Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Голгофа






Архивные материалы о последних годах жизни академика Вавилова (1940 -1943)


Вниманию читателей предлагаются десять архивных документов о последнем трагическом периоде жизни гениального русского биолога, основоположника учений о биологических ос­новах селекции и центрах происхождения куль­турных растений академика Николая Ивановича Вавилова. Шесть документов хранятся в Цент­ральном архиве Министерства безопасности Рос­сийской Федерации, остальные - в Управлении внутренних дел по Саратовской области [1, 2].

О расправе над ученым рассказывалось в книге Марка Поповского " Дело академика Вави­лова". Автору удалось ознакомиться в 60-х годах со следственным делом академика № 1500 в Центральном архиве КГБ, собрать воспоминания современников, другие материалы и дать пред­ставление о предыстории и причинах ареста, о ходе следствия и последних днях жизни Николая Ивановича [3]. Трагедия ученого освещалась в ряде книг, статей и других авторов [4 - 10]. В био­графических трудах о Н.И. Вавилове иногда цитировались или упоминались некоторые из публикуемых сегодня документов [3, с. 191, 200 - 201; 8, с. 147 -148]. Однако полный их текст появляется в печати впервые.

Прежде всего хотелось бы отметить поста­новление на арест Н.И. Вавилова (док. 1). Оно было подписано 5 августа-1940 г. - за день до взя­тия Николая Ивановича под стражу. В его основу легли многочисленные показания арестованных коллег академика, сфабрикованные ОГПУ, а за­тем НКВД, а также доносы научных оппонентов. Методы фабрикации и фальсификаций раскрыты в последнем материале подборки - реабилита­ционном определении Военной коллегии Верхов­ного Суда СССР (док. 10). Нельзя, однако, сказать, что все в постановлении - ложь и фабрикации. Есть там и более или менее достоверные биогра­фические сведения (они, конечно, тоже нуж­даются в документальной проверке). Биографы ученого, вероятно, учтут данные об отце Вави­лова, содержание интервью Николая Ивановича одной парижской газете (февраль 1933 г.), неиз­вестные факты о его работе во Всесоюзном институте растениеводства в Ленинграде (ВИР), о его зарубежных поездках, контактах с учеными и дипломатами Запада и т.д.

Особый интерес вызовет та часть постановле­ния, где говорится о попытках академика добиться освобождения 44 ученых, арестованных в начале 30-х годов по обвинению в причастности к деятельности так называемой " Трудовой кресть­янской партии". Сейчас уже известно, что такая


организация никогда не существовала. Она была " создана" Сталиным и руководством ОПТУ для расправы над группой выдающихся экономистов и кооператоров во главе с Н.Д. Кондратьевым, А.В. Чаяновым и Л.Н. Юровским. Академик Ва­вилов в данном случае продолжал традиции выдающихся представителей отечественной на­уки (В.И. Вернадского, И.П. Павлова, Д.Б. Ряза­нова и ряда других), которые смело вступались за своих репрессированных коллег. Поповский писал о Вавилове-ученом и человеке как о конформисте по отношению к власть имущим. В данном эпизоде, как и в целом ряде других, Николай Иванович предстает совершенно иным. Когда речь заходила о науке, о его коллегах, он не боялся оказаться не по вкусу партийным вождям.

Постановление на арест значительно расши­ряет сложившееся представление о предыстории трагедии. Оно показывает, что Вавилов находил­ся под прицелом репрессивных органов уже с начала 30-х годов. За каждым его шагом следили. Начав преследования талантливых, самосто­ятельно мыслящих ученых, Сталин методично устранял ненавистных ему лидеров тех или иных научных дисциплин и заменял их преданными людьми. Так было в философии, политической экономии, истории и ряде других наук. Академик Н.И. Вавилов с самого начала не импонировал генсеку. Независимо мыслящий ученый с весьма сомнительным социальным происхождением, бес­партийный, пользовавшийся большим автори­тетом у западных (" буржуазных") коллег, часто бывавший за границей по своим научным делам, сохранивший доброжелательные отношения с главным оппонентом Сталина конца 20-х годов Н.И. Бухариным вызывал недоверие и неприязнь. Почему же Вавилова арестовали лишь в 1940 г.?

