Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что чувствуют окружающие






Рассмотрим особенности воспитательного взаимодействия с детьми, которые обладают сильным характером, волей, упрямством, недетской выдержкой.
В основе их упорного молчания лежит скрытое стремление к лидерству, «царствованию» хотя бы среди самых близких людей. Таким поведением ребенок привлекает к себе внимание, поскольку для общения приходится угадывать все его желания.
Взрослые, которых тревожат добровольный «обет молчания» и непонятные им причины ненормального протеста ребенка, стремятся перевоспитать маленького упрямца во что бы то ни стало. Однако избавиться от мутизма невозможно посредством уговоров, лести или карательных мер. Требуются терпение и специальная коррекционная работа. Прежде всего необходимо создавать условия для самостоятельности, как можно чаще ставить ребенка в ситуацию выбора.
Например, при покупке сладостей или игрушек можно продемонстрировать непонятливость и предложить малышу самому обратиться к продавцу с просьбой. В случае отказа — не уговаривать, но и не покупать желаемое.
Важно не ущемлять гордости (самолюбия) молчуна, а постараться перестроить систему отношений с ним. Психологи, например, предлагают сообщить, что его молчание заразительно. В итоге мама (или другое значимое лицо) тоже «заразилась» и не может ни о чем попросить постороннего человека. Да и дома теперь придется молчать.
В случае агрессивного поведения ребенка не стоит объяснять ему, что так поступать нехорошо. У многих детей-молчунов высокий интеллект, они умны и прекрасно понимают это сами. В подобных ситуациях, по утверждению И. Медведевой и Т. Шишовой, помогают аналогичные ответные действия пострадавшего взрослого. Например, если ребенок постоянно щиплет кого-то, следует поступить так же по отношению к нему. При этом нельзя демонстрировать мстительность: «Ах, раз ты так, получи в ответ!» Ребенку надо сообщить примерно следующее: «Мне очень жаль, но что поделаешь? Твое поведение — заразно, как грипп. Придется и мне так поступать...»
Таким образом, ребенок с избирательным мутизмом попадает в положение, подобное тому, в какое он сам ставит окружающих. Главное, нельзя наказывать, высмеивать, оскорблять, унижать, требовать говорить.
Известны случаи, когда учителя и родители стараются «переупрямить» молчуна, например ставят в угол (у классной доски и т.п.), до тех пор пока он не заговорит. Однако подобные меры только ожесточают ребенка, усугубляют его состояние. В силу своих индивидуальных свойств такие дети предрасположены к невротическим расстройствам и реакциям протеста. Они особенно чувствительны, ранимы, обидчивы. Вот почему терпение, деликатное и осторожное отношение — незаменимые помощники педагога.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.