Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В поисках ценностей. Кристина Островска






Перевод Центра катехизации (Э.Соколовой, Л.Господниковой)

В нашей книге описываются различные упражнения, при выполнении которых участники сами открывают ценности и степень их реализации у себя. Участники также должны понять, как эмоции, суждения, мысли и высказывания могут указывать на то, что для нас ценно и важно. Благодаря групповым упражнениям участники могут понять, в чем они схожи, а в чем отличаются друг от друга.

[...]

Упражнение «Для меня, для других» должно показать, что существует потребность в определенных принципах, нормах - люди сами создают разные нормы и принципы, но могут руководствоваться разными мотивами, вводя определенные принципы, а также действуя потом в соответствии с ними. Можно руководствоваться личными выгодами (например, собственными удобствами, удовольствиями, успехом и т.д.) или благом других и развитием деятельности группы как целого. В этом упражнении можно обнаружить также установки по отношению к другим людям, устройству и порядку в мире, организации общественной жизни.

[...]

Упражнение «Перечень любимых вещей» должно показать, что вещи, которыми мы окружены, которыми хотим обладать, о которых тоскуем, которые доставляют нам неприятности, о которых мы заботимся, выражают наш мир ценностей - символизируют то, что для нас важно, ценно. Их ценность вытекает из нашего мира ценностей, нашей иерархии ценностей.

Упражнение «Лабиринт» должно показать ценность труда, усилия, преодолевающего препятствия, встречаемые на дороге к избранной цели. Одновременно это упражнение должно побуждать к размышлению над тем, что некоторые трудности и препятствия можно предвидеть, а раз так, то можно подготовить разные возможности справиться с ними или выбрать другие пути.

[...]

Современный человек ожидает солидарности от других людей. Упражнение «Солидарность» как раз и должно показать ее значение, возбуждая чуткость к этой ценности. Солидарность с другими людьми - это не что иное, как подтверждение того, что каждый человек является ценностью, что люди создают единую общину, и единство между людьми - это часть реализации принципа любви к ближнему. В чем можно, а в чем нельзя быть солидарным? Почему? Это смысл упражнения: открыть сущность солидарности, ее служебную роль по отношению к любви к другому человеку.

[...]

Для многих людей в настоящее время деньги стали ценностью самой в себе. Упражнение «Деньги» должно показать, что хотя уклад общественных отношений, государственная структура общественной жизни таковы, что деньги позволяют удовлетворить много потребностей, реализовать определенные ценности, их роль в осуществлении мира ценностей ограничена. Упражнение должно показать, что есть ценности, такие, как любовь, уважение, достоинство, терпение и даже здоровье, которых не купить за деньги. Христос сказал, смотря на римскую монету: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу» (Мк 12, 17). Сегодня можно, интерпретируя эти слова, сказать: «Увидь, человек, что ты можешь получить благодаря деньгам, но увидь также, что ты из-за них теряешь, когда только они являются для тебя ценностью». Может, ты теряешь свободу, может, достоинство, может, справедливость и честность, может, правдивость, может, солидарность с другими, может, любовь ближнего и т.п. Список наверняка длинный.

[...]

О работе много говорится, много пишется, особенно сегодня, когда достаточно большое число людей не имеет работы, которая приносит им определенные материальные выгоды - заработную плату. Упражнение «Работа» имеет несколько иную цель, а именно открыть и показать такие признаки, которые действительно доказывают, что мы ценим и признаем саму работу, а не другие вещи, например, деньги, амбиции и т.п. Работа как человеческий труд, усилие, активность направлена на то, чтобы творить добро в себе, вне себя, для себя, для других. Упражнение это должно также показать определенную разницу между работой и удовольствием. Работу можно представить в виде удовольствия, но само удовольствие в своей сущности является чем-то иным. Нужно достигать удовольствия и отдыха, активизируя иные психические структуры человека, а не работу.

Справедливость как ценность указана в двух упражнениях: «Как наказывать справедливо» и «Как справедливо делить». Наказание и распределение чаще всего используется людьми при реализации справедливости как определенного блага - ценности. Оба упражнения должны показать сложность этих действий и тем самым трудность осуществления справедливости. Изображая те плоскости, действия и процессы, которые выступают при награждении и распределении, упражнение показывает, благодаря чему мы можем быть более справедливы.

