 

Дифференциация д – т в слогах

1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

да-та та-да дя-тя тя-дя

до-то то-до дё-тё тё-дё те-де

ду-ту ту-ду дю-тю тю-дю

ды-ты ты-ды ди-ти ти-ди

2. Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

та, дя, до, то, ты, ды, до, тя, те, де, дё, ту, тю, дю, тла, для, тло, дло, тля, дли, тлы, дра, тра, тру, дру

3. Прослушайте звукосочетания, запишите только согласный.

ада, ата, ода, ота, уту, уду, иди, ити, удю, уди, ути

4. Прослушайте, запомните ряды слогов, повторите их в той же последователь­ности.

та – да – да ту – ду – ту та – да – та - да ту – ду – ту - ду

да - та - да ду – ту – ду да – та – да – та ду – ту – ту – ду

5. Прочитайте, запомните и повторите слоговые ряды.

то - до - то то – до – до - то то – до – то – до

ди – ти – ди ти - ди - ди - ти ди – ти – ди – ти

тя – дя – тя ду – ту – ду – ту ты – ды – ты – ды

де – те – де де – те – те – де дё – тё – дё - тё

6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой д, во вторую — с буквой т.

а) да, та, ту, де, те, ту, тю, дю, ды, ты, то, до, ди, ти

б) ада, ата, ату, аду, оду, оту, уда, ута, уте, уде, уди, ути

7. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку.

да, то, до, та, ты, ды, ти, де, те, дю, тю, аду, ату, оте, оде, иди, ити, юта, еде, эти

Дифференциация д — т в словах

1. Прослушайте слова, назовите, какой звук д, т а) стоит в начале слова; б) стоит в середине.

Образец ответа: а) в слове дом — звук д;

б) в слове петух — звук т.

а) дом, дым, там, Тома, темный, доля, толь, думай, тихо, туфли, друг, тля, для, дружба, трудный, труд

б) петух, ветка, ведра, ветер, погода, победа, посуда

2. Прослушайте слова, выпишите слоги с буквами д или т., запишите эти слоги.

дыни, тело, дело, дыши, тише, диван, духи, тебе, туман, сады, соты, коты, иду, иди, следы, радуга, победа, затихло, труба, трава, дракон, стена, метла, другой, трудно

3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.

дом — том дочка — точка удочка — уточка

дачка — тачка душ — тушь плоды — плоты

Дима — Тима дело — тело день — тень

4. Рассмотрите картинки. Определите наличие и место звуков д, т в названиях этих картинок.

Приблизительный перечень картинок, подби­раемых логопедом: дом, трава, сад, соты, стул, стрела, ведро, ворота.

5. Определите наличие и место букв д. т в словах. Составьте схемы этих слов. Выделите из слов буквы д, т. Напишите буквы д, т над схемами слов.

тарелка, бидон, подруга, работа, пальто, твердый, трудный, до­тронулся, путник, дотянулся, радио, сутулый, заводы, командир

6. Определите наличие звуков д, т в названиях картинок. Составьте схемы слов. Надпишите букву д или т над схемой слова. Под схемой запишите соответствующее слово.

Приблизительный перечень картинок: лопата, дыня, тыква, радуга, тапочки, салфетка, ведро, тарелка, фартук.

7. Выпишите слова в три столбика: в первый — с буквой д, во второй — с буквой т, в третий — с буквами д и т. Трех- и более сложные слова разделите на слоги.

туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча,. подул, стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава, водится, тащится, расцветёт.

8. Измените слова, добавив приставку до. Запишите получившиеся слова.

Образец: тащить — дотащить.

топить—.... таять—..., тянуть—..., держать—..., нести—..., пить —..., бежать —..., есть —..., тронуться —..., стучаться —..., терпеть —..., толочь —...

9. Измените слова, добавив приставку от. Запишите получившееся слово по слогам.

Образец: таял — от-та-ял.

дал —..., тащил —..., делил —..., давил —..., точил —.,., тя­нул —..., таял —..., толкнул —..., давал —...

10. Закончите слова, добавив слог да или та.

горо... боро... гуся......та

бе......бун приро... коф...

воро... порося... во......кой

свобо... ва......ры добро...

ро......ют утя... полно...

11. Закончите слова, добавив слоги ду или ту.

...ман за...мал забу...

...май за...шил зае...

...га прос...да при...

...гой по...шил по...шка

12. Закончите слова, добавив слог ди или ти.

де......хо лю... бан...ки

во......кий тетра... вой...те

уй......хий лю...ки во...те

13. Измените слова, добавив слог те. Запишите получившиеся слова по слогам.

Образец: войди — вой-ди-те.

иди—..., уйди—..., приди—.... отойди—..., найди—..., зайди —.... отодвинь —..., надень —..., думай —..., стирай —...

14. Вставьте в слова пропущенную букву д или т.

