Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декабря 2008




1. В начале этого нового года я вновь хочу донести до всех мое пожелание мира и пригласить всех - с помощью этого Послания - поразмышлять на тему бедности как препятствия к построению мира. Мой глубокочтимый предшественник Иоанн Павел II в Послании по случаю Всемирного Дня мира 1993 года уже подчеркивал отрицательные последствия, которые оказывает на мир бедность целых народов. Действительно, бедность часто значится среди факторов, способствующих возникновению или усугублению конфликтов, в том числе и вооруженных. В свою очередь эти конфликты являются причиной углубления трагических ситуаций бедности. «В мире утверждает себя... и становится все более серьезной - писал Иоанн Павел II - еще одна угроза для мира: многие люди и даже целые народы живут сегодня в условиях крайней бедности. Неравенство между бедными и богатыми сделалось все более очевидным даже в наиболее экономически развитых странах. Речь идет о проблеме, взывающей к совести человечества, поскольку условия, в которых пребывает большое число людей, являются оскорбительными для их врожденного достоинства, и, следовательно, препятствующими подлинному и гармоничному развитию мирового сообщества» [1].

2. В этом контексте борьба с бедностью подразумевает внимательное изучение такого сложного явления, как глобализация. Это важно уже с методологической точки зрения, поскольку результат исследований, проведенных экономистами и социологами, можно будет использовать при решении многих проблем бедности. Однако понятие глобализации должно охватывать также духовное и нравственное измерение, побуждая в заботе о бедных исходить из ясного понимания, что все мы являемся участниками единого божественного замысла, призванными составлять единую семью, в которой все - индивидуумы, народы и государства - придерживались бы в своем поведении принципов братства и ответственности.

Для этого требуется иметь широкое и четко изложенное понимание бедности. Если бы бедность была только материальной, то для описания ее главных характеристик было бы достаточно обратиться к социальным наукам, которые помогают нам измерять явления на основе прежде всего количественных данных. Но мы знаем, что существуют нематериальные формы бедности, которые не являются прямым и автоматическим следствием материальной нужды. К примеру, в богатых и развитых обществах имеют место явления маргинализации, нравственной и духовной бедности, бедности человеческих отношений: речь идет о людях, потерявших внутренние ориентиры, переживающих различные трудности, несмотря на экономическое благополучие. Я имею в виду, с одной стороны, то, что называется «нравственной неразвитостью» [2] и, с другой, - негативные последствия «сверхразвития» [3]. А также не следует забывать о том, что в так называемых «бедных» обществах экономический рост зачастую тормозят культурные барьеры, не позволяющие использовать ресурсы должным образом. Так или иначе, верно замечание, что любая форма недобровольной бедности проистекает из неуважения к трансцендентному достоинству человеческой личности. Когда человека не рассматривают в целостности его призвания и не соблюдают требования настоящей «экологии человека» [4], это способствует буйному росту бедности, как становится очевидным в некоторых сферах, которые я кратко рассмотрю.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.