Упражнение «Ценности и жизненное пространство» выполняет иную цель - оно должно показать, что открыть себя на мир ценностей значит расширить само человеческое естество, распространить его единичное бытие как бы в бесконечность, временную и пространственную. Одновременно оно говорит, что это вступление в бесконечность совершается благодаря переменам в способе мышления, чувствования, суждения, оценивания и действия. Упражнение должно также показать, какие из ценностей облегчают расширение своего «я».

Для многих людей власть становится определенной ценностью, ее желают, стремятся к ней, ревнуют к ней других. Упражнение «Власть» должно наглядно показать нам определенные опасности, связанные с обладанием властью. Иными словами, оно предостерегает, что власть из ценности позитивной, служащей другим людям, организуя их, руководя ими, стимулируя к развитию, может превратиться в антиценность, которая служит подчинению других, унижению и пренебрежению ими и реализации только собственного, эгоистичного блага.

Одновременно это упражнение показывает механизмы деятельности и организации людей вокруг ценности «власти». С каждой властью тесно связана ответственность, но не только. Ответственность как ценность - это определенное идеальное состояние, которое должно всегда осуществляться тогда, когда что-то дано и задано. Можно сказать, что жизнь нам дана, и поэтому мы несем за нее ответственность. Одновременно она нам задана, и поэтому только по отношению к себе мы несем ответственность, которая охватывает то, что мы делаем с нашими биологическими, психическими, духовными задатками, со всем, что создает наше «я». Жизнь как задание - это использование возможностей, заключенных в окружающем мире, это сотрудничество с людьми, природой, трансценденция с Богом, и это есть другой род ответственности. Мы можем быть обременены ответственностью за зло или неполное использование наших возможностей, умений, можем быть ответственны за то, что другие нам доверяют, за людей, группы, общество, например, за будущее мира.

Упражнение «Ответственность» должно показать разного рода ответственность, должно одновременно возбудить чуткость к этой сегодня полностью забытой ценности.

[...]

Быть дающим или берущим - вот вопрос. К сожалению, пожалуй, фальшивый. Человек с самого начала своего существования является и тем, кто одаривает, и тем, кто получает (берет). Маленькое существо, развивающееся под сердцем матери, - сколько же оно доставляет ей радости, побуждая ее к прекрасным мыслям, поступкам, восторгу. Конечно, оно не раз является источником страха, но и эти чувства не всегда должны вести к разрушению; они могут высвобождать новые инициативы, помогать найти дружественных людей и т.п. Мы думаем только о том, что этот ребенок от нас берет, что мы себя ему посвящаем, жертвуем. Подумаем, однако, спокойно и по существу, неужели он не дал нам ничего в плане ценностей.

Мы можем давать, поскольку получаем от других. Два упражнения, «Давать» и «Брать», служат тому, чтобы показать, каким образом мы реализуемся как дающие, а каким образом как берущие. Упражнения показывают также важность обоих действий. Чтобы мочь давать, надо в первую очередь доставать, брать. С тем, чтобы давать и брать, тесно связана также ценность благодарности, в процессе этих упражнений можно показать, для чего нужна благодарность и каким образом мы можем ее выражать, оказывать. Упражнения подчеркивают также, как важно быть благодарным.

[...]

Концепция данных упражнений опирается на несколько предпосылок. Во-первых, каждый человек с самых ранних лет своей жизни естественным образом направляется к тому, что служит его развитию, а по мере участия в жизни разных коллективов переходит от этого естественного критерия к такому, который в большей степени присущ, более акцентирован и усилен группой, например, это может быть критерий удовольствия, соперничества, сотрудничества, рациональности, полезности, максимализации прибыли и т.п. Во-вторых, каждый человек, несмотря на стремление к сохранению своего своеобразия, индивидуальности, имеет глубокую потребность быть в состоянии гармонии с группой, в согласии с тем, что предлагает большинство, и таким образом добиться его одобрения и признания, а также подтверждения правильности совершенных выборов. В-третьих, человек имеет естественную склонность направляться к действительной ценности, ибо эта способность позволяет превышать биопсихическое измерение человека и делает для него возможным творить новые качества в мире искусства, культуры, науки. В-четвертых, личность, декларируя свою привязанность к определенным ценностям и их принятие, совсем не обязана их реализовать, осуществить в своей жизни, ибо может заметить, что это ценности для других, но не для нее. В-пятых, личность, признавая важность определенных ценностей, может их не реализовать, поскольку не знает их внутреннего содержания и способов осуществления.

