Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Непосредственно размышления над грядущими военными преобразованиями.






Также следует выделить еще одну статью «Военного сборника» под названием «О вооруженной силе и ее устройстве» написанную Н. Н. Обручевым. Время военных преобразований хорошо осознавалась современниками, данная статья представляет собой рассуждения по поводу наилучшего устройства бедующий армии и отражает в себе общественный взгляд на последующие реформы.

Н.Н. Обручев в данном очерке старается объяснить логику военных преобразований, их смысл и содержание, приводя в пример подобные изменения в войсках различных европейских государств.

Автор говорит о том, что современный ему мир все реже прибегает к насилию, развитие торговых, научных, дипломатических связей привносит в современность некую стабильность и человечество все меньше начинает прибегает к военному разрешению конфликтов: «насилие в нем(современном мире) производит отвращение и государство пользуется своей физической силой лишь для отражения ударов, против него направляемых».[131] Но стоит отметить, что в ближайшем бедующем от войн полностью избавиться не удастся, яркое тому подтверждение события Крымской войны. Но все большую роль в конфликтах начинает играть общественное мнение, которое как раз и остановила затянувшуюся войну России с Европой.[132]

Н.Н. Обручев отмечает, что современной ему России чужды насилие и военные завоевания, тем более лишние территориальные приобретения могут нести значительные экономические невыгоды.

Из всего выше сказанного автор делает заключение, что мир и спокойствие являются залогом стабильности и развития государства, а война является подобием разрушительной «болезни».[133]

Поскольку в современных условиях использование военной силы должно снижаться, то и военный потенциал стран тоже должен ослабевать. Взамен политической опоры на войска автор предлагает рассчитывать на торговые, промышленные, дипломатические и умственные ресурсы.[134] Именно так расставив приоритеты государство способно обрести непоколебимую мощь.

Еще одной из главных образующих сильного государства Н.Н. Обручев отмечает народ. Именно население страны тесно связанное со своим государством способно обеспечить безопасность и прочность второго, ярким примером являются события 1812 года.[135]

Что касается численности армии то автор говорит о ее прямой зависимости от естественного(географического) положения страны, так например Англия огражденная от внешней опасности водой может не содержать значительные сухопутные войска, а вот Пруссия, имеющая столь сильных соседей с различными политическими настроениями должна обеспечить прочную защиту своих границ значительным числом войск.[136] Что касается России, то на столь пространных территориях сложно обеспечить защиту всех границ, но это можно решить путем создания хороших коммуникаций, по которым войска могут быть переброшены в короткое время.[137] Более того, содержание несоизмеримой армии очень часто провоцирует внешние конфликты, то есть большая армия сама притягивает войны, которые в последствии ведут к упадку трудностям государства.[138]

Говоря о вопросе обороноспособности государства Н.Н. Обручев отмечает, что население готово защищать свое государство только если от этого зависят собственные интересы людей. То есть различные государственные ресурсы должны быть достаточно равномерно распределены между населением, тогда и необходимости содержать большой военный потенциал не будет, ведь народ сам достойно будет защищать интересы страны при необходимости, так как является ее неотъемлемой частью и качество таких войск будет значительно выше.[139]

Содержание же больших армий продолжительное время приводит к упадку в стране, так как большая часть сильного здорового населения занята военным делом, а не развитием хозяйства.[140] Более того в этих условиях государство страдает от плохой репродуктивности, так как военная жизнь плохо сочетается с семейной, а лучшие и здоровые мужчины способные дать государству сильных сыновей погибают в боях, либо проводят большую часть жизни в войсках.[141]

Решением этой проблемы автор видит в: организации милиции, ополчения и развитии торгового флота(которые при необходимости могут оказать значительную военную поддержку); сокращении сроков службы (позволит пройти военную подготовку большему числу рекрутов, что обеспечит объемный резерв на случай значительных потерь во время войны). [142]

Говоря о экономической стороне содержания армии Н.Н. Обручев отмечает, что затраты на войска должны быть соизмеримы с доходами государства. Если затраты будут превышены это приведет к следующему: 1)при цветущей военной стороне все остальные отрасли войдут в упадок 2)большая по размерам армия будет довольствоваться меньшими средствами, а это отразиться на ее боеспособности 3) страна будет нуждаться в больших экономических средствах, чем имеет, что в свою очередь приведет к займам и кризису.[143]

