Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путь сотрудника в компании






Жизненный цикл есть не только у проекта или товара. Каждый сотрудник про­ходит в компании определенный путь.

Сотрудник может расти в нескольких направлениях.

• Повышается квалификация.

• Он занимает все более высокие ступеньки карьерной лестницы.

• Растет самооценка.

Разные приоритеты приводят к разным результатам.

Для руководителя важно уметь прогнозировать «корпоративный путь» своих


сотрудников1 и, по мере необходимости, влиять на него. Иначе вас ждут напрасная трата сил и плохие результаты для бизнеса. Рассмотрим 2 важных соотношения2:

• квалификация и карьера;

• мастерство и звездность.

6.12.1. КВАЛИФИКАЦИЯ, КАРЬЕРНЫЙ РОСТ И «РЫЧАГ»

Сотрудник может повышать свою квалификацию. А может - расти по карьер­ной лестнице. То есть развиваться в основном либо как специалист, либо как ру­ководитель (рис. 62):

Рисунок 62. Пути развития: специалист и руководитель

Задачи руководителя и исполнителя - различны.

Руководителя - добиться выполнения поставленных целей, создав опти­мальные процессы и организовав деятельность своих подчиненных. Но он не дол­жен выполнять «техническую» работу сам3.

Исполнителя - качественно выполнять работу, прописанную в бизнес-процессе и порученную руководителем.

Сознательно или нет, каждый решает для себя, какой путь избрать и как далеко

1А желательно - и кандидатов. См. п. 6.3 «Кого брать на работу», п. 6.4 «Наин сотрудников». 1 Сочетание карьеры и звездное™ выходит за рамки данной книги, так как скорее более интересно самому со­труднику, чем работодателю. 3 См. п. 6.9.4.2 «Эффективное руководство».


по нему пройти. Можно стать прекрасным специалистом, мастером своего дела, а можно - расти по иерархии.

Первая карьера- горизонтальная, вторая -вертикальная. Часто совмещают, однако это не очень продуктивно: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь».

Бывает, что прекрасный специалист вдруг решает стать начальником. «Жена на­пела», что пора, или еще что...Ион «выгорает», не выдержав политической борьбы и «бестолковости» своих подчиненных. Да и по «настоящей работе» руки чешутся. Вот он и пытается делать «все за всех» вместо того, чтобы заниматься организацией процессов. Такие горе-руководители так и не достигают успехов на управленческих постах. Но и вернуться на роль специалиста у многих не хватает духу.

ПРИМЕР 105. Игорь, менеджер по работе с ключевыми клиентами в круп­ной западной компании: «Лучший руководитель, которого я знаю, - офи­цер в отставке. Компьютер у него на столе стоит только потому, что так положено. Секретарша ежедневно включает компьютер за 10 минут до прихода начальника и выключает - после его ухода. Он к компьютеру не притрагивается. Зато все процессы у него работают идеально».

В качестве исключения хочу привести консалтинговую отрасль. У нас сам биз­нес устроен так, что чем более высокую должность занимает сотрудник, тем выше его профессиональная квалификация.

В каждый период жизни лучше концентрироваться на чем-то одном. Как пра­вило, сотрудник сначала развивается как специалист, а потом становится руково­дителем. Однако это очень непростой переход. Нужно отказаться от личного вы­полнения «технической» работы: сначала - рутинной, а на высоком уровне - почти всей. Зато стать сильным лидером команды и организатором.

Вы как руководитель более высокого ранга можете помочь своим подчиненным выбрать, куда расти. На что вам ориентироваться? Вот несколько критериев.

• Потребность компании в специалистах той или иной профессии и квалифи­кации1.

• Потребности компании в руководителях.

• Склонности работника.

• Его стремления.

В зависимости от компании и текущей ситуации большую значимость приоб­ретает тот или иной фактор.

Конечно, желание работника важно: «Насильно мил не будешь». Однако, во-первых, часто люди неадекватно оценивают свои возможности. А, во-вторых, по­требности компании могут отличаться от «хотелок» работника.