[...]

Каждое упражнение кончается серией вопросов, на которые участники ищут ответы для себя или для общего согласия.

Задавать и ставить вопросы необычайно важно во всей технике предложенных упражнений по открытию и уяснению ценностей. Э.Смит и другие сформулировали 10 рекомендаций к формулированию вопросов:

1. Вопросы не могут иметь морализаторского, критикующего характера. Не употребляются термины типа: хороший - плохой; одобряемый - не одобряемый; зрелый - незрелый и т.п.

2. Вопросы касаются пережитых чувств, так, чтобы их обнаружение повлияло на изменение способа мышления, образа действия, а также на принятие решения.

3. Предполагается (допускается такая возможность), что какого-то задания тот или иной участник не выполнит, не ответит на какой-либо вопрос. Исключается оказывать давление на него для получения ответа. Ответы должны быть спонтанными и добровольными. Даже отсутствие ответа может иметь черты, побуждающие к рефлексии, размышлению.

4. Не нужно в вопросах расширять проблему, важно, чтобы вопросы касались определенных конкретностей, из этих конкретностей складывается целый диапазон тем, связанных с анализом ценностей.

5. Упражнения не должны служить только расширению знания о научных исследованиях, они должны служить побуждению к саморефлексии и к представлению о ценностях, других людях, окружающем мире и своем месте в нем.

6. Основной целью упражнений, а тем самым и задаваемых вопросов, является стимулирование представлений, рефлексии, раздумья, поэтому важным элементом является время. Однако не надо затягивать дискуссии, а скорее стараться, чтобы разные чувства были выражены всеми участниками.

7. Важно, чтобы ответы были представлены индивидуально, каждый человек должен иметь возможность высказаться. Поэтому, хотя в отдельных упражнениях указано, что число участников любое, однако оптимально группа должна насчитывать 15-20 человек, а иногда даже меньше.

8. Ведущий не обязан реагировать на все высказывания участников, познание ценностей должно совершаться благодаря выражению разнообразных чувств, мыслей, способов поведения.

9. Вопросы должны быть так сформулированы, чтобы они требовали раздумий, чтобы они были размышлением над чем-то, что произошло, а не приготовленными заранее, предусматривающими только положительный или отрицательный ответ.

10. Вопросы не должны подвергаться установленной сверху схеме, но могут быть изменены под влиянием событий, возникающих в ходе упражнения.

Важно заметить, что упражнения не следует толковать как стандартный сценарий, который принесет результат, если будет точно воссоздан по предложенному образцу. Если кто-то из проводящих, сохраняя главные цели упражнения, модифицирует сценарий в зависимости от потребностей группы - ничего плохого не произойдет, важно получить эффект размышления над ценностями.

Упражнение 4

Для меня, для других

Цель: понимание того, как мы принимаем перемены, приносящие пользу нам лично и реализуемые немедленно, а как - перемены, которые приносят пользу другим и реализуются в более длительный период. Осознание эмоций, которые рождаются при ограничении наших прав.

Группа: произвольная.

Возраст: любой.

Время: 1час.

Материалы: листы анкет, чистые листы бумаги, фломастеры.

Ход занятий:

1. Ведущий раздает листы, содержащие анкеты «Перемены дома» и «Перемены в школе» и приглашает участников к искренним и спонтанным высказываниям.

2. После того, как участники ответят на вопросы, они делятся на малые группы (4-5 чел.) и обсуждают свои результаты, выяснив до этого, сколько очков приобрел каждый из них. Затем все разбиваются на пары по принципу противоположности вкусов и стараются убедить другую сторону в своей правоте.

