Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Откуда я научным родом






Н. И. К03Л0В

СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ УСПЕХА:

СТРАТЕГИИ ЛИДЕРСТВА

 

 

ВНИМАНИЕ!

После ознакомления с данной книгой в течение одного месяца Вы обязаны удалить ее с Вашего компьютера.

В случае нарушения данного обязательства, Вы нарушите закон " Об авторском праве и смежных правах".

Электронная версия данной книги создана исклю­чительно с ознакомительной целью. Право на частное или коммерческое использование принадлежит авторам и организациям правообла­дателям.

По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям либо в соответствующие организации торговли.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Интересно, сколько же лет я писал эту книгу? Начал я ее очень давно, однако...

Еще будучи студентом факультета психологии МГУ, я ус­лышал о книге А. Авторханова «Технология власти». Ус­лышал вскользь, запомнил как «Технологию лидерства», автора в библиотеке не нашел (неудивительно, посколь­ку книга была на самом деле о Сталине, его деятельности, и вообще запрещенная), но: «Если есть такая книга, поче­му я ее не знаю?» Далее шел ход мысли, предельно для меня типичный: если мне очень надо, а взять неоткуда, значит, нужно сделать самому. Стал думать, что может быть в книге с названием «Технология лидерства»? Какие подсказки, правила, техники? Начал приглядываться к тем, кто показал себя лидером, как они себя подают, ведут, ре­агируют, какое у них мироощущение, как они мыслят и чувствуют и, чтобы понять главное, как всему этому на­учиться... Стал учить этому себя, потом других, скоро все это стало для меня совершенно естественным, как пить и дышать, — и вот, спустя двадцать лет наблюдений, я ре­шил записать то, что понимаю про техники эффективного влияния и технологию лидерства.

Собственно, в этом моем решении непосредственно вино­ват В. Тарасов — тем, что мне в руки попалась его «Тех­нология жизни: книга для героев». Я не люблю, когда меня опережают, а Тарасов опередил меня классно — хорошо, я пооблизывался, потом поблагодарил автора за то, что он сделал часть моей работы (написал то, что я толь­ко собирался), и понял, что пришло время мое. Мне пора: пора дописать то, что, возможно, собрался написать он и что может войти в книгу.

К сожалению, в книгу войти все не может: многие ком­муникативные и лидерские приемы надо просто показы­вать вживую, плюс все мы почему-то очень разные и то, что подходит для одного, оказывается кривым для другого.

Впрочем, книгу можете рассматривать и как рекламу моей практической тренинговой работы, соответственно биз­несменам предлагаю личный коучинг, людям вне бизнеса — «Синтон-программу» и дистанцию.

• «Мастерская перспектив». Это интереснейшая методика запланированного личностного роста, которая, возможно, подходит не всем, но для тех, кто готов работать в режиме такого интенсива, является самым быстрым и надежным способом изменить себя в нужном направлении. С удовольствием сравню с любым другим видом учебно-тренинговой деятельности только лишь потому, что до сих пор ничего более эффективного не встретил.

Рекомендую часто заглядывать на мой личный сайт www.nkozlov.ru, там всегда много свежей практической информации.

Отзывы синтоновцев и упоминания о «Синтоне» в этой книге часты, но здесь ничего подробно о нем писать я не буду — Учебному Центру практической психологии «Син-тон» посвящены многие страницы моих других книг, плюс самые живые и последние новости из его жизни найдете на его сайте www.syntone.ru и форуме. Тем более что там прекрасная компания и великолепная возможность обсу­дить то, что вы считаете достойным обсуждения.

Традиционный вопрос: «Для кого ваши книги? И эта — в частности?» Отвечаю: для тех, кто уже проснулся, но еще не умер (душевно не умер) и еще верит, что он в своей (и не только своей) жизни может что-то сделать. Много ли таких людей вокруг вас и к какой категории вы отне­сете самих себя — вопрос не ко мне, и, если вас ответ не вполне устраивает, можно разозлиться и сделать что-ни­будь хорошее.

• Например, сегодня обязательно принять душ и сбегать (ну, сходить) на стадион. После этого обычно возникают очень свежие ощущения и даже хочется жить. Вот видите, как здо­рово!

