Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Солидарность






Катехизатор кратко объясняет принцип солидарности. Затем раздает тексты (1-7) с фрагментами из документов Церкви и вопросами для самостоятельной работы, может быть работа в малых группах. Задача следующая:

- Понять суть данного отрывка.

- Подобрать подходящие примеры, иллюстрирующие этот текст.

Принцип солидарности (от «solidare» - прочно соединять, связывать) происходит от индивидуальности и социальности человека, вместе взятых, и означает взаимосвязанность и взаимную ответственность. Тем самым отрицаются такие принципы общественного устройства как индивидуализм, который отрицает социальную природу человека и видит в обществе лишь рациональный союз, обеспечивающий механический баланс отдельных интересов, так и коллективизм, лишающий человека его личного достоинства, сводя его к объекту исключительно общественных, прежде всего экономических процессов. Принцип солидарности является не чем-то средним между индивидуализмом и коллективизмом, а учитывает одновременно как личное достоинство человека, так и его социальное качество, и потому представляет собой новое и своеобразное положение об отношении человека и общества. С одной стороны, этот принцип основывается на онтологической взаимосвязи индивида и общества, с другой стороны, он предполагает вытекающую из названного онтологического отношения нравственную ответственность. Итак, это одновременно и онтологический, и этический принцип. Принцип солидарности стал основой «Христианского социального учения».

Текст

1. В чем состоит суть солидарности? В свете веры термин солидарность приобретает более широкий смысл и включает в себя особые христианские понятия, такие как безвозмездность, прощение и примирение. И тогда наш ближний является не только человеческим существом, со своими правами и равенством со всеми, но становится живым образом Бога Отца, искупленным кровью Иисуса Христа и находящегося под постоянным воздействием Святого Духа. Поэтому, даже если он - наш враг, его следует любить той же любовью, какой его любит Бог. И ради него следует быть готовым на любую, даже самую высшую жертву: «Положить души свои за братьев» (ср. 1Ин 3: 16). Тогда осознание общего отцовства Бога, братства всех людей во Христе, «детей в Сыне», присутствия и животворного действия Святого Духа придадут нашему взгляду на мир как бы новый критерий для его понимания. За человеческими и природными связями - уже столь тесными и сильными - в свете веры различается новая модель единства человеческого рода - солидарность, высшая инстанция, которой следует руководствоваться. Эту высшую модель единства, отражение жизни Бога, единого в трех Лицах, мы христиане называем словом «община». Эта особая христианская община, ревностно хранимая, возрастающая и обогащаемая с помощью Господа является олицетворением призвания Церкви быть «таинством» в уже упомянутом смысле. (Sollicitudo Rei Socialis, н. 40)

2. Что является источником солидарности? Итак, солидарность заключается не в некоем отстранённом чувстве жалости или сочувствия к бедам огромного количества близких или далёких нам людей. Наоборот, солидарность - это твердое и стойкое решение посвятить себя общему благу, благу всех и каждого, потому что мы все действительно ответственны за всех. Это решение основано на твердом убеждении в том, что препятствием к полноценному развитию являются уже упомянутые жажда наживы и стремление к власти. Эти и другие «составляющие греха» можно победить, полагаясь на помощь Божьей милости, только с помощью диаметрально противоположного им подхода: посвятить себя благу ближнего, быть готовым, в евангельском смысле, «отдать душу Свою» ради другого вместо того, чтобы эксплуатировать его и «служить ему» вместо того, чтобы угнетать его ради собственной выгоды (ср. Mф 10, 40-42; 20, 25; Mk 10, 42-45; Лk 22, 25-27). (Sollicitudo Rei Socialis, н. 38)

3. Как солидарность выражается в диалоге? В духе солидарности и посредством диалога мы научимся уважать каждую человеческую личность, уважать истинные ценности и культуры других наций, уважать законную независимость и самоопределение окружающих. Мы научимся видеть не только себя, но и других, чтобы понять и защитить их благо; содействовать по мере наших возможностей социальной солидарности ради развития и роста, основой которых являются равенство и справедливость; создавать структуры, которые сделали бы социальную солидарность и диалог постоянными свойствами мира, в котором мы живем. (Послание к Всемирному дню мира, 1986, н. 5)

4. В чем состоит солидарность развитых стран? Долг солидарности, возлагаемый на людей, также действителен и для народов: «важнейшей обязанностью развитых стран является помощь развивающимся народам»(GS, n. 86). Это учение II Ватиканского Собора необходимо провести в жизнь. Хотя и считается нормой то, что каждый народ первым извлекает выгоду из даров, ниспосланных ему Провидением, в виде плодов его труда, ни одно государство не может поэтому претендовать на то, чтобы удерживать богатства, которыми оно располагает, в своём исключительном использовании. Каждое государство обязано производить больше и лучше, дабы обеспечить своим гражданам истинно человеческий уровень жизни и внести, таким образом, свой вклад в развитие солидарности человечества. Перед лицом растущей бедности развивающихся стран, следует считать нормой, что развитые государства жертвуют часть своей продукции на удовлетворение их нужд, и обеспечивают подготовку учителей, инженеров, специалистов и ученых, готовых поставить науку и знания на службу этих стран. (Populorum Progressio, н. 48)

5. Что помогает преодолеть индивидуализм в разных сообществах? Чтобы преодолеть столь распространенный теперь индивидуализм, нужны конкретная солидарность и конкретное милосердие, которые начинаются в семье, где муж и жена поддерживают друг друга и разные поколения заботятся одно о другом. В этом смысле семью тоже можно назвать сообществом солидарности и труда. (Centesimus Annus, н. 49)

Мы все солидарны на этом пути. Поэтому мы пожелали напомнить всем о масштабах драмы и о безотлагательности дела, которое надлежит исполнить. Час действия уже пробил. На карту поставлены выживание огромного количества невинных детей, доступ бедных семей к более человеческим условиям жизни, мир и будущее цивилизации. Пора всем людям и всем нациям принять на себя ответственность. (Populorum Progressio, н. 80)

6. Как связана ответственность с солидарностью? Осуществление солидарности эффективно лишь в таком обществе, члены которого признают друг друга личностями. Пусть наиболее влиятельные из них, располагая большей долей общественных благ и услуг, почувствуют ответственность за более слабых и поделятся с ними тем, что имеют. Более слабые же, в свою очередь, в том же духе солидарности, пусть не ведут себя пассивно или агрессивно в рамках общества, но, добиваясь своих законных прав, пусть делают то, что в их силах для всеобщего блага. Средние же классы, в свою очередь, пусть не настаивают эгоистично на своих личных интересах, но уважают интересы окружающих. (Sollicitudo Rei Socialis, н. 39)

7. Как вера воодушевляет человека к проявлению солидарности? Солидарность помогает нам увидеть «другого» - человека, народ или страну - не как некое орудие, предназначенное для эксплуатации, как дешёвую рабочую силу, от которой затем избавляются, когда она больше не нужна, но как наше «подобие» и «помощника» (ср. Быт 2: 18 20), участвующего наравне с нами в пиршестве жизни, на который все люди, без исключения, приглашены Богом. (Sollicitudo Rei Socialis, н. 39)

Итог. Солидарность - это позиция, для которой характерна забота об общем благе, что значит о благе всех и каждого, потому что все мы на самом деле ответственны за всех. Солидарность помогает нам встретиться с другим человеком или народом не как со средством, способным к труду, которого можно использовать для своей пользы, а потом отвергнуть, когда он уже не нужен, а как подобного нам, делая его наравне с собой участником «пира жизни», на который, однако, Бог приглашает всех людей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.