Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правление Ивана III (1462 – 1505).






· Сброшено монголо-татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Хан Ахмат заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы. 1480 г. - стояние на берегах реки Угры (приток Оки).

· Развитие международный отношений. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны, и в первую очередь римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока.

· Изменение титула московского правителя. В 1494 г. Иван III первым принял титул " Государь всея Руси ", на византийский манер стал называть себя титулом " царь". Появление титула " самодержец ".

· Завершения объединения русских земель. Постепенная ликвидация самостоятельности отдельных русских княжеств: В 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов окончательно присоединен Новгород(1471 г. – битва при Шелони). В 1478 г. в Москву был перевезен новгородский вечевой колокол. В 1485 г. Тверское княжество.

· Начинается движение на восток. С целью прекратить набеги татар на русские земли в 1483 г. Федор Курбский через Средний Урал вторгается в Сибирь, доходит до рек Иртыш и Обь.

· Появление нового территориально-административного деления: уезды - станы – волости.

· Складывание новой социальной системы. Опора князя на слой служивых людей, развитие слоя дворян-помещиков. Изменение вассальных отношений. Чаще используется термин " холоп" для обозначения привилегированного класса, в отличие от рядового населения именуемого " робами" и " сиротами" (Катошихин).

· Переход от феодального ополчения к общерусской армии. Кирпичников – " крутая ломка традиционной системы вооружения и тактики боя". Основу армии теперь составляли " государевы служилые люди", дворянская поместная конница, объединенная в полки под командованием великокняжеских воевод. Все назначения тщательно фиксировались в разрядных книгах. Дворянская конница имела хорошее защитное вооружение " дощатые брони", удобные для боя сабли, даже легкое огнестрельное оружие " ручницы". Появились новые военные формирования – отряды " огненных стрельцов" или " пищальников" и наряд (" артиллерия")." Пищальники" набирались из горожан, из сельского населения в пехоту набиралась " посошная рать". Была разработана четкая система сбора ратных людей.

· Развитие системы кормлений. " Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие " вольные слуги" великого князя.

· Развитие института местничества. Распределение всех боярских фамилий по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости.

· Начало складывания неограниченной монархии. Первым из русских князей стал проводить политику возвышения власти Великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить Московскому Великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Причины складывания - монгольское и византийское влияние.

· Складывание новой бюрократической системы. Верховным правителем в государстве был московский князь. Он был верховным собственником земли, обладал всей полнотой судебной и исполнительной власти. При князе существовала Боярская дума, в которую входили наиболее знатные феодалы, духовные лица. Значительную роль в государстве стали играть митрополит и Освященный собор - собрание высшего духовенства. Появились общегосударственные органы - Дворец и Казна. Дворецкие ведали личными землями великого князя, paзбирали поземельные споры, судили население. Казна ведала государственными финансами. Началось формирование центральных органов власти - приказов. Дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие.

· Упорядочивание законодательства. В 1497 г. впервые после Ярослава Мудрого появляется новый свод законов - Судебник

· Начало складывания в России крепостного права. Крепостное право - это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно Закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина до уборки урожая и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября).

· Появление новых государственных регалий. В 1497 г. Иван III впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ. (К этому времени двуглавый орел в Византии символизировал единство духовной и светской власти.) При Иване III были приняты знаки великокняжеского достоинства: " шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу.

· Культурный подъем

· Появление новой государственной идеологии.

1. Идея о преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевских. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землей от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской Церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (1299-1328 гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и Русской землей владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчеркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа Бога на земле. Так как власть над Русской землей вручена Великому князю самим Господом Богом, то православный государь ни с кем не должен ею делиться.

2. Идея о родстве русских князей с римскими императорами. В это время появляется " Сказание о князьях владимирских". В основе " Сказания" две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царем " всеа вселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул Августа, т.е. божественного. В " Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород. (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами.) В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси ее стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул " цезарь" (на Руси царь).

3. Идея о Москве как хранительнице истинной христианской веры. Эта идея больше известна под названием " Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в 1510-1511 гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Ведь она - столица последнего государства, где сохранилась истинная, христианская вера в своем первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришел Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХV в. Византийская империя погибала под ударами турок-османов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, " третьим Римом", стала Москва - столица самого крупного православного государства. " Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.