Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упаковка и перевозка пчелиных семей






Перевозить пчел на взяток можно в ульях любой кон­струкции. При этом пчелы сильно беспокоятся. В резуль­тате в гнезде резко повышается температура, отчего может быть запаривание расплода, обрыв сот, а раскачиваю­щиеся рамы могут раздавить пчел и маток. Чтобы избе­жать этого, надо тщательно готовиться к перевозке.

Весной, когда в гнезде нет свежеотстроенных и зали­тых медом сот, упаковка упрощается. Характер ее во мно­гом зависит от конструкции улья. При перевозке у пчел в улье-лежаке необходимо заполнить его полностью рамками с сушью и вощиной. Если используются рамки Гофмана, то сбоку между последней рамкой и боковой сеткой улья вставляются два клина по краям рамки, которые должны укрепить ее в улье так, чтобы рукой нельзя было покачнуть и вынуть. После заполнения гнезда и укрепления рамок на улей надевается кочевая сетка, которая прикручивается лентой или шурупами. Улей готов к перевозке. (После окончания лета пчел, летки закрывают и ульи грузят в машину.

Если на пасеке рамки обычные, без боковых выступов, то, чтобы они не качались и не сдвигались во время пере­возки, их укрепляют при помощи разделителей — деревянных брусочков толщиной 12x12 мм и длиной 100 мм.

Разделители подвешивают с обеих сторон между бо­ковыми планками рамок так, чтобы планки упирались в брусочки. Когда все разделители будут вставлены, последнюю рамку отодвигают стамеской от боковой стенки улья и вставляют толстый разделитель с таким расчетом, чтобы рамку нельзя было вынуть руками. В такой упаковке рамки будут как одно целое, и между ними сохраняется их естественное расстояние, равное 12 мм.

Мы провели учет времени на упаковку пчелиных семей в ульях. Оказалось, что на упаковку одной семьи с постановкой разделителей затрачивается 38 минут, а с рамками Гофмана — 24 минуты. Таким образом, на упаковку 100 пчелиных семей, полностью укомплектованными рамками Гофмана, двое человек затрачивают 2 — 3 дня, а с поста­новкой разделителей — 5—6.

Но пчеловод может не ждать, когда ему предоставят рамки Гофмана. В зимнее время он вполне может сам прибить брусочки длиной 100 и толщиной 6 мм к каждой боковой рамке и к рамкам с сушью. Этим он облегчит и ускорит упаковку пчел весной, когда каждая минута дорога. Рамки, которые будут в улье, некоторое время останутся

без боковых планок (их укрепить разделителями), но они через год-два будут выбракованы и на пасеке останутся только рамки Гофмана.

В двухкорпусных и многокорпусных ульях рамки закрепляются так же, как описано выше, но надо заранее готовить корпуса в складе. Для двухкорпусных ульев готовят второй корпус из 5 рамок суши и 7 рамок искусственной вощины. На корпуса помещают кочевую сетку. За неимением ее на корпус натягивают редкую мешковину и прибивают планками. Когда надо перевозить пчел, то днем ставят корпуса и пристегивают ремнем или закрепляют каким-либо другим способом. После окончания лета пчел летки закрывают, затем грузят ульи на транспорт.

В многокорпусных ульях делается все так же, как в двухкорпусных, только в верхний корпус помещают по бокам 2 рамки с сушью, а в середину — 8 рамок с искусственной вощиной. При перевозке пчел мы всегда ставим каждой семье по 7 рамок. При этом не было случая обрыва вощины.

Поставленные сверху пустые корпуса освобождают пчеловода на новом месте от спешной постановки корпусов и магазинов.

В каком бы улье ни перевозили пчел, необходимо иметь в нем запасы меда не менее 8 — 10 кг, иначе можно заморить их голодом. Ведь во время перевозки или сразу же после нее погода может испортиться и пчелы вынуждены будут сидеть в ульях. При наличии запасов они могу развиваться, а без него сначала выбросят расплод, а потом и сами погибнут с голоду.

Пчелиные семьи можно перевозить на любом виде транспорта. Но наиболее распространенными являются грузовые автомашины и тракторы с тележками или санями.

Перед перевозкой на борта ставят дощатые щиты до1, 5 м высотой (как для перевозки скота). Щиты вставляют в специальные гнезда или одевают на борта, их можно также прибивать гвоздями. Задний торцевой щит ставится после полной загрузки кузова ульями.

Для облегчения погрузки на пасеке выкапывают яму. в которую машина подается задом. Задний борт откидывается на землю вместо трапа. Это позволяет на тачке заезжать прямо в кузов. Вместо ямы можно применять трап, который подставляется к заднему борту.

К погрузке пчелиных семей приступают после прекращения лета пчел. В пасмурные прохладные дни пчелы прекращают лет рано и поэтому их можно грузить днем. Погрузка начинается с того, что помощник пчеловода ходит от семьи к семье и плотно закрывает летки. После этого снимает крышку и утепление. Грузчики видят по сня­той крышке, какую семью надо брать для погрузки. Пче­ловод с одним грузчиком находятся в кузове и устанавли­вают ульи. К машине ульи подвозят на тачках или приносят на носилках. Погрузка идет через открытый задний борт. Сначала ставят к кабине, как можно плотнее друг к кругу, летками вперед или назад. На машину ГАЗ-53 вме­щается 4 улья в ряд. Между ульем и боковым бортом машины всегда остается место для двух плоских крышек. Остальные крышки погружают на машину вместе с кочевой будкой.

