Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешнеэкономическая деятельность






 

Открытость Республики Беларусь и вовлеченность в мировые хозяйственные связи в значительной степени определяют зависимость экономики страны от конъюнктуры и тенденций, складывающихся на внешних рынках. Беларусь, не обладающая достаточными природными и энергетическими ресурсами, вынуждена тратить значительные объемы валютных средств на их закупку. В этой связи важнейшими приоритетами развития должны стать повышение эффективности внешней торговли и обеспечение сбалансированности внешнеэкономических отношений.

Стратегическими задачами на предстоящее пятилетие являются: рост экспорта товаров и услуг, повышение его эффективности, увеличение рентабельности экспортных поставок, выход на положительное сальдо внешней торговли, совершенствование системы правового и информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности.

Для решения указанных задач необходимо:

· повышение эффективности действующих и создание новых экспортно ориентированных производств, увеличение рентабельности экспорта и объемов поступления валютной выручки;

· увеличение доли услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг за счет развития новых видов информационно–коммуникационных, туристических, компьютерных, инжиниринговых, страховых, банковских, финансовых и прочих услуг;

· увеличение экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью;

· развитие системы кредитования и страхования экспорта, использование иностранных кредитов и механизмов международной помощи для продвижения отечественных товаров и услуг на зарубежные рынки;

· привлечение кредитных ресурсов и прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями страны в инвестициях;

· снижение импортоемкости ВВП;

· освоение новых внешних рынков, выход на стратегический уровень отношений с динамично развивающимися странами Азии и Латинской Америки;

· создание предприятий за рубежом в целях снижения транзакционных издержек и увеличения экспортной прибыли;

· активизация участия Республики Беларусь в интеграционных процессах, направленных на укрепление торгово–экономического сотрудничества в рамках СНГ (Союзное государство, ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство), а также в рамках Европейского союза (Восточное партнерство);

· устранение барьеров доступа товаров и услуг на внешние рынки и снятие ограничений в торговле с основными странами–партнерами;

· упрощение таможенных процедур и внедрение новых прогрессивных технологий таможенного администрирования;

· приближение нормативных правовых актов к требованиям ВТО, что будет иметь важное значение для привлечения прямых иностранных инвестиций и расширения рынков сбыта;

· гармонизация стандартов, сертификации и других нормативных требований к производимой продукции с нормами ЕС/ОЭСР для выхода на новые экспортные рынки.

Реализация перечисленных мероприятий позволит увеличить экспорт товаров и услуг в 2, 2 раза и выйти на положительное сальдо внешней торговли.

 

9. Социально–экономическое развитие регионов страны

 

Региональная политика на современном этапе нацелена на максимально эффективное использование возможностей регионов с учетом специфики климатических, экономических, человеческих ресурсов.

Основные цели — повышение уровня жизни населения, рациональное использование производственного, ресурсного и кадрового потенциала регионов, обеспечение устойчивого развития территорий, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения независимо от места проживания.

Для достижения указанных целей предусматривается:

· развитие эффективных направлений размещения производств в регионах, содействующих реализации их конкурентных преимуществ на внутреннем и внешних рынках товаров и услуг;

· обеспечение сбалансированного воспроизводства и рационального использования в регионах местных природных ресурсов;

· улучшение экологической ситуации в крупных промышленных центрах;

· повышение инициативы и ответственности органов местного управления и самоуправления при решении региональных проблем социально–экономического развития.

Для решения этих задач необходимо:

· взаимозависимое развитие базовых и обслуживающих производств региональной экономики, гарантирующее комплексное решение проблем, максимальные социально–экономический и экологический эффекты;

· дальнейшее развитие свободных экономических зон, повышение эффективности работы градообразующих организаций малых и средних городских поселений, стимулирование размещения в них новых предприятий и организаций;

· развитие предпринимательства, формирование региональной инновационной инфраструктуры, включающей технопарки, бизнес–инкубаторы, сети трансферта технологий, специализированные консалтинговые организации;

· организация региональных межотраслевых производств, кооперативно–интеграционных структур путем объединения отраслевых и межотраслевых комплексов в единую хозяйственно–технологическую систему;

· приближение социальных услуг к потребителям, оптимизация сети учреждений социального обслуживания, укрепление их материально–технической базы;

· развитие социальной инфраструктуры села, малых и средних городских поселений;

· формирование территориальных социально–культурных центров многофункционального характера, обслуживание отдаленных населенных пунктов мобильными выездными бригадами, имеющими в своем составе специалистов различных служб;

· развитие производств и видов деятельности, связанных непосредственно с переработкой местных ресурсов, сельскохозяйственной продукции, обслуживанием сельского и лесного хозяйства;

· развитие городов–спутников г. Минска.

Особое внимание в региональном развитии будет уделено расширению и созданию производств на основе местных сырьевых ресурсов.

Предполагается обеспечить:

· увеличение использования в производстве местных сырьевых ресурсов с максимальной глубиной переработки и ограничение экспорта местных видов сырья и полуфабрикатов;

· снижение зависимости экономики страны от импортируемого сырья посредством максимально возможного замещения местными сырьевыми ресурсами.

Для этого предусматривается:

· развитие биоэнергетики, производств по углубленной безотходной переработке древесины;

· создание предприятий по производству комплексных минеральных, рассыпных и гранулированных удобрений;

· разработка новых видов продукции, в том числе лекарственных препаратов на основе продукции растительного и животного происхождения;

· внедрение технологий по комплексной переработке торфа на удобрение, стимуляторы роста растений, сорбенты, красители для древесины;

· расширение рынков сбыта и увеличение объемов экспорта продукции, произведенной на основе местных сырьевых ресурсов (калийные удобрения, цемент, минеральные и питьевые воды, пеллеты на основе древесных отходов и соломы, поваренная соль, продукция деревопереработки, доломит, щебень гранитный, кирпич);

· комплексное освоение и переработка местных ресурсов.

Осуществление намеченных целей, задач и приоритетных направлений социально–экономического развития регионов приведет к экономическому росту и оптимизации региональной экономики, снижению межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации условий, уровня и качества жизни населения. Проведение предлагаемых мер позволит уменьшить в 2015 году разрыв по уровню производства валового регионального продукта на душу населения между регионами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.