Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борьба с бедностью и глобальная солидарность






8. Одним из наиболее важных путей созидания мира является глобализация, нацеленная на интересы всей человеческой семьи [8]. Однако чтобы управлять глобализацией, требуется усиленная глобальная солидарность [9] между богатыми и бедными странами, а также внутри каждой страны, даже богатой. Необходим «общий этический кодекс» [10], не только основанный на консенсусе, но и укорененный в естественном законе, вписанном Творцом в совесть каждого человека (ср. Рим 2, 14-15). Разве каждый из нас не ощущает в глубине совести призыв внести свой вклад в общее благо и общественный мир? Глобализация устраняет некоторые барьеры, но может также создавать новые; она сближает народы, но близость в пространстве и времени сама по себе не создает настоящего общения и подлинного мира. Глобализация может стать действенным средством против общемировой маргинализации бедных только при условии, что каждый человек почувствует себя лично уязвленным существующей в мире несправедливостью и связанными с нею нарушениями прав человека. Церковь, которая является «знамением и орудием глубокого единения с Богом и единства всего рода человеческого», [11] будет и далее прилагать усилия, чтобы несправедливость и непонимание были преодолены, и был построен более мирный и солидарный мир.

9. В области международной торговли и финансовых операций сегодня идут процессы, позволяющие позитивно интегрировать экономики, способствуя улучшению общих условий; но существуют также процессы противоположного направления, которые разделяют и маргинализируют народы, создавая опасные предпосылки для войн и конфликтов. После второй мировой войны международная торговля товарами и услугами выросла стремительными темпами, это явление не имеет с прецедентов в истории. Значительная доля мировой торговли принадлежала странам, давно пережившим индустриализацию, к ним присоединились многие развивающиеся страны, чье значение возрастает. Однако есть страны с низким уровнем доходов, остающиеся на обочине торговых путей. Негативное влияние на развитие этих стран оказало стремительное падение в последние десятилетия цен на сырье, составляющее почти 100 % их экспорта. В этих государствах, большинство из которых находится в Африке, зависимость от экспорта сырьевых материалов остается мощным фактором риска. Мне бы хотелось здесь повторить призыв, чтобы все страны имели равные возможности доступа к мировому рынку, без каких-либо исключений и маргинализации.

10. Подобные размышления можно построить и в связи с финансовой сферой, ставшей ключевым аспектом глобализации благодаря развитию электроники и политике либерализации движения денежных потоков между странами. Объективно самая важная функция финансовой системы, - функция долговременной поддержки инвестиций и, следовательно, развития - сегодня демонстрирует свою крайнюю хрупкость: она переживает негативные последствия системы финансовых сделок (на национальном и на мировом уровне), основанных на краткосрочной логике, которая нацелена на рост стоимости финансовых операций и сосредоточена на техническом управлении различными видами рисков. Нынешний кризис показал, насколько финансовая деятельность может быть полностью сконцентрирована на себе, игнорируя долгосрочные интересы общего блага. Сведение целей мировой финансовой системы к краткосрочным масштабам ограничивает способность финансовой системы играть роль моста между настоящим и будущим, помогая создавать новые рабочие места и новые производственные возможности на длительный срок. Финансовая система, сведенная к операциям на краткий и кратчайший сроки, становится опасной для всех, даже для тех, кому удается получить от нее прибыль в периоды финансовой эйфории [12].

11. Из всего этого следует, что борьба с бедностью нуждается в сотрудничестве как на экономическом, так и на правовом уровнях, что позволит мировому сообществу и особенно бедным странам выработать и осуществить координированные действия для решения названных проблем, обеспечивая тем самым эффективную правовую основу для экономики. Кроме того, необходимо поощрять создание эффективных долевых организаций в этой области, а также поддерживать борьбу с преступностью и способствовать развитию культуры законности. С другой стороны, нельзя отрицать, что в основе многих неудач в деле помощи бедным странам лежит политика, основанная на благотворительности. Инвестиции в образование и развитие особой культуры предпринимательства сегодня, кажется, - наиболее верный план действий на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Хотя для развития предпринимательства нужна благоприятная обстановка, это не означает, что можно оставить без внимания проблемы доходов. Следует подчеркнуть, что увеличение дохода на душу населения не может быть абсолютной целью политико-экономической деятельности, тем не менее, не следует забывать, что оно представляет собой важный инструмент борьбы с голодом и нищетой. В этом отношении следует освободиться от иллюзии, что политика простого перераспределения имеющихся богатств может окончательно решить проблему. В современной экономике стоимость богатства определяется возможностью получать с него доход в настоящем и будущем. Создание богатства становится неизбежной обязанностью, и мы должны отдавать себе в этом отчет, если хотим эффективно бороться с бедностью в долгосрочной перспективе.

