Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Основная часть. Что говорит о труде Новый завет?






Труд

Что говорит о труде Новый завет?

Ученики в малых группах читают и делятся со всеми результатами размышлений по следующим текстам: Мф 24, 45-51; Мф 25, 14-30; Ин 4, 35-38; Кол 3, 23.

Итог. Важное место в евангельском учении занимает проблема труда и стремление вернуть ему его истинное высокое значение. Чтобы в полной мере оценить отношение Евангелия к труду, нужно видеть все различие в подходе к нему в Ветхом Завете и в античной культуре. В Ветхом Завете труд в почете, тогда как в античном мире физический труд, удел рабов и наемных работников, был, судя по всему, презираем. Роль труда для античной цивилизации неоценима, но тон в этом обществе задавали те, кто жил праздной жизнью и чужим трудом, в основном рабовладельцы.

Весь дух Евангелия противостоит такой установке. Христос Сам Сын плотника, и все указывает на то, что, не будучи еще явлен миру как Учитель, Он помогал в работе Своему названому отцу. Как Учитель и Пророк Он окружает Себя по преимуществу людьми трудящимися (пастухи, рыбаки) и относится к труду с огромным уважением и пониманием. " Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф 11, 28). В евангельских притчах труд неизменно представлен как высшая заслуга, достойная всякой награды, а лень и бесцельное существование порицается и осуждается.

Затем катехизатор передает информацию о Социальном учении Церкви, в помощь предлагается следующий материал. Если возможно, ученики могут освоить этот материал самостоятельно. Для этого нужно дать каждому текст, раскрывающий одно их семи значений труда. Задача самостоятельной работы состоит в том, чтобы понять и объяснить всей группе сущность данного значения труда и обосновать на примере из нашей жизни.

Что такое труд

Труд является сознательным, серьезным, целенаправленным применением духовных или физических способностей человека для целесообразного осуществления ценностей, которые служат угодной Богу реализации самого человека (его «самоосуществлению»), а также человеческому обществу и в конечном счете славе Бога. Папа Иоанн Павел II понимает работу в широком смысле: как работу в сельском хозяйстве, на шахтах, металлургических заводах, в строительстве, а также деятельность «в мастерской интеллектуального труда», как деятельность врачей и сестер, как служение жены и матери, а также как «исследование» и «руководство» (Laborem exercens, 9, 14, 19). К тому же «каждый труд, совершаемый с любовью и с открытым сердцем, всегда приближает человека к Богу» (бл. Тереза из Калькутты).

Семь значений труда и профессии

1. Труд как необходимость, как нечто неизбежное. Благодаря своему телу человек принадлежит к природе. Своеобразное включение в окружающий мир вещей, растений и животных заставляет человека трудиться. Без труда невозможны самосохранение, сохранение рода и развитие культурной жизни. Писание говорит: «И усердно стараться о том, чтобы... делать... как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1 Фес 4, 11, 12).

2. Труд как путь к саморазвитию человека. В труде становится «более человеком» (LE 9). Бог есть полнота жизни, бесконечная активность. Как подобие Бога, человек предназначен также к самопреобразованию. Бог создает все не один, Он предоставляет поле деятельности людям, которых наделил способностями познания, хотения и творческого созидания. «Не много Ты умалил его перед ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс 8, 6-7). Труд - предпосылка физического и духовного развития человека.

3. Труд как созидание и освоение мира. Бог подарил человеку не только многие способности самореализации, но и предоставил ему поле деятельности во Вселенной: «наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1, 28). Мир - произведение Бога-Отца, который дал людям поле деятельности в мире. В работе над вещами мы встречаем Бога, который, создавая, вызвал их к жизни и сохраняет в бытии благодаря creatio continua (непрерывному созиданию). «В начале человеческого труда», пишет Папа Иоанн Павел II, «находится тайна Творения» (LE 12). Христос спас человека, а тем самым мир. Спасение распространяется и на деятельность в миру. Христианин, живущий в соответствии со своей верой, чувствует призвание к совершенствованию мира. Труд в любой его форме изменяет мир: растут урожаи, увеличивается производство товаров потребления. Результаты научных исследований человек получает новые знания, благодаря которым технические достижения делают труд более совершенным. Следовательно, труд знаменует участие в создании нового мира, в изменении нашей жизни - по сути, в спасении, то есть освобождении.