Откуда я научным родом

Хочется надеяться, что к этой книге не будут кем-то применяться критерии, которым должна соответствовать психотерапевтическая литература — ровно по той при­чине, что автор книги — бизнес-тренер, психолог и соци­альный педагог, а не психотерапевт. Еще раз повторю: не психотерапевт и не буду и в чуждые себе области экспансии не планировал. Коллеги отметят, что развива­емая нами (мной и моими коллегами) психологическая традиция — это не психоанализ, не бихевиоризм и не (далее можно списком: гештальт, транзактный анализ, НЛП). По философии жизни и главным ценностям бли­же всех нам гуманистическая психология — именно своей общегуманистической направленностью, однако нас отличает то, что мы не склонны надевать розовые очки, рассматривая каждую конкретную личность, и, исходя из чисто житейских (и деловых) соображений, отличаем деятеля от паразита, человека ответственного и перспек­тивного — от пустого лентяя и знаем, что для делового человека воспитательная работа с болтунами не всегда по карману и он предпочитает с ними просто не связы­ваться.

• Если эту традицию как-то именовать, она получит звание реалистической психологии.

В отличие от личностно-ориентированного подхода, нам ближе результатно-ориентированная психология.

Психотерапевт может и должен в каких-то ситуациях своего клиента делать центром всего процесса, но для ру­ководителя личность его сотрудников, как и его собствен­ная личность, есть только средства и орудия: ресурсы, ко­торые должны давать результат.

• Что никаким образом не исключает любви и уважения клю-дям. Так же как к компьютерам и другому оборудованию офиса.

По способу описания личностно-психологической реаль­ности мы близки социально-когнитивному направ­лению, представленному именами А. Бандуры и Дж. Рот-

тер: подходу рациональному, практичному, без жестких догм и позволяющему говорить с непсихологами на языке, им понятном.

А в целом свой подход, развиваемый уже второе десяти­летие, мы называем синтез-технологией, и подробнее познакомиться с ее основополагающими принципами и особенностями можно в нашей книге «Формула успеха: философия жизни эффективного человека».

А стоило ли вообще писать эту книгу?

«Все, что ты пишешь, — действительно правда. Но зачем же об этом писать?!» — огорченно вздохнула моя вторая половинка, мою любимая жена, и я понял, что она права, как обычно.

Тема книги — действительно полузапретная, поскольку касается технологии власти и приемов реального управ­ления поведением людей. А кто же будет просто так рас­крывать секреты власти людей над людьми, кто же будет властью — делиться? Нет таких. Напротив, имеет смысл позаботиться, чтобы знания эффективных технологий влияний в школах не распространялись, чтобы обучение этим техникам происходило только среди высшего управ­ленческого персонала и чтобы эффективно влияли толь­ко — мы... То есть не вы.

Происходит любопытнейшая вещь: те, кто этой наукой влияния повседневно пользуется, формируют об­щественное мнение так, чтобы более никто этим не занимался. Профессиональные манипуляторы нани­мают бодрых специалистов, которые, активно влияя на сознание людей, объясняют им, что эффективно и осоз­нанно влиять на сознание и поведение других людей не­хорошо и учиться этому не нужно. И теперь уже все образованные и воспитанные люди знают, что технологи­ями «промывания мозгов» и «дрессировкой» интересуют­ся только лидеры деструктивных культов и нравственно ущербные манипуляторы.

• То есть достаточно свободные люди, которые эффективно и осознанно пользуются всем этим богатым арсеналом без разрешения сверху.

Учитывая, что «промыванием мозгов» легко называется все что угодно, от психологии рекламы до технологий привития корпоративной культуры или методик эффективного хоть воспитательного, хоть управленческого процесса, то под об­стрел попадают, как обычно, люди самые творческие и чест­ные, называющие вещи своими именами.

...Коллеги, мы живем в мире, где все влияют друг на дру­га — открыто или скрыто, тонко или грубо, физически или информационно, от души искренне или по здравому раз­мышлению... Наверное, все-таки будет лучше, если все мы будем делать это более осознанно и грамотно, а забота о том, чтобы при любых наших действиях количество добра в мире увеличивалось, всегда будет ориентиром для всех порядочных и цивилизованных людей.

Может ли тем не менее эта книга быть кем-то использо­вана не во благо? От этого не застрахован никто. Екате­рина II в свое время была против распространения гра­мотности в России на том основании, что грамотный на­род будет еще больше писать кляуз и доносов, и нельзя сказать, что ее опасения были совсем беспочвенны. Одна­ко разумным решением было все-таки развитие системы школ, где дети не только учились писать, но и воспитыва­лись как граждане России. Таким образом, следует не бороться с теми, кто учит техникам эффектив­ного влияния, а совместно с ними учиться делать это более грамотно, обеспечивая нравственную со­ставляющую этого процесса.