Что касается вопроса о размере флота, то там работают похожие принципы, только расчет делается не из всего населения страны, а с территории прибрежной зоны.[144] Важную составляющую играет размер торгового флота, так как это прямой людской резерв для ВМФ. Если торговый флот не развит то сроки военной службы не могут быть сильно сокращены так как это сказывается на опыте моряков. При этом военный флот должен быть пропорционален торговому, так как в мирное время он выполняет функции охраны торговых путей, что в свою очередь требует больших издержек.[145]

Далее Н.Н. Обручев рассуждает над качеством войск. По мнению автора военные события зачастую решаются не количеством воинов, а их подготовленностью и умением, чрезмерная величина войск зачастую только мешает вносить хаос и неразбериху, что ведет к большим численным потерям.[146]

Оптимальным возрастом для несения службы автор называет от 21 до 35 лет, с 35 лучше формировать резерв, после 45 следует призывать в исключительных случаях.[147] Главным элементом при составлении данной классификации является физическое развитие. Временем для обучения солдата назван срок в 7-8 лет, 5 лет из которых в действующий армии остальное в резерве(по Французскому образцу).[148]

Основную задачу образования Н.Н. Обручев видит в том, что солдат должен представлять собой отдельный элемент, большого механизма, способный принимать правильные решения, при этом беспрекословно выполняет все задачи главнокомандующего. Образованный солдат быстрее адаптируется к новым условиям и осваивает новые дисциплины, что увеличивает боеспособность армии.[149]

Отдельно говориться об образовании командного состава, способный военноначальник увеличивает эффективность войск в несколько раз, яркое тому подтверждение Суворов.[150] Офицерское образование должно заканчиваться не ранее 20 лет, так как это минимальный возраст для достойного умственного развития военного человека, тем более от офицера зависит моральное состояние многих солдат, только порядочный умный доблестный человек способен развить и усилить дух войска.

Служащие генерального штаба не могут начать свое обучение раньше того, как отслужат в действующей армии. Но, также, следует следить и за предельным возрастом, человек в командование не должен терять скорость принятия решений и изобретательность, что бывает с возрастом.

С развитием оружия, произошли серьезные изменения в организации самих войск. Нарезное оружие способно поражать цели на больших расстояниях, что приводит к использованию рассыпного строя, где важную роль играет самостоятельность и ловкость солдата.[151] Тем более рассыпной порядок требует большего количества офицеров, уже не на 250, а на 100-120 человек нужны будут свои командиры.

Говоря о кавалерии Н.Н. Обручев замечает, что всадники уже потеряли ту роль, которую занимали при наполеоновских войнах, изменений теперь требуют не только оружие и экипировка, но и сами породы лошадей. Которые

должны быть отобраны тщательным образом.[152]

За артиллерией автор оставляет важное место, именно в этом роде войск идут сильные изменения, которые меняют военное искусство в целом. Говорится о необходимости увеличения дальности огня батарей, путем вытеснения малых калибров большими.[153]

Также необходимо развивать инженерные войска, которые напрямую влияют на сохранность армии, организовывая оборонительные сооружения.

Далее говорится, что военная сила теперь еще больше должна уступать смыслу и искусству ведения войны.[154]

Заключая свою статью Н.Н. Обручев подошёл к вопросу о виде различных военных учреждений, а именно: постоянная армия, резервы, милиция или ополчение, войска поселения.[155]

Постоянная армия представляет собой ядро войск, которое способствует военному развитию и образованию мужского населения страны, впоследствии составляющее резервы. В дальнейшем число постоянной армии должно уменьшаться, частично ее функции будут передаваться другим учреждениям.[156]

Резерв составляется уже из ранее служивших людей, которым не чуждо военное дело, является существенным дополнением постоянной армией и прочной опорой государства в случае продолжительных военных действий.[157]

Милиция служит для установление внутреннего порядка внутри государства, не должна уступать в своей подготовке постоянным войскам. Должна иметь постоянную организацию и кадры для поступления новых обучающихся людей.[158]

Поселенные войска организовываются на приграничных конфликтных территориях, где все мужское население несет военную службу, или туда переселяют уже служилых людей с целью обеспечения безопасности от соседей в данном регионе.[159]

Таким образом Н.Н. Обручев изложил нам современную ему точку зрения на организацию военного устройства, с передовыми на тот момент тенденциями и взглядами.