Примерно с одинаковой частотой я встречаюсь с противоположными ситуациями.

• Когда в компании много желающих быть руководителями (это еще не озна­чает, что они и правда могут).

1 См. п. 6.2 «Потребность компании в персонале».


Когда высшее руководство долго не может найти менеджера среднего звена,
так как никто из сотрудников не готов взять на себя такую ответственность. Во­
обще,
нехватка грамотных управленцев - бич российского бизнеса1.

Недавно я проводил в компании рабочую сессию по наладке системы продаж. Одной из проблем было то, что уже больше года руководство не могло решить, кого поставить на должность руководителя коммерческого отдела, - это сильно тормозило развитие продаж. Ни один из двух имеющихся претендентов не под­ходил по той или иной причине.

В итоге акционер при поддержке всего коллектива назначил на эту должность даму возрастом за 40, которая до этого занималась документальным сопровожде­нием продаж. Она долго сопротивлялась («Да что вы, я не смогу»), но после уго­воров неохотно согласилась. Сейчас она прекрасно справляется с обязанностями начальника отдела, направляя работу продавцов: опытных, успешных, но неорга­низованных в силу творческого характера работы.

Теперь по поводу квалификации. С одной стороны, профессионалы нам нуж­ны. С другой - слишком квалифицированный сотрудник2 приносит компании массу проблем, описанных в п. 6.8.3 «Развитие компании или обучение конкретных со­трудников?».

Поэтому вам важно, с одной стороны, создавать в компании возможность про­фессионального роста для сотрудников, а с другой - выдерживать оптимальную пропорцию между сотрудниками низкой, средней и высокой квалификации. Есте­ственно, что в большинстве отраслей высококвалифицированных сотрудников нужно меньше, чем неквалифицированных, желательно - в разы. В консалтинге это называется леверидж3, т.е. рычаг. Бизнесу он дает целый ряд возможностей.

Больше зарабатывать за счет экономии на «дешевых» сотрудниках. Чем
большего рычага вам удастся достичь, тем прибыльнее будет ваш бизнес.

Помните, зачем мы описывали бизнес-процессы? Одна из целей - возможность использовать менее квалифицированные кадры. В зрелом бизнесе таковых - большинство.

Выращивать лояльных работников «с нуля»4.

Снизить цену работ для клиента.

Компании выгодно построить у себя длинную карьерную лестницу. Так, в кон­салтинговых компаниях она составляет порой до 9 ступеней: от стажера до парт­нера (совладельца компании). Естественно, что ответственность, полномочия и доходы растут от уровня к уровню. И это мотивирует людей: им есть куда и ради чего расти. Важно, что таким образом обеспечивается также «естественный отбор» сотрудников по принципу: «Расти или уходи!»6. Всех сотрудников постоянно по-

1 «Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков». (Владимир Высоцкий. «Письмо в редакцию телевизионной передачи " Очевидное - невероятное" из сумасшедшего дома с Канатчиковой дачи»).

2 Англоязычный термин - overqualification, т.е. избыток квалификации. В западных странах к этому относятся очень серьезно. Например, в Америке очень сложно устроиться мыть машины, если у вас есть высшее образование.

3 От англ. leverage - рычаг.

4 См. п. S.3 «Кого брать на работу», п. 6.6 «Воспитание сотрудников», п. 6.8 «Обучение и развитие сотрудников».

5 В известной консалтинговой компании McKinsey это звучит так: «Up or out!».


буждают двигаться по ступеням, регулярно проводят оценку компетенций и обуче­ние. Однако «выживают» в компании только действительно самые лучшие.

Тот же принцип можно применить во многих других отраслях, тому немало при­меров. Хотя ступеней, как правило, делают меньше: обычно - три.

Во многих консалтинговых проектах руководители жаловались мне, что не знают чем мотивировать «старых» сотрудников. Новых высоких должностей нет и не пред­видится. Филиалы открывать тоже пока не собираются. Обычно в таких случаях мы удлиняем карьерную лестницу. Красивая должность на визитке радует работников. Так и появляются «старшие», «ведущие» и прочие «главные» специалисты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.