3. Убежденные совместно с убеждающими создают новые группы и представляют свои эмоции на темы предложенных перемен дома и в школе. Одновременно они размышляют над тем, в каких переменах проще убедить другого человека.

4. Участники подводят итоги своих разнообразных эмоций по принципу:

- Сколько раз возникало чувство энтузиазма в отношении перемен:

а) дома

б) в школе

- В связи с чем возникало чувство восторга и почему?

- Сколько раз были одобрены какие-то перемены?

а) дома

б) в школе

- Каких перемен касалось чувство доброжелательности и почему?

- Сколько раз чувство гнева было вызвано решением произвести перемены?

а) дома

б) в школе

- Какие перемены вызвали бы у тебя чувство враждебности?

- Какие чувства преобладают в тебе по отношению к переменам, происходящим дома и в школе?

5. Участники размышляют над тем, в чем их сходство друг с другом и в чем отличие, какие перемены испытало большинство и какие - лишь немногие из них.

Опросный лист

Перемены дома

Представь себе, что в твоем доме родители решили ввести новый распорядок дня и разделение обязанностей. Подумай, на какие из пунктов новых правил ты отреагировал бы одним из приведенных ниже способов:

а) восторженно (с энтузиазмом);

б) с одобрением;

в) соглашаясь, но неохотно;

г) не признавая, отвергая;

д) протестуя, выражая неудовольствие, гнев;

е) с враждебностью;

ж) это уже есть в моем доме и чаще всего я реагирую:.....................................................................................................

1.Просмотр телевизионных передач детьми, независимо от возраста, до 20-ти час.

2. Доверительный рассказ о том, что происходит вне дома.

3. Запрет родителей встречаться с теми лицами, знакомство с которыми они не одобряют.

4. Ежедневная помощь в уборке, покупках, приготовлении пищи.

5. Точный отчет об истраченных карманных деньгах.

6. Совместные выезды на отдых.

7. Совместное участие в семейных торжествах.

8. Старший ребенок выручает младшего в сложной работе, требующей усилий.

9. Отец, а в случае его отсутствия - мать, дает разрешение на самостоятельные поездки, значительные покупки и т.п.

10. Совместный ежемесячный взнос из своих денег на семейные расходы, например, на отдых, покупку автомобиля или другой вещи.

11. Участие всей семьи в деятельности выбранной организации: общественной, политической или религиозной.

12. Совместное участие в религиозной жизни.

Примечание: Внимательно прочти каждое предложение и поставь рядом с ним букву, соответствующую чувствам, возникшим у тебя в том случае, если бы эти правила были введены у тебя дома. Если какое-то из этих правил уже выполняется в твоем доме, поставь сначала букву «Ж», а затем какую-нибудь из тех, которые отвечают твоим чувствам.

Опросный лист

Перемены в школе

Представь себе, что в твоей школе учителя решили ввести новые правила обучения и оценки знаний. Как бы ты их принял (приняла)?

а) с энтузиазмом;

б) с одобрением и доброжелательностью;

в) соглашаясь, но неохотно;

г) не признавая, отвергая;

д) с протестом, выражая недовольство и гнев;

е) враждебно.

1.Замена системы точных оценок системой описательных.

2.Выставление оценки с участием ученика.

3.Отмена в аттестате оценки по поведению.

4.Возможность выбора учеником постоянного количества предметов, которые он хотел бы изучать, но при этом тематика предметов должна быть разной.

5.Увеличение продолжительности занятий до 1-го часа (60 мин).

6.Проведение занятий вне школы (несколько часов в неделю), например, в музеях, парках, театрах и т. п.

7.Возможность индивидуального обучения, т.е. обучение на дому с возможностью сдачи экзаменов в школе.

8.Увеличение количества предметов, по которым сдаются экзамены для поступления в лицей или колледж.

9.Обязанность систематического посещения библиотеки, ведение дневника уроков в течение всего времени обучения в школе.

10.Обязанность хотя бы легкой, как минимум двухнедельной, бесплатной работы на время каникул. Например, разноска молока, газет, уборка и т.п., в зависимости от возраста и способностей.