Вывод: Н.Н. Обручев выделяет 4 условия, необходимые для успешного функционирования каждой военной системы: 1) армия должна существовать не для завоевания, а для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны; 2) Армия должна быть соизмерима с населением страны, причем не только с современным но и с будущим; 3) Армия должна быть соизмерима с материальным положением государства 4) Армия должна иметь хорошо подготовленный и обученный состав войск, что повышает ее эффективность при умеренном размере.[160]

Далее следуют выводы которые сделал Н.Н. Обручев из перечисленных условий, как раз они и будут иметь свое отражение в последующих военных реформах нашего государства: 1) армия и флот должны быть усилены созданием милиционных частей, ополчений и развитием товарного флота; 2)сроки службы должны быть сокращены, что гарантирует увеличение обученных кадров; 3)военная повинность должна стремиться к всесословности, чтобы большое число людей получило военную подготовку.[161]

Будущее русских вооруженных сил, представлено таким образом -это постоянная армия, через которую проходит все «мужающее население страны» и, которая будет сокращаться, плюс резерв, значение которого будет постоянно расти.[162]

III) Первые преобразования Русской Армии после Крымской войны.(отраженные в «Военном сборнике»)

Еще одной не менее важной для понимания логики военных преобразования является статья «Краткий обзор действий комитетов учреждённых при военном министерстве с 1854 по 1859 год». Данная статья несет в себе информацию, посвященную уже начавшимся преобразованиям и их последующему развитию.

Здесь говорится о том, что с момента окончания крымских событий, по военному ведомству начали учреждаться различные комитеты для поиска путей к улучшению военной администрации и военного устройства.[163]

К числу первых комитетов следует отнести следующие:

1) Комитет, учрежденный по Высочайшему повелению, в конце 1857 года, для поиска мер к упрощению порядка делопроизводства и сокращению штатов по военному ведомству, под председательством бывшего начальника главного штаба 2-ой армии, генерального штаба генерал-лейтенанта Непокойчицкого.

Чрезвычайная сложность форм тогдашнего делопроизводства, являлось наибольшим злом в военной администрации. Участие в данном комитете было предложено военным министром всем главным начальникам войск. В конце 1858 года комитет окончил свою деятельность и от главных командующих войск были переданы проекты военному министру. Частично предложения были приведены в исполнение. Остальные остались в соответствующих департаментах для дальнейшего рассмотрения.[164]

2) Комитет для составления проекта положений об Эмеритальной кассе военно-сухопутного ведомства, созданный в мае 1858 завершил деятельность 24 января 1859 года.

Вопрос, главным образом, состоял следующем - на каких началах и каких источниках будет открыта Эмеритальная касса. 25-го июня 1859 года утверждено положение об Эмеритальной кассе военно-сухопутных войск. 7милионнов 500 тысяч было пожертвовано государственной казной, 825 тысяч военным министерством.[165]

К числу комитетов продолжающих свою деятельность к 1859 году относились следующие: 1)Комитет для обсуждения мер к улучшению устройства военно-медицинской части и военных госпиталей, под председательством генерал-адъютанта князя Васильчикова. Начал свою работу в начале 1859года. [166]

Недостаток военных госпиталей и недостаточная эффективность медицинских частей, активно обсуждались уже в известной нам статье Н.Н. Обручева «изнанка Крымской войны», данные идеи нашли свое отражение уже при комитетах.

2)Комиссия, высочайше учрежденная для улучшения по части военной, под председательством генерал-адъютанта Плаутина. В обязанности комиссии входит пересмотр воинских уставов и улучшение вооружения войск.[167]

Здесь получили свое отражение статьи- «Взгляд на состояние русских войск в минувшую войну», «Несколько замечаний по поводу статьи: «Взгляд на состояние русских войск в минувшую войну», где активно обсуждались недостатки современного авторам военного устава.