Следует заметить, что часто строго указывается, чтобы ульи грузились рамками поперек машины. Мы эту рекомендацию нарушаем. Уже с 1959 года ежегодно перевозили по 300—500 пчелиных семей и ни разу не видели отрицательных последствий после такой погрузки, а польза прямая — на автомашину грузим больше ульев с пчелами. Если ульи имеют полозки под доньями, то второй ярус ставится на борта кочевых сеток. Если полозков нет, то ряды первого яруса сверху скрепляются рейками шириной 6 – 7 см и длиной по ширине кузова. После этого на рейки устанавливаются ульи второго яруса.

Прокладка реек между ярусами способствует лучшей вентиляции ульев и предохраняет мешковину или коче­вую сетку от повреждения ее ульями второго яруса, а также скрепляет ульи от смещения по кузову.

Двухкорпусные и трехкорпусные ульи грузятся по два яруса, ульи-лежаки — в четыре яруса, а с магазинами гру­зятся в три яруса.

Обычно на автомашину ГАЗ-53 входят 48 двухкорпус­ных ульев, столько же лежаков, а с магазинами — 60—68 ульев.

В последнее время рекомендуют погрузку контейнера­ми по четыре улья сразу. Его поднимают специальным краном, смонтированным на автомашине, или тракторным погрузчиком. Это облегчает работу во время погрузки, но сильно усложняет уход за пчелами. Поэтому этот способ не нашел применения в производстве.

Погрузку пчел можно ускорить и облегчить, если на пасеке иметь переносный трап, который позволяет заво­зить улей с пчелами прямо на автомашину. Еще удобнее подвесная дорога с площадкой, оборудованной электромо­тором.

Как только груз на автомашине будет увязан, необходимо сразу же отправляться в путь, стараясь использовать остатки светового дня. Чем быстрее пчел доставите на место, тем лучше.

На небольшие расстояния (80—200 км) обычно пере­возят пчел довольно быстро. На большие же расстояния лучше перевозить пчел в вагонах-ледниках.

При перевозке надо иметь палатку, чтобы в случае дождя можно было укрыть пчелиные семьи. При перевоз­ке пчел днем в жаркую погоду на кузов надо сделать дуги и натянуть на них палатку, передняя и задняя части долж­ны быть открытыми. Палатка защитит от солнца, а встреч­ный ветер будет обдувать все ульи и спасать пчел от запаривания.

Двухскатные крышки возить на кочевку не следует, т. к. они занимают много места. Их можно заменить на­резанными кусками толя или рубероида. На толь положи­те не очень тяжелые предметы, чтобы не сдувало ветром. Рубероид хорошо заменяет крыши, мало занимает места в машине и облегчает работу по перевозке.

По прибытии на место пчелиные семьи надо расста­вить так, чтобы каждый улей имел затенение во время дневной жары, ориентиры, чтобы не было слетов и нале­тов пчел. В лесу и тайге такая расстановка не представля­ет большой трудности. В степи пасеку нужно располагать в ближайшем от медоносов леске. Если вокруг массива нет лесополосы, кустарника или березняка, лучше пасеку ста­вить рядом с медоносом, вытянув ее по краю массива, а чтобы пчелы не блуждали, сделать искусственные ориентиры.

По прибытии на место надо сразу же разгрузить и рас­ставить ульи, утеплить их, накрыть крышками, затем от­крыть летки. После этого пчелы обычно выкучиваются на всю переднюю стенку, но потом ночная прохлада их успо­коит и они постепенно зайдут в улей, а утром нормально будут облетываться.

На дальние расстояния перевозить пчел лучше на авто­транспорте, но в Сибири и северных областях Казахстана пасеки часто приходится перевозить на небольшие расстояния — 10—30 км. Такие перевозки необходимы для опыления сельскохозяйственных культур и для повыше­ния медосбора. В этом случае для пасеки лучше всего вы­делить трактор Т-16 или Т-20, а также тележку и почво­обрабатывающие орудия. Трактор отвозит ульи с пчелами, вывозит с пасеки мед и воск, обрабатывает припасечный участок и т. д. Особенно необходим он на таежных пасе­ках, где дороги для автомобилей непроходимы.

Иногда с пчелами кочуют по рекам. В этом случае используют старые баржи, плоты, лодки. Пасеки на барже устанавливают на весь сезон. Вечером, когда кончается лет пчел, баржу буксируют до того места, где есть взя­ток. По прибытии на место баржу причаливают к берегу и оставляют там до тех пор, пока не кончится взяток. Удач­ное применение барж для кочевки пчел мы наблюдали на Оби в Нижневартовске. За один сезон такая пасека соб­рала 29 тонн товарного меда.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.