Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности






Структуры: моторная (двигательная), премоторная и префронтальная кора лобных долей мозга. Здесь выделяются заднелобные, префронтальные, базальные и медиальные отделы, вносящие свой специфический вклад в реализацию функций третьего блока мозга (Корсакова, Московичюте, 2003). Обсуждается роль подкорковых структур в обеспечении произвольной регуляции. В целом для структур третьего блока характерны тесные корково-подкорковые взаимодействия.

Функции:

1) интеграция соматических, психических и социальных процессов, что проявляется в целостном био-психо-социальном функционировании человека как личности

2) обеспечение целенаправленных поведенческих актов, направленных на потребное будущее

3) целеполагание

4) построение программы действия

5) аутокоррекция по ходу выполнения программы

6) переключение

7) фильтрация поступающей информации

8) обеспечение регулирующей функции речи

9) контроль и сличение полученного результата с требуемым

В целом вышеописанные функции представляют собой произвольную регуляцию психической деятельности (или регуляторные функции).

Основными нарушениями при поражении структур третьего блока являются:

§ регуляторная и кинетическая апраксия

§ динамическая и эфферентно-моторная афазия

§ стереотипии в различных сферах деятельности

§ персеверации

§ снижение регулирующей функции речи

§ снижение критичности

2.4. Межполушарная асимметрия (МА) и межполушарное взаимодействие (МВ) как проблема нейропсихологии.

 

Межполушарная организация психических процессов – психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве 2 аспектов: функциональной асимметрии полушарий мозга и их взаимодействии при обеспечении психической деятельности.

Межполушарная асимметрия – качественное различие того «вклада» ЛП и ПП в осуществление каждой психической функции; различия в мозговой организации ВПФ в ЛП и в ПП

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения ЛП и ПП в единую целостно работающую систему, формирующийся под влиянием генетических и средовых факторов.

Проблема МА и МВ разрабатывается разными нейронауками: нейроанатомией, нейрофизиологией, нейробиологией, психиатрией, нейропсихологией.

Накоплено большое количество анатомических, физиологических и клинических данных о структурной и функциональной неравнозначности полушарий мозга. Уже у животных есть анатомические различия в строении полушарий, особенно в височной области. У человека:

· Общая площадь нижней лобной извилины больше слева

· Островковая область больше слева

· Зона Вернике больше слева

· Длина ЛП превышает длину ПП в 54 % случаев и т.д.

Физиологические различия:

§ Депрессия альфа-ритма выражена больше в ЛП при решении вербальных задач, в ПП при решении наглядно-образных задач

§ Вызванные потенциалы в задних отделах ПП опережают по времени ВП в тех же отделах ЛП. Асимметрия биопотенциалов зависит от профиля латеральной организации человека, а также характера предъявляемого стимула

История развития представлений о МА:

I. Абсолютная доминантность ЛП по речи, мануальным функциям и другим ПФ. У ПП второстепенная роль

II. Относительная доминантность ЛП по отношению к речевым функциям и функциям, опосредованным речью. Относительная доминантность ПП по невербальным функциям

III. Функциональная специфичность полушарий. Каждое полушарие вносит свой специфический вклад в любую ПФ.

Моделями для изучения МА и МВ являются:

А) Клинические модели:

- синдром «расщепленного мозга»

- локальные поражения симметричных структур в ЛП и ПП

- выключение одного из полушарий мозга (медикаментозно или с помощью унилатеральной электрошоковой терапии)

Б) Экспериментальные модели на норме:

- изучение лиц с разным профилем латеральной организации

- изучение выполнения различных заданий с параллельной регистрацией активности мозга (фМРТ, ВП и т.д.)

Методы исследования МА и МВ:

1. Хирургические методы, направленные на «расщепление мозга»

2. Метод односторонней электрошоковой терапии

3. Метод Вада (введение амитала натрия в одну из сонных артерий

4. Клиническое наблюдение и обследование лиц с локальными поражениями головного мозга

5. Методы определения ПЛО (опросник Аннет, методики, разработанные А.Р. Лурия, дихотическое прослушивание и т.д.)

Основные положения о МА:

1) Выделяют различные виды функциональных асимметрий (ФА):

o моторные (ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и др.),

o сенсорные (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др.),

o «психические» - асимметрия мозговой организации ВПФ (перцептивных, мнестических интеллектуальных)

2) МА имеет парциальный характер. В различных системах характер асимметрии м.б. неодинаков (пр. ведущая рука - правая, нога - левая, ухо – нет доминирования)

3) На основе 3 видов асимметрий (рука-глаз-ухо) Чуприков А.П. выделил 8 вариантов МА или ПЛО (профилей латеральной организации). В литературе принято выделять: «чистых» правшей, праворуких, амбидекстров, леворуких и «чистых» левшей. Реальная картина вариантов асимметрий гораздо более разнообразна.