3)Комитет для рассмотрения лучшей конструкции полковых обозов, под председательством генерал-лейтенанта Лутковского, директора артиллерийского департамента.[168]

Мы видим, что сложности связанные с обеспечением армии подводами, высказанные в «Изнанке крымской войны. Другая сторона» Н.Н. Обручева, также обратили на себя внимание правительства.

Также следует упомянуть особую комиссию при государственном контроле, которой поручен пересмотр тех отделов Свода Военных Постановлений, которые относятся к сметному, кассовому, ревизионному порядку военного законодательства.

Казнокрадство и коррупционность интендантской части, против которой был направлен этот комитет, осуждалась и в статье Н.Н. Обручева «Изнанка Крымской войны. Другая сторона»

Еще комитет об уравнении квартирной повинности, при министерстве внутренних дел, закончил функционировать к началу 1859года. Главной целью являлось рассмотреть положение о смене натуральной квартирной повинности денежной, как в городе, так и в сельской округе.[169]

Тяжелейшие условия расквартировки войск были отмечены в статье Н.Н. Обручева «Изнанка Крымской войны».

Дополняя вышеперечисленное автор говорит о новом проекте издания нового воинского устава, о наказаниях под руководством сенатора тайного советника Капгера, это в свою очередь должно было привести к изменению, дополнению и систематизации законов и наказаний в соответствии с духом времени и потребностями армии.[170]

4) Военно- кодификационная комиссия при министерстве под председательством генерального штаба генерал-лейтенанта Непокойчицкого для пересмотра военных законов. Автор придает очень важное значение этой комиссии, так как именно законы коренным образом могут улучшить все стороны военного быта.[171] Главным образом военное законодательство к 1859 году состояло из 12 томов Свода Военных Постановлений и 9 к ним Продолжений, плюс приказы военного министра, изданные в 1853 году.[172] Постоянные дополнения и изменения чрезвычайно осложняли понимание военного законодательства. Именно издание нового Свода Военных Постановлений систематизирует все законы и уберает путаницу, но при этом, по мнению автора, не стоит забывать о постоянных реформах в военном устройстве, вместе с ними должен манятся и закон. Только при этом условии можно привести армию к уровню желаемого совершенства.

Логическим продолжением данной заметки будет являться статья: «Общий обзор преобразований по части устройства вооруженных сил России с 1856 по 1860 год».

Смотря на основу реформ, проводившихся в любом государстве в любое время автор указывает на то, что любые изменения спровоцированы несостоятельностью действующих, до них порядков. Важной задачей государства является предвидение и осознания тех сторон государственной жизни, которые в короткое время могут дать слабину и потребовать изменений. По мнению автора это возможно только путем тщательного контроля и наблюдения за всеми направлениями государственной жизни, в свою очередь это поможет сэкономить силы, средства и ресурсы государства, а возможно даже избежать значительных потрясений.[173]

Крымская война как раз была именно тем потрясением, которое заставило государство, и, в особенности, общество взглянуть по новому на многие устоявшиеся, и до того считавшиеся правильными порядки, и заставило поменять свое мнение по поводу военной организации.[174]

Автор считает необходимым проследить логику реформ и эволюцию тех направлений, где проходят изменения.

Далее следуют непосредственно преобразования.

1)Освобождения солдатских детей от потомственной службы: Указ Императора Александра II, В котором повелевалось исключить из военного ведомства и обратить в свободные податные сословия детей солдатов и матросов.(25 декабря 1856г.).[175] Существование потомственного сословия солдат, по мнению автора, не приносила войскам должной пользы в изменившихся экономических условиях общества. Тем более от этого выигрывала моральная сторона военного дела. Во -первых возможность быть воином может распределяться теперь на всех желающих, во вторых тяжесть военный службы теперь не ложится полностью лишь на одну семью.[176] В экономическом плане государство, также получает выгоды, ведь оно не обязано больше содержать детей матросов и солдат с самого рождения до поступления их на военную службу, как это было ранее. Более того данный указ даже отразился увеличением народонаселения, так как солдатские дети, живущие и воспитываемые в батальонах, полу-батальонах и ротах военных кантонистов часто умирали в раннем возрасте из за тяжелых условий.[177] К тому же дети из числа кантонистов(потомственно служащие) по мнению автора часто не отвечают воинским требованиям по физическим данным, из за тяжелых бытовых условий, и по развитию воинского духа, ведь в казармах сложно удерживать тот запал и бодрость с юных лет.[178] Об этом говорил Н.Н. Обручев в статье «О вооруженной силе и ее устройстве».