11.Введение единой школьной формы.

11. Введение совместных - общих для всех - занятий после уроков. Например, дискотек, игр, спортивных состязаний или просто занятий спортом и т.д.

Примечание: Внимательно прочти каждое предложение и поставь рядом букву, соответствующую чувству, которое бы сопровождало тебя в случае, если бы эти правила были введены в твоей школе.

 

 

Упражнение 7

Перечень любимых вещей

Цель: показать, что вещи являются показателями ценностей.

Группа: произвольная.

Возраст: любой.

Время: 1час.

Материалы: опросный лист, фломастеры.

Ход занятий:

1. Ведущий просит участников, чтобы они перечислили, выделив в столбик, 5 своих любимых предметов, обладание которыми доставляет им удовольствие: либо тех, которые для них очень полезны; либо предметов, благодаря которым они могут в чем-то совершенствоваться. Во втором столбике - 5 вещей, без которых им трудно было бы жить, которые они берут с собой каждый раз, отправляясь куда-нибудь надолго, либо без которых чувствуют себя несчастными или чувствовали бы себя так, если бы их у них отобрали.

2. После заполнения опросных листов участники представляют свои результаты, показывая одновременно значение перечисленных предметов для них самих и для близких им людей.

3. Участники пытаются ответить на вопрос: что именно они ценят, к чему стремятся, уделяя внимание своим любимым вещам?

4. После окончания дискуссии участники занимают места поудобнее (в кресле, на диване, можно разместиться на полу), закрывают на несколько минут глаза и представляют, что они оказались в закрытой комнате, где обнаружили различные вещи: радиоаппаратуру, антиквариат, старинные часы, бытовую технику, одежду и т.п. Они должны решить, что из увиденного хотели бы взять себе, при том, что разрешено взять 3 вещи.

5. На листках бумаги участники записывают эти три вещи, которые выбрали. Затем сравнивают, как выбранные ими предметы соотносятся с перечисленными ранее любимыми вещами и к каким ценностям их можно отнести.

Листок ответов

Любимые предметы

 

Вещи, которые доставляют удовольствие, являются полезными, развивают:

1.

2.

3.

4.

5.

 

Вещи, без которых трудно прожить:

1.

2.

3.

4.

5.

 

Упражнение 8

Лабиринт

Цель: показать, что стремление к цели - это упорное преодоление различных препятствий, а порой и блуждания, но самым важным является четкость и горячее желание достижения цели.

Группа: произвольная.

Возраст: любой.

Время: около часа.

Материалы: чистые листы бумаги, могут быть листы в клетку, карандаши или мелки; вместо бумаги может быть пластилин.

Ход занятий:

1.Ведущий представляет цель занятия и выбирает один из вариантов: (а или б).

2. а) Ведущий раздает участникам листы бумаги и карандаши (или пластилин) и просит, чтобы вначале каждый обдумал, в чем он больше всего заинтересован в данный момент, чего хотел бы достичь, например, научиться чему-нибудь, усовершенствовать свое мастерство, достичь чего-то и т.п. Затем каждый из участников пытается нарисовать свой путь достижения этой цели в виде лабиринта. Ведущий поясняет, что лабиринт может лучше всего показать различные препятствия, которые мы преодолеваем, наши ошибки, которые задерживают нас на пути к цели и, наконец, он может показать усилия, которые мы прилагаем, достигая различных целей. Все эти особенности можно показать благодаря продолжительности лабиринта, количеству его препятствий, тупиков и т.п. (лабиринт может быть вылеплен из пластилина).

б) Ведущий просит, чтобы участники написали 3 самые важные цели, свои стремления, то есть то, чего они более всего желают и чего хотели бы достичь. Цель, которую они считают самой важной, рекомендуется подчеркнуть. Затем ведущий просит, чтобы участники представили путь к достижению наиважнейшей цели в виде лабиринта и отметили место, в котором, по их мнению, находятся они на пути к этой цели.

3. После окончания работы над лабиринтом участники делятся на небольшие группы и осматривают свои работы или рисунки. Те из них, у кого цели похожи, могут образовать отдельные группы, и в них обсудить то, как улучшить условия реализации целей и повысить способность преодоления препятствий.