4) Каждая форма МА имеет определенную степень. Учитывая количественные показатели асимметрии говорят о сильной или слабой асимметрии (подсчет коэффициента асимметрии).

5) МА у взрослого человека – продукт биосоциальных механизмов. Основы функциональной специализации человека являются врожденными, а по мере развития происходит усложнение механизмов МА и МВ

Межполушарная асимметрия в онтогенезе:

1) ФА нарастает в раннем детстве, достигает пика в зрелом возрасте и нивелируется к старческому возрасту.

2) В детстве развитие ПП идет более быстрыми темпами по сравнению с ЛП и вносит относительно больший вклад в осуществление психических функций (проявление гетерохронии)

3) Половые различия:

- у мальчиков на момент рождения более зрелым является ПП у девочек – ЛП

- ЛП у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков

- однако с возрастом для мужчин более характерно ЛП доминирование.

Основные тенденции в специализации полушарий:

Функция Левое полушарие Правое полушарие
Способ переработки информации Локальность Сукцессивность Произвольность Аналитичность Поэлементность Рациональность Интегральность Симультанность Непроизвольность Интуитивность Холистичность Чувственность
Речь Дезавтоматизированная речь Экспрессивная речь   Фонематический слух   Понимание буквального смысла Грамматическое оформление Понимание сложных грамматических конструкций Автоматизированная речь Импрессивная речь Порядок слов в предложении Мелодические, просодические компоненты речи Понимание переносного смысла фраз Формирование замысла высказывания Понимание простых грамматических конструкций
Мышление Категориальное (словесно-логическое) Опора на формальную логику Конкретно-предметное (наглядно-образное) Опора на бытовой опыт
Эмоции Обеспечение положительные эмоциональных реакций Переработка положительной эмоциональной информации Др. Гипотеза: эмоциональный сдвиг за счет нарушений МВ, за которое отвечает ЛП Неяркие эмоции Обеспечение отрицательных эмоциональных реакций Переработка отрицательной эмоциональной информации   Контрастные эмоции
Восприятие пространства Восприятие квазипространства     Восприятие прямой перспективы Восприятие дальнего пространства, планирование в перспективе При поражении ПП: - Структурно-топологические ошибки - Метрические ошибки - Координатные ошибки - Проекционные ошибки Восприятие обратной перспективы Восприятие реального ближнего пространства
Память Произвольная память Отсроченное запоминание Запоминание вербального материала Непроизвольная память Непосредственное запоминание Запоминание невербального материала (музыкальная память, цветовая память, зрительная память и т.д.)
Гнозис Буквенный гнозис Речевой слуховой гнозис (в частности фонематический слух) Дермолексия Лицевой гнозис Оптико-пространственный гнозис Неречевой слуховой гнозис Схема тела

Различные психические функции являются латерализованными в ЛП или ПП в разной степени.

В решении любой задачи принимают участие оба полушария. В связи с этим интерес исследователей обращается к МВ (межполушарному взаимодействию).

Трауготт Н.Н. выдвинуты 3 принципа взаимодействия полушарий

1. Комплементарное взаимодействие – взаимодоплнительная содружественная работа полушарий при решении задачи

2. Реципрокное взаимодействие – взаимное торможение, которое позволяет уточнять и координировать решение задачи на промежуточных этапах

3. Демпфирующее взаимодействие – одно полушарие способствует фильтрации сигнала другим полушарием, повышает помехоустойчивость.

Наиболее информативной моделью изучения МВ является «синдром расщепленного мозга» (Сперри, Газзанига, 1970), возникающий при перерезке мозолистого тела (метод лечения эпилепсии). Основные симпмоты делятся на:

- сенсорные феномены. Аномия – невозможность называния прдеметов, «воспринимаемых» правым полушарием (т.е. предъявленных в левую половину поля зрения или на левую руку) у правшей

- речевые феномены. Невозможность прочтения слов, предъявленных в левое поле зрения

- двигательные феномены. Нарушение реципрокной координации, дископия-дисграфия (левой рукой больной может только рисовать, а правой только писать).

Симптомы «расщепленного мозга» динамичны, непостоянны, со временем уменьшаются.

Разные участки мозолистого тела обеспечивают разную роль в механизмах межполушарного взаимодействия (изучалось на материале частичной перерезки МТ)

а. Задние отделы – нарушения МВ в зрительной сфере

б. Средне-задние отделы – тактильная аномия

в. Средние и передние отделы – нарушение взаимодействия слуховых систем

г. Передние отделы – нарушение реципрокной координации движений

Проблема МА и МВ разрабатывается в отечественной нейропсихологии с позиций теории системной динамической локализации ВПФ. Ни одно полушарие не является доминантным по отношению к какой-либо функции, а доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, который оно вносит в общую мозговую организацию психической деятельности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.