Для желающих остаться на военной службе и посвятить свою жизнь армии были созданы в различных городах училища военного ведомства на добровольной основе, более того училища имели свою спецификацию, что позволило повысить продуктивность обучения.[179]

Упразднение военных поселений: Говоря о военных поселениях автор замечает, что конечная цель данного учреждения не была достигнута даже наполовину, вместо предлагаемого устройства всех войск, устройство ограничилось поселением части кавалерии и небольшого числа пехоты, которые так же не отвечали задуманной идее. Вместо воинов пахарей получились простые хлебопашцы, обязанные продовольствовать варьирующиеся у них войска.[180] Выгоды от организации таких поселений уже были не столь существенными как планировалось ранее, а издержки на устройство военных поселений оставались такими же. В 1857 военные поселения окончательно упразднены, первым указом округа пахотных солдат, Вторым военные поселения кавалерии (с января 1859года).

Продолжение данной статьи было написано в следующем номере военного сборника под названием: «Общий обзор преобразований по части устройства вооруженных сил России с 1856 по 1860 год (продолжение)».

Уменьшение состава армии:

Автор здесь утверждает, что стабильность и безопасность государства во многом зависит от численности армии, но опасность может представить как недостаточное количество войск, так и их чрезмерное количество. В первом случае государство не имеет прочной опоры, во втором государство истощает себя экономически, содержанием неоправданно больших войск, что так же ведет к негативным последствиям.[181] Автор замечает, что передовые страны того времени имеют тенденцию сокращать расходы на содержание армии и флота в мирное время, что способствует экономическому росту государства, Россия также не является исключением.

Автор утверждает, что по окончанию восточной войны Александр II уволил из рядов регулярных и иррегулярных войск до 1000000 чинов, на 290 000 человек уменьшилась регулярная армия, к 1961 она составляла 850 000 человек. Данная мера позволяет государству сохранять до 76 850 000 рублей серебром в год.[182] Более того данные сокращения позволяют снизить квартирную и подводную(снабжение) повинность с народонаселения.[183] Здесь также необходимо вспомнить статью Н.Н. Обручева «О вооруженной силе и ее устройстве», где активно пропагандировалась идея сокращения войск.

Передвижение войск по железным дорогам:

Главными плюсами железной дороги автор называет чрезвычайно быструю скорость передвижения и относительную точность и правильность сообщений (при расчете времени), что является не маловажным фактом во время войны.[184]

Железные дороги играют важнейшую роль при мобилизации армии, а на территории нашей огромной пространной страны их значение возрастает. Железные дороги в разы сокращают издержки на переброску армий, более того дают возможность активно использовать резервы. Быстрая транспортировка ограждает армию о тех потерь, которые появляются в ходе длительных походов (болезни, дезертирство, ужасные условия походной жизни, тесная расквартировка и т.д.), плюс государство экономит на путевом довольствовании войск, снижает постойную и подводную повинность, лежащую на обществе.[185] Также железные дороги значительно упростят процедуру по снабжению армии, при эвакуации больных, при смене театра военных действий, при передаче приказов и известий с фронта.

В любом случае железные дороги приносят большие выгоды государству, именно поэтому их развитие должно стать приоритетной задачей государства не только с гражданской, но и военной точки зрения. С развитием направлений железнодорожных сетей автор связывает и некоторые изменения в военном устройстве государства, например ЖД облегчат процесс смены системы постоянной армии на систему армии резервов, что позволит уменьшить численность и экономические затраты.