трак...ор, боро...а, с...рела, воро...а, гра...усник, заво...ной, ве...ка, ве...ро, лого...а, желу...и, моло...ок, о...еяло, ве...ер, капус...а, пар...а, у...очка,...е...ра...ь,...ож...ик, с...а...о,...ру...но

15. Спишите слова, вставляя пропущенную букву д или т. Объясните, почему вы вставали именно эту букву.

а) утка — у...очка, ягода — яго...ка, погода — пого...ка, селедочка — селе...ка, лодочка — ло...ка, шуточка — шу...ка, тетрадочка — тетра...ка, веточка — ве...ка, деточка — де...ка, подкладочка — подкла...ка

б) сладок—сла...кий, меток—ме...кий, гладок—гла...кий, ре­док — ре...кий, краток — кра...кий

в) гряда — гря...ка, платок — пла...ки, заплата — запла...ка, пряди — пря...ка

16. К данным словам подберите проверочные слова так, чтобы после согласных д, т появился гласный. Запишите эти слова.

Образец: куст — кусты, тетрадь — тетради.


холод —... лед —... билет —...
халат —... завод —... рекорд—...
город —... гвоздь —... медведь —...
пруд—... обед —... ледоход —...
мост —... привет —... прут—...
след—... крот —... парад —... год —... груздь —... брат —...
енот —... самолет —... град—...

17. Вставьте в слова пропущенную букву д или т. В скобках запишите прове­рочное слово.

Образец: город (города).

сле..., голо..., кну..., пру..., гра..., салю..., заво..., пило..., огоро..., са..., виногра..., сала..., плака..., комо..., сле..., сле..., шокола..., мармела..., дроз..., клес...

18. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-ответы Подчеркните в них буквы д, т.

Вопросы: Какая погода бывает зимой?

Какая погода бывает летом?

Какие дни бывают летом?

Какие дни бывают зимой?

Как называется инструмент, с помощью которого делают отверстия в стене?

Слова для справок: теплая, холодная, короткие, длинные, дрель.

19. Назовите и запишите:

последний месяц года,

первый месяц весны;

последний месяц лета,

первый день недели;

третий день недели;

пятый день недели.

20. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните букву д или от.

Кругла, а не месяц. Я, шарик пушистый,

Желта, а не масло. Белею в поле чистом,

Сладка, а не сахар. А дунул ветерок —

С хвостом, а не мышь. Остался стебелек.

Она идет между сел и полей, Я в любое время года

А люди все идут по ней. И в любую непогоду

Цветное коромысло, Очень быстро в час любой

На небе повисло. Провезу вас под землей.

Отгадки: дыня, одуванчик, дорога, радуга, метро.

21. Разгадайте кроссворд.

Методические указания. Учащимся раздают карточки с кроссвордом. На доске помещено описание предметов, которые входят в кроссворд. Обязательное условие: подбирать слова длякроссворда только те, в названии которых есть звук д или т.

По вертикали: 1. Учебная принадлежность для классных и домашних работ.

 

 

По горизонтали: 2. Знак препинания, который ставится в конце предложения.

3. Инструмент, которым работает кузнец.

4. Вещество, находящееся в градуснике.

5. Предмет классного оборудования, на котором пишут учащиеся.

6. Лесная птица.

7. Место, где дети развлекаются зимой.

8. Внезапное наступление войск.

Слова для справок: по вертикали: 1. Тетрадка. По гори­зонтали: 2. Точка. 3. Молот. 4. Ртуть. 5. Доска. 6. Дятел. 7. Каток. 8. Атака.

Дифференциация д — т в предложениях

1. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово.

дачка — тачка Летом мы жили на маленькой....

Толя возил кирпичи на....

дочка — точка В конце предложения надо поставить....

Мама вела за руку маленькую....

душ — тушь Для чертежей нужна....

Холодный... полезен всем.

удочка — уточка На озере плавала серенькая....

Рыболову нужна хорошая....

плоды — плоты В саду созрели вкусные....

По реке плыли....

день — тень Под деревом....

Сегодня хороший....

доска — тоска У сестрицы Аленушки на сердце...

В заборе сгнила....

стул — сдул Ветер... последние листья.

Придвинь гостю.... Подвинь... ближе.

сдал – стал Коля... пионером.

Брат... последний экзамен.

2. К словам из пункта а подберите подходящие по смыслу слова из пункта б.

а) холодный, густая, тяжелое, медная, младшая, старинная

б) мелодия, ведро, трава, сестра, труба, ветер

а) товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные

б) дождик, поезда, места, труба, стая, вода

3. Выпишите из предложения словосочетания с буквами д, т. Подчеркните буквы д, т.

Образец: Весь день дует холодный ветер. Холодный ветер.

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут холодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в теплые страны. Дни стали короткие. У Димы всегда чистые тетради. Ученики писали трудный диктант. Алеша заболел, ему поставили градусник. Холодный душ полезен. У пруда стояла старенькая дачка. Набрала девица студеной водицы из деревянного колодца.

4. Придумайте и запишите предложения с каждым словосочетанием. Подчеркни Чте буквы д, т.

Трудное дело. Чистая тетрадь. Сладкий торт.