Расправляясь с учеными, Сталин принимал во внимание масштабы их личности и влияния. Он так и не решился репрессировать академиков Павлова и Вернадского, хотя ни для кого не были секретом их " немарксистские" политические и философские взгляды. Н.И. Вавилов пользовал­ся таким же уважением, был одной из самых ярких фигур научной и общественной жизни нашей страны. Директор ВИРа и Института гене­тики, председатель Географического общества, основатель и первый президент ВАСХНИЛ, лау­реат Ленинской премии 1926 г., один из руководи­телей всемирного движения генетиков, он по самым минимальным подсчетам занимал 18 раз­личных научных и административных должное-


 


ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК


том 63 № 9 1993


ГОЛГОФА



 



 


Академик Н.И. Вавилов дома в рабочем кабинете (конец 30-х годов). На стене - карта растительных зон земного шара. Снимок публикуется впервые.


тей. Со всем этим Сталин не мог не считаться. Но, судя по запечатленной в постановлении на арест активности карательных органов, его ре­шимость расправиться сученым становилась с каждым годом все сильнее.

Одна из причин - появление на небосклоне нау­ки селекционера Т.Д. Лысенко, который был оха­рактеризован позднее в " Британской энцикло­педии" " как самый знаменитый псевдоученый XX века" [10, с. 347]. Он пришелся по душе Стали­ну и своим крестьянским происхождением, и обе­щаниями при помощи яровизации быстро поднять урожайность сельскохозяйственных культур, горячей приверженностью попитике генсека, склонностью переносить в науку методы идео­логической борьбы. " Браво, товарищ Лысенко, браво, " - такими словами Сталин заключил на Втором съезде колхозников-ударников речь полю­бившегося ему оратора, когда тот представил своих научных оппонентов классовыми врагами. В 1935 г. Лысенко стал академиком ВАСХНИЛ, в 1937 г. -ее президентом, а в 1939 г. - действительным членом АН СССР. Восхождение сопровождалось жестокими репрессиями, арестами и расстрелами биологов, генетиков, почвоведов, селекционеров. В их числе оказались и многие сотрудники возглав­ляемых Вавиловым институтов.

Неприятности у самого Николая Ивановича начались уже весной 1933 г., когда его вызвали в


ЦК на " проработку". Сталину и его окружению были нужны от биологии и сельскохозяйственной науки сказочные урожаи. Ждать, пока постепенно проявятся результаты многолетней научной работы, они не собирались. Во второй половине 1934 г. было отменено празднование 10-летия ВИРа и чествование Вавилова в связи с 25-летием его научной деятельности. В 1935 г. ученого не избрали в ЦИК СССР, он вынужден был оставить пост президента ВАСХНИЛ и стал его вице-президентом. В 1937 г. на государственном уро­вне не было отмечено 50-летие ученого, сорвано проведение в Москве VII Международного кон­гресса генетиков, президентом которого он дол­жен был стать. Конгресс состоялся в Эдинбурге в 1939 г. Но Вавилова туда уже не пустили. Англий­ский генетик Ф. Кру, занявший место председа­тельствующего, заявил: " Вы пригласили меня иг­рать роль, которую так украсил бы Вавилов. Вы надеваете его мантию на мои не желающие этого плечи. И если в ней я буду выглядеть неуклюже, то вы не должны забывать: эта мантия сшита для более крупного человека" [3, с. 151].

В конце 30-х годов Сталин и Молотов неодно­кратно проявляли пренебрежительное отноше­ние к Вавилову. Его травили в прессе. На сессиях ВАСХНИЛ Лысенко пытался опорочить ученого и возглавляемый им ВИР, внедрить в руко­водство института своих приверженцев, поста-


 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.