Передвижение войск сплавом:

Не менее важную роль при транспортировке и обеспечении армии автор выделяет речные пути. Здесь государство получает наибольшие выгоды, так как сами водные магистрали уже созданные самой природой и нуждаются в незначительной доработке.[186] Речное судоходство к 1861 году уже доказало свою эффективность и способность перебрасывать значительные количества войск.[187] Крупнейшими водяными направлениями европейской России автор называет реки: Волга, Днепр, Кама. Речной транспорт несет в себе те же выгоды, как и железные дороги, с развитием судоходства экономические издержки начнут только уменьшатся, а роль «классических» пеших перебросок неминуема должна снижаться, так как несет в себе значительные невыгоды. Вопрос о нехватке железных дорог и речного транспорта остро стоял в статье Н.Н. Обручева «Изнанка Крымской войны»

Очередным продолжением этого тематического блока является статья: «Общий обзор преобразований по части устройства вооруженных сил России с 1856 по 1860 год (окончание)», помещенная в следующем(№3) номере военного сборника за 1861 год.

Об упразднении казенных фабрик:

К 1861 году казенные фабрики в России были экономически не состоятельны, все издержки и перерасходы покрывались за счет общественных денег, более того государства закупало многие товары, в частности для армии, по ценам явно более высоким, нежели у частных производителей. Следовательно, многие государственные фабрики приносили прямой убыток казне.[188]

После окончания восточной войны вопрос о фабриках был поднят, и к окончанию 1857 года, казенные фабрики комиссариатского ведомства прекратили свое существование. Данным указом были уничтожены не только экономические издержки, но и был дан толчок для развития народной промышленности.[189]

Сокращение сроков службы - улучшение материального быта военно-служащих - система обучения и образования армии - возвышение нравственной силы войск:

В этой части своей статьи автор утверждает, что издержки потраченные на содержания вооруженных сил должны оправдываться качеством самой армии, а именно: физическим состоянием, степенью образования офицеров и высших чинов армии, и наконец духом войск.[190]

Для того, чтобы удовлетворить эти требования государство предприняло следующее. Сократило срок военной службы, что в свою очередь должно было привести к улучшению физического и морального состояния армии.[191] Так как 25-30 лет идеальный возраст для ведения военной деятельности после 35 лет люди больше годятся для резерва, в 45 мужчина уже начинает терять свои воинские качества, при сокращении срока службы большинство солдат служило как раз в период своей наилучшей физической формы. С моральной точки зрения у призванного в армию теперь появлялась возможность вернуться к своим родным домой не престарелым стариком, а в более раннем возрасте и продолжить жизнь уже гражданином а не воином, что облегчало рекрутскую повинность.[192] Предложения по улучшению качества войск звучали и в статье Н.Н. Обручева «О вооруженной силе и ее устройстве».

Так же улучшение военного быта, положительно отразилось на физическом состоянии военных. Из многочисленных изменений автор упоминает только об изменениях в одежде, которые стали отвечать военным требованиям и климатическим условиям, что привело к сокращению смертности.[193] Так же говориться об увеличении штатного жалования военных, что явно положительно сказывается на положении солдата, при этом налажена помесячная процедура выдачи жалование, все реже встречаются какие либо задержки.[194] Идеи по улучшению быта также высказывал Н.Н. Обручев в «изнанке Крымской войны».

Говоря о военном образовании автор отмечает, что теперь больше внимание придают дисциплинам необходимым на практике, из устава исключается все то, что не имеет непосредственного применения на поле сражения.[195] Особое внимание уделяется распространению грамотности в войсках, так как это способствует обучаемости солдата в последствии. Это целиком отвечает требованиям автора статьи «Несколько замечаний по поводу статьи: «взгляд на состояние русских войск в минувшую войну», который видел корень зла в мелочности и неприменимости устава.

Значительные успехи сделаны в сфере образования офицеров и командования. Число слушателей военных наук в академиях (Николаевской Генерального Штаба, Николаевской-Инженерной и Михайловской-Артиллерийской) увеличилось почти впятеро. Государство образовало четыре школы и два училища, а именно: стрелковые школы в Царском Селе, на Кавказе, в Финляндии и школу для приготовлению юнкеров в офицеры устроенную при штабе 4-го Армейского корпуса, два училища Елизаветирадское и Константиновское.[196]

Также важным утверждением в государственном совете в 1859 было отмена закона о передаче преступников гражданского ведомства на военную службу, что в свою очередь положительно сказывается на моральном состоянии войск.[197]

На этом автор заканчивает обзор военных преобразований к 1860году.

