Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По изучению дисциплины






МоделиРОВАНИЕ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ

Методические Указания по изучению

дисциплины

студентам бакалавриата сельскохозяйственных вузов:

 

Направление подготовки 280700 Техносферная безопасность

Профиль- Безопасность технологических процессов и производств

 

 

Ижевск 2015

Составитель канд. техн. наук, доцент кафедры БЖД Храмешин А.В.

Моделирование чрезвычайных ситуаций: Методические указания по изучению дисциплины / ИжГСХА очного и заочного обучения.

Предназначены для студентов направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность», профиль- «Безопасность технологических процессов и производств».

 

 

Утверждены методической комиссией Агроинженерного факультета.

Данные методические указания являются дополнением к авторскому лекционному курсу, читаемому по дисциплине и являются руководством для самостоятельного изучения материала и выполнения расчётных работ в семестровый и межсессионный период.

 

 

Рецензенты:

докт. техн. наук, профессор, проректор по УР

ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА М.С. Волхонов,

 

канд. техн. наук, доцент кафедры ЭРМ

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА Ф.Р. Арсланов.

 

Ó А.В. Храмешин, 2015

Ó ФГБОУ ВПО ИжГСХА, 2015

 

______________________ электроннный _________________

Заказ тираж ИжГСХА 2015

Раздел 1 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На земном шаре значительно возросло количество техногенных опасностей, угрожающих обществу, окружающей среде: хими­ческих, биотехнологических, атомных, оружейных, что сущест­венно расширяет критическую зону для человека и природы. Чрезвычайные ситуации, катастрофы, аварии на гидротехничес­ких, химических, сельскохозяйственных и военных производствах, газо- и нефтепрово­дах, АЭС становятся частым и обычным явлением.

По данным ряда ученых, такие события, как стихийные бедствия, техногенные аварии, характеризуются ростом их числа на 57%, ростом ущерба — на 5, 1, ростом количества жертв — на 6, 1% ежегодно. Эта же тенденция будет сохраняться и усили­ваться до 2030 г. (Проект Государственной стратегии устойчи­вого развития Российской Федерации).

Нынешний этап развития цивилизации — это этап разраста­ющегося социально-экологического кризиса, преодоление кото­рого требует пересмотра всех основных " истин" в экономичес­кой, социальной, демографической и экологической сферах на основе согласования их с законами биосферы и вытекающими из них ограничениями.

Перед миром встает огромная проблема: научиться модели­ровать, прогнозировать техногенные катастрофы, исключить момент " привыкания" к их возникновению и создать масштаб­ные управленческие системы, не только организационно-техни­чески, но и морально-психологически готовые к упреждающим действиям.

В отношении к этим объектам позиция " ликвидации последствий" во многом является неприемлемой, хотя и здесь должна быть полная готовность. Размеры разрушающих послед­ствий могут быть настолько велики, что надолго способны парализовать все ресурсы общества и природы.

Всё это налагает на производство и эксплуатацию такого рода объектов со сторо­ны общества, субъектов управления особую ответственность не только в виде существенных капиталовложений и соответствую­щей технической вооруженности, но и всесторонней готовности на долгосрочной основе осуществлять масштабные меры профи­лактики, прогнозирования. Речь также идет о создании средств и систем упреждающего реагирования, прежде всего научно-ана­литических, информационных, способных предупреждать тех­ногенные катастрофы.

Назрела необходимость создания и на­дежного функционирования упреждающей системы управления техногенными объектами.

Анализ показывает, что эти объекты во многом сегодня находятся в состоянии чрезвычайной ситуации, ряд из них не имеет надежной упреждающей защиты. Тактические средства быстрого реагирования на требования экстремальной ситуации, в том числе и информационно-аналитические, представляются далеко не оптимальными.
Поэтому новое, насущное требование современной ситуации не только в России, но и в мире — это использование нетради­ционных, инновационных технологий.

Безопасность — одна из первейших потребностей человека, общества, государства, человечества. Ее сущность заключается в способности отражать, предупреждать, устранять опасности, угрожающие существованию указанных выше субъектов, а также разрушающие их фундаментальные интересы, без удовле­творения которых немыслимы жизнь, благополучие, развитие и прогресс.

Своевременно устранять опасность возможно в случае аде­кватных методов, направленных на борьбу с ней. Выработка таких методов немыслима без подробного и всеобъемлющего изучения причин, ее порождающих. Следовательно, говоря о безопасности, мы всегда подразумеваем существование целого ряда причин, ее обусловливающих в различных сферах жизни человеческого общества, а также, меры для их устранения.

Важно заметить, что, рассматривая современное общество, многие уче­ные и специалисты различных областей знания отмечают, что его качественной особенностью, неотъемлемой чертой его внут­ренней жизни является систематическое взаимодействие с угро­зами и разрушениями, порождаемыми перманентным процессом модернизации, ставшим характерной чертой современной циви­лизации, и полагают, что " производство рисков" — социальный процесс.

В развитом обществе социальное производство матери­альных ценностей систематически сопровождается " социальным производством риска". Иначе говоря, в определенном отноше­нии это катастрофическое общество, которое требует смены социологической парадигмы.

Одной из характерных черт новой парадигмы развития должно быть государственное прогнозиро­вание (моделирование) и регулирование процесса модернизации, переход от не­ограниченного к ограниченному риску, когда приоритетом явля­ется сохранение, защита природы и человека, предотвращение опасности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

После изучения курса студент должен:

 

- владеть технологией, языком и системой моделирования,

- уметь составить модель по словесному описанию,

- уметь настроить модель, спланировать компьютерный эксперимент,

- уметь представить модель в алгоритмическом и математическом виде (объекты и процессы),

- уметь оперировать с элементами модели,

- уметь оценить качество модели, интерпретировать ее результаты,

- уметь показать теоретические основания модели.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.