4. В конце каждый участник высказывает мнение о проведенном упражнении.

Упражнение 15

Солидарность

Цель: размышление над тем, что такое солидарность и каковы показатели солидарности. Когда нужно быть солидарным и от чего это зависит? Описание солидарности и соответствующих ей действий.

Группа: произвольная.

Возраст: молодежь старших классов и выше.

Время: 1-2 часа.

Материалы: мел, анкета «Солидарность», анкета «Действия», фломастеры.

Ход занятий:

1. Ведущий рисует мелом на полу три больших круга, в центре первого пишет: «твердое да»; второго - «твердое нет»; третьего - «не знаю». Затем он читает участникам следующее предложение: «Люди должны быть солидарны между собой, несмотря на последствия, какие это может для них иметь». Ведущий предлагает всем, кто с этим согласен, сесть внутри первого круга; тем, кто не согласен - второго; тем, кто не имеет определенного мнения - внутри третьего круга.

2. Участники располагаются в креслах, на стульях или просто на полу - кому как удобно. Все получают анкеты «Солидарность» с просьбой дать ответы на отдельные вопросы (зачеркнуть или подчеркнуть); объясняется принцип подсчета очков. Ведущий объясняет, к какой категории относится данное количество очков. Все сверяют, соответствует ли конечный результат тому месту, которое они сами выбрали, т.е. в том ли кругу они действительно находятся.

3. Ведущий раздает очередную анкету и просит ее заполнить, т.к. она поможет еще лучше узнать, что мы думаем о солидарности и как поступаем сами.

4. После того, как анкеты будут заполнены, участники в свободной форме излагают свои впечатления, наблюдения и обмениваются замечаниями. Ведущий может повести обсуждение таким путем: попросить рассказать, что они думают о солидарности, как ее понимают и реализуют. В чем видят трудности? Что могли бы изменить в своем поведении?

Подсчет очков производится таким образом:

Предложения 1, 2, 3, 6 набирают следующее количество очков: твердое «да» - 4 очка; «да» - 3 очка; «не знаю» - 2 очка; «нет» - 1 очко; твердое «нет» - 0 очков;

Предложения 4, 5, 7, 8, 9, 10 набирают следующее количество очков: твердое «да» - 0 очков; «да» - 1 очко; «не знаю» - 2 очка; «нет» - 3 очка; твердое «нет» - 4 очка.

0-8 очков - очень низкий уровень солидарности с другими;

9-16 очков - низкий уровень солидарности;

17-24 очка - средний уровень солидарности;

25-32 очка - высокий уровень солидарности;

33-40 очков - очень высокий уровень солидарности.

 

Анкета

Солидарность

1. Когда дело доходит до спора, ссоры или недоразумения между мной и кем-то из моего окружения, я всегда стараюсь понять, что чувствует этот человек:

а) твердое «да»; б) «да»; в) «нет»; г)твердое «нет»; д) «не знаю».

2. Я внимательно слежу за мимикой и поведением разных людей, потому что это может сказать мне об их приятных и неприятных переживаниях, другими словами, я стараюсь научиться понимать, что другие люди чувствуют, переживают по их движениям, выражению лица, жестам и т.п.:

а) твердое «да»; б) «да»; в) «нет»; г) твердое «нет»; д) «не знаю».

3. Я выступил бы в защиту своего знакомого или коллеги, если бы он был исключен из школы или уволен с работы, даже ценой неприятных для меня последствий:

а) твердое «да»; б) «да»; в) «нет»; г) твердое «нет»; д) «не знаю».

4. Я считаю, что каждый человек ответственен за свои поступки и сам должен время от времени расплачиваться за них, другие не должны вмешиваться в чужие дела:

а) твердое «да»; б) «да»; в) «нет»; г) твердое «нет»; д) «не знаю».

5. Не стоит подвергать себя опасности, защищая других, потому что они все равно этого не оценят:

а) твердое «да»; б) «да»; в) «нет»; г) твердое «нет»; д) «не знаю».

