Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективный собственник






Мы обсудили эффективность бизнеса. Это важно: как я сказал выше, бизнес-инструмент для решения задач собственника. Означает ли это, что бизнес может быть игрушкой в его руках, а собственник, как истинный барин, может творить с бизнесом, что хочет?

Конечно, может. Только бизнес у такого собственника долго не живет. И уж во всяком случае не является эффективным. Владелец имеет на бизнес максималь­ное влияние, поэтому именно он - основной источник рисков. Особенно владелец незрелый, бестолковый.

Помню одну небольшую семейную компанию, где один из собственников (жена) имел привычку время от времени без предупреждения изымать деньги из сейфа. Их финансовый директор уволился после того, как накануне выплаты квартальных налогов она забрала около 20000 долларов на то, чтобы отправить свою собачку лечиться в Австралию.

Возникает понятие «эффективный собственник». Как им стать?

Во-первых, понять, чем данный бизнес является для вас.

• Делом всей жизни.

• Источником прибыли.

• Активом на продажу.

• Независимым рабочим местом {просто чтобы «на дядю» не работать).

• Вашей игрушкой.

• Способом самоутвердиться и проявить свою власть.

• Или как?

Берусь утверждать, что действительно успешными могут быть только первые три варианта, особенно первый. Если бизнес - дело всей жизни, то и строить его вы будете соответственно1. Если же вы временщик, то будете отжимать из бизнеса все соки. Примеров тому масса.

Временщики (как хозяева, так и управленцы) - большая беда многих компа­ний. Так, я знаю на Урале металлургический завод, который за постсоветские годы перепродавался более Зраз. Выдумаете, как там обстоят дела? Завод не работает уже почти год, большинство активных людей уехали из города. Тоже и на стеколь­ных заводах в Гусь-Хрустальном, и на сотнях других предприятий.

А сколько руководителей и целых команд, которые переходят из компании в компанию, оставляя после себя «выжженную землю», ибо работать хорошо -не могут и не хотят! 1

1 Рекомендую книгу Джима Коллинза «От хорошего к великому».

2 См. п. 1.1 «Компания глазами владельца» (врезка «И еще о наростах»),


Многие боятся российской нестабильности, поэтому отказываются строить долгосрочные планы. Тем не менее я знаю десятки частных компаний, которые честно и успешно работают по 5-10 и более лет. Во всех случаях основа - учреди­тели с очень здравой картиной мира.

Воля владельца - главный фактор, который двигает бизнес вперед. Есть воля - биз­нес стремительно развивается, несмотря на все трудности. Воля слаба- бизнес чахнет.

В последнее время стало все больше заказов от хозяев компаний, баланси­рующих на грани рентабельности. Нередко владелец финансирует свой бизнес из старых запасов, которые стремительно подходят к концу. Он стоит у черты -сворачивать бизнес или все-таки что-то изменить.

Это тяжелый выбор. Увы, случается наблюдать оба варианта. Впрочем, чаще воля пересиливает стереотипы, страх перемен и лень (свои и сотрудников). Чем глубже яма, тем сильнее стремление из нее вылезти.

Собственно, моя работа - помочь это сделать.

Чтобы выстроить сильный бизнес, нужно минимум несколько лет, а то и деся­тилетий. Если у вас более короткие планы - лучше и не начинать.

Важно поставить перед собой и бизнесом амбициозные цели: иные не «зажгут» ни вас, ни команду.

Ключевой вопрос - как вы будете сами себя мотивировать. От этого зависит, сколь долго бизнес проживет и насколько вырастет. Хорошо, если вас греет мечта: чем более далекая, тем лучше (иначе достигнете - и что дальше?)

ПРИМЕР 15. Сергей, владелец фабрики по производству мебели из массива сосны: «В начале перестройки я был инструктором по туриз­му. Водил ребятишек в походы: пешие, водные. Все было душевно, только денег мало. Но у меня была мечта: собственная яхта. Тогда это казалось нереальным. Она-то и привела меня в бизнес. Сейчас моя красавица на Ладоге стоит. А бизнес - куда ж теперь без него».

Для многих владельцев мотивация слабо связна с удовлетворением своих мате­риальных потребностей: часто они живут весьма скромно1. Например, основатель IKEA Ингвар Кампрад, состояние которого составляет около 30 миллиардов долла­ров, ездит на 12-летнем грузовике Volvo и летает эконом-классом.

ПРИМЕР 16. Станислав Тювильдин и Оксана Черкашина, владельцы компании «Снегири», г. Дзержинск Нижегородской области: «Мы соз­дали компанию около 5 лет назад. Начинали с нуля. Заработанные деньги вкладываем обратно в бизнес: на собственные средства по­строили цеха, закупили самое современное оборудование. Продаем нашу продукцию в Нижегородской, Московской и Рязанской обла­стях, Удмуртии, Башкирии.


 

Однако к роскоши относимся равнодушно. Себе за это время купили только 2 хороших машины. Лишь недавно начали строить дом».

Выделите необходимые для развития бизнеса ресурсы. Это не только деньги, но и время, мозги и т.д. Если вы не только инвестор, то на начальном этапе бизнес потребует от вас очень много времени и усилий. Много сил понадобится и в период структурирования спонтанного бизнеса.

Спроектируйте и внедрите систему, которая обеспечит достижение ваших це­лей. По возможности, с минимальным вашим участием.

Отберите правильных людей, замотивируйте их и обучите работать в созданной системе.

Вырастите под собой руководителей, передайте им оперативное управление бизнесом. А затем - не мешайте им делать свое дело. Помогайте бизнесу на стра­тегическом уровне: связи, ресурсы, VlP-клиенты, поставщики и т.д. Контролируйте бизнес по ключевым параметрам. Помогайте команде руководителей настраивать систему и управлять ей.

Извлекайте из бизнеса часть прибыли, но оставляйте и на развитие. Если прибыль не забирать, то теряется собственная мотивация. Если не оставлять, то бизнес чахнет.

Постоянно наращивайте свои амбиции, а с ними - и цели бизнеса. Чтобы не было застоя.

Кстати, владелец в своем развитии тоже проходит определенные стадии1. По уровню понимания бизнеса и жизни в целом, степени ответственности, резуль­татам и тому напряжению, которое нужно, чтобы их получать. С опытом результа­ты растут, а необходимое напряжение уменьшается. Собственник становится все более эффективным.

ПРИМЕР 17. Игорь Жуков-Дуккарт, промышленный консультант по КИП, совладелец ООО «РУПРОМТ»: «Вначале я понимал бизнес как специалист. Как это выглядит? Даже имея на руках все циф­ры по расчетному счету, картина происходящего была точечной -недоделанный паззл. Чтобы знать и делать правильно свой бизнес, я учусь видеть за цифрами части паззла и составлять в красивую кар­тинку. Иначе некоторые части паззла уходят другим».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.