IV) Эпоха преобразований:

Говоря о реформах сначала необходимо рассмотреть ту социальную обстановку, в которой они проводились. События первой четверти столетия и расцвет русской печати во второй половине вызвал сильный интеллектуальный подъем в обществе.[198] Этому способствовал рост среднего и высшего образования, которые понемногу становились общедоступными. Результатом этого стало создание нового внесословного класса интеллигенции, в котором и зрели идеи будущих реформ.[199] Военная мысль в стране того времени целиком была направленна на запад, мало кто придавал значение отечественной военной истории в решении проблем армии. А.А. Керсновский пишет: «Была допущена роковая ошибка- русская военная мысль окончательно оставлена в иностранном плену. Методы русской стратегии стали несамостоятельными и трафаретными.»[200] Это довольно хорошо заметно в статье «Военного сборника»- «О вооруженной силе и ее устройстве» написанной Н. Н. Обручевым. Все свои взгляды автор формирует на подражании Западу, хотя и вносит туда некоторые изменения.

Говоря о реформах Александра II стоит их разделить на 2 периода, переходный «домилютинский», о которых частично шла в предыдущей части доклада, а следовательно в «Военном сборнике», и основной «милютинский». Первый этап-это частичные реформы в рамках старой «николаевской» армии, второй - создание армии нового типа.[201] В первый период целью является снижение тяжелых военных издержек, путем уменьшения войск, и повышение их качества.[202]Реформы «милютинского» периода заключались уже в создании армии нового типа.

Д.А. Милютин отметил весь вред, приносимый войскам чрезмерной централизацией их управления, поэтому он предложил упразднить все высшие строевые инстанции-штаб 1-ой армии и корпуса. Мотивировалось это опытом последних войн, что корпуса из-за своей громоздкости все равно никогда не использовались на театре военных действий в полном составе.[203] Это конечно придавало мобильность войскам, но совершенно лишало их единения и слаженности в реальной военной обстановке.

Децентрализация началась с военного министерства путем введения военных округов, которые теперь были связующим звеном между центром и войсками. Начальник округа сочетал в себе обязанности военного генерал-губернатора и начальника внутренней стражи.

В реформах Милютина был поднят вопрос о сокращении армии и увеличении резервов, так как это обосновывалось значительными экономическими издержками в мирное время. Опять же эти мысли мы видим в приведённых мной статьях «Военного сборника», а именно «о вооруженной силе и ее устройстве». Переход от постоянной армии к армии резервов, нес в себе значительные выгоды.

Так же А.А Керсновский отмечает значительные изменения в военном образовании. Милютин видел в военно-учебном деле только образовательную сторону, совершенно упустив из вида, сторону воспитательную. Он думал что штатский гувернер заменит офицера-воспитателя, и не понимал важности быть «смолоду всей душой в строю».[204]

Так же по новому Положению о полевом управлении войск(1868год) полевой штаб действующий армии становился исполнительным органном Военного министра, который в свою очередь подразумевался главнокомандующим армии. Сама же война ведется импровизированными, каждый раз для определенной цели «отрядами».[205]

Венцом реформ Д.А. Милютина является устав о всеобщей воинской повинности. Теперь военнообязанным являлся каждый русский подданный достигший 21 года, срок службы сократился до 15 лет: 6-в строю, 9-в запасе. Данная идея была заимствована из германии, но взяв ее форму, не получилось воспользоваться ее духом. В Германии и Франции занять любую казенную или выборную должность не имея чина или звания офицера было невозможно, поэтому через ряды армии проходило лучшее ценное население страны. В России похожего законодательства не было, поэтому же ценные категории интеллектуального населения не нуждались в службе и старались от нее освободиться, данный факт значительно повлиял на качество войск.[206] Это целиком совпадает с идеями Н.Н. Обручева, изложенными в военном сборнике.

Более того «Милютин бюрократизировал всю русскую армию сверху до низу. Во всех уставах и положениях он провел преобладание штабного(с канцелярским уклоном) элемента над строевым.»[207].

Реформы А.Д. Милютина по мнению показали свой положительный эффект незамедлительно, но катастрофические последствия этих преобразований сказались несколько позже и со значительной силой.

Заключение:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.