Самодельный стул. Трудная задача. Тяжелое ведро.

Последние листья. Душистый ландыш. Тенистый садик.

Дубовые столбы. Гладкий лед. Старый холодильник.

5. Закончите предложения, используя картинки. (Картинки подбирает логопед)

Даша рисует цветными... (карандаши). Гвозди забивают... (молоток) Воду носят... (ведро). Дрова рубят... (топор). Землю копают... (лопата), Рыбу ловят... (удочка). Дети сидят за... (парта). Толя забежал за... (дома). Мальчик бежит за... (девочка). Дедушка заплатил за... (тапочки). Дима спрятался за... (штора). На лугу растет сочная... (трава). Сено сложили в... (стог). В лесу растут разные … (ягоды). На опушке леса растут... (дубы).

6. Вставьте пропущенные слова с буквой д или т.

Толя... до одуванчика, и он облетел. Лена встала на носочки и... до перекладины. Даша быстро... до станции. Дети помогли бабушке... тяжелую сумку до дома.... ветер, и полил сильный.... Солнце спряталось за.... Дети решали трудную....

Слова для справок: дотронулся, дотянулась, дошла, до­нести, подул, дождь, тучу, задачу.

7. Вставьте в предложения пропущенные слова. Подберите к ним проверочные слова.

Образец: На реке крепкий лед (ледок).

На реке крепкий.... На зиму... забирается в берлогу. Москва — очень большой.... Весной на реке начинается.... В городе строит­ся металлургический.... Рыболов ловил... рыбу. Порвалась..., и рыба уплыла. По реке плывет пассажирский....

8. Вставьте в предложения пропущенный предлог от или до.

Лодка отплыла... берега. Плот незаметно доплыл... берега. ... станции... деревни было недалеко.... понедельника... вторника один день. Дима помог маме донести сумку... дома. Поезд отошел... станции.... Москвы... Петропавловска лучше лететь на са­молете. Малыш добрался... верхней ступеньки.

9. Спишите предложения, вставляя пропущенную букву д или т.

...е...и гос...или у...е...и в...еревне....я...я угос...ил...е...ей ме...ом. Ребя...ишки пус...или ло...очку по во...е. Скоро при...ет ле...о,...е...и пой...ут в лес за яго...ами....у......убы. Бу...у... и желу...и....оня ви...ела на...ереве...я...ла....я...ел...олбил...ерево....е...я На...аша —...ворник. Каж...ое у...ро она по...ме...ае......ро...уар. У Ан...она...линная у...очка....евочка кормила у...очку. На...я и Ва...ик бу...у... пи­лить...рова.

10. Вставьте в слова пропущенные буквы. К выделенным словам подберите проверочные.

Собака взяла сле.... Наш горо... стои... на берегу реки. Пожел...ел и опус…ел наш са.... Лена купила биле... в кино. Наш пру... замерз. Мы пой...ем на бале.... По реке плыве... ...еплохо.... Турис...ы пошли в похо.... Гра... побил наши поса…ки. Кто люби... тру..., того лю...и чту.... Пионеры иду... на пара.... Этот пру... богат рыбой. Толя сломал пру.... На тропинке мы уви...ели еле.... Весной пионеры вскопали огоро.... У Тимы есть бра.... К станции по...хо...ил поез.... Бабушка приго...овила вкусный обе....

11. Ответьте на вопросы полным предложением. Запишите эти предложения. Подчеркните в словах буквы д, т. Многосложные слова напишите по слогам.

В чем жарят картошку? Где растут фрукты?

На чем растут желуди? Кто долбит клювом кору?

На ком ездят верхом? Сколько дней в неделе?

Где растут овощи? Куда ты записываешь домаш­ние задания?

12. Прочитайте слова. Составьте из них предложения. Запишите.

Идти, Таня, в, и, Даша, театр. Дуть, в, холодный, октябрь, ветры. Падать, листочки, с, последние, деревья. Готовы, утки, к, дальним, перелеты. Ты, красная, соблюдать, строка, должен. Зимой, становится, дни, короче, ночи, а, длиннее. Стадо, телята, два, пасти, пастуха. Созрели, в, плоды, саду. Жить, кроты, земля, под. Белки, любить, желуди, орехи, и.

Дифференциация д — т в связных текстах

1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.


Топоры остры до поры.

До поры остры топоры.

Дятел на суку сидит.

Дятел дерево долбит.

День долбит, два долбит

Носом в небо угодит.

Топоры стучали до поры.

До поры стучали топоры.

На дворе трава.

На траве дрова.

Не руби дрова

Посреди двора.


2. Диктанты.

Зрительные диктанты.

Проверьте с послоговым подчеркиванием.

Володя шел на пасеку к дедушке. Стало темнеть. Видит Володя что-то под деревом. Он подумал, что это медведь, а это был кустик. Смешно стало Володе.

Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода. Все задернуто сизой дымкой тумана. Все живое ждет, когда же придет матушка-зима.

Слуховые диктанты.

Пишите по слогам с проговариванием слогов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.