Прямолинейное же обличение недобросовестных мани­пуляторов на практике приводит только к тому, что лю­бителей ловчить становится больше, а их хитрости — изощреннее и тоньше. Как это происходит? Легко! Меня восхищает книга Роберта Чалдини «Психология влия­ния» — действительно очень толковая и содержатель­ная книга. Начиная ее, автор признается, что его всю жизнь дурачили специалисты по «достижению уступ­чивости», и подчеркивает свое их осуждение. В следую­щих главах он пишет, как на людей влияют предъявлен­ные им образцы — неважно, какого свойства. А потом эти же образцы манипуляций и представляет, подробно расписывая, как дурить народ и этим успешно продавать свои товары, — конечно, не догады­ваясь, как его книгу творчески используют те, кто изуча­ет технику успешных продаж.

• А что, он здесь ни при чем. А самое интересное, что автор действительно производит впечатление очень искреннего человека. Не ведает, что творит?

Я тоже мог написать текст предельно аккуратный идео­логически, но эта книга предназначена не для того, чтобы фрагменты ее торжественно вывешивались в красном уголке. Книга должна была быть живой и войти в вашу жизнь так же плотно, как входит утром в ваше окно луч солнца, шум автомобилей на улице и желание прошлепать по полу босыми ногами. Я хотел, чтобы книга стала ва­шим собеседником: собеседником интересным, но с харак­тером и взглядами своеобычными; с кем согласен не все­гда, с кем хочется спорить, но чью позицию уважаешь в любом случаем хотя бы за честность.

• А самое главное, к чьим размышлениям и советам возвра­щаешься раз за разом потому, что все это жизненно и прак­тично.

Раздача слонов

Я наконец понял, что каждая книга — это великолепная возможность под предлогом раздачи благодарностей лег­ко упомянуть всех, кого я ценю и люблю. Конечно, этим воспользуюсь и в первую очередь обниму всех своих близких, потому что лучше всего пишется, когда они про­сто есть, а еще лучше — рядом.

В первую очередь — жене Марине за то, что с ее дыха­ния начинается для меня каждое утро. За то, что она дарит радость ее любить и при этом исключительно конк­ретно подсказывает, что в жизни делать надо.

• Например, написать вот эту книгу.

Конечно, душевная благодарность милым девочкам Маше и Насте, чьи звонкие голоса самым причудливым образом вплетались в текст и мелодику книги, моим сыновьям Ивану и Александру за то, что уже начали меня вполне радовать, милой Чуде и Виктору Петровичу за многолет­нюю дружбу и моим родителям за то, что я их всегда помню.

Искреннее благодарю моих замечательных сотрудников, ведущих тренеров «Синтона» Сергея Шишкова, Валерия Дудкина, Виталия Пичугина, Владимира Раковского, Дмит­рия Устинова и, конечно, Светлану Бородину, а также кол­лег Сергея Васильева и Игоря Незовибатько за совмест­ный творческий поиск. Тимур Владимирович Гагин дос­тоин отдельной строчки хотя бы потому, что в этой книге ему лично принадлежит целая глава и куча самых весе­лых мыслей.

В этой книге также приняли самое деятельное участие Алексей Акчурин, Алексей Кельин и, повторюсь, всегда незримо присутствовал Владимир Константинович Тара­сов, основатель авторской школы менеджеров, поскольку именно в первую очередь с его идеями я сверял сообра­жения свои.

Предельно конкретно благодарю за ценные мысли и от­четы своих дистантников: Алису Курилову, Ольгу Лап-шинову, Самотаева Игоря, Леона Фримена, Антишину Ма­рию, Клименкова Сергея, Лисицыну Аллу, Никифорову Наталью, Старостина Василия, Наталью Шуляк, Хохлову Татьяну, Дроздову Наталью и Танаку. Не только за вели­колепные отчеты, дополнительное спасибо и объятия Алене Паратновой, Андрею Крюкову и Марку Шевченко за са­мую реальную помощь и поддержку во всех синтоновс-ких делах, что и дало мне возможность заниматься кни­гой как следует.

По-моему, пора переходить к делу. Вперед!

Тем, кто любит мыслить самостоятельно, текст даст бога­тейшую возможность нарожать своих мыслей целый дет­ский сад, а тем, кто предпочитает воспользоваться сообра­жениями автора, заранее подсказываю самый правильный вывод из всей книги:

Влиять на жизнь — хорошо, а хорошо влиять — еще лучше!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.