4. Труд и профессия как служение. Согласно христианскому истолкованию, труд является служением людей друг другу и друг с другом. Он является служением ближнему, семье и народу и поэтому благороден, даже если он почти не содержит в себе элементы творчества. Многообразные задачи, выполняемые в обществе, требуют большого количества профессий.

5. Труд как покаяние. Все народы во все времена знали о тяготах труда, которые испытывают люди как умственного, так и физического труда, как работодатели, так и работающие по найму. Лев XIII подчеркивал уже в 1891г.: «И в состоянии невинности человек не был бездеятельным», но «труд, который он тогда требовал как наслаждение, после грехопадения был вменен ему как необходимое покаяние, тяготы которого он должен испытывать». Кто обманывает народ, изображая жизнь «в сытом покое и постоянном наслаждении, тот увеличивает муки народа и подвергает его такому обману, который вызовет только еще большее зло, чем нынешнее» (Rerum Novarum 14).

6. Труд как искупление. Бремя труда - не проклятие, а искупление. Кто несет тяготы по-христиански, имеет право повторить слова Апостола Павла: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол 1, 24).

Папа Иоанн Павел II рассматривает «те мучения, которые с необходимостью вызывает труд в нынешней ситуации Спасения человечества», в свете тайны Спасения: «Перенося тяготы труда в единстве с Господом, распятым за него, человек по-своему участвует вместе с Сыном Божьим в Спасении человечества». Дело в том, что труду принадлежит свое место «не только в земном прогрессе, но и в установлении Царства Божия» (Laborem exercens, 27).

7. Труд как прославление Бога и подготовка будущей «свободы детей Божьих». Труд - это поручение Бога и участие в его Творении. Одновременно он связан со Спасением, ибо вместе с человеком спасен и его труд. Создавая «преходящий» в силу его греха мир, человек полагает знак будущего. Он слышит вздыхание созданного, которое страдает вместе с ним, но знает, что при втором пришествии Христа «сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8, 21). Кто трудится, думая об этом, тот прославляет Господа, как бы тяжела ни была его работа. Суровость и неумолимость социально-экономических отношений приводят к тому, что не каждый может найти профессию, которая бы всесторонне соответствовала его склонностям и способностям. Многие должны довольствоваться так называемой вынужденной профессией. Однако для христианина, который верит в полное любви Провидение Бога, каждая профессия - это призыв Бога, будь она значительной или второстепенной, соответствует ли она нашим склонностям или является нашим крестом. Бог призывает человека не только тем, что Он ему дает (качества, способности, склонности), но и тем, что Он ему посылает (болезни, последствия войн, неудовлетворительные социально-экономические условия и т.д.). «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте, во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол 3, 17).

Трудовые и профессиональные отношения в индустриальном обществе и христианская этика (лекция катехизатора)

Для того чтобы отстаивать справедливость, защищать интересы людей, занятых разного рода трудом, необходима солидарность, которая может выражаться в создании профсоюзных организаций с целью служить общему благу, устанавливать социальный порядок, а также воспитывать общественное сознание трудящихся.

Каждое соглашение о зарплате подчинено естественному закону о том, что плата должна покрывать «в разумной мере жизненные потребности работника». Если работник, гонимый нуждой, соглашается на нищенскую зарплату, он лишь уступает насилию, и все это - не более чем «вопиющая несправедливость» (Rerum Novarum 34). Иоанн Павел II тоже заявляет, что система наемного труда сочетается с человеческим достоинством работника, если владение средствами производства «не направлено против труда» и не является владением «ради владения» (Laborem exercens 14).

Для защиты своих прав работники объединяются на основе солидарности и, как говорит Второй Ватиканский Собор, создают «совершенно свободно» организации (профсоюзы), «которые действительно их представляют и в состоянии внести существенный вклад в справедливую организацию экономической жизни», в чем и состоит одно «из основополагающих прав человека». Как «последнее средство» для «защиты прав работников или отстаивания законных требований» и «в нынешних условиях» остается незаменимой забастовка, хотя при этом нужно искать «так быстро, как только возможно» пути «возобновления переговоров и совместных размышлений в согласии» (GS 68). Задачей профсоюзов, говорит Папа Иоанн Павел II, является отстаивание прав его членов, что, однако, не должно быть «борьбой против других», «групповым или классовым эгоизмом». Профсоюзы не должны ни становиться политическими партиями, ни «находиться с ними в тесной связи», потому что иначе «легко теряют из виду собственные задачи, обеспечение справедливых требований работников в рамках общего блага всей страны» (Laborem exercens 20).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.