12. Приоритет бедных предполагает наличие достаточного пространства для этического подхода к экономике со стороны тех игроков на международном рынке, этического подхода к политике со стороны общественных властей и этического подхода к участию во внесении вклада в гражданское общество на местном и международном уровнях. Международные организации осознали сегодня ценность и выгоду экономических инициатив гражданского общества или местных администраций, направленных на освобождение и интеграцию тех слоев населения, которые зачастую находятся ниже черты крайней бедности, а в то же время к ним с трудом доходит официальная помощь. История экономического развития в XX веке показывает, что эффективность политики в области развития зависит от ответственности людей и от создания позитивного партнерства между рынками, гражданским обществом и государствами. Гражданское общество, в частности, играет ключевую роль в любом процессе развития, поскольку развитие - в основном культурное явление, а культура рождается и развивается в гражданской сфере [13].

13. Как утверждал мой глубокочтимый Предшественник Иоанн Павел II, особенностью глобализации «является ярко выраженная двойственность», [14] и поэтому ею следует управлять с мудростью и осмотрительностью. Эта мудрость подразумевает, что в первую очередь следует учитывать нужды бедных слоев населения земли, преодолевая скандальное несоответствие между проблемами бедности и мерами, предусмотренными для их решения. Это несоответствие проявляется как на культурном и политическом уровнях, так и в духовной и нравственной сфере. Зачастую останавливаются на поверхностных и инструментальных причинах бедности, не доходя до человеческого сердца, где коренятся жадность и узость мировоззрения. Проблемы развития, оказания помощи и международного сотрудничества часто рассматриваются без учета человеческого фактора, как технические вопросы, которые ограничиваются созданием структур, подписанием тарифных соглашений, обезличенным финансированием. Борьба с бедностью, напротив, нуждается в мужчинах и женщинах, глубоко проникнутых духом братства и способных сопровождать отдельных людей, семьи и общины по пути подлинного человеческого развития.

Заключение

14. В энциклике Centesimus annus Иоанн Павел II предостерегал - необходимо «отказаться от мышления, согласно которому бедные - и люди, и народы, - просто бремя, досадная помеха, потребители произведенного другими». «Бедным нужно, - писал он, - чтобы им дали право пользоваться вместе со всеми материальными благами и извлекать пользу из собственной способности к труду, создавая тем самым более справедливый и более благополучный мир для всех» [15]. В нынешнем глобализированном мире становится все более очевидным, что мирные отношения могут быть построены только в том случае, если каждому гарантируется возможность разумного роста: рано или поздно, всем придется платить за деформации несправедливых систем. Поэтому только безумец может строить золотой дворец посреди пустыни и разрушений. Глобализация сама по себе неспособна созидать мир, и во многих случаях она, напротив, создает разделения и конфликты. Она, скорее, сама нуждается в направлении к целям глубокой солидарности, преследующей благо всех и каждого. В этом смысле глобализацию следует рассматривать как хорошую возможность осуществить достичь важных результатов в борьбе с бедностью и предоставить в распоряжение справедливости и мира доселе невиданные ресурсы.

15. Главным предметов заботы социального учения Церкви всегда были бедные. Во времена энциклики Rerum novarum бедными были прежде всего рабочие нового индустриального общества; в социальном учительстве Пия XI, Пия XII, Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна Павла II выявлялись новые формы бедности, по мере того, как расширялся горизонт социального вопроса, обретая мировые масштабы [16]. Расширение социального вопроса до глобальных масштабов следует рассматривать не только как количественный рост, но и качественное углубление изучения человека и нужд большой человеческой семьи. Поэтому Церковь, внимательно следя за нынешними явлениями глобализации и за их влиянием на человеческую бедность, указывает на новые аспекты социального вопроса, не только в горизонтальном измерении, но и в глубину, в том, что касается идентичности человека и его отношения с Богом. Речь идет о принципах социального учения, призванных осветить точки пересечения бедности и глобализации и направить усилия на созидание мира. Среди этих принципов здесь следует особо упомянуть «преимущественную любовь к бедным» [17], в свете первенства любви, о которой свидетельствует вся христианская традиция, начиная с ранней Церкви (ср. Деян 4, 32-36; 1 Кор 16, 1; 2 Кор 8-9; Гал 2, 10).

«Пусть каждый и без промедления делает то, что ему надлежит», - писал в 1891 году Лев XIII, и добавил: «Что касается Церкви, то она ни в коем случае и никогда не откажется от своего дела» [18]. Это убеждение сопровождает и сегодня заботу Церкви о бедных, в которых она видит Христа [19], слыша постоянно звучащие в сердце слова Князя Мира, обращенные к апостолам: «Vos date illis manducare - вы дайте им есть» (Лк 9, 13). Верная этому призыву своего Господа, христианская община не перестанет поддерживать всю человеческую семью человечества в усилиях творческой солидарности, не только отдавая от «излишков», но прежде всего побуждая изменить «стили жизни, модели производства-потребления и существующие структуры власти, правящие сегодня обществом» [20]. К каждому ученику Христа, равно как и каждому человеку доброй воли я обращаю в начале нового года горячий призыв раскрыть сердце к нуждам бедных людей и сделать все практически возможное для оказания им помощи. Ведь невозможно опровергнуть истинность аксиомы: «бороться с бедностью значит созидать мир».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.