6. Я считаю, что независимо от последствий, всегда нужно выступить в защиту того, кто слабее и нуждается в помощи:

а) твердое «да»; б) «да»; в) «нет»; г) твердое «нет»; д) «не знаю».

7. Я считаю, что необходимо ставить собственные интересы выше интересов других:

а) твердое «да»; б) «да»; в) «нет»; г) твердое «нет»; д) «не знаю».

8. Люди с так называемым «добрым сердцем» - это лишь глупцы, которые не понимают суровых законов жизни:

а) твердое «да»; б) «да»; в) «нет»; г) твердое «нет»; д) «не знаю».

9. Для достижения своей собственной цели порой надо даже причинить другому человеку вред:

а) твердое «да»; б) «да»; в) «нет»; г) твердое «нет»; д) «не знаю».

10. Когда собственные интересы находиться под угрозой, нечего оглядываться на других, думать о них:

а) твердое «да»; б) «да»; в) «нет»; г) твердое «нет»; д) «не знаю».

 

Анкета

Поступки

1. Мне случалось выступать в защиту пострадавшего:

а) да; б) нет.

2. Когда я вижу плачущего человека, мне тотчас же хочется его чем-нибудь утешить, чтобы он не плакал:

а) да; б) нет.

3. Я принимаю участие в сборе вещей или денег для бедных, нуждающихся людей:

а) да; б) нет.

4. Я помог многим людям, когда им было тоскливо, не по себе, несмотря на то, что они не просили меня о помощи:

а) да; б) нет.

5. Я старался помочь тому, кто совершил какую-то ошибку и не сумел выпутаться из этой неприятной ситуации:

а) да; б) нет.

6. Я подвергал себя опасности, защищая кого-то, кого били, оскорбляли или унижали:

а) да; б) нет.

7. Когда я видел дерущихся детей, то старался разнять их и защитить самого слабого:

а) да; б) нет.

8. Я помогал товарищам или подругам в школе:

а) да; б) нет.

9. Я не уклонялся от наказания, когда делал с кем-то то, что не нравилось другим,:

а) да; б) нет.

10. Много раз я предпочитал сам чего-то лишиться, чем причинить вред другу, подруге:

а) да; б) нет.

Подсчет очков:

За каждый ответ «да» поставь себе 1 очко.

0-4 очка - ты мало солидарен или не солидарен вовсе;

5-6 очков - ты солидарен средне;

7-10 очков - ты солидарен с другими.

 

Упражнение 16

Время

Цель: познать ценность времени. Достичь умения использовать свое время: время, потраченное на себя; время, посвященное себе; время, посвященное другим; время, проведенное без пользы.

Группа: произвольная.

Возраст: от 12 лет.

Время: около 2-х часов.

Материалы: «страница последнего дня жизни», циферблат, лист расходования времени, фломастеры, булавки.

Ход занятий:

1. Ведущий приводит поговорку: «Время - деньги» и объясняет участникам, что целью этого упражнения будет осознание времени и своего места во времени. Затем просит участников представить себе, что они точно узнали, что им остался 1 день жизни (24 часа). На полученной карте-циферблате ведущий просит записать то, что хотели бы еще сделать, как использовать это время, сколько и для какой деятельности предназначить. После выполнения задания участники прикалывают к одежде свои циферблаты и ходят по помещению, в котором проходят занятия. Каждый читает, что другие делали бы в последний день.

2. Участники, желания которых совпадают, объединяются в группы и рисуют одинобщий циферблат использования времени.

3. Затем ведущий предлагает всем участникам проверить свое отношение ко времени еще и другим способом. Объясняет, что показателем ценности времени может быть еще так называемый «лист расходования времени». Он раздает листы «расходования праздничного и повседневного времени» и просит заполнить их.

4. Участники сравнивают свои «листы расходования времени» со «страницами последнего дня» и пробуют дать ответы на вопросы:

- Есть ли что-нибудь в их занятиях и использовании времени, что бы они хотели изменить?

- Что они считают правильным в своем использовании времени?

- Посвящают ли они больше времени тому, что для них важнее всего?

 

Лист расходования времени

Часы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.