Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декабря. День 4. Первый выход.







В день первого выхода хьюстонский ЦУП поднял экипаж “Индевора” в 18: 57 EST “Фанфарами для простого человека” Аарона Коуплэнда (Aaron Copeland, “Fanfare for the Common Man”). “Мы вдохновлены, мы готовы. Давайте ремонтировать эту штуку, ” — отозвался командир Кови.

Первый этап работы с Космическим телескопом должны были выполнять Стори Масгрейв и Джеффри Хоффман, известные также как “нечетная пара”, поскольку они же должны были участвовать в третьем и пятом выходах. План работ включал замену двух пар гироскопов (RSU №2 и №3) за 2 час 15 мин, двух блоков электроники (ECU №3 и №1) за 1 час 35 мин и восьми плавких предохранителей в течение 45 мин. Для удобства работы астронавтов батареи телескопа были повернуты в перпендикулярное к его корпусу положение.

Готовясь к пяти выходам с “Индевора”, американские специалисты постарались предусмотреть особые меры для повышения удобства и безопасности работы астронавтов. После того, как Масгрейв в ходе тренировки при температуре —90°С отморозил кончики пальцев, были изготовлены специальные утепленные перчатки. Правда, выполнять в них тонкую работу — соединять электроразъемы и отвинчивать мелкие винты — стало еще тяжелее.

Выход из шлюзовой камеры в грузовой отсек был запланирован на 23: 52 EST, возвращение — на 06: 07 EST. Руководители полета полагали, что в случае быстрого проведения подготовительных операций выход можно будет начать в 23: 00.

Стори Масгрейв и Джеффри Хоффман перешли в шлюзовую камеру (ШК) и надели скафандры. В 22: 29 ШК была разгерметизирована. В 22: 44 EST (03: 44 GMT) два астронавта вышли в грузовой отсек шаттла. (Момент разгерметизации приведен по данным Дж.Мак-Дауэлла. Время выхода дано по сообщению Центра Джонсона. Агентство Франс Пресс назвало 22: 42, а Рейтер — 22: 51. — И.Л.)

Хоффман зафиксировался на якоре на конце манипулятора, и Николлье медленно перевез его в дальний конец грузового отсека. Рядом с Хоффманом на манипуляторе была закреплена стойка для фиксации используемых при ремонте инструментов. Масгрейв добирался до цели “своим ходом” с самостраховкой.

Приблизившись к возвышавшемуся над грузовым отсеком на высоту четырехэтажного дома телескопу, астронавты установили защитные крышки на хвостовую остронаправленную антенну, а затем на открытые разъемы электропитания. Операторы центра управления КТХ (STOCC) при Центре Годдарда НАСА отключили тем временем питание блоков гироскопов RSU №2 и 3, и сняли с них подогрев.

Примерно через час после начала выхода Масгрейв и Хоффман открыли дверцу отсека гироскопов и начали снимать дефектные блоки RSU. Затем астронавты установили два новых блока RSU-2 и RSU-3 по два гироскопа в каждом (гироскопы №3, 4 и №5, 6 соответственно). До сих пор выход шел впереди графика и без осложнений.

Вслед за гироскопами астронавты заменили два блока электроники гироскопов ECU, после чего наземные специалисты убедились в их правильном подключении. Далее в течение 12 минут (при 45 минутах по плану) Джеффри Хоффман выполнил замену восьми предохранителей. На время их замены запитываемые через них системы “Хаббла” были отключены.

Неожиданная неприятность возникла около 02: 00, в момент закрытия двухметровых алюминиевых дверец отсека гироскопов. Две из четырех задвижек на дверцах отсека не вставали на свои места. Инженеры на Земле предположили, что после открытия дверцы она либо расширилась, либо сжалась вследствие изменения температуры. Плотное закрытие дверцы было необходимо для того, чтобы обезопасить чувствительные звездные датчики от постороннего света. Земля посоветовала оставить дверцы прикрытыми на целый виток, чтобы температурное распределение стабилизировалось. Используя паузу в работе, Масгрейв и Хоффман занялись подготовкой конструкции для временного хранения солнечных батарей. Она установлена в передней части грузового отсека и будет использоваться в ходе второго выхода. Они также закрепили на корпусе телескопа “якорь” — площадку для фиксации ног астронавта.

Проведенные на протяжении двух часов попытки закрыть дверцы отсека гироскопов оставались безуспешными. Астронавты занялись дверцей вдвоем. Хоффман, оставаясь на манипуляторе, работал с верхней частью дверцы; Масгрейв закрепился в держателе инструментов и сумел как следует надавить на нижнюю ее часть. В результате верхние и нижние замки удалось закрыть одновременно. “Хорошая работа, парни, ” — подбодрил астронавтов из Хьюстона Грегори Харбо.

К этому моменту длительность выхода уже приближалась к семи часам. Хоффман при помощи ручного гайковерта закрутил последние винты около 05: 55 на темной стороне 47-го витка на подходе к западному побережью США. Когда в 06: 03 над Мексиканским заливом “Индевор” вышел из тени, эта работа была уже закончена. Масгрейв в этот момент работал вблизи крышки люка ШК. Благодаря сверхурочной работе задачи первого выхода были выполнены полностью.

В 06: 17 Клод Николлье перевез Хоффмана к ШК, и Джефф покинул якорь на манипуляторе. Телевизионная картинка с борта шаттла пропала в 06: 27, а в 06: 33 комментатор НАСА сообщил, что астронавты уже в шлюзовой камере. Корабль подходил в это время к Южной Африке. Продолжительность выхода, вычисленная в соответствии с правилами НАСА, составила 7 часов 54 минуты; таким образом, Масгрейв и Хоффман провели второй по длительности выход в истории пилотируемых космических полетов. Самый продолжительный выход — на 8 час 29 мин — выполнили Томас Эйкерс, Ричард Хиб и Пьер Тюо 13-14 мая 1992 года.

73-минутная процедура свертывания солнечных батарей должна была начаться по команде STOCC в 07: 10. Представители ЕКА выражали уверенность в том, что батареи удастся свернуть, несмотря на повреждение несущей опоры правой панели. Свертывание и наматывание на барабан на поперечной штанге крепления левой батареи было завершено к 08: 25. Батарея свернулась полностью. Правую же удалось свернуть только на 30%, затем она застряла, и дальнейшие попытки были прекращены.

Вслед за неполным свертыванием правой панели НАСА подтвердило ранее объявленное дополнение программы второго выхода: Эйкерс и Торнтон должны были снять поврежденную панель и отправить ее в свободное плавание. Оператор связи Харбо сообщил это решение экипажу.

Начало функционального тестирования гироскопов было запланировано на 09: 27, а проверки предохранителей — на 12: 10, когда астронавты уже спали. Эти операции дали положительные результаты.

Комментируя в утренней телепрограмме “Встреча с прессой” ход полета шаттла, Вице-президент Гор подчеркнул, что любой, кто смотрел драматические кадры ремонта Космического телескопа “вновь чувствует... гордость за нашу страну, вызываемую фантастическими достижениями мужчин и